Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Вязкость масла для двигателей с пробегом
Автолюбители очень часто сталкиваются с проблемой выбора смазочного материала для двигателей с большим пробегом. Чаще всего владельцы ТС не могут разобраться с тем, какую вязкость масла использовать для силового агрегата.
Это связано с тем, что параметры и характеристики тех или иных моделей двигателей разнятся между собой. Поэтому при выборе смазки особое внимание следует уделять допускам и нормативам от завода-производителя ТС.
К примеру, на автомобиль Фольксваген Бора производитель рекомендует использовать масло с вязкостью 5w40. Если владелец ТС зальет в систему ДВС смазку с индексом 10w40 или 15w40, то возникнут проблемы, связанные с прокачкой жидкости в масляном насосе.
Особенно это касается зимнего периода, когда наблюдаются сильные морозы. Если залить 0w20, то мотор начнет работать на износ, поскольку масло будет обладать большой текучестью и в результате прогрева мотора не сможет обеспечивать должную защиту металлических деталей и механизмов.
Двигатель с большим пробегом
Как правило, когда автомобиль пересекает рубеж в 200 тыс. км пробега, специалисты рекомендуют использовать полусинтетику взамен синтетики. Прежде всего это связано с потерей эксплуатационных характеристик движка. Поэтому, чтобы знать, масло с какой вязкостью использовать, необходимо учитывать техническое состояние двигателя.
Увеличение пробега ДВС предполагает определенные изменения и требования к вязкостным показателям смазки. Опытные механики рекомендуют заливать в двигатель масло с большим индексом для оптимальной текучести и смазывания изношенных деталей. Чем раньше автовладелец заменит состав на аналог с соответствующими вязкостными характеристиками, тем больше вероятность сохранения функционального состояния ДВС.
Также стоит отметить, что в изношенные двигатели не рекомендуется заливать слишком текучие масла с большим индексом вязкости, такие как 20w50, 10w50. Из-за жидкого состояния сформированная микропленка будет регулярно стекать с поверхности трущихся механизмов, что способно привести к износу и перегреву деталей.
Поэтому, чтобы выбрать наиболее оптимальную вязкость масла как для зимнего, так летнего периода, необходимо остановиться на 5w40, 10w40. В сильные морозы можно использовать 0w20, а затем выполнить плавный переход на 5w30.
Рекомендации от специалистов по выбору вязкости масла
Согласно мнению автомехаников и производителей ТС, необходимо использовать:
- Всесезонные 5w40, если пробег у двигателя составляет более 100 тыс. км. В летний период для мотора рекомендуется 10w30;
- Всесезонные 5w50, если пробег движка составляет более 250 тыс. км. На зиму – 5w40 или 10w
Но с учетом этих рекомендаций отметим тот факт, что силовой агрегат может потерять функциональность и быть в изношенном состоянии уже по достижению 50 тыс. км. Поэтому такие показатели следует рассматривать только при наличии нормальных эксплуатационных характеристик двигателя.
Прокачка моторной жидкости
Прокачка масла представляет собой возможность его беспрепятственного прохождения через масляную систему ДВС. Проворачивание отвечает за холодный запуск ДВС. Именно от этих двух параметров зависит выбор вязкостных параметров смазочного материала.
К примеру, автомасло с индексом 5w обладает минимальной прокачкой при t -35°C. Температура проворачивания масла составляет -30°C. То есть при этом показателе двигатель можно запустить на морозе.
Следовательно, моторную смазку 5w можно использовать в умеренных климатических зонах с плавным переходом к северным регионам, где температурные показатели в зимний период не превышают -35°C.
Если следовать указанным рекомендациям, то можно легко разобраться, какую вязкость масла использовать для двигателя с пробегом для обеспечения его стабильной и функциональной работы.
Масло для изношенного двигателя
Среди большинства владельцев старых автомобилей бытует мнение, что, поскольку их автомобиль имеет значительный пробег, разумно экономить на смазочных материалах. Но так ли это? Андрей Кудимов, технический специалист по смазочным материалам Shell, рассказал Транслеру об использовании синтетических масел для автомобилей с пробегом.
Желание владельца грузового автомобиля или собственника транспортного парка сэкономить на расходных материалах при обслуживании техники совершенно понятно. Расчет вполне прозрачен: с каждого километра пробега автомобиля необходимо получить максимум прибыли. Пытаясь сэкономить, владельцы, как правило, останавливают свой выбор на недорогих маслах, забывая при этом о главном: дешевые и менее качественные масла в результате обходятся дороже. Экономичные масла обеспечивают долговечную и надежную работу техники, что в свою очередь позволяет сберечь средства на ремонтах узлов и агрегатов, уменьшить денежные потери из-за простоя техники или невозможности доставить вовремя груз. К сожалению, владельцы, желающие сэкономить на смазочных материалах, упускают из виду тот факт, что требования к моторным маслам в изношенных двигателях со временем не снижаются, а, наоборот, только повышаются. Поэтому вопрос применения современных качественных моторных масел — и прежде всего синтетических — для двигателей автомобилей с большим пробегом является актуальным.
