Смазка самоходного шасси Т-16М
Срок службы и бесперебойная работа самоходного шасси Т-16М зависят от своевременной и тщательной смазки узлов и механизмов.
Смазку нужно проводить только теми сортами масел, которые указаны в руководстве по эксплуатации шасси. Физико-механические свойства используемых масел должны соответствовать действующим стандартам.
Для смазки шасси следует применять масла:
1) – Дизельное масло [табл. 1].
2) – Трансмиссионное тракторное масло летнее и зимнее (МРТУ 38-1-264-68) либо трансмиссионное масла с присадкой ЭФО (ТЭ-15-ЭФО ТУ 38-101.521-75).
3) – Смазка ЯНЗ-2 ГОСТ 9432-60 либо солидол жировой ГОСТ 1033-73 (летом марки УС-1, зимой – УС-2).
Табл. 1. Сорта масла и периодичность замены для самоходного шасси Т-16М.
Табл. 2. Места смазки, количество смазки и периодичность для Т-16М.
Масло для двигателя т16
Трактор Т-16. Обслуживание системы смазки дизеля Д-16, Д-21А (смена масла)
При работе двигатели смазочные свойства картерного масла ухудшаются вследствие его старения и загрязнения посторонними примесями и продуктами износа трущихся поверхностей деталей. При работе двигателя часть масла сгорает в камерах сгорания. Особенно быстро возрастает расход по мере износа деталей поршневой группы двигателя. Для поддержания требуемого уровня масла в поддоне нужно заливать свежее масло до верхней метки на масломерной линейке через заливную горловину. При отсутствии специальной заправочной посуды можно пользоваться ведром с крышкой. Наливать масло необходимо через воронку с мелкой сеткой. Для ускорения заправки и прогрева двигателя зимой загустевшее масло подогревают в водяной ванне. Уровень масла в поддоне необходимо проверять до пуска двигателя. Если уровень проверяют после остановки двигателя, то перед замером нужно дать возможность маслу в течение 10-15 мин. стечь со стенок картера и других деталей. При проверке уровня масла шасси следует установить на горизонтальной площадке.
Работа двигателя Т-16 с уровнем масла ниже нижней метки категорически запрещается.
При смене масла необходимо также заменить фильтр тонкой очистки (Д-16), промыть фильтр тонкой очистки, удалить отложения и грязь, скопившиеся на стенках картера и в каналах.
Для промывки масляной системы двигателя следует после слива старого масла залить в поддон 4-5 л дизельного топлива, запустить двигатель и дать поработать в течение 1-1,5 мин. После остановки двигателя нужно слить полностью дизельное топливо из поддона и фильтров через сливные пробки и заправить двигатель свежим маслом до верхней метки на масломерной линейке.
После промывки масляной системы двигателя и замены масла рекомендуется запустить двигатель и прогреть его, чтобы заполнить всю масляную систему в магистрали. Затем надо проверить давление масла в магистрали. При пуске холодного двигателя давление масла, пока оно не прогрелось, может быть значительно выше. Повышенное давление масла у прогретого двигателя указывает на неисправность редукционного клапана. В случае понижения давления к трущимся деталям двигателя масло будет поступать в недостаточном количестве.
Трактор Т-16. ТО фильтра грубой очистки дизеля Д-16, Д-21А
ТО фильтра грубой очистки Т-16 (двигателя Д-16) сводится к сливу масла из отстойника при каждой смене масла в поддоне и периодической очистке фильтрующего элемента и полости отстойников от осадков и отложений. Для очистки полости отстойника его нужно снять, удалить и промыть дизельным топливом.
Фильтрующий элемент удобнее очищать после снятия фильтра с двигателя. Элемент следует очищать жесткой волосяной щеткой и дизельным топливом.
Не рекомендуется применять для очистки пластин металлические предметы во избежание повреждения пластин. Не рекомендуется также разбирать фильтрующий элемент. После очистки фильтрующий элемент необходимо прополоскать в бензине, одновременно поворачивая его подвижные фильтрующие пластины рукояткой. При установке фильтра и отстойника на двигатель надо применять для уплотнения исправные уплотнительные прокладки.
