Моторные масла для дизельных двигателей
Правильно подобранное масло для дизельных двигателей — это очень важный и порой не простой момент при обслуживании автомобиля. Связан он с обширным ассортиментом, предлагаемым в торговых сетях и на станциях техобслуживания. Автомасла представлены различными торговыми марками, которые отличны по вязкостным характеристикам, цене и присадочным компонентам. Важно выбрать для дизеля именно тот материал, который рекомендован производителем или максимально близкий к эксплуатационным условиям.
Любопытно, что свое название агрегат получил по имени изобретателя — Рудольфа Дизеля. В 1897 году он предложил модель мотора на растительном масле. Эти разработки неоднократно усовершенствовались, и спустя год на Путиловском заводе инженер Густав Тринклер создал двигатель высокого давления. В качестве топлива использовались нефтепродукты. Именно эта конструкция легла в основу дизельного агрегата, дошедшего до наших дней.
Несмотря на простоту агрегата и его работоспособность, он нуждается в качественных смазочных материалах. И очень важно сделать правильный выбор.
Принцип работы дизеля необходимо представлять для того, чтобы понимать важность выбора нужного продукта. Для запуска достаточно довольно скромной воздушно-топливной смеси, реакция смешивания происходит гораздо быстрее, чем в бензиновом ДВС. Но сгорание неполное. Газы активно движутся в картер по причине высокого давления масла.
В результате происходит быстрое окисление, масло для дизеля изменяет цвет и консистенцию, что говорит о его старении. Повышенное содержание серы в отечественной солярке также негативно влияет на работу силового агрегата. Во избежание негативных последствий этого явления необходимо выбирать автомасла с соответствующими присадочными компонентами. Уменьшить образование нагара и сажи помогут моющие и диспергирующие присадки.
Основные характеристики и виды
В выборе моторных масел ориентиром служат допуски. Определить марку смазочного материала поможет техническая документация автомобиля или специальные каталоги и таблицы. Некоторые автолюбители предпочитают самые «раскрученные» и дорогие бренды, но при этом затрудняются с выбором по качественным показателям. Широкий ассортимент на рынке ГСМ усложняет задачу. Но каждый знает, что и дизельные, и бензиновые масла характеризуются степенью вязкости, определенным пакетом присадок и рядом других показателей.
Показатель SAE указывает на вязкостные свойства смазки и ее сезонность. Литера W означает, что она пригодна для эксплуатации в зимнее время, и считается всесезонной. Цифровые значения показывают температурный диапазон.
Показатели вязкости говорят о скорости подачи жидкости к поверхностям деталей и механизмов, испытывающих трение. Этим же показателем обусловлена сила сопротивления в момент вращения. Первая цифра маркировки указывает на отрицательные температурные показатели, последняя — на температурный максимум.
Маркировка стандарта SAE универсальна для всех видов масел, различаемых по базе и по сфере использования. Таким образом, из этого обозначения определить для какого типа ДВС предназначено масло нельзя.
Принадлежность смазочной жидкости к типу мотора обозначена показателем стандарта API. Согласно этому стандарту смазки делятся на продукты для бензиновых — обозначены буквой S, и для дизельных двигателей — обозначены буквой С. Если присутствуют обе буквы, нанесенные в виде дроби, продукт является универсальным и пригоден для обоих видов мотора.
Подкатегории классификации API:
- СС — для моторов атмосферного типа и с небольшим наддувом;
- CD — для двигателей с большим наддувом, работающих в экстремальных условиях, высоком проценте серы;
- CE — такие смазки выпускаются для агрегата с турбонаддувом, выпущенных до 1983 г;
- CF-4 — для четырехтактных, произведенных после 1990 г;
- CG-4 — для современных силовых агрегатов. Отличается высокими экологическими показателями;
- CD-11, CF-2 — для двухтактных моторов.
Европейские производители создали свою классификацию АСЕА, согласно которой принято деление на 4 группы, и отличия по классу энергосбережения. Символика этого стандарта означает:
- А — для бензиновых;
- В — дизельное моторное масло;
- С — для обоих агрегатов, характеризующихся аналогичными сажевыми фильтрами;
- Е — для высокомощных двигателей грузовых автомобилей.
Цифры 1 и 5 в маркировке, стоящие после буквенного обозначения, указывают на энергосбережение (например, В1 или В5). Такие продукты позволяют снизить расход топливного ресурса, и соответственно выброс вредных веществ. Цифры 2, 3 и 4 обозначают стандартные масла.
Что касается базовой основы, то главным критерием выбора для большинства автомобилистов становится стоимость. Минеральное масло для дизеля стоит относительно недорого, но полусинтетика и синтетика более стабильны и значительно увеличивают срок службы силового агрегата. Необходимо отметить, что синтетические моторные масла показывают высокую стабильность в условиях зимних температур, чем отличаются от остальных.
Торговый бренд не имеет принципиального значения. Поэтому выбирать дорогостоящие продукты оправдано не в каждом случае. Необходимо учитывать, что при замене масла жидкость полностью не сливается. При доливке смазки другой марки могут образовываться отложения из-за взаимодействия присадочных компонентов.
Присадки в дизельное масло
Присадки в смазочной жидкости играют не последнюю роль: они позволяют справиться с теми задачами, которые не под силу базовой основе. С помощью дополнительных компонентов значительно увеличивается период замены, ресурс ДВС и другие эксплуатационные характеристики.
В качестве присадочного компонента используют синтетические кондиционеры металла, которые призваны снизить коэффициент трения и уменьшить тем самым износ двигателя. Для дизельных масел используются присадки, препятствующие образованию нагара и сажи, компоненты с антиоскидантными свойствами.
Каждый производитель использует уникальный пакет присадок. Для дизеля щелочное число (не ниже 1.3) и зольность (не ниже 11.5) считаются оптимальными.
Выбор масла в дизельный двигатель по маркировке
Какое масло необходимо лить в дизельный двигатель подскажет маркировка продукта. Согласно стандарту SAE подбирается смазка в диапазоне определенных температур. Например, обозначение 5W-40 указывает на высокотемпературную вязкость. Она способна сохранять свои основные свойства от -25 зимой, что облегчает холодный запуск. Последняя цифра обозначает максимум температур. А буква W — на пригодность для работы в зимнее время.
Масло в дизель обозначается маркировкой С (согласно категории API), или В (классификация АСЕА), современные образцы могут обозначаться CG-4. В технической документации к ДВС обычно указываются рекомендации по подбору необходимых масел.
Что следует помнить при замене масла для дизельных двигателей
Используя дизельное топливо отечественного производства, замена масла должна производиться немного чаще, чем рекомендовано в документации. Объясняется это высоким процентом серы. Сам процесс не представляет особой сложности, залить смазку можно самостоятельно. Важно следить за качественным состоянием масла, если на крышке образуются сгустки, это один из сигналов для замены смазывающей жидкости.
Помните, что смешивание минералки и синтетики недопустимо. Происходит так называемая свертываемость компонентов, что может привести к поломке ДВС.
Специалисты считают, что замену масла в дизельных агрегатах необходимо осуществлять через 6-8 тыс. км пробега. Виной тому солярка низкого качества.
Различия дизельного топлива и бензинового влияющие на специфику моторных масел
Преимущества дизелей перед бензиновыми движками в высоком КПД, экономичности, долговечности. Принципиальным аспектом является формирование воздушно-топливной смеси и сам процесс зажигания. Несмотря на минусы дизеля, такие как значительный вес, вибрация и более шумная работа, обусловленная самовоспламенением топлива и высоким давлением в цилиндре, все больше автомобилистов отдают предпочтение дизельным моторам. Они на порядок выносливее и иногда надежнее большинства своих бензиновых «собратьев».
Ресурс дизеля — 400-600 тыс.км. Благодаря современным инновациям удалось добиться снижения шума и вибрации, которые сопровождают работу дизельных моторов. Но многие автолюбители все-таки на первое место ставят экономичность. К тому же дизельное топливо дешевле бензина с высоким октановым числом.