Типы моторных масел
Основными компонентами моторных масел являются базовое масло и пакет присадок. Базовые масла могут быть как минеральными, так и синтетическими. Присадки же всегда синтетические. Получается, что любое моторное масло, даже минеральное, будет содержать некоторое количество синтетических компонентов.
Но не все минеральные моторные масла одинаковы по своим эксплуатационным свойствам. Они могут отличаться как по степени легированности – количеству присадок, которые входят в состав моторного масла, так и по качеству базового масла, которое может быть как маслом 1-й группы, так и маслом 2-й группы. Базовые масла 2-й группы являются маслами более высокой степени очистки, обладают лучшей термоокислительной стабильностью. Поэтому высоколегированные моторные масла, созданные на основе базовых масел 2-й группы, имеют гораздо более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с моторными маслами, созданными на основе базовых масел 1-й группы.
Синтетические моторные масла преимущественно производят на основе полиальфаолефинов (ПАО). Для таких базовых масел характерен высокий индекс вязкости (то есть более широкий диапазон рабочих температур, что особенно важно при эксплуатации техники в условиях низких температур), очень высокая термоокислительная стабильность и низкая испаряемость (что приводит к меньшему расходу масла на угар).
С полусинтетическими моторными маслами ситуация несколько сложнее, такими маслами производитель может назвать смазочный материал, содержащий более 25 % синтетических компонентов. Поэтому полусинтетическим моторным маслом в теории можно назвать масло, созданное на основе минеральных базовых масел, в которое добавили очень насыщенный пакет присадок. Что мы имеем в результате: полусинтетические моторные масла обеспечивают более высокие эксплуатационные свойства (зачастую более широкий диапазон рабочих температур) по сравнению с минеральными моторными маслами, но до свойств синтетических моторных масел таким смазочным материалам еще далеко.
Классы вязкости масел, рекомендованные Mercedes-Benz
Классы качества моторного масла
Для дизельных двигателей серии 600:
Без турбокомпрессора допускаются к применению масла: MB 227.0/11), 228.1, 228.2/3, 228.5, 229.1.
С турбокомпрессором допускаются к применению масла: MB 229.1.
Для дизельных двигателей серий 300/400/500/900.
Без турбокомпрессора допускаются к применению масла: MB 227.0/11), 228.0/1, 228.2/3,
С турбокомпрессором допускаются к применению масла: MB 228.0/1, 228.2/3, 228.5.
Для дизельных двигателей ОМ 457/460:
Допускаются к применению масла: MB 228.0/1, 228.2/3, 228.5, 228.51 (низкозольные
масла для автомобилей с установленными фильтрами и системами CRT, SCR, DPF –
двигатели, отвечающие требованиям Eвро-4 и -5).
Для газовых двигателей: допускаются к применению масла: MB 226.9.
— Rimula R2 Extra 15W-40 MB 228.1;
— Rimula R3 X 15W-40 MB 228.3;
— Rimula R4 L 15W-40 MB 228.3;
— Rimula R5 E 10W-40 MB 228.3, 228.31;
— Rimula R5 M 10W-40 MB 228.5;
— Rimula R6 ME 5W-30 MB 228.5;
— Rimula R6 LME 5W-30 MB 228.51, 228.5;
— Rimula R6 LM 10W-40 MB 228.51, 228.5, 226.9;
— Rimula R3 NX 15W-40 MB 226.9 (газовые двигатели).
Интервалы замены моторных масел, км 2
Масло, условия работы, двигатель
Местное движение, двигатель без турбонаддува
Местное движение, двигатель с турбонаддувом
Дальние рейсы, пробег 100.000 км/год, двигатель без турбонаддува
Дальние рейсы, пробег >100.000 км/год, двигатель с турбонаддувом
Дальние рейсы, двигатель ОМ 447h
1 В настоящее время масла с спецификацией 227.0/1 не рекомендуются к применению.
2 В настоящее время для определения срока замены масла используются системы
Интервалы замены, приведенные в таблице действительны для автомобилей без
установленных датчиков контроля качества масла.