Срок службы фильтрующего элемента тонкой очистки масла (Д-16) зависит от степени загрязнения масла. Фильтрующий элемент желательно заменять при очередной смене масла в поддоне. Заменять фильтрующий элемент необходимо при температуре масла не ниже 60-70°. Для этого через 3-5 мин. после остановки двигателя нужно слить отстой и снять крышку корпуса фильтра, вынуть фильтрующий элемент и снять пружину с нейтральной трубки. Затем надо протереть корпус салфеткой. Если корпус фильтра сильно загрязнен, его необходимо промыть дизельным топливом, предварительно отъединив от фильтра подводящую и сливную трубки. Перед установкой нового фильтрующего элемента надо предварительно смочить его маслом и поставить в корпус проволочной ручкой кверху.
Трактор Т-16. ТО центрифуги дизеля Д-16, Д-21А
ТО центрифуги (Д-21) производится следующим образом:
— очистить и промыть наружную поверхность фильтра;
— отвернуть гайку и снять колпак центрифуги;
— отвернуть стопорную гайку и снять ротор,
— очистить и промыть в керосине колпак;
— снять крышку ротора, очистить и промыть в керосине:
— промыть предохранительные сетки, при необходимости прочистить медной проволокой отверстия сопел (форсунок);
— собрать ротор, установить на ось, убедиться в легкости вращения;
— установить колпак центрифуги и закрепить гайки;
— запустить дизель, прогреть и проверить действие центрифуги по продолжительности вращения ротора после остановки дизеля (должен вращаться не менее 55 сек., определяется на слух).
Регулировкой редукционного клапана можно повысить или понизить давление масла. Перед регулировкой отогните стопорную шайбу 5 (см. рис. 41), отверните гайку 6.
При вворачивании пробки 4 пружины 3 сжимается и клапан регулируется в сторону увеличении давления масла, а при выпора шпанки пробки 4 — в сторону снижения. Поете установки в системе смазки давления не ниже 0.15 МПа на минимальных оборотах и не выше 0.35 МПа на максимальных заверните гайку 6 и законтрите ее шайбой 5.
Трактор Т-16. ТО Системы охлаждения дизеля Д-16, Д-21А
Нормальное функционирование воздушной системы охлаждения зависит в первую очередь, от чистоты поверхностей охлаждения (ребер) на цилиндрах и головках, а также от работы вентиля тора.
В процессе эксплуатации следите за тем, чтобы кожух вентилятора не имел вмятин, а детали дефлектирования не были прогнуты. Не допускайте загрязнения канавок (ручьев) шкивов маслом, топливом.
Тепловой режим регулируйте диском 16 (рис. 46), устанавливаемым под кожухом вентилятора на переднем дефлекторе 20 (на выходе охлаждающего воздуха из вентилятора). В холодное время года (при установившейся температуре плюс 5°С и ниже) диск установите под кожух вентилятора Т-16. При установившейся температуре окружающего воздуха плюс 5″С и выше диск снимайте.
Температура масла в магистрали не ниже 40°С при температype окружающего воздуха до минус 25°С обеспечивается установкой под кожухом вентилятора диска и загрузкой двигателя не менее 40% номинальной мощности.
Допускается работа двигателя с установленным дроссельным диском при температуре воздуха до плюс 10°С и температуре масла в магистрали не выше 120°С.
Регулировка натяжения ремня привода вентилятора и генератора производится изменением положения генератора (его поворотом).
Перед регулировкой ослабьте болт 5 (рис. 55) и гайки двух болтов 6, а после регулировки затяните их. Ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии на него с усилием 40 Н стрела прогиба ремня составляла 15-22 мм (проверка производится при помощи двух мерных металлических линеек и пpyжинного динамометра).
Натяжение ремня проверяйте в средней части ветви между шкивами коленчатого вала и вентилятора. Особенно внимательно следите за правильным натяжением ремня в первые 60 ч работы двигателя.
Основные показатели и регулировочные данные механизмов и систем двигателя приведены в табл. 8.
