Трехколесные и двухколесные автомобили, которые покорили мир
Четыре колеса – это классический вариант для легкового автомобиля. Вариант с тремя колесами смотрится необычно, а о существовании машин на двух колесах и вовсе мало кто знает. А ведь за всю историю автомобильной промышленности и таких моделей было немало.
Первая двухколесная модель
Многие могут подумать, что автомобиль на двух колесах в действительности является мотоциклом, но это не так. По своему внешнему виду и строению это в действительности автомобиль, который однажды был придуман русским графом Петром Петровичем Шиловским. Вот только заинтересовались такой разработкой и стали воплощать ее в реальность английские мастера из компании Wolseley.
У такого автомобиля была всего одна продольная ось и пара колес. Не мог автомобиль обойтись без гироскопа, а роль его выполнял ротор, который быстро вращался и изменял положение в пространстве, позволяя удерживать равновесие транспорта. Первые испытания такого оригинального автомобиля прошли в 1913 году, и через год такие машины можно было увидеть в Лондоне.
Возвращение двухколесных автомобилей
С началом Первой мировой войны о создании такого транспорта забыли и на довольно продолжительное время. Появились они в 60-х годах, и возврат их не остался незамеченным. Концепт получил название Ford Gyron и был представлен на автосалоне в Детройте в 1961 году.
Через год был представлен еще один автомобиль на двух колесах – спортивный Gyro-X.
Современный двухколесный автомобиль
И поныне некоторых мастеров привлекает идея создания машины на двух колесах. В компании Lit Motors решили создать свой такой транспорт, и в 2010 году эта американская фирма представила модель С-1. С 2014 года ее планировали запустить в продажу, но планам пока не суждено было сбыться.
Трехколесные машины от именитых брендов
Создание необычных машин привлекало и знаменитые компании. Кстати, первый автомобиль, который был создан Карлом Бенцем, основателем компании Mercedes-Benz, имел всего три колеса.
В компании BMW занимались производством автомобиля особо малого класса. Данная машина этой компании получила название Isetta и не дала производителю стать банкротом после Второй мировой войны. Первая модель была оснащена мотором мощностью в 12 лошадиных сил, была рассчитана на водителя и одного пассажира.
Машины стали популярными, так как имели сравнительно невысокую стоимость, а для их управления достаточно было иметь мотоциклетные права.
Трехколесный японец
Тема трехколесных автомобилей оказалась привлекательной для мастеров из Японии, которые решили здесь не останавливаться только на создании такого легкового транспорта, они еще придумали и грузовик с тремя колесами.
Модель получила имя Mazda K360. Впервые ее показали в 1959 году, и очень скоро она стала очень распространенной. Своей популярности грузовик обязан небольшой стоимости и высокой маневренности, которая позволяла легко ездить даже по старым городским улицам.
Самая маленькая машина
Длина такого автомобиля составляет всего 1,35 метра, и он носит название Peel P50. Это трехколесная модель оснащена мотором в 4,2 лошадиные силы, а вес транспорта не превышает 60 килограммов. Такой малый вес и наличие специальной рукоятки в передней части кузова при необходимости позволяли затащить автомобиль в гараж.
Машина времен Советского Союза
В СССР также создавали трехколесные автомобили, которым дали название С-1Л. А рассчитаны они были на использование инвалидами. Такие автомобили производили в период 1952-1956 гг. на Серпуховском автомобильном заводе. Мощность мотора составляла всего 4 лошадиные силы, что позволяло развивать скорость до 30 километров в час.
Современные трехколесные модели
Многие компании занимаются и сейчас выпуском автомобилей с тремя колесами. Целая линейка такого легкового транспорта имеется у компании Piaggio, которая более знаменита тем, что создает скутеры и мотоциклы.
Компания Morgan из Британии создает трехколесные 3 Wheeler – автомобили, которые являются полной копией модели, производимой до 1953 года. В такие автомобили производитель может устанавливать бензиновый или электрический двигатель.
Компания Polaris в США создает трехколесный автомобиль Slingshot, который в некоторых штатах все же считают мотоциклом, а потому водителю во время езды приходится надевать шлем.
Машины, у которых всего 2 колеса, но они все равно считаются полноценными автомобилями
В попытке создать идеальную машину, изобретатели часто используют нетривиальные решения. Ярчайший пример необычного автомобиля — гирокар. Это машина с двумя колёсами, расположенными в одну линию. Отличие его от мотоцикла заключается в установленном гироскопе, который поддерживает равновесие авто. Рассмотрим 5 самых интересных моделей гирокаров.
Wolseley Gyrocar
Как ни странно, первый гирокар был произведён в России. Его в 1913 году придумал и построил государственный деятель и талантливый самоучка граф Петр Петрович Шиловский. Изначально проект пытались воплотить в жизнь в России. Но чрезвычайно дорогой и непонятный автомобиль не получил поддержки царского правительства и перекочевал в Англию.
Тогда за реализацию изобретения взялась компания Wolselay. Первый раз по улицам Лондона автомобиль проехал в середине 1914 года. Шиловский намеренно ехал как можно медленнее, а пассажиры менялись местами и ходили по автомобилю, чтобы показать его феноменальную устойчивость.
Гирокар Шилковского был очень крупной, сложной и тяжеловесной машиной массой более трёх тонн. К сожалению, изобретение гениального конструктора не получило распространения. В 1915 году из-за начавшейся Первой мировой войны автомобиль законсервировали, закопав в яму возле железнодорожной станции.
В 1938 году по настоянию самого Шилковского полусгнившую машину выкопали и отправили в музей фирмы Wolseley. А через 10 лет она была отправлена на лом. Следующий гирокар появился лишь в 1961 году.
