Гидравлические масла и жидкости
Современные механизмы в автомобилях, грузовой и специальной технике точны, надежны, просты в использовании. Однако если речь идет о гидравлике, то здесь никак не обойдется без качественных жидкостей. От правильного выбора будет зависеть долговечность и бесперебойная работа всей системы. Давайте попробуем разобраться, чем особенны масла для гидравлических систем, каких видов они бывают и как подобрать подходящее для разных условий эксплуатации.
Принцип работы гидравлики
Подъемные устройства в кузовах и кабинах грузовых автомобилей, тормозные системы, рулевое управление – все это разрабатывается с учетом простейшей идеи, которая была предложена и обоснована Паскалем. Физический закон, на котором основана работа подобных механизмов, гласит: если приложить к объему жидкости определенное давление, то будет создана сила, которая передается равномерно во всех направлениях.
Данный принцип лег в основу гидравлических систем, так как он позволяет упростить строение и конструкцию многих приспособлений. Масло, подаваемое через тонкие шланги, сжимается под прессом и может «выполнять» сложную работу по подъему, сдвигу и т.д. Поскольку задачи порой ставятся действительно важные, нужно уделить внимание не только целостности системы и всех деталей, но и составу жидкости.
Какую роль играет масло в гидравлической системе?
Жидкость, которая циркулирует в замкнутом контуре, в первую очередь, должна передавать энергию от поршня насоса до точки приложения силы. Также она предохраняет элементы механизма от износа, коррозии и иных воздействий агрессивных сред. Гидравлические масла и жидкости выполняют множество функций, и все это достигается благодаря особым компонентам, которые тщательно подбираются. Современные производители предлагают большой ассортимент, среди которого вы всегда сможете выбрать подходящий тип вещества.
Гидравлические масла – жидкости, которые отвечают за жизнеобеспечение всей системы. Они используются в тяжелой и легкой промышленности, в работе транспорта, наземной, воздушной, водной техники. Практически ни один современный агрегат не обходится без гидравлики. Не зря данный тип масел – второй по популярности после моторных, являющихся лидерами среди смазочных материалов. Доля смазок для гидравлики – примерно 13-15% от всего потребления.
Состав гидравлических масел и жидкостей
Условно его можно поделить на 2 неравных доли. Большую часть по объему занимает основа – это базовые масла, в дополнение к ним идут присадки – особые примеси, которые улучшают эксплуатационные свойства гидравлической жидкости.
Основа масла может быть разной:
- Минеральная. В этом случае используются парафиновые, нафтеновые масла и их смеси);
- Синтетическая. Это гидрокрекинговые, ПАО, эфирные масла и полигликоли;
- Натуральная. В некоторых типах биоразлагаемых жидкостей применяют растительные компоненты (например, рапсовое масло).
Присадки – особые добавки, которые продлевают срок службы гидравлической жидкости, противостоят коррозии металлических деталей механизма, уменьшают износ, исключают задирные явления, вспенивание масла. Также они помогают избавиться от агрессивных осадочных веществ, снижают коэффициент трения. Как правило, производители используют в составе сбалансированный пакет добавок. Это могут быть:
- Поверхностно-активные присадки (дезактиваторы металлов, модификаторы трения, ингибиторы коррозии и пр.);/li>
- Присадки к базовым маслам (антивспенивающие вещества, антиоксиданты или направленные на улучшение вязкости добавки и т.п.).
Можно грубо разделить все присадки на 2 группы: содержащие цинк и золу (их больше всего) и системы, в которых данные компоненты отсутствуют.
Требования к гидравлическим маслам и жидкостям
Механизмы, работающие на принципах гидравлики, используются в совершенно разных условиях. Это могут быть длительные и стабильные средние или низкие нагрузки, могут быть высокие и неравномерно распределенные, резкие и экстремальные, в условиях повышенной влажности или чрезмерно холодных температур…. При этом система должна быть надежной всегда и работать без сбоев. Поэтому к гидравлическим маслам предъявляются высокие требования.
Наиболее важные среди них – первичные, связанные с главной функцией жидкостей:
- Передача энергии давления или сил и крутящего момента;
- Минимизация трения и износа поверхностей скольжения в условиях граничного соприкосновения;
- Рассеивание тепла;
- Увеличение срока службы машин, оборудования, станков и техники;
- Способность сохранять необходимую вязкость при разных температурах;
- Защита деталей от коррозии.
Все это – эксплуатационные характеристики, которые определяют качественную работу гидравлической системы. Помимо этого, масла должны проявлять следующие свойства:
- Инертность к металлам и совместимость с ними. Жидкость не должна разрушать поверхность цветных и черных металлоизделий;
- Низкое вспенивание. Во время функционирования механизма из-за резких скачков давления воздух может отделяться от жидкости и превращаться в пену, что значительно снижает полезные свойства масла. Специальные присадки этому препятствуют;
- Высокая окислительная и термическая стабильность. Жидкость не должна окисляться с повышением рабочей температуры – это сокращает срок службы машины или оборудования;
- Хорошая аэрационная способность;
- Отличная фильтруемость и водоотделение. Поскольку гидравлические системы используются практически во всех сферах производства, транспортной отрасли, то они постоянно контактируют с внешней средой, полной загрязнений. Добавление присадок в масло помогает ему выполнять функцию очистки механизма: оно удаляет отложения, частицы гари и пр.;
- Огнестойкость;
- Токсикологическая безвредность и экологичность. Современные сертифицированные продукты обязательно проходят проверку, им присваивают соответствующий класс.
Выполнение всех данных требований невозможно при использовании в составе только одного базового вещества. Поэтому гидравлические масла – это жидкости, сложные по своей структуре, компонентному разнообразию, химическим и физическим характеристикам. Следует отметить, что ведущие мировые производители научились совмещать все эти свойства в одном продукте.
Виды гидравлических масел и жидкостей
Все системы, в которых используется давление жидких веществ и составов, разделяют на 2 типа:
- Гидродинамические. В них применяется кинетическая энергия движущегося потока, при этом его давление низкое, а скорость течения высокая. В них задействуются энергопередающие жидкости;
- Гидростатические. Здесь требуется высокое статическое давление при низкой скорости движения. Для этой цели применяются гидравлические масла.
Другой критерий классификации – сфера применения. По этому признаку можно выделить:
- Гидравлические масла и жидкости для промышленного оборудования;
- Для спецтехники, грузового наземного транспорта;
- Для водных судов;
- Для летательных машин;/li>
- Для гидротормозных и амортизаторных систем.
Существуют также производственные характеристики, по которым разделяют гидравлические масла: синтетические жидкости, минеральные с присадками и без них. В некоторых случаях целесообразно подбирать смазочный материал по цвету, только нужно учесть, что нельзя смешивать, например, зеленое масло с любым другим. При покупке надо учесть множество ограничений: неправильный подбор может спровоцировать снижение защитных свойств, потерю ряда важных характеристик жидкости и, как результат, нарушение работы механизма и выход из строя.
На что обратить внимание при выборе гидравлического масла
На маркировку жидкостей
Продукты разных производителей могут иметь одни обозначения на этикетке. Когда ищете подходящий вариант, обратите внимание, вот что могут обозначать буквы:
- АУП – жидкости для гидравлических систем подъемных передач. Могут применяться для наземной и водной спецтехники;
- АУ – веретенное низкозастывающее масло, которое используют в станках с высокими скоростями;
- ВМГЗ – предназначено для механизмов машин, функционирующих на открытом воздухе;
- «А» – гидравлические жидкости для АКПП и гидротрансформаторов;
- ГТ – для дизельных поездов;
- «Р» – производится для заливки в гидроподъемники и механизмы рулевого управления;
- ЭШ – приобретается для гидравлических систем, работающих с особенно высокими нагрузками;
- МГЕ – так помечаются смазочные материалы для сельскохозяйственной техники и машин.
В нашей стране действует государственный стандарт, который согласован на международные и распространяется на разные виды смазочных материалов. Для гидравлических жидкостей данная маркировка выглядит так: 17479.3-85. Это соответствует ISO 3448.
На стойкость к окислению
Гидравлические системы сделаны из металлических элементов: обычно используются алюминий, сталь, бронза и другие сплавы. К сожалению, они подвержены коррозионно-химическому воздействию из-за окисления масла. Также на это влияют продукты расщепления присадок при повышенных температурах.
Поэтому при выборе жидкости не стоит забывать и о таком показателе, как рабочая стойкость. Под воздействиям температуры гидравлическое масло может окисляться, что приводит к повышению вязкости, к накоплению осадков. Все это замедляет работу механизма. Для придания продукции антиокислительных свойств производители добавляют в состав присадки фенольного и аминного типа.
