Какое масло подойдет для дизельного двигателя с сажевым фильтром?
Мы уже писали о том, какое масло нужно заливать в дизельный двигатель, и сегодня мы более подробно остановимся на моделях с сажевым фильтром. К этой категории относятся все моторы 2011 года выпуска и более современные. Их установка на более старые модели не была обязательной. Данный мотор также можно идентифицировать по аббревиатуре DPF, FAP или RPF в зависимости от того, в какой стране он был выпущен. Итак, как же выбрать моторное масло для дизельного двигателя с сажевым фильтром?
- Почему это важно?
- Как работает сажевый фильтр и почему нужно правильно подбирать масло?
- Полезные советы при выборе масла
Почему это важно?
Все дело в особенностях данного типа моторов. В бензиновом двигателе воспламенение топлива происходит при помощи свечи зажигания. Дизельные модели работают по другому принципу. В них топливо самовоспламеняется под воздействием высокого давления и быстрого нагревания. В результате каталитический нейтрализатор, который применяется для очистки отработанных газов в бензиновом двигателе, не подойдет. Для этого используется сажевый фильтр. Он очищает выхлопные газы от сажевых примесей, которые оказывают крайне негативное влияние на окружающую среду. При применении сажевого фильтра их концентрация падает на 90 % и более.
Еще один важный момент состоит в том, что турбированные двигатели охлаждаются за счет моторного масла. Соответственно, если вы используете смазочные материалы недостаточно высокого качества, то может оказаться, что мотор вашего авто работает на температурах выше тех, на которые он рассчитан. Как итог — серьезная поломка и не менее серьезная стоимость ремонта.
При этом долговечность этого элемента мотора достаточно мала. На практике его ресурс доходит до 80–120 тысяч километров пробега, и это лишь средние значения. Это значит, что некоторые модели выходят из строя уже на 30 тысячах, а другие могут работать и до 250 тысяч. К теме нашей статьи это имеет прямое отношение.
Масло для дизельного двигателя следует выбирать исходя из особенностей не только мотора, но и сажевого фильтра, так как оно напрямую влияет на срок службы двигателя. Кроме смазочных материалов, влияние оказывает режим работы, а также качество горючего.
Как работает сажевый фильтр и почему нужно правильно подбирать масло?
Как мы уже написали, в дизельных двигателях отсутствуют свечи зажигания, так как топливо воспламеняется само. После его выгорания появляются отложения в виде сажевых частиц, которые остаются в двигателе. В процессе дальнейшей работы они выходят вместе с выхлопными газами, на пути которых и установлен фильтр. Проходя через него, частицы задерживаются,что препятствует их попаданию в окружающую среду. Современные фильтры обладают возможностью активной и пассивной регенерации. Это значит, что скопившаяся в DPF сажа выжигается, за счет чего устройство очищается самостоятельно. Однако возможности фильтра ограничены, так как в его поры попадает в том числе несгораемая сульфатная зола. Она накапливается с течением времени, в результате чего устройство закупоривается и перестает выполнять свои функции. В этом случае его необходимо менять.
Когда засорение достигает критических отметок, на приборной панели автомобиля появляется соответствующее обозначение, а в работе двигателя происходят серьезные изменения:
- падает тяга, снижается мощность;
- выхлоп становится более дымным и густым;
- повышается температура пола в салоне;
- уровень масла повышается;
- увеличивается расход топлива.
Со временем двигатель начинает работать менее стабильно, поэтому, если вовремя не заменить фильтр, то может произойти серьезная поломка, которая приведет к дорогостоящему ремонту.
Для того чтобы повысить срок службы DPF, нужно использовать специальное масло. От аналогов его отличает применение так называемой технологии Low SAPS. Она подразумевает уменьшенное содержание сульфатной золы, фосфорных и серных соединений. Данный стандарт применяется с 2005 года в связи с введением EURO IV — новых экологических стандартов в Евросоюзе.
Масла, произведенные по технологии Low SAPS, обладают низкозольными характеристиками. Проще говоря, после их сгорания образуется минимальное количество несгораемой сульфатной золы, которая является главной причиной засорения фильтров.
Одной из важных характеристик автомобильного масла является качество присадок, особенно моющих, противозадирных и антифрикционных. Проблема в том, что в них содержится большое количество серы и фосфора, которые приводят к образованию несгораемой золы в дизельных двигателях. В маслах Low SAPS применяются более современные присадки. Они производятся на основе синтетических соединений и не содержат серных и фосфорных добавок. При этом их эффективность сопоставима, а иногда даже превосходит показатели устаревших моделей.
