Лукойл-Супер (SAE 15W/40 API CF4/SG) М-5з/14-Д (м)
Спектрол Чемпион (SAE 15W/40 API CF4) М-5з/14-Д (м)
ЗАО ПГ «Спектр-Авто» г. Москва
Shell Rotells TX Oils
Спецификация фирмы «Шелл»
Shell Rimulla Oils CT
Shell Myrina Oils
Примечание Допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CF-4.
При использовании масел иностранного производства следует убедиться, что они удовлетворяют требованиям государственных или фирменных спецификаций на смазочные масла для высокооборотных двигателей, предназначенные для тяжелых условий работы.
Из иностранных масел рекомендуется применять моторные масла:
летом — с классом вязкости 10 или SAE30;
зимой (при температуре воздуха ниже +5 оС) — с классом вязкости 8 или SAE20W/20;
Всесезонные — SAE15W/40, SAE20W/40.
Масло для двигателя тмз
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842
Перед началом эксплуатации следует заправить системы двигателя указанными ниже топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Надёжная работа двигателя гарантируется только при использовании рекомендуемых заводом сортов топлив, масел и охлаждающих жидкостей .
Для двигателей ТМЗ могут применяться топлива, масла, охлаждающие жидкости как российского производства, так и соответствующие им продукты производства зарубежных фирм.
Для эксплуатации двигателей ТМЗ применять дизельные топлива, перечисленные ниже.
Топлива, отвечающие требованиям ГОСТ 305-82:
– марок Л-0,2-40; Л-0,5-40; Л-0,2-62; Л-0,5-62 при темпера-
туре окружающего воздуха 0°С и выше ;
марок З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35 при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше;
марок З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45 при температуре окружающего воздуха минус 30°С и выше;
марок А-0,2; А-0,4 при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Топлива, отвечающие требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и стандарта EN 590:2004 , вида I, II, III по содержанию серы:
для районов с умеренным климатом – сортов A, B, C, D, E, F с предельной температурой фильтруемости плюс 5°С, 0°С, минус 5°С, минус 10°С, минус 15°С, минус 20°С соответственно;
для районов с холодным климатом – классов 0, 1, 2, 3, 4 с предельной температурой фильтруемости минус 20°С, минус 26°С, минус 32°С, минус 38°С, минус 44°С соответственно.
Примеры топлив, отвечающих нормам стандарта EN 590, приведены в таблице 6. Допускается применять также другие марки топлив российских и зарубежных производителей.
Таблица 6 – Примеры российских марок топлив, соответствующих нормам EN 590
Марка топлива
Технические условия
Изготовитель
Лукойл EN 590
ТУ 0251-018-00044434-2002
ООО “ЛукойлПермнефтеоргсинтез”
Топливо дизельное автомобильное
ТУ 38.401-58-296-2001
ОАО “СлавнефтьЯрославнефтеоргсинтез”
Топливо дизельное автомобильное
ТУ 38.401-58-296-2005
ОАО “Московский нефтеперерабатывающий завод”
Для эксплуатации двигателей допускается использование биотоплива, соответствующего стандарту EN 14214 (дизельное топливо, содержащее не более 5% метилового эфира рапсового масла) или другим стандартам, идентичным EN 14214.
В зимний период при отсутствии топлива необходимой марки, в порядке исключения, допускается эксплуатация двигателей на смеси дизельного топлива марок Л и З по ГОСТ 305-82 (топлив по ГОСТ Р 52368-205) с керосином осветительным или топливом для реактивных двигателей ТС-1, Т-1, Т-2 по ГОСТ 10227-86, содержание которых в смеси не должно превышать 50% (об.). Каждые 10% осветительного керосина или реактивного топлива понижают температуру застывания на 5°С.
Использование смеси должно быть ограничено из-за увеличения жёсткости работы двигателя и повышения износов прецизионных пар топливной аппаратуры, поэтому такую смесь рекомендуется использовать только при крайней необходимости.
Рекомендуется применять моторные масла:
– летом – с классом вязкости 10 или SАЕ-30;
– зимой (при температуре воздуха ниже +5° С) – с классом вязкости 8 или SAE-20W-20 ;
Рекомендуемые для эксплуатации классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85, в зависимости от температуры окружающего воздуха, приведены на рисунке 50.
В скобках приведены классы вязкости масел SAE – SAEj 300
Рисунок 50 – Классы вязкости моторных масел
Рекомендуется применение моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CG-4 (CG-4, CH-4, CI-4). Допускается применение масел с уровнем свойств по API CF-4.
Допускается применение масел, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 8581-78, марок:
– летом – М-10ДМ (М-10-Д (м) по ГОСТ 17479.1-85);
– зимой – М-8ДМ (М-8-Д (м) по ГОСТ 17479.1-85).
