Меню

Масло для двигателей с технологией lowest saps

Low SAPS: чистое масляное будущее

  • Прочитано: 6383
  • Дата: 16-03-2008, 18:23
  • Печатать

С каждым годом требования к экологической безопасности автомобильного транспорта повышаются. Перед производителями стоит задача: минимизировать выбросы, не потеряв при этом в технических характеристиках автомобиля. Обычно эта задача решается установкой дополнительных систем очистки. Но надо заметить, что не каждое моторное масло совместимо с подобным оборудованием: «классических» показателей качества масла часто уже недостаточно для работы в новых типах моторов…

Последние два десятилетия «подарили» автомобилям многоточечный впрыск топлива, варьируемое распределение крутящего момента, трехфазный каталитический конвертер, фильтр твердых частиц (сажевый фильтр). Причина таких нововведений — в результате сгорания топлива образуются окислы азота NO x , вода, углекислый газ CO 2 , угарный газ СО, а также твердые углеводородные частицы CH (остатки несгоревшего бензина, а также перегоревшего отработанного масла). К примеру, каталитический нейтрализатор выхлопных газов (каталитический конвертер) является сейчас уже обязательной опцией для всех выпускаемых автомобилей в развитых странах. Предназначение катализатора — окислять вредные соединения, содержащиеся в выхлопных газах. Это устройство имеет достаточно сложную структуру, в основе которой лежат комплексные соединения из благородных металлов (платина, палладий, родий), имеющие «активные центры», в которых происходит «переваривание» отработавших газов до более безопасных соединений — паров воды и N 2 .

Необходимо отметить, что использование благородных металлов в производстве катализаторов повышает их себестоимость (соответственно, замена этого агрегата может сильно ударить по карману автовладельца). А их чувствительность к продуктам окисления, прежде всего — сгорания топлива и моторного масла (вернее, присадок, входящих в его состав) — очень велика. Некоторые компоненты моторных масел, такие как кальций, магний, молибден, цинк, сера и фосфор, могут служить помехой в работе этой системы обработки выхлопных газов.

Повреждение катализатора происходит вследствие блокировки его активных центров, или, проще говоря, по причине его загрязнения. Однако именно эти вещества отвечают за уровень эксплуатационных характеристик в существующих моторных маслах. Естественно, что задача разработчиков смазочных материалов стала аналогичной задаче автопроизводителей: убрать из рецептуры все несовместимые с системами очистки элементы, сохранив при этом все эксплуатационные свойства масел. После интенсивных исследований и испытаний на рынке появилось новое поколение моторных масел с пониженным содержанием золы, серы и фосфора – так называемые масла Low SAPS (Low Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur – «низкое содержание сульфатной золы, серы и фосфора»).

Что нам скажет ACEA ?

Интересно проследить эволюцию классификации ACEA за последние годы. Ведь являющая собой «зеркало» происходящих процессов, она создана производителями европейской техники, а эта часть планеты как раз и есть родиной наиболее жестких норм по защите биосферы от влияния автопрома.

Итак, до 2004 года моторные масла для автомобилей разделялись на три основных класса. Класс А – для бензиновых двигателей легковых автомобилей, небольших грузовиков и фургонов, с соответствующими подклассами (А1, А2 и т. д). Класс В – для дизельных двигателей легких транспортных средств, подклассы маркировались аналогично. Класс Е – для мощных дизелей тяжелой техники. Все основные изменения происходили в подклассах. Однако 2004 год принес коренной пересмотр всей структуры, которая пополнилась в 2007-м и теперь состоит из следующих классов:

— для бензиновых двигателей и дизельных двигателей легковых автомобилей,

— для двигателей с установкой дополнительного оборудования,

Читайте также:  Асинхронный двигатель ремонт своими руками

— для мощных двигателей тяжелой техники.

Внутри каждого класса идет разделение на категории с различными эксплуатационными свойствами:

— четыре категории для класса бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей — A1/B1, A3/B3, A3/B4 и A5/B5,

— четыре категории (Е2, Е4, Е6 и Е7) для грузового транспорта, из которых требования к маслам категории Е2 не менялись с 1996 года и останутся в такой же формулировке до 2009 года, поэтому в рамках данного материала интереса не представляет.

— четыре категории — С1, C2, C3, С4 — для масел с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы (SAPS oils) и двигателей с системами нейтрализации отработавших газов.