Показатели сульфатной зольности указываются на упаковках масел:
- полнозольные СМ маркируются Full SAPS;
- среднезольные — Mid SAPS;
- малозольные — Low SAPS.
Смазочные материалы из первой категории оказывают негативное влияние на состояние фильтров, поэтому их применять в двигателях с системами Euro 4,5 и 6 не рекомендуется. По маркировке ACEA они обозначаются А1/В1, А3/В3, А4/В4, А5/В5. Показатель зольности в них достигает 1.1 % (для сравнения — в малозольных маслах он составляет менее 0,8 %).
Для использования в дизельных двигателях с сажевым фильтром подходят масла С1, С2, С3, С4 (по маркировке ACEA). Найти их вы сможете здесь. При этом обратите внимание на то, что показатели зольности регулируются нормативами, которые применяются только в Евросоюзе и используются европейскими производителями.
С1 — увеличивает срок службы фильтра и защищает двигатель при эксплуатации в сложных условиях (езда по городу, стояние в пробках, использование прицепа, поездки по местности с резкими перепадами высот).
С2 — имеет в своем составе другие вещества и подходит для высокопроизводительных двигателей.
С3 и С4 — характеризуются низкими показателями зольности и вязкости даже при высоких температурах.
В масла Low SAPS запрещено добавлять любые сторонние присадки, так как это негативно влияет на показатель зольности и в конечном итоге приводит к повышенной нагрузке на сажевый фильтр.
Полезные советы при выборе масла
Так как сегодня на рынке представлено множество продуктов от различных производителей, найти оптимальный вариант бывает непросто. Ситуацию усугубляет и наличие откровенно низкокачественных смазочных материалов. Мы дадим ряд советов,которые помогут вам сделать правильный выбор.
- Один из наиболее доступных и доверенных источников информации — руководство по эксплуатации автомобиля, которое вы получаете при покупке машины. В нем производители указывают масла, которые подходят именно для вашего транспортного средства.
- Если по какой-то причине этого руководства у вас нет, вы можете поискать его в Интернете. Еще один вариант — найти VIN-номер автомобиля и запросить информацию у дилера.
- Запросить актуальную информацию у продавца или производителя стоит в случае, если ваш автомобиль был выпущен до 2005 года, то есть до введения стандарта EURO IV и появления масел Low SAPS.
- Если масел, рекомендованных производителем, не оказалось в продаже, вы можете поискать аналоги. Выбирайте марки, максимально близкие к рекомендованным по составу.
- Даже самое качественное масло не сможет эффективно работать в старом и сильно изношенном двигателе.
Какое масло подойдет для мотора с сажевым фильтром
Процессы индустриализации и глобализации привели к значительному росту числа объектов, загрязняющих окружающую среду. Одним из главных источников загрязнения воздуха являются автомобили. Их число с каждым годом растёт непомерными темпами. В связи с чем, перед разработчиками современных автомобилей стоят задачи максимально уменьшить количество вредных веществ, выбрасываемых автомобилем в процессе эксплуатации.
Строение фильтров
Производители бензиновых двигателей используют каталитические нейтрализаторы, у дизеля же особое строение, и при его работе часто не происходит полного сгорания топлива, из-за чего в атмосферу выбрасывается значительный объём вредных веществ, в их числе и сажа. Для уменьшения концентрации выброса данных веществ, производители двигателей на тяжелом топливе используют и сажевые фильтры. Функция которых сведена к очищению выхлопа от частиц сажи.
Эксплуатация дизельных автомобилей с сажевым фильтром, требует особого режима эксплуатации. Он заключается в необходимости регулярно выполнять регенерацию сажевого фильтра, строго соблюдать сроки замены масла и трепетно относиться к его выбору. Игнорирование обозначенных моментов, неизбежно приведет к дорогостоящему ремонту. При засорении фильтра появляются следующие проблемные моменты в эксплуатации автомобиля:
- заметное понижение мощности и тяги двигателя;
- нестабильная работа агрегата;
- повышение дымности и густоты выхлопа;
- повышение уровня масла;
- увеличение расхода топлива.