Самоходное шасси следует полностью разбирать только при капитальном ремонте. Разборка шасси или отдельного узла не вызванная необходимостью, может повлечь за собой нарушение нормальной работы, повышенный износ деталей и преждевременный выход их из строя. Частая разборка вызывает нарушение нормальных сопряжений деталей. При этом изнашиваются трущиеся поверхности, резьба шпилек болтов и отверстий, портятся прокладки. Шасси перед разборкой очищают и промывают.
После мойки шасси обтирают чистой ветошью и устанавливают в специально подготовленном закрытом помещении, предназначенном для выполнения разборно-сборочных работ. Помещение должно быть оборудовано стеллажами для снятых с шасси узлов, ваннами для мойки деталей и керосине и щелочном растворе, механическим или реечным прессом, тисками, набором специального и универсального инструмента. Для предупреждения повреждения деталей при разборке, обличения и ускорения процесса разборки рекомендуется применять съемники. Во избежание повреждения граней головок гаек и болтов не рекомендуется применять разводные ключи. Для вьвертывания и ввертывания шпилек следует применять специальные ключи. Рекомендуется при разборке размешать на стеллажах промытые и обезжиренные детали и узлы, снятые с шасси, на соответствующих местах, обозначил их специальными бирками с указанием номеров или маркировки деталей.
Таблица 8
Основные показатели и регулировочные данные механизмов и систем двигателя Т-16
Т 16 заправочные емкости – Применение смазочных материалов в тракторах Т-16М — info — Справочник моториста
Обслуживание системы смазки двигателя Т-16 (смена масла)
При работе двигатели смазочные свойства картерного масла ухудшаются вследствие его старения и загрязнения посторонними примесями и продуктами износа трущихся поверхностей деталей. При работе двигателя часть масла сгорает в камерах сгорания. Особенно быстро возрастает расход по мере износа деталей поршневой группы двигателя. Для поддержания требуемого уровня масла в поддоне нужно заливать свежее масло до верхней метки на масломерной линейке через заливную горловину. При отсутствии специальной заправочной посуды можно пользоваться ведром с крышкой. Наливать масло необходимо через воронку с мелкой сеткой. Для ускорения заправки и прогрева двигателя зимой загустевшее масло подогревают в водяной ванне. Уровень масла в поддоне необходимо проверять до пуска двигателя. Если уровень проверяют после остановки двигателя, то перед замером нужно дать возможность маслу в течение 10-15 мин. стечь со стенок картера и других деталей. При проверке уровня масла шасси следует установить на горизонтальной площадке.
Работа двигателя Т-16 с уровнем масла ниже нижней метки категорически запрещается.
При смене масла необходимо также заменить фильтр тонкой очистки (Д-16), промыть фильтр тонкой очистки, удалить отложения и грязь, скопившиеся на стенках картера и в каналах.
Для промывки масляной системы двигателя следует после слива старого масла залить в поддон 4-5 л дизельного топлива, запустить двигатель и дать поработать в течение 1-1,5 мин. После остановки двигателя нужно слить полностью дизельное топливо из поддона и фильтров через сливные пробки и заправить двигатель свежим маслом до верхней метки на масломерной линейке.
После промывки масляной системы двигателя и замены масла рекомендуется запустить двигатель и прогреть его, чтобы заполнить всю масляную систему в магистрали. Затем надо проверить давление масла в магистрали. При пуске холодного двигателя давление масла, пока оно не прогрелось, может быть значительно выше. Повышенное давление масла у прогретого двигателя указывает на неисправность редукционного клапана. В случае понижения давления к трущимся деталям двигателя масло будет поступать в недостаточном количестве.
См. также: Замена коренных вкладышей Т-16. Техническое обслуживание ГРМ трактора.
Трактор Т-16. Замена масла
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
Для замены отработанного масла трактора Т-16 отверните пробку сливного отверстия а нижней части заднего бруса, слейте масло, промойте полость заднего бруса дизельным топливом, залейте свежее масло через заливное отверстие, используя для этого чистую воронку. После заливки масла закройте пробкой заливное отверстие. Не допускайте ослабление крепление рулевой колонки, рычага-сошки на валу к крышке заднего бруса.