Gyro-X
Gyro-X — это одноместный гирокар, спроектированный энтузиастом Луисом Сунни в 1962 году и выпускавшийся его компанией Gyro Transport System. В рекламе авто позиционировалось как «первый гироскопически стабилизируемый автомобиль, который не наклоняется при поворотах». Посмотрев на первый пункт нашего списка, можно понять, как сильно они ошибались.
Машина вышла маленькой (всего 10 см в высоту и 106 в ширину), но очень быстрой и манёвренной. Два колеса вместо четырех давали свои преимущества. Для того что бы развить скорость в 200 миль в час, этой машине нужен был лишь двигатель в 80 лошадиных сил. Этому способствовала очень сильная аэродинамическая обтекаемость автомобиля, которую можно сравнить с таковой у мотоцикла.
На первый взгляд, машина была обречена на успех. Gyro Transport System строили большие планы, собираясь выпускать целую серию двухколёсных машин, среди которых были семейные автомобили и пикапы. Экспериментальная модель внушала доверие, но не хватало финансов для отправки на конвейер.
На этом этапе проект Луиса Суинни был закрыт. Спортивный гирокар не произвёл впечатления на инвесторов. Главной причиной послужил слишком долгий запуск автомобиля: маховик раскручивался более трёх минут. Автомобиль был уничтожен в том же году, а всё, что осталось — фотографии и техническая документация.
Ford Gyron
В 1961 году компания Ford представила шоу-кар Ford Gyron. По виду он напоминал фюзеляж реактивного самолёта. Под купольной откидной крышей размещалось два сиденья. В теории он оснащался 60-тисантиметровым маховиком, превосходившем все предыдущие конструкции. Однако на деле концепт-кар был эффектным макетом. Его цель была маркетинг и исследование, а не серийное производство.
В итоге концепт оказался несостоявшимся, а модель-студию продали на аукционе в 2012 году. Несмотря на свою нефункциональность, именно Gyron стал основой для сконструированного в будущем Gyro-X, вполне рабочего гирокара.
LitMotors C-1
C-1 — это гибрид автомобиля и скутера, оснащённый электромотором и двумя гироскопами.
По утверждениям представителей компании, даже при сильном столкновении авто не переворачивается. К слову, при тестах уложить его на бок не удалось даже с помощью троса. Если электромобиль действительно такой безопасный, то проект выглядит перспективно.
Аккумулятор полностью заряжается за 4-6 часов и держит заряд на протяжении 350 километров. Максимальная скорость — 193 км/ч. Благодаря своей форме, гирокар не теряет энергию, как четырёхколёсные автомобили, и способен достичь неплохих показателей.
Салон двухместный, оснащён всеми атрибутами современного авто: подушка безопасности, кондиционер и стереосистема.
Цена за такое чудо тоже немалая — от 12 тыс. долларов.
Lingyun 1703
Завершает наш список беспилотный китайский гирокар.
Его разработала китайская компания Beijing Lingyun Intelligent Technology. Главной его фишкой является полное отсутствие руля. Вместо него в салоне установлен огромный сенсорный дисплей, в который «водитель» вводит пункт назначения. На этом ручное управление автомобилем заканчивается. Педали, само собой, отсутствуют.
Помимо этого, электроскутер имеет футуристичный дизайн и скромный запас хода: всего 100 километров при максимальной скорости 100 км.\ч.
Интересно, что создатель гирокара Чжу Линь Юн утверждает, что вдохновлялся тем самым Ford Gyron 1961 года. Таким образом, Форд стал катализатором массы новых разработок в области гироскопической стабилизации автомобилей.
Что такое двухколесная машина
Монокары, двухколёсные автомобили
В самом начале 20 столетия ещё не было привычных для нас автомобилей, мотоциклов, в том внешнем виде и конструкции, которые есть сейчас. Зато была необычная, можно сказать промежуточная категория 2 колёсных машин, по-другому их можно назвать монокары. В них сочетались некоторые механические элементы машин и мотоциклов, и их положительные качества.
У данных транспортных средств есть приставка «моно» потому, что это одноколейные средства передвижения на 2 колесах, которые могли ехать только по одной колее. Их преемниками можно назвать мотоциклы, так как у них есть двухколёсная компоновка и механические узлы.
На автомобили они были похожи двухместными кузовами с двумя сиденьями, которые были друг за другом. Также отличались монокары маленькими боковыми колёсиками, которые нужно было опустить на землю при остановке, а во время движения они поднимались наверх.
Что такое монокар
Если сравнивать монокар с мотоциклами, то их главным достоинством было удобство и несложное управление, также они были устойчивы. Также от обычных автомобилей они отличались меньшей стоимостью, и весом. Пользователи отмечали их повышенную маневренность, то что они более экономичны и проходимы по местности.
Подробности. Обзор
Scripps-booth bi-autogo, 1912
В самом начале 20 столетия в Америке молодой конструктор и дизайнер, Джеймс Скрипс, чей отец был владелец газет, был известен тем, что у него было необычное транспортное средство. В 1913 году он изобрел одноколейную машину, у которой были два задних поддерживающих колеса. Другие люди, кто видел этот автомобиль, были очень удивлены, про неё писали в газетах, и у них возникал вопрос, это самый большой мотоцикл в мире, или же двухколесный автомобиль.
Это была уникальная в своем роде двухколесная машина в 5 метров длиной, которую изобрел Джеймс Скриппс-бут. В этом монокаре использовался новый восьмицилиндровый v-образный двигатель, который конструктор изобрёл сам. В то время над таким двигателем работали другие крупные компании, например cadillac. Изобретённый мотор, у которого была мощность 45 л.c. приводился в движение с помощью сжатого воздуха, также у него было 4-х ступенчатая коробка