Выбор моторного масла
Особое внимание необходимо уделить именно выбору моторного масла. Так как использование неподходящего масла приведет к преждевременному загрязнению ячеек сажевого фильтра и его скорому износу, что станет причиной блокировки работы системы очистки. Особенность масел, одобренных к использованию в моторах с сажевым фильтром, заключается в их низкой зольности. Данные масла производятся по технологии Low SAPS, что позволяет сохранять низкую зольность и даёт возможность эксплуатации в двигателях, оснащенных сажевым фильтром. Зольность моторного масла обуславливается содержанием в нём различного рода примесей, серы и фосфора. О степени зольности масла можно узнать по обозначениям на этикетке:
- малозольные (Low SAPS) – до 0,8 %;
- среднезольные (Mid SAPS) – от 0,8 до 1%;
- полнозольные (Full SAPS) – свыше 1%.
Ассоциация Европейских Производителей Автомоблилей разделила автомасла на три основные категории:
- А/В – масла, разработанные до 2004 года, предназначенные для эксплуатации бензиновых и дизельных двигателей.
- С – масла, которые соответствуют стандарту выхлопных газов по классу не ниже Евро – 4. Такие масла разрешается эксплуатировать в двигателях с катализаторами и сажевыми фильтрами.
- Е – моторные масла, предназначенные для эксплуатации тяжелых грузовых дизельных автомобилей.
Каждая из обозначенных категорий включает в себя несколько классов, то есть А1, А2, А3 и т.д., причем чем выше цифра, тем лучше эксплуатационные свойства масел. На основании изложенного, эксплуатируя дизельный автомобиль с сажевым фильтром, целесообразней использовать малозольные масла категории С, при этом необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя, и внимательно изучать маркировочную информацию на этикетках масла перед заменой.
Какое отношение имеет масло к сажевому фильтру
«Пришло время замены масла в двигателе Audi TDI. По рекомендациям производителя требуется моторное маслo с допусками 504/507.00, иначе при использовании масел с другими допусками возникнут проблемы с сажевым фильтром. Вопрос: какая связь между маслом и сажевым фильтром, если за 10.000 км сгорает менее 200 г масла, а дизтоплива — около тонны, и по-моему, сажа образуется при сгорании именно топлива?»
Чтобы понять, чем обусловлены требования к использованию в дизелях, оснащенных сажевым фильтром, моторных масел со строго оговоренными допусками, нужно иметь представление о том, как устроен и работает сам сажевый фильтр. В демонстрационных целях мы с Юрием Хмелюком (СТО «РАДАС-авто») разломали несколько вышедших из строя фильтров.
Основная деталь фильтра — керамический блок, пронизанный многочисленными отделенными друг от друга каналами, впускными и выпускными. Выхлопные газы поступают во впускные каналы и двигаются по ним, пока не упираются в непроницаемые задние стенки. Боковые стенки, отделяющие впускные каналы от выпускных, напротив, благодаря наличию множества тонких капилляров являются для газов проницаемыми.
Зато частички сажи, содержащиеся в выхлопных газах, через капилляры пройти не могут и задерживаются во впускных каналах фильтра. Сажа постепенно накапливается, и когда пропускная способность фильтра становится ниже нормы, что определяется по показаниям датчиков, измеряющих давление на входе и выходе из фильтра, включается режим очистительной регенерации, заключающийся в сжигании накопленной сажи. Правда, при таком закупоривании впускных каналов сажей (вещество черного цвета), как показано на фото, фильтру уже не поможет никакая регенерация, но дело не в этом — фото размещено лишь для наглядности. Как избегнуть подобной ситуации — тема для совсем другого разговора.
Возвращаемся к маслу. Оно в отличие от топлива при сгорании помимо той же сажи образует еще и золу, представляющую собой неорганические остатки присадок, из которых наряду с базовой углеводородной основой состоит моторное маслo. Вещество кирпичного цвета и есть зола. Если сажа, являющаяся продуктом неполного сгорания топлива и углеводородной основы масла, при температурах свыше 550°С догорает, и на этом свойстве основана процедура регенерации фильтра, то зола гореть не может, а постоянно накапливается и намертво закупоривает каналы фильтра. К тому же зола оказывает абразивное воздействие на перегородки каналов. Главный удар принимает на себя первая секция керамического блока. Мелкие керамические частички, под действием бомбардировки золой вырванные из блока, тоже не горят и забивают впускные каналы. В конечном итоге накопившийся неудаляемый остаток выводит сажевый фильтр из строя. Чтобы отдалить такой финал, в двигателях с сажевыми фильтрами должны применяться специальные малозольные масла. Это объясняет связь между маслом и сажевым фильтром и наличие соответствующих рекомендаций относительно допусков масел в инструкциях по эксплуатации.