Если при подготовке к работе вращение левого колеса СШ Т-16МГ сопровождается работающем двигателе рывками (не плавно) необходимо удалить воздух из гидросистемы. Для замены масла трактора произвести следующие действия:
— очистить от грязи гидроцилиндр и соединенные с ним маслопроводы;
— заполнить маслом гидросистему рулевого управления путем многократного (10-15 раз) поворота рулевого колеса влево — вправо до упора;
— установить шток гидроцилиндра в одно из крайних положений;
— отпустить на 1,5-2,0 оборота болт поворотного угольника маслопровода, по которому при обратном ходе штока гидроцилиндра будет осуществляться слив масла;
— вращением рулевого колеса перевести шток гидроцилиндра в другое крайнее положение и затянуть ранее отпущенный болт поворотного угольника;
— повторить эти операции при движении штока гидроцилиндра в противоположную сторону до тех пор, пока в вытекающем из-под поворотных угольников масле не прекратится выделение пузырьков воздуха;
— затянуть болты поворотных угольников;
— после замены масла трактора проверить уровень масла в баке, при необходимости долить до верхнего уровня (при работающем дизеле).
При увеличении усилия на рулевом колесе (должно быть не более 50 Н) отвернуть на 1,0-1,5 оборота гайку 11.
Основные показатели и регулировочные данные ходовой части и рулевого управления СШ приведены в табл. 12.
Таблица 12
Основные показатели и регулировочные данные ходовой части и рулевого управления
содержание .. 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
Трактор Т-16. Топливный бак
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
Трактор Т-16. Топливный бак
Корпус бака трактора Т-16 сварен из листвой стали.
К верхней части бака трактора приварены заливная горловина с резьбой дли пробки 13 (рис. 95), бонка для масломерной линейки 12 и фланец для установки фильтра. К нижней части бака приварена бонка со сливным отверстием, закрытым пробкой 10, и штуцер 11 для отбора масла во всасывающую полость масляного насоса гидравлической системы. К корпусу бака приварены также скоба и планка, при помощи которых бак крепят на левом рукаве и левом крыле шасси.
Рис. 95. Бак гидросистемы с фильтром (Т-16):
1 — крышка; 2 — отражатель; 3 — прокладка; 5 — маслоотражательная шайба; 6 — фильтрующие элементы; 7 — корпус фильтра; 8 — сальник; 9 — корпус бака; 10 — пробка сливного отверстия; 11 — штуцер; 12 — масломерная линейка; 13 — пробка заливной горловины; 14 — угловой штуцер.
Все масло, поступающее из распределителя в бак трактора, проходит через фильтр, установленный в верхней части. Фильтр состоит из штампованного корпуса 7 с фланцем в верхней части и отверстием в нижней, в которое входит труба 4 с предохранительным шариковым клапаном.
На корпусе клапана установлен отражатель 2 и отражательная шайба 5.
На среднюю часть трубы 4 надеты десять сетчатых фильтрующих элементов 6, опирающихся на уплотнение 8. Отражатель 2 выполнен так, что при установке крышки 1 он пружинит и через корпус фильтра и маслоотражательную шайбу 5 сжимает фильтрующие элементы, устраняя зазоры между торцами элементов. Для прохода масла к фильтрующим элементам отражатель имеет ряд отверстий на конусной части.
Крышка 1 фильтра закреплена на фланце бака трактора шестью болтами и уплотнена прокладкой 3. Между фланцем крышки и фланцем бака зажаты бурты, корпуса фильтра и отражателя. К крышке приварен угловой штуцер 14, предназначенный для присоединения маслопровода от распределителя.
Шасси Т-16 оборудованы двумя силовыми цилиндрами двухстороннего действия с поршнями диаметром 36 мм и ходом 250 мм.
Поршень перемещается в цилиндре 5 (рис. 96), изготовленном из термически обработанной цельнотянутой трубы. На наружной поверхности цилиндра нарезана резьба для крышки 1 и гайки 8. Для предохранения от коррозии и увеличения износостойкости шток цилиндра покрыт слоем хрома. Для предохранения от течи масла из цилиндра установлено специальное уплотнение, состоящее из манжеты 7, опорного кольца 11 штока, опорного кольца 12 поршня, внутреннею кольца13. При навинчивании гайки 8 манжеты разжимаются и плотно прилегают стенке цилиндра и штоку. Очистительное кольцо 9 предназначено для удаления пыли и грязи с поверхности штока при его перемещении. Шланги (современные) для плавного опускания орудия или машины в соединительном штуцере имеют замедлительный клапан 2 (рис. 97). При подъеме орудия масло проходит через калиброванное отверстие в клапане и в зазор между клапаном и штуцером, при опускании — только, через калиброванное отверстие в клапане.
Рис. 96. Силовой цилиндр ДСШ 14.56.001:
1 — крышка цилиндра; 2 — контргайка; 3 — стопорная шайба; 4 — кольцо пружинное штока; 5 — цилиндр; 6 — шток; 7 — манжета; 8 — гайка накидная; 9 — кольцо очистительное; 10 — пружинное кольцо цилиндра; 11 — опорное кольцо уплотнения штока; 12 — опорное кольцо поршня; 13 — внутреннее кольцо поршня; 14 — нажимное кольцо поршня; 15 — гайка; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — вкладыш.
Рис. 97. Шланги составные высокого давления:
1 — шланг длинный с накидной гайкой; 2 — замедлительный клапан; 3 — штуцер; 4 — шланг с поворотным угольником; 5 — шланг короткий с накидной гайкой.
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
Трактор Т-16. Устройство системы питания дизельного двигателя, топливный бак дизеля Д-16
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Система питания двигателя Д-16 (рис. 17) устроена из следующих основных устройств: топливного бака 5, фильтра-отстойника 6, топливного фильтра 11, топливного насоса 9 с подкачивающим насосом, регулятора 7, топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок 1, воздухоочистителя 3, впускного коллектора 2, выпускного трубопровода с искрогасителем.
Рис. 17. Устройство системы питания дизельного двигателя Д-16:
1 — форсунка; 2 — впускной коллектор; 3 — воздухоочиститель; 4 — подкачивающий насос; 5 — топливный бак дизеля; б — фильтр-отстойник; 7 — регулятор; 8 и 10 — топливопроводы; 9 — ТНВД с подкачивающим насосом; 11 — топливный фильтр.
Избыток топлива из головки насоса возвращается по трубке в подкачивающий насос. Просочившееся через зазоры между деталями форсунки топливо стекает по сливным трубкам.
Трактор Т-16. Топливный бак дизеля Д-16
Топливный бак дизеля (рис. 18) расположен под сиденьем оператора и прикреплен болтами к стойкам сиденья.
Рис. 18. Топливный бак дизеля (Д-16):
1 — патрубок; 2 — крышка; 3 — заливная горловина; 4 — указатель уровня топлива; 5 — бак; 6 — амортизационные прокладки; 7 и 14 — сетчатые фильтры; 8 — сливной краник; 9, 12 и 15 — трубки; 10 — расходный краник; 11 — перегородки бака; 13 и 16 — штуцеры.
Для амортизации между фланцем топливного бака трактора Т-16 М и трактора Т-16 МГ и стойками помещены резиновые прокладки 6. Бак состоит из двух частей, выштампованных из листовой стали и приваренных друг к другу.
К верхней и нижней частям бака приварены перегородки 11, которые служат для придания баку жесткости и смягчения гидравлических ударов при движении шасси. В верхней части приварена заливная горловина в которую вставлены воронка 1 и указатель уровня топлива 4. Горловина закрыта крышкой 2. Боковая поверхность воронки имеет отверстия для прохода топлива и обернута приваренной к ней сеткой. Топливо, проходя через сетку, очищается от примесей.
