Моторные масла и их характеристики – требования, классификация, обзор популярных марок
15.12.2017
Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.
Содержание:
Требования к моторным маслам
Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.
При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.
Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.
Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:
- Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
- Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
- Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
- Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
- Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
- Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
- Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
- Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.
Классификация
С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.
Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.
Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы.
В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.
По вязкости (SAE)
Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:
- 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
- 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.
Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик. Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания). Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:
Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.
В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.
По стандарту ACEA
Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:
- A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
- C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
- E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.
Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:
- A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
- C: C1; C2; C3; C4; C5;
- E: E4; E6; E7; E9.
Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.
Группы моторных масел и области их применения
В предложенной таблице приводится классификация масел в зависимости от области их применения:
Группа масел по ГОСТ | Группа масел по API | Область применения |
A | SB | Не форсированные двигатели (бензин, дизель) |
Б1 | SC | Малофорсированные двигатели, работающие на бензине |
Б2 | CA | Малофорсированные двигатели на дизельном топливе |
В1 | SD | Среднефорсированные двигатели, функционирующие на бензине |
В2 | CB | Среднефорсированные двигатели на дизельном топливе |
Г1 | SE | Высокофорсированные двигатели, функционирующие на бензине и эксплуатирующиеся в тяжелых условиях |
Г2 | CC | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (без наддува, с умеренным наддувом) |
Д1 | SF | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине и эксплуатирующиеся в еще более тяжелых условиях, чем для группы Г |
Д2 | CD | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе (с наддувом) |
Е1 | SG | Высокофорсированные двигатели, работающие на бензине, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Е2 | CF-4 | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, эксплуатируемые в еще более тяжелых условиях, чем для группы Д |
Свойства моторных масел
К основным свойствам моторных масел относят:
- Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.
- Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.
- Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.
- Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.
- Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.
- Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.
- Моющие свойства.
- Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.
- Цвет и прозрачность.
Риски при просрочке сроков замены масла
Автопроизводители настоятельно рекомендуют своевременно менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не придерживаться рекомендации, то вы столкнетесь с последствиями:
- масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;
- разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;
- за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;
- выйдет из строя маслоприемник;
- элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата.
Таблица: марки автомобильных масел и их характеристики
В таблице перечислены популярные моторные масла, их марки и характеристики.
Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.
Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
- защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
- предупреждение появления коррозии;
- охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
- удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
- удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Как классифицируются моторные масла
Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.
Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.
Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.
Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:
- 0W ниже -35°C;
- 5W до -30°C;
- 10W до -25°C;
- 15W до -20°C;
- 20W до -15°C.
Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:
- 30 +25°C;
- 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).
При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.
Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.
Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.
Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.
Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
- SM с 2004 г.в.;
- SL с 2000 г.в.;
- SJ с 1996 г.в.;
- SH с 1993 г.в.
Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.
Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
- CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
- CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
- CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
- CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
- CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.
Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.
Классификация ACEA является европейским аналогом API.
В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:
- A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
- A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
- A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
- A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
- C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
- C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
- E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
- E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
- Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.
ILSAC
Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.
Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:
- энергосбережение;
- снижение расхода топлива;
- низкая вязкость;
- стойкость к вспениванию;
- малая летучесть;
- защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.
Классы качества и год введения:
- GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
- GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
- GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
- GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
- GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.
Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.
Как грамотно выбрать машинное масло
Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.
Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.
Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:
- при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
- в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
- в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.
По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.
Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.
Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.
Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.