Таким образом, в новой классификации 2004-2007 годов ликвидировано принципиальное различие в требованиях к маслам для бензиновых двигателей и к маслам для дизельных двигателей легкового транспорта. Категории A (бензиновые двигатели) и B (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены в одну и пишутся через дробь (например, A3/B3), что более корректно отражает реальные условия применения масел конечным потребителем. Но в данном случае для нас самым важным является тот факт, что в классификации ACEA 2004 года введен абсолютно новый класс С, который в 2007 пополнился еще одной подкатегорией – С4. Итак:

— С1 — масла, стабильные в пределах класса вязкости. Предназначены для использования в качестве масла, совместимого с катализатором отработавших газов, в механизмах с дизельными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, в двигателях с высокими эксплуатационными свойствами, для легконагруженных дизельных и бензиновых двигателей, которые требуют маловязких антифрикционных масел с низким уровнем SAPS (СЗФС) при высокотемпературной вязкости на сдвиг (HTHS) выше 2,9 мПа\с. Эти масла продлят службу дизельным сажевым фильтрам и трехкомпонентным катализаторам, а также будут способствовать экономии топлива.

— С2 — масла, стабильные в пределах класса вязкости. Предназначены для использования в качестве масла, совместимого с катализатором отработавших газов, в механизмах с дизельными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, в двигателях с высокими эксплуатационными свойствами для легконагруженных дизельных и бензиновых двигателей, специально разработанных для того, чтобы обеспечивать использование маловязких антифрикционных масел с высокотемпературной вязкостью на сдвиг выше 2,9 мПа/с. Эти масла продлят службу дизельным сажевым фильтрам и трехкомпонентным катализаторам, и будут поддерживать экономию топлива.

К слову, нужно помнить, что масла, соответствующие классификациям С1 и С2, имеют наименьшее содержание фосфора и серы, обладают максимально низкой зольностью и низкой высокотемпературной вязкостью на сдвиг ( HTHS ), поэтому могут быть непригодны для некоторых двигателей.

— С3 — масла, стабильные в пределах класса вязкости. Предназначены для использования в качестве масла, совместимого с катализатором отработавших газов, в механизмах с дизельными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, в автомобилях с высокими эксплуатационными свойствами для легконагруженных дизельных и бензиновых двигателей. Эти масла увеличивают продолжительность службы дизельных сажевых фильтров и трехкомпонентных катализаторов,

— С4 — масла, стабильные в пределах класса вязкости. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC и DPF, с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 3.5 мПа/с. Такие масла продлевают срок эксплуатации TWC и DPF оборудования.

Категория С относится к легкому транспорту, но это не означает, что экологическое нормирование не затронуло тяжелую технику. Рассмотрим подробнее категории класса Е.

Читайте также:  Провести тех диагностику автомобиля

— Е4-масла обладают стойкостью к деструкции, обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по эмиссии токсичных веществ (токсичности отработавших газов) и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, не оборудованных фильтром твердых частиц выхлопа, а также для некоторых двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NO x (SCR NO x reduction system) или системой рециркуляции отработавших газов EGR.

— E6 – масла, обладающие стойкостью к деструкции. Обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (как с фильтром твердых частиц выхлопа, так и без) или селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NO x (SCR NO x reduction system). Именно категория Е6 удовлетворяет требованиям двигателя, оборудованного фильтром твердых частиц выхлопа и работающего на малосернистом топливе (максимум 50 ppm).

— Е7- масла, которые обладают стойкостью к деструкции, обеспечивают особо высокую чистоту поршней, предотвращают полировку цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре, а также уменьшают рост вязкости от накопления сажи и стойки к старению. Предназначены для работающих в особо тяжелых условиях высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям стандартов Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4 по эмиссии токсичных веществ. Согласно рекомендациям изготовителей двигателей могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла. Разработаны для использования в двигателях без фильтров твердых частиц выхлопа, а также для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов и селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NO x (SCR NO x reduction system).

Итак, если кратко, то в 2004 году изменения «грузовой» классификации моторных масел были следующими: появились новые категории — E6 и E7 (категории E3 и Е5 объединились и трансформировались в категорию Е7). Нововведенная категория Е6 была разработана специально для двигателей, которые работают на низкосернистом топливе, оборудованы сажевым фильтром (фильтром твердых частиц выхлопа) и требуют использования малозольных масел с ограниченным содержанием фосфора и серы. В нормах АСЕА 2007 года масла категории Е4 получили более четко сформулированные свойства и конкретизированные требования.