Двигатель с большим пробегом
Рассмотрим, что происходит с двигателем автомобиля, имеющим большой пробег. Износ цилиндро-поршневой группы – это снижение компрессии, что в свою очередь ведет к снижению полезной мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Синтетические моторные масла отличаются от минеральных лучшей устойчивостью к воздействию высоких температур и меньшей испаряемостью, поэтому они лучше уплотняют камеру сгорания, образовывают более устойчивую масляную пленку по поверхности цилиндра и таким образом уменьшают влияние последствий износа двигателя на его мощность и расход топлива. При износе цилиндро-поршневой группы возрастает прорыв продуктов сгорания топливо-воздушной смеси из камеры сгорания в картер. При этом масло под действием высокой температуры этих газов и из-за наличия в них агрессивных компонентов топлива (особенно если владелец такого автомобиля экономит не только на масле, но еще и на топливе) окисляется, присадки теряют свою эффективность, в двигателе накапливаются продукты сгорания, распространение которых приводит к коррозии деталей двигателя. Синтетические масла отличаются от минеральных лучшей устойчивостью к окислению, а «долгоиграющие» присадки в составе масла, в том числе антикоррозийные, надежнее защищают двигатель от вышеперечисленных трудностей.
Применение синтетических масел также позволяет решать проблему холодного запуска для двигателей. Синтетические моторные масла обладают лучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с минеральными маслами, например они обладают лучшей текучестью и меньшей вязкостью при низких температурах, а это значит, что они оказывают меньшее сопротивление проворачиванию коленчатого вала, перемещению поршней, движению деталей газораспределительного механизма, то есть обеспечивают более легкий запуск холодного двигателя и даже экономят топливо во время прогрева двигателя за счет снижения трения. Кроме того, известно, что большая часть износа двигателя приходится как раз на момент холодного запуска и прогрева. Поскольку холодный двигатель всегда работает на обогащенной топливной смеси и этот режим «до прогрева» вносит свой существенный вклад в общий расход топлива, то тем самым обеспечивается дополнительная экономия. Синтетические масла значительно быстрее прокачиваются по системе смазки при низких температурах и быстрее поступают к трущимся деталям двигателя, надежно разделяя их масляной пленкой, поэтому их применение позволяет снизить износ деталей двигателя в условиях запуска при низких температурах. Кроме того, хорошая прокачиваемость по системе смазки и быстрый запуск двигателя увеличивают ресурс аккумулятора
Также известно, что детали двигателя претерпевают несколько периодов изнашивания: период приработки, установившийся режим и аварийный. Двигатели с пробегом находятся на полпути к аварийному режиму, когда износ становится лавинообразным и поломка двигателя неизбежна. Например, в состав пакета присадок синтетических масел Shell Rimula входит уникальный противоизносный бустер. Применение этой технологии увеличивает толщину защитной масляной пленки, которая разделяет движущиеся поверхности и таким образом обеспечивает исключительную защиту от изнашивания. Потери двигателя на трение уменьшают путем снижения вязкости масла в допустимых пределах (масла с вязкостью 5W-30 и 10W-40), введения в состав масла модификаторов трения, специального подбора моюще-диспергирующих и вязкостно-загущающих присадок.
Образующиеся в двигателе нагары и лаки со временем могут привести к потере подвижности поршневых колец, ухудшению их уплотняющей способности, а в наихудшем случае — и к залеганию, что немедленно скажется на безотказности работы двигателя, снизит его мощность и повысит расход топлива. В состав моторных масел Shell Rimula входит специальный комплекс моюще-диспергирующих присадок, который предотвращает образование отложений в двигателе, а уже образовавшиеся нагары и продукты окисления смывает с его поверхности. Они удерживаются в виде микроскопических частиц в объеме масла до момента очередной замены. Более качественные масла отличаются меньшим расходом на угар. Поэтому применение синтетических масел позволяет уменьшить затраты на покупку масла для долива.
Со временем на рынке техники с пробегом будут появляться автомобили, оснащенные системами снижения токсичности выхлопных газов. Поддержание такой техники в рабочем состоянии и обслуживание систем очистки выхлопных газов, таких как дизельные сажевые фильтры-улавливатели частиц и катализаторы, также требует дополнительных затрат и применения специальных смазочных материалов. Малозольная рецептура синтетических масел с суффиксом L, например Shell Rimula R6 LM или Shell Rimula R6 LME, помогает контролировать блокирование сажевого фильтра (благодаря чему заметно увеличивается его срок службы и интервал обслуживания) или «отравление» систем нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах (лучшая совместимость с катализаторами).
Таким образом, применение более дорогих синтетических масел в итоге оказывается более выгодным не только в долгосрочной перспективе, сохраняя и продлевая ресурс двигателя и систем очистки выхлопных газов, но и позволяет снизить ежедневные затраты на топливо, долив масла, техническое обслуживание.
Классы вязкости масел, рекомендованные Scania:
Двигатели Eвро-5: