Завод «Белджи» в Белоруссии: как собирают китайские автомобили Geely
Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.
Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.
Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.
Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.
Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.
Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand
И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.
Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.
Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.
Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии
На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.
Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.
Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas
Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.
Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.
Как делают российский Outlander: калужский завод Mitsubishi своими глазами
За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.
Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.
Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.
Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.
Каков итог?
Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.
Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.
Как собирают белорусско — китайские авто
Как собирают белорусско-китайские авто (ФОТО, видео)
07 Февраль 2013 09:37 | Экономика
Как собирают белорусско-китайские авто (ФОТО, видео)
7 февраля, Борисов /Лилия Крапивина — БЕЛТА/. СЗАО «БелДжи» (Борисов) и компания «Автоторгсервис» (Минск) подписали дилерское соглашение о продажах и сервисе легковых автомобилей белорусско-китайской сборки. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА директор СЗАО «БелДжи» Дмитрий Батраков.
Первые продажи легковых автомобилей китайской компании Geely начнут осуществляться уже в феврале через торговую сеть Минпрома, в частности компании «Автоторгсервис». Сервисное гарантийное обслуживание машин также будет вести этот дилер. «Дальше мы планируем расширить сеть дилеров, в 2013 году они будут во всех областных центрах Беларуси, — сказал Дмитрий Батраков. — Думаю, с учетом качества и стоимости спрос на этот автомобиль будет». По оценкам рынка, возможно, будет продано около 1 тыс. автомобилей, что будет неплохим показателем на первом этапе реализации, считает он.
В продаже появится первая модель легкового автомобиля марки Geely SC7. Наряду с нанесением идентификационного кода автомобиля на нем будет указано, что производителем является СЗАО «БелДжи».
Директор предприятия рассказал о ходе сборки китайских автомобилей. Оно размещено на арендуемых площадях борисовского ОАО «Автогидроусилитель». В настоящее время здесь уже создано производство с максимальной мощностью по сборке SKD-комплектов (крупноузловая сборка) на 10 тыс. автомобилей в год. В настоящее время предприятие работает в тестовом режиме, отлажен технологический процесс, идет сборка машин, получен сертификат соответствия на производство легковых автомобилей СТБ-ISO 9001-2009. На предприятии работают 57 человек. В дальнейшем предполагается увеличение численности до 200-220 человек.
Сейчас основной производственный цех СЗАО «БелДжи» занимает 3 тыс.кв.м. Здесь также размещен склад SКD-комплектов и административно-бытовой комплекс. В производственном цехе находится конвейерная линия для сборки комплектов, а также проверка автомобилей на качество после сборки. На этой тестовой линии ведется проверка выхлопных газов, света, тормозной системы, проверка на герметичность, развал-схождение. Сейчас собраны автомобили классических цветов — серого и черного, в дальнейшем цветовая гамма будет расширена до 9-10 цветов. Цена автомобиля среднего класса типа седан ориентировочно составит $12 990.
СЗАО «БелДжи» создано 23 декабря 2011 года. Инвестиционный договор с китайской компанией Geely подписан в марте 2012 года. Таким образом, фактически отсчет реализации этого проекта ведется от декабря 2011 года, сказал директор предприятия. Он также отметил, что китайский партнер — компания Geely — развивается быстрыми темпами, последние несколько лет она входит в пятерку крупных автомобильных компаний Китая. Кроме того, она имеет свои заводы по производству коробок передач в Австралии. В целом же мощности Geely в настоящее время составляют 600 тыс. автомобилей в год. Также она выпускает 600 тыс. двигателей и такое же количество коробок передач. Кроме того, у Geely перспективные планы с компанией Volvo, акции которой принадлежат ей в настоящее время.
Создание СЗАО «БелДжи» и начало сборки легковых автомобилей в Борисове — это одна часть первого этапа белорусско-китайского проекта, уточнил Дмитрий Батраков. С сентября 2013 года на площадях СЭЗ «Минск» начнется проектирование нового завода по сборке в Беларуси китайских автомобилей.
Площадка разместится на территории между Борисовом и Жодино в районе деревни Пересады. Там будет реализовываться следующий этап сборочного производства, где будут собирать машины из мелких узлов, будет налажена сварка кузова, окраска и сборка. На новом заводе по сборке легковых автомобилей планируется задействовать около 3 тыс. человек. Но там уже максимальная мощность нового производства составит от 100 тыс. до 120 тыс. автомобилей в год.
Учредителями СЗАО «БелДжи» являются ОАО «БелАЗ» (50% акций), китайская компания Geely (32,5%) и совместное белорусско-китайское предприятие по производству автокомпонентов «Союзавтотехнологии».