В два отверстия нижней части вставлены и приварены к ней штуцера 13 к которым припаяны сетчатые фильтры 7 и 14. Через отверстия в штуцерах по трубкам 9, 12 через расходный краник топливо поступает в трубку 15 и из нее в топливную магистраль шасси. Проходя через фильтры 7 и 14, топливо очищается. Фильтры расположены относительно дна бака так, чтобы нельзя было полностью израсходовать топливо. В этом случае на дне бака остается часть топлива, которое вместе с примесями сливают через сливной краник 8. К штуцеру 16 присоединяют трубку подкачивающего насоса.
Топливо очищается от примесей в топливном фильтре дизеля, состоящем из сварного корпуса 1 (рис. 19), крышки 2, краника 3, фильтрующего элемента 4, стержня 6, болтов 7 поворотных угольников, упорной шайбы 11 и пружины 13. Подкачивающий насос нагнетает топливо по трубке и каналам в болте поворотного угольника и крышке фильтра в полость корпуса. Крышка закреплена на корпусе соединительной гайкой 9, навертываемой на стержень 6 фильтра. Между гайкой и крышкой помешена прокладка. На стержень налег фильтрующий элемент 4, прижимаемый снизу пружиной 13 к крышке. Чтобы топливо не попало во внутреннюю полость элемента, не проходи через фильтрующую среду, между упорной шайбой 11 и стержнем установлено уплотнительное кольцо 10.
Рис. 19. Топливный фильтр дизеля (Д-16):
1 — корпус; 2 — крышки фильтра с трубкой в сборе; 3 — краник; 4 — фильтрующий элемент; 5 — прокладка крышки фильтра; 6 — стержень; 7 — болт поворотного угольника; 8 — защитная втулка; 9 — соединительная гайка; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — упорная шайба; 12 — поджимные шайбы; 13 — пружина; 14 — пробка.
Фильтрующий элемент состоит из хлопчатобумажной пряжи, намотанной на сетчатую трубку. Трубку для лучшей фильтрации топлива перед намоткой пряжи обертывают фильтрующей бумагой. Топливо, просачиваясь через нитки и бумагу в сетчатую трубку, очищается от примесей и воды. Профильтрованное топливо через каналы в головке и болте поворотного угольника по топливопроводу поступает в головку топливного насоса.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Трактор Т-16. Система смазки двигателя Д-21А
содержание .. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
Трактор Т-16. Система смазки двигателя Д-21А
Схема системы смазки дизеля Д-21A приведена на рис. 40.
Масляный насос 1 шестеренного типа. Ведущая шестерня насоса фиксируется шпонкой на валике, а ведомая свободно вращается на оси. Насос крепится к переднему листу дизеля. Вращение на ведомую шестерню привода масляного насоса трактора передается от ведущей шестерни, расположенной на коленчатом вале.
Редукционный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 41), шарика 2, прокладки, гайки 6, пружины 3, регулировочной пробки 4.
Рис. 40. Схема системы смазки двигателя Д-21А:
1 — масляный насос; 2 — валик уравновешенного механизма; 3 — манометр; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — распределительный вал; 6 — термометр; 7 — центрифуга; 8 — зубчатое колесо распределения; 9 — редукционный клапан; 10 — датчик указателя температуры масла; 11 — коленчатый вал; 12 — шатун; 13 — коромысло клапана.
Рис. 41. Редукционный клапан (Д-21А):
1 — корпус; 2 — шарик клапана; 3 — пружина; 4 — регулировочная пробка; 5 — шайба; б — гайка.
Масло от насоса через трубку поступает к редукционному клапану, который отрегулирован на 0,5-0,55 МПа. При давлении выше установленного масло давит на шарик 2, а через него на пружину 3. Пружина сжимается, шарик отходит, открывая отверстие, через которое часть масла сливается в картер.
Для очистки масла на двигателе Д-21А установлена реактивная центрифуга. Через нее проходит все масло, поступающее в систему смазки двигателя, а часть масла, подаваемого насосом, через редукционный клапан сливается при работе двигателя в масляный картер.