Оба агрегата имеют схожий тип работы. Отличие дизельного мотора от бензинового состоит в способе воспламенения, нагрузке, частоте вращения вала и других показателей. Главным является различие в использовании горючего.
За счет неполного сгорания смеси в дизеле возникает высокий риск окисления. При этом образуется сажа, масло густеет и ухудшает качество работы двигателя. Еще один недостаток — содержание серы. Если в бензине содержится не более 0.03%, то в солярке этот показатель отличается — он в 10 раз выше.
Чем принципиально отличается дизельное масло от аналогичного продукта для бензинового, так это прежде всего добавочными компонентами. Для дизеля значения щелочного числа и зольности гораздо выше, также этот вид масел нуждается в присадках, активно противостоящих окислению.
Крутящий момент влияет на добавочные компоненты. В автомаслах для бензинового двигателя должны присутствовать добавки, снижающие нагрузку при повышенных оборотах, что для дизеля принципиально не важно.
Можно ли заливать в некоторых случаях дизельное масло в бензиновый двигатель интересует большинство автолюбителей. Присадки, используемые для дизельного мотора могут не работать, и даже вредить в бензиновом. Но в небольших количествах и в исключительных случаях это допустимо, не более 0.5 — 1.5 литра. А вот доливать масло для бензинового ДВС в дизель недопустимо. Последствием станет высокое образование сажи и нагара. Такой шаг оправдан лишь в самых крайних случаях, например, при поломке в дороге, чтобы добраться до сервисного центра.
Современные стандарты дизельных масел
Марки моторных масел для современных дизельных двигателей достаточно широко представлены на рынке и в торговых сетях. Какие можно дать общие рекомендации по выбору. Предпочтительнее будет использовать специальную смазку, созданную для дизеля, в которой предусмотрены все особенности конструкции и эксплуатации такого двигателя. Так же не будет большой ошибкой и заливка универсального продукта, который подходит для всех видов двигателей. При покупке обратите внимание на показатели щелочного числа и зольности. Подбирайте масло согласно допускам, рекомендованным производителем.
Информация для обладателей машин, работающих на дизтопливе
Дизель требует правильной смазки, только она обеспечит заявленную производителем мощность машины. При выборе важно учитывать особенности работы агрегата. Дизельное масло выполняет сразу две функции: снижает трение деталей и очищает их от нагара. Разные марки рассчитаны на определенный диапазон рабочих температур, выше которых смазка становится слишком жидкой, скатывается с деталей. При низких температурах она густеет, толщина обволакивающей пленки увеличивается, в ней создается внутреннее трение.
Под тип дизеля выбирают разновидность основы: минеральную, синтетическую, полусинтетики. У каждой есть свои особенности и недостатки. Новичкам бывает сложно определиться с выбором, они не умеют ориентироваться в символах, указанных на канистре. Нужно разбираться в маркировке при покупке.
Особенности эксплуатации
Владельцам машин с дизелем чаще приходится менять смазку. Это связано с особенностями двигателя:
- воспламенение топливной смеси происходит не от свечей, а в камере сгорания при впрыске, топливо полностью не сгорает;
- из-за обедненности топливновоздушной смеси возрастает тепловая нагрузка;
- сажа оседает на поверхности деталей, увеличивая износ поверхности;
- из-за высокой компрессии (прорыве газов в картер) детали быстрее сшиваются, появляется люфт;
- топливо содержит много серы, образующей кислотные соединения.
Моторные масла для дизельных двигателей должны:
- хорошо растворять сажистые отложения;
- снижать кислотность (содержит раскислитель TBN);
- образовывать плотную пленку на деталях.
Очевидна прямая зависимость между качеством смазочной жидкости и безремонтным пробегом машины. От смазки зависит срок службы любого ДВС, для дизельного двигателя это особенно актуально. При неправильном выборе температурного диапазона, несоответствии параметров типу двигателя, при несоблюдении срока его замены возрастут расходы на эксплуатацию, ремонт. Важно помнить, что для дизельного двигателя не подходит смазка, предназначенная бензиновых ДВС. Турбинные двигатели самые капризные, им требуются оптимальные характеристики.
Разбираемся в маркировке
Смазочные жидкости классифицируют по международным системам:
- SAE – это цифровые символы, разделенные «W», по ним определяют диапазон рабочих температур;
- API – стандарт соответствие классу двигателей, году выпуска.
- ACEA – обозначают экономичность топлива при работе на данном виде смазки, она маркируется НТ/НS.
Классификация дизельных масел по виду основы подразумевает три категории:
- минеральная получается путем переработки нефтепродуктов, наиболее вязкая;
- синтетическая – продукт синтеза углеводородов, отличается высокой чистотой (совсем не содержит «длинных» молекул), хорошей текучестью, образует прочную пленку;
- полусинтетика – к этому разряду относят крекинговое масло (продукт гидролизной переработки нефтепродуктов) и смеси минеральной и синтетической основы (пропорции варьируются).
Теперь подробнее о каждой международной классификации.
SAE: подбираем масло пол климат
Международная классификация, предложенная Society of Automotive Engineers, определяет класс вязкости смазочных жидкостей. «W» сокращение английского слова winter (зима). Маркировка определяет нижние границы вязкости. Частая ошибка новичков – путают цифровой показатель с температурой. Что означают цифры:
- 0 W – самое зимнее масло, сохраняет вязкость до -35°С;
- 5W – не увеличивает силу трения деталей при температуре воздуха до -25°С, применяется в условиях Урала, Сибири;
- 10W – для средней полосы России, где не бывает сильных морозов, температурная граница – -20°С;
- 15W соответствует температуре, способно работать при -15°С;
- 20W – для теплых климатических зон, ниже -10°С замерзнет – станет вязким, будет увеличивать силу трения.
Если на маркировке нет W, масло летнее, его заливают в двигатель только при плюсовых температурах. Чаще встречаются универсальные смазки, у которых двойная маркировка: до и после W. Верхние показатели по стандартуSAE нужны в жарких климатических зонах. При разогреве вязкость снижается, оно становится жидким, как вода, перестает выполнять защитную функцию – не образует пленку нужной толщины. Что означают цифры:
- 30 соответствует температурной границе до +25°С, идеально подходит для климатических условий средней полосы, для южных регионов не пригодно;
- 40 переносит жару до +40°С, сохраняет работоспособность;
- 50 – удачный выбор для субтропиков, нагрев капота до +45 допустим;
- 60 – с такой смазкой легко путешествовать по Африке, она не будет скатываться с деталей при + 50°С.
Маркировка SAE ставится на канистрах всех видов масел: синтетическом, полусинтетическом и минеральном. Одного этого показателя при выборе марок масел для дизельных двигателейнедостаточно. Универсальное выбирают по плотности, измеряется она ареометром. Это расчетный показатель, отношение веса к объему. У отработанного, изменившего цвет из-за сажистых включений, от некачественных присадок плотность повышается. Стандартная величина – 0,865 кг/л (марки 5W 30, 10W 30, 10W 40). Чуть плотнее 5W40 (0,867 кг/л), 20W50 кг/л (0,872 кг/л). Самый высокий показатель плотности у 15W40 (0,910 кг/л).
API: для каждого двигателя свои буквы
Основной символ маркировки, на который нужно обращать внимание при покупке:
- C – принадлежность к дизельным двигателям;
- S – масло для бензиновых ДВС.
Классификация предложена институтом нефти США для оценки эксплуатационных характеристик моторов:
- год выпуска;
- количество тактов в двигателе;
- наличие наддува;
- требование к токсичности выхлопных газов.
Возможные маркировки
Для машин до 1961-го года выпуска:
- СВ – обладает хорошими раскислительными свойствами (предназначен для дизтоплива с высоким содержанием серы), считается низкокачественным;
Для авто, эксплуатируемых в тяжелых условиях:
- СС – год выпуска от 1962 года до 1983-го;
- СD – до 1990 г, масло с раскислителями;
Смазки турбинных двигателей:
- СЕ – для выпущенных после 1990 года;
- СF – после 1994-го;
- СF-4 – современных без наддува;
- CI-4 – современных с EGR-клапаном;
Экологичные смазки, рассчитанные для двигателей, выпущенных после 1998 года, соответствующих международным стандартам токсичности:
- CH-4 – стандартные;
- CI-4 plus – улучшенные.