На температурные показатели работы
Во время эксплуатации гидравлики жидкость нагревается. Обращайте внимание, в каких условиях используется оборудование и машины. Критические границы температуры масла, заявленные заводом-изготовителем, должны быть достаточно высокими, чтобы оно не кипело и не замерзало в морозы.
На составляющие элементы гидравлической системы
При первом использовании жидкости или ее замене также убедитесь в надежности всех деталей и «расходников». Состояние фильтров и уплотнителей должно быть отличным. Дело в том, что в процессе эксплуатации взвеси, появляющиеся от применяемых присадок, могут загрязнять фильтрующий агрегат. Всевозможные прокладки, которые размещаются в гидравлической системе, должны быть совместимы с используемой жидкостью. Лучше отдавать предпочтение фирменным деталям.
Если у вас возникли трудности с выбором масла, вы можете обратиться к специалистам нашей компании. В линейке продуктов ZIC присутствуют гидравлические жидкости для разнообразных механизмов. Помните, что основанием для надежной работы системы служит качественный состав масла.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Масла для гидравлических систем
В каждом автомобиле имеется гидравлическая система. Специально для нее инженеры разрабатывают определенные виды масла. Оно защищает элементы системы от преждевременного износа. Свойства этой смазки обеспечивают стабильную работу гидравлики в любой климатической зоне.
Жидкости, предназначенные для гидросистемы автомобиля, обладают высокой производительностью. Их можно использовать в различных видах промышленной техники. Технологи, проведя ряд испытаний, доказали, что большинство поломок гидросистемы связано с плохим состоянием гидравлического масла.
Где используется
Перечень техники, в которой используется гидромасло, достаточно обширен. В него входит:
- Промышленное оборудование;
- Передвижные системы;
- Автомобили;
А также авиакосмическая техника и морские суда.
Главные функции
- Передача гидравлической энергии, используя гидравлический контур, деталям транспортного средства;
- Уменьшение силы трения;
- Предотвращение механического износа деталей;
- Защита от коррозии;
- Охлаждение;
- Обеспечение стабильной работы гидравлики при повышенной влажности;
- Устойчивость к температурным скачкам;
- Функциональность в тяжелом режиме и сложных условиях;
- Предотвращение появления шлама.
Свойства
Чтобы гидравлическая система работала стабильно и надежно, масло должно обладать несколькими очень важными характеристиками:
- Не пениться;
- Отделять влагу;
- Свободно фильтроваться;
- Проходить сепарирование;
- Обладать гидролитической стабильностью.
Согласно международной классификации, смазывающие составы для гидравлики разбиты на несколько групп:
Для изготовления гидромасел за основу берутся базовые масла, прошедшие тщательную очистку. Их выделяют из нефти путем гидрокаталитической очистки. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики, достичь нужных физико-химических параметров, в состав гидравлического масла добавляются уникальные присадки.
Виды гидравлической смазки
Прежде чем отдать предпочтение какому-либо типу расходного материала, нужно обязательно помнить, что каждая марка соответствует определенным условиям и предназначена для конкретного вида оборудования.
АУП – применяется в морской технике.
МГЕ – специально разработано для работы сельскохозяйственного оборудования.
А. – для турботрансформаторов и автоматической трансмиссии.
ВМГЗ – используется в подъемно-транспортном оборудовании.
Р. – применяется для усиления гидравлических передач.
АУ – используется в гидросистемах, эксплуатируемых при температуре более 100 градусов.
ГТ – заливается в гидравлику ж/д транспорта.
ЭП – предназначается для систем, работающих в экстремальных условиях.
Исходя из величины вязкости, все гидромасла делятся на 10 классов. Вязкостной показатель указывается на упаковке. В зависимости от добавленных присадок, они делятся на несколько групп:
А. Сюда входят чистые нефтяные масла. В составе отсутствуют присадки и посторонние включения. Можно использовать в слабонагруженных системах, когда температурный показатель не поднимается более 80 градусов.
Б. Используется в средненагруженных гидросистемах. Содержит специальные антикоррозионные добавки. Обладает отличными антиокислительными свойствами.
В. В состав входит большое количество различных присадок, обеспечивающих возможность работать при высокой температуре, когда давление превышает 25 МПа.
Согласно вышеописанным характеристикам, выбор масла для гидравлики необходимо делать, учитывая будущие условия эксплуатации определенного вида оборудования.