Примеры марок масел, рекомендуемых для эксплуатации двигателей ТМЗ, приведены в таблице 7.
Ravenol Turbo-Plus SHPD, SAE 15W-40, API CI-4/CH-4/ CG-4/CF/SL
Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutschland
При использовании масел следует убедиться, что они удовлетворяют требованиям государственных или фирменных спецификаций на смазочные масла для высокооборотных дизельных двигателей, предназначенные для тяжелых условий работы.
Масло заливается в масляный картер (поддон) двигателя, а также применяется для смазки подшипников стартера и привода стартера. Замену масла проводить через 250 часов.
Допускается применять масла, марки и изготовители которых приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Примеры допускаемых марок масел
Марка масла
Нормативный документ
Изготовитель
М-10-Д 2 (м) летом М-8-Д 2 (м) зимой
ГОСТ 8581-78
Шаумяна” ОАО “Славнефть-
нефтеоргсинтез” АО “Азмол”, г. Бердянск
ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”
ОАО “Рязанский нефтеперерабатывающий комбинат” ООО “Лукойл-
Волгограднефтепереработка”
SAE 10W-40, API CF-4/SG М-4з/14-Е
ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”
SAE 15W-40, API CF-4/SG М-5з/14-Е
ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”
SAE 15W-40, API CF-4/SG М-5з/14-Е
ТУ 0253-075-00148636-99
ООО “ЛукойлПермнефтеоргсинтез”
Рольс Турбо SAE 15W-40, API CF-4/SG
ТУ 38.301-41-185-99
ОАО “Рязанский нефтеперерабатывающий комбинат”
SAE 15W-40, API CF-4/SG М-5з/14-Е
ТУ 0253-15-06913380-98
ЗАО ПГ “СпектрАвто”, г. Москва
SAE 10W-40, API CF-4/SG М-4з/14-Е
ТУ 38.601-07-38-2002
ОАО “ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез”
Продолжение таблицы 8 – Примеры допускаемых
Марка масла
Нормативный документ
Изготовитель
SAE 15W-40, API CF-4/CF
Компания Exxon Mobil
Consol Титан транзит
SAE 15W-40, API CF-4/SG М-4з/14-Е
г. Москва
SAE 10W-30, API CF-4/SG
Shell East Europe Co
SAE 15W-40, API CF-4/SG
Shell East Europe Co
Consol М-10-Д 2 (м) Consol М-8-Д 2 (м)
ГОСТ 8581-78
г. Москва
М-10-Д 2 (м)
ТУ 38.301-19-110-97
ОАО “Омский НПЗ”
М-10-Д 2 (м)
ТУ 38.301-13-008-97
ОАО “Новокуйбышевский НПЗ”
СамОйл-4127 М-6з/14-Д (м)
ТУ 38.301-13-008-97
ОАО “Новокуйбышевский НПЗ”
SAE 15W-40, API CF-4/SG М-5з/14-Д (м)
ТУ 38.601-07-039-98
г. Кстово
Разрешается применять масла других марок других производителей с рекомендуемыми выше классами вязкости и уровнем эксплуатационных свойств.
Для смазки шлицевой части вала якоря стартера применять пластичные смазки:
Лита ТУ 38.1011308-90 Ростовского ОНМЗ;
ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 Ростовского ОНМЗ;
Литол-24 ГОСТ 21150-87 Ростовского ОНМЗ, ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”, ПО “Омскнефтеоргсинтез”.
Охлаждающие жидкости, рекомендуемые для эксплуатации двигателей ТМЗ, приведены в таблице 9.
Таблица 9 – Примеры рекомендуемых марок охлаждающих жидкостей
Марка ОЖ
Нормативный документ
Изготовитель
ТОСОЛ-А 40М ТОСОЛ-А 65М
ТУ 6-57-95-96
г. Дзержинск Нижегородской обл.
АО “Синтез Каучук”, г. Казань
г.Нижнекамск СП “СИНИОН”,
ООО Торговый Дом “Химресурс”,
г. Москва
ТУ 6-57-95-96
ООО Торговый Дом “Химресурс”,
г. Москва
ТОСОЛ А-40М ТОСОЛ А-65М
ТУ 2422-002-41651324-99
ООО “Инфант Про”, г. Кострома
ТОСОЛ А-40М
ТУ 2422-002-26759308-95
Спецавиа”, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт Редкино
ТОСОЛ Э40 ТОСОЛ Э65
ТУ 2422-001-47536305-97
г. Дзержинск Нижегородской обл.