Если рассматривать градацию показателей по английскому алфавиту, чем дальше от буквы А, тем качественнее масло для дизеля, имеет высокое щелочное число (TBN).
Универсальные смазки маркируются двумя символами S и C:
- SJ/CF используют в дизельных двигателях за неимением другого масла, но оно больше подходит для бензиновых ДВС, у него содержание раскисляющих компонентов ниже;
- CF/SJ можно заливать смело, оно предпочтительнее для дизеля.
- При использовании универсальных масел сроки замены лучше сократить.
ACEA – классы сбережения топлива
Учитывает вязкость масла при максимальном разогреве в процессе эксплуатации и высокой скорости сдвига. В последней редакции классификации, предложенной ассоциацией автопроизводителей Европы, учитываются особенности двигателей:
- А – смазка пригодна только для бензиновых ДВС;
- В – дизелей;
С – для тех и других, соответствующих уровню Euro-4 (оснащенных системой катализаторов и фильтрами, очищающими масло от вязких сажистых отложений);
- Е – категория смазки для тяжелых легковых автомобилей, дизельные масла для грузовиков.
Степень энергосбережения масла моторного для дизеля градируется по пяти позициям:
- В1 – смазки ограниченного спектра действия, только для легких автомашин;\
- ВЗ – всесезонные жидкости для легких машин большой мощности, эксплуатируемых в условиях городской среды;
- В4 – применимы в моторах с прямым впрыском;
- В5 – выдерживают большой временной интервал между сменой смазки;
- С1 – для легких машин средней мощности;
- С2, С3 – отличаются высокой стойкостью, значительно увеличивают срок службы масляных фильтров и катализаторов;
- С4 – экономичные смазки для двигателей, работающих по стандартам Euro-4;
- Е6 – масло совместимо только с качественным топливом, допустимое содержание серы – 0,0005%;
- Е7 – характеризуется устойчивостью к изменению плотности во время эксплуатации, отлично сохраняет грузовые дизельные двигатели.
Класс АСЕА указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. При покупке смазочной жидкости важно, чтобы обозначения, маркировка на канистре совпадали с заявленными производителем показателями.
Советы для новичков
- Потемнение моторного масла для дизеля – норма, а не сигнал к замене. Ориентироваться нужно по плотности. Если она превышает первоначальную на 0,08–0,012, пора смазку сливать, заправлять новую.
- Показатели импортных жидкостей, указанные на маркировке, устанавливались экспериментальным путем. Анализировался процесс работы дизеля на дизельном топливе стандартов США. Отечественное по содержанию серы им не соответствует. Для сохранности дизеля смазку нужно менять раньше, чем заявлено производителем.
- Лучше заливать однородную смазку, на одинаковой основе. При смешивании минерального и синтетики (даже с одинаковой маркировкой) не исключено свертывание. В смазке образуются густые хлопья. Они могут повредить двигатель.
- Если под крышкой клапанов появился густой налет, надо прочистить топливную систему (для этого применяют промывочное масло), проверить качество смазочной жидкости, измерить его плотность.
- Менеджеры иногда предлагают приобрести присадки. Для качественных смесей они не нужны, их добавляют при производстве смазочных жидкостей.
- Важно следить, что заливают в двигатель при гарантийном обслуживании. Маркировка должна указываться в гарантийном талоне.
- При сложностях самостоятельного выбора смазки лучше обратиться в автосервис, а не менеджерам. На СТО порекомендуют, какое заливают в дизельный двигатель машин этого класса, года выпуска.
- Экономия при покупке масла неуместна. Важно выбирать качественное, проверенных производителей.
- Энергосберегающие смазки снижают расход топлива, но их заливают в двигатель, если это заявлено производителем.
Топ лучших смазочных жидкостей
По опросам в соцсетях были выбраны лучшие моторные масла для дизельных двигателей.