Скажем честно, «экологические» масла пока что не пользуются большой популярностью в нашей стране. По словам руководителя направления авторизированных пунктов замены технических жидкостей LIQUI MOLY компании «КАМИОН-ОИЛ» Юрия Чижикова, большинство рядовых потребителей попросту не знают, что такая категория смазочных материалов вообще существует в природе. А между тем, множество современных иномарок оснащается системами рециркуляции отработавших газов, и в масляной системе их двигателя должно циркулировать именно специализированное масло. И иногда бывает непросто убедить не знакомого с масляными тонкостями клиента, что ему нужно уже не обычное 5 w -40, которое отлично служило в предыдущем автомобиле, а более дорогой продукт Low SAPS. Именно цена смущает обычно такого потребителя, считающего, что ему просто пытаются «впарить» дорогой и ненужный продукт. При этом он не отдает себе отчета, что использование пусть дважды качественного, но не совместимого с катализатором масла быстро отяжелит кошелек покупкой новых фильтров, а то и самого катализатора.

Читайте также:  Обязанности автомеханика по ремонту автомобилей для резюме

С учетом всего вышесказанного можно предположить, что классов масел Low SAPS станет значительно больше, поскольку именно они будут требоваться всем новым автомобилям. А вот остальные продукты, которые не «подружатся» с разнообразными системами очистки выхлопных газов, будут «вымирать» и вообще пропадут сначала с европейского рынка, а потом и с нашего.

Виктор Кондратенко. За помощь в подготовке материала автор благодарит Марину Лукинюк (научно-консультационный центр «Дисма », www . disma . com . ua ).

Источник: autoExpert №3*2008

ВСЕ марки масел и ВСЕ о маслах в одном каталоге .

Масла Low SAPS (малозольные масла)

Моторное масло с характеристикой low SAPS является маслом, которое содержит минимальное количество сульфатной зольности, фосфора и серы. Поскольку такие масла образуют мало золы, их также называют малозольными маслами. Применения моторных масел low SAPS требуют именно современные транспортные средства.

Что такое сульфатная зольность масла?

Одним из важных параметров моторного масла является его сульфатная зольность (или шлаки). Говоря простым языком, это показатель, который помогает определить присадки, включающие органические соединения металлов. То есть, сульфатная зольность масла – это показатель наличия присадок в масле, которые при сгорании образуют золу и шлаки, приводящие к повреждают двигатель.

Согласно современным требованиям, каждая система нейтрализации отработанных газов должна уметь самоочищаться, то есть сжигать сажу. Однако справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. В конечном счете, каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры засоряются золой и не могут справляться с возложенными на них функциями, а приобретение новых деталей – дорогое удовольствие. Чтобы избежать лишних материальных трат, автопроизводители настоятельно советуют использовать только малозольные масла, не оставляющие твердых элементов после отработки.

Зола, а также фосфор и сера, которые содержаться в отработанных газах, крайне отрицательно сказываются на работе нейтрализатора, в конечном счете приводя его в негодность. Также страдают и ячейки сажевых фильтров, забывающиеся всеми загрязняющими отложениями. Для того чтобы как-то решить эту проблему были разработаны масла SAPS, где уже сами буквы названия указывают на ограниченное содержание сульфатной зольности, серы, фосфора. Использование смазочных жидкостей SAPS дает возможность увеличить срок службы двигателя до 100 000 километров пробега, что очень важно, особенно если учесть, что катализатор, который содержит дорогие металлы — достаточно дорогое удовольствие.

Проводимые испытания малозольных смазочных жидкостей доказали, что они способны отлично очищать двигатель, тем самым предотвращая его преждевременный износ, который обусловлен попаданием в механизм твердых, несгораемых частиц. К слову, царапины на моторе появляются именно в результате воздействия металлических несгораемых остатков масел.

Малозольное масло WINDIGO SYNTH RS 0W-30 — это отличная смазка для транспортных средств с современными системами нейтрализации выхлопных газов. Масло не образует вредных веществ и при этом продлевает срок жизни вашему двигателю.

Adblock
detector