Продолжение таблицы 9 – Примеры рекомендуемых
марок охлаждающих жидкостей
Марка ОЖ
Нормативный документ
Изготовитель
ОЖ-40 Лена ОЖ-65 Лена
ТУ 113-07-02-88
г. Дзержинск Нижегородской обл.
Спецавиа”, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт Редкино
ОЖ-40 ОЖ-65
ГОСТ 28084-89
ОЖ-40 ОЖ-65
ЗАО «Обнинскоргсинтез» г.Обнинск
Калужская область
ТОСОЛ-ТС FELIX-40 Стан-
ТОСОЛ-ТС FELIX-65
ТУ 2422-006-36732629-99
г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Х-Freeze Carbox® G-12
ТУ 2422-068-36732629-
ООО «Тосол-
Х-Freeze Carbox® G-12
г. Дзержинск, Ниже-
городская обл
Тосол-АМП40
ТУ BY 101083712.009-
Беларусь
Жидкости марок типа ОЖ-40, ТОСОЛ А-40М рекомендуется использовать при температурах окружающего воздуха не ниже минус 40 о С, марок типа ОЖ-65, ТОСОЛ А-65М – до минус 65 о С.
Допускается применение охлаждающих жидкостей других изготовителей при условии соответствия требованиям ГОСТ 28084-89.
В качестве охлаждающих жидкостей могут применяться жидкости иностранного производства на основе этиленгликоля, соответствующие требованиям SAE J 1034 (США), ASTM D 6210, ASTM D 4985 (США), М 1-Е-559 (США), AFNOR NF R15-601 (Франция), BS
Рекомендуемые охлаждающие жидкости предназначены для круглогодичного применения в системе охлаждения двигателей ТМЗ в течение 2 лет с последующей заменой.
При замене охлаждающей жидкости необходимо слить полностью старую жидкость, систему охлаждения промыть дистиллированной или отстоянной прокипячённой водой, после чего залить новую жидкость.
Допускается применять в качестве охлаждающей жидкости воду, удовлетворяющую следующим требованиям:
а) степень жёсткости не более 2,15 мг·экв/л (43 мг/л СаО); б) водородный показатель рН (при 20°С) 6 – 8;
в) содержание ионов Сl не более 100 мг/л; г) содержание ионов S0 4 не более 100 мг/л;
д) общее содержание солей (остаток после испарения) не бо-
Вода с жёсткостью более 2,15 мг·экв/л вызовет появление накипи в полостях охлаждения головок и гильз цилиндров, препятствующей правильному теплообмену в двигателе. Для “умягчения” воды нужно добавить в неё карбонат натрия (Na 2 CO 3 ) в количестве
0,4%. “Умягчение” воды проводить вне системы охлаждения двига-
теля, так как эта операция сопровождается выделением солей кальция и магния, которые нужно удалить отстаиванием и фильтрацией.
Для частичного устранения жёсткости воду прокипятить и дать ей отстояться, затем профильтровать.
Применение для охлаждения двигателя воды с содержанием хлор-ионов и сульфат-ионов в концентрации свыше 100 мг/л значительно ускоряет коррозию алюминиевых деталей двигателя, в том числе головок цилиндров.
При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды рекомендуется проводить её замену в системе охлаждения двигателя ежегодно.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842
Для обеспечения безопасной работы и предотвращения несчастных случаев при обслуживании двигателя выполняйте следующие правила.
Приступайте к работе только после подробного изучения устройства и работы двигателя.
Перед началом работы тщательно осмотрите двигатель, убедитесь в его исправности. Для облегчения запуска при низких температурах запрещается пользоваться открытым пламенем для прогрева трубопроводов и масла в масляном картере (поддоне).
Не допускайте подтекания топлива и масла в местах соединений трубопроводов.
Тщательно очищайте все части двигателя от подтеков топлива и смазочных материалов.
В случае появления постороннего шума или чрезмерного повышения частоты вращения коленчатого вала немедленно выключите подачу топлива.
При техническом обслуживании и устранении неисправностей инструмент и приспособления должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность выполнения работ.
При заправке топливом и маслом не пользуйтесь открытым пламенем и не курите; заправку проводите механизированным способом.
Не допускается смазывать, регулировать и обтирать работающий двигатель.
При транспортировке двигателя используйте рымы, установленные на головках цилиндров двигателя.
Перед пуском двигателя убедитесь в отсутствии людей и посторонних предметов вблизи вращающихся механизмов.
Запрещается останавливать крыльчатку вентилятора с помощью каких-либо подручных средств.
Избегайте ожогов при сливе масла. Помните, что ожоги от масла носят химический характер.
Помните, что охлаждающие жидкости ядовиты при попадании внутрь организма.
При проведении электросварочных работ необходимо отключить выключатель “массы” и отсоединить провод с клеммы “+” генератора.