Синтетика
- Mannol Elite – универсальное, с раскисляющими присадками, хорошо сочетаются с отечественным дизтопливом, не требует частой замены.
Полусинтетика
Evolution 700 STI – создано французами по технологии ELF, идеально для тяжелых легковых автомобилей и грузовых машин, оснащенных ДВС с прямым впрыском, при низких температурах запуск может затрудняться;
MOBIL Ultra – жидкость финских производителей, содержит современные присадки, обеспечивающие длительное использование, снижает расход топлива;
ROLF Dynamic Diesel – немецкое качество и технология, российское производство, выпускается для всех классов автомобилей, обеспечивает легкий запуск.
Минеральное масло
ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC – хороший выбор для иномарок с большим пробегом, обкатки дизеля после капремонта, содержит современные присадки;
MOBIL Delvac MX – американские производители разработали универсальную смазку, совместимую с топливом, высокое содержание серы компенсируют антиокислители, низкий расход, хорошие эксплуатационные характеристики;
LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf – немецкая разработка, бельгийское производство, выпускается для всех классов машин, при щадящем режиме работы ДВС срок замены значительно увеличивается.
В число лучших смазочных жидкостей также входят:
ZIC 5000 – полусинтетическое, адаптированное к российскому топливу с повышенным содержанием серы;
Castrol MAGNATEC – универсальная синтетика, снижает расход дизтоплива, надежно при эксплуатации машины в условиях городской среды;
Роснефть Maximum – полусинтетика с международной маркировкой SL/CF, отличается хорошим качеством используемых присадок;
Shell Helix Diese lHX7 – полусинтетика, выпускается по технологии Shell для всех классов автомобилей, содержит моющие присадки;
Lukoil Genesis Armortech – универсальная синтетика, соответствующая международной классификации, содержит качественные присадки, снижает расход топлива.
Производители представляют широкую линейку для разных климатических зон, с разной степенью изменения вязкости при нагреве и охлаждении.
Как отличить качественный продукт от фальсификата
Недобросовестные производители чаще подделывают популярные марки смазочных жидкостей. Крупные торговые центры торгуют качественной продукцией, но иногда приходится прибегать к услугам заправочных станций, покупать масло на СТО. На что нужно обращать внимание:
- Вязкость, консистенция качественного продукта сопоставима с растительным маслом, в густом содержится меньше присадок, в жидком мало загустителя. У холодного масла вязкость выше. Но при разогреве двигателя фальсификат обнаружить легко. При его выявлении смазку лучше заменить, чтобы двигатель оставался в рабочем состоянии. Ремонт обойдется дороже.
- На канистре указывается дата и время изготовления жидкости, номер партии. Если данные совпадают с этикеткой, все в порядке. Расхождения – явный признак фальсификата. Этикетка переклеивается, а штамп производителя на канистре не подделать.
- Качество этикеток фальсификата обычно страдает. Краска размазывается под влажными пальцами. Фирменному лейблу такие манипуляции не страшны.
- Пробка у качественно масла не прокручивается, держится монолитно. Если уплотнитель нарушен или проворачивается по горлышку, будьте осторожны. Высокая вероятность фальсификации.
- При покупке чек лучше не выбрасывать. Перед заправкой двигателя маслянистость проверяется тактильно: пальцами достаточно растереть пару капель. Такую же операцию проводят после выстаивания жидкости в течение 10 минут. Если есть разнородные фракции, их становится видно.
- Цвет качественного масла желтый, с характерным янтарным оттенком. Темное масло должно вызывать подозрение. Это может быть профильтрованная отработка или минеральное масло низкого качества. Дизель от такой смазки начнет «чихать», способен выйти из строя.
- Некачественные присадки выявляются при растекании масла по бумаге, нужен формат не менее А4. После впитывания появились темные точки – сдавайте масло в магазин.
Выводы
Зная, как выбрать правильное масло для своей машины, автовладелец избавляется от хлопот с эксплуатацией. Дизель будет работать четко, детали не будут снашиваться. Не стоит ориентироваться на топовые смазки, лучше посмотреть, какие параметры заявлены производителем, по ним подбирать масло для дизельного двигателя.