Шестеренный насос 1 (см. рис. 40) через маслоприемник засасывает масло из поддона картера и по трубке подвода масла к фильтру, каналу в картере дизели в трубке в крышке распределительных шестерен масло поступает в корпус 12 (рис. 42) центробежного масляного фильтра. По кольцевому зазору между трубкой и осью 9 ротора масляного фильтра, через отверстия в оси и в основании 11 ротора, затем через отражатель 10 масло поступает в полость ротора центрифуги. В полости ротора давление достигает 0,5-0,55 МПа. Под этим давлением часть масла, снова пройдя через отражатель, поступает к соплам (форсункам) и, вытекая из них с большой скоростью, создаст реактивную силу, которая приводит ротор во вращение.
Рис. 42. Центрифуга для очистки масла (Д-21А):
1 — сопло; 2 — крышка ротора; 3 — колпак; 4 — упорная шайба; 5, 6, 7 — гайка; 8 — стопорное кольцо; 9 — ось ротора; 10 — отражатель; 11 — основание ротора; 12 — корпус.
Под действием центробежных сил посторонние примеси, содержащиеся в масле; отбрасываются к стенкам крышки 2 ротора.
Через тангенциальные отверстия и по центральному каналу в оси ротора масляного фильтра очищенное масла по трубке в крышке распределительных шестерен поступает в масляный канал картера дизеля, из него — ко второй коренной шейке коленчатого вала, а затем но центральному масляному каналу коленчатого вала к первой и третьей коренным и к шатунным рейкам. По поперечным каналам картера от первой и третьей коренных шеек коленчатого вала масло поступает к шейкам (подшипникам) распределительного вала, к шейкам валика механизма уравновешивания и к пальцам промежуточных шестерен распределения и механизма уравновешивания.
Детали насоса с маслоприемником
От передней шейки валика механизма уравновешивания по каналу в картере самоходного шасси Т-16, трубке в крышке распределительных шестерен, через отверстие в переднем листе масло поступает к установочному фланцу топливного насоса, затем по каналу в установочном фланце к втулке шестерни привода топливного насоса.
От задней шейки распределительного вала по каналу в картере и трубке масло поступает к клапанному механизму.
Детали шестеренного насоса и реактивной центрифуги изображены на рисунках 43 и 44.
Рис. 43. Детали насоса с маслоприемником (Д-21А):
1, 15, 38 — болт; 2 — шайба стопорная; 3 — фланец трубы; 4, 29, 33, 40 — прокладка; 5, 25 — шестерня ведущая и ведомая; 7, 9 — шпонка сегментная; 10 — валик насоса; 11 — штифт установочный; 12 — втулка крышки насоса; 13 — крышка насоса; 14, 39 — шайба пружинная; 16 — крышка; 17 — ось ведомой шестерни; 18, 20 — шестерня ведомая; 19 — втулка шестерни; 23 — корпус насоса; 24 — пластина стопорная; 26 — болт специальный; 27, 28 — труба и фланец маслоприемника; 29 — прокладка; 30 — крышка маслоприемника; 31 — насос в сборе; 32 — гайка клапана; 33 — прокладка; 34 — пробка регулировочного клапана; 35 — пружина клапана; 36 — шарик; 37 — корпус клапана; 39 — шайба пружинная; 41 — редукционный клапан в сборе.
Рис. 44. Детали центрифуги (Д-21А):
1 — колпак фильтра; 2, 12, 13, 14, 16, 18 — болт; 3, 21 — шайба пружинная; 4, 19, 28, 31 — прокладка; 5, 7 — втулка верхняя и нижняя; 8 — трубка стяжная; 9 — ось ротора; 10 — трубка; 11 — ось ротора в сборе; 15 — шпилька; 17 — пластина замковая; 20, 38, 40 — гайка; 22 — щиток; 23 — шайба стопорная; 24 — проволока; 25 — корпус фильтра; 26 — шарик; 27 — пружина клапана; 29 — заглушка; 30 — основание ротора; 32 — форсунка; 33 — трубка заборная; 34 — сетка; 36 — крышка ротора; 37 — кольцо упорное; 41 — ротор в сборе.
содержание .. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
Система смазки трактора
При работе двигателя Т-16 в результате действия сил трения изнашиваются трущиеся поверхности деталей, последние нагреваются, снижается мощность двигателя. Уменьшение потерь на трение и, следовательно, уменьшение износов достигается непрерывным подводом смазки (системы смазки трактора) к трущимся поверхностям деталей. Между рабочими поверхностями деталей, образуется масляная пленка, отделяющая одну поверхность от другой, благодаря чему уменьшаются потери на трение и уменьшается износ деталей двигателя. Непрерывная циркуляция масла обеспечивает также отвод тепла, выделяющегося при трении.
В рассматриваемых дизелях применена комбинированная система смазки трактора. Наиболее нагруженные трущиеся поверхности смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием. Под давлением масло поступает к сопряжениям коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала, зубчатых колес распределительного механизма, подшипников валика уравновешивающего механизма, коромысел клапанов. Остальные детали смалываются разбрызгиванием: масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий, стекает и масляный картер, образуя масляный туман.
Схема системы смазки дизеля Д-16 показана на рис. 34.
Рис. 34. Схема системы смазки трактора и двигателя Д-16:
1 — горизонтальный канал; 2 — наклонным канал; 5 — редукционный клапан; 4 — шестерня масляного насоса; 5 — маслоподводящая трубка; 6 — поддон картера; 7 — маслоприемник; 8 — сапун; 9 — маслоналивная горловина; 10 — наклонный канал; 11 — вертикальный канал; 12 — масломерная линейка; 13 — перепускной клапан фильтра; 14 — палец; 15 — фильтр грубой очистки; 16 и 18 — трубки; 17 — фильтр тонкой очистки; 19 — манометр; 20 — трубка к манометру; 21 и 22 — каналы ко второму и третьему коренным подшипникам; 23, 24, 25 и 26 — каналы в коленчатом вале.
См. также: Насос НД-21 и его принцип действия.
Бак трактора Т-16
Корпус бака трактора Т-16 сварен из листвой стали.
К верхней части бака трактора приварены заливная горловина с резьбой дли пробки 13 (рис. 95), бонка для масломерной линейки 12 и фланец для установки фильтра. К нижней части бака приварена бонка со сливным отверстием, закрытым пробкой 10, и штуцер 11 для отбора масла во всасывающую полость масляного насоса гидравлической системы. К корпусу бака приварены также скоба и планка, при помощи которых бак крепят на левом рукаве и левом крыле шасси.
Рис. 95. Бак гидросистемы с фильтром (Т-16):
1 — крышка; 2 — отражатель; 3 — прокладка; 5 — маслоотражательная шайба; 6 — фильтрующие элементы; 7 — корпус фильтра; 8 — сальник; 9 — корпус бака; 10 — пробка сливного отверстия; 11 — штуцер; 12 — масломерная линейка; 13 — пробка заливной горловины; 14 — угловой штуцер.
Все масло, поступающее из распределителя в бак трактора, проходит через фильтр, установленный в верхней части. Фильтр состоит из штампованного корпуса 7 с фланцем в верхней части и отверстием в нижней, в которое входит труба 4 с предохранительным шариковым клапаном.
На корпусе клапана установлен отражатель 2 и отражательная шайба 5.
На среднюю часть трубы 4 надеты десять сетчатых фильтрующих элементов 6, опирающихся на уплотнение 8. Отражатель 2 выполнен так, что при установке крышки 1 он пружинит и через корпус фильтра и маслоотражательную шайбу 5 сжимает фильтрующие элементы, устраняя зазоры между торцами элементов. Для прохода масла к фильтрующим элементам отражатель имеет ряд отверстий на конусной части.
Крышка 1 фильтра закреплена на фланце бака трактора шестью болтами и уплотнена прокладкой 3. Между фланцем крышки и фланцем бака зажаты бурты, корпуса фильтра и отражателя. К крышке приварен угловой штуцер 14, предназначенный для присоединения маслопровода от распределителя.
См. также: Насос гидросистемы Т-16. Гидравлический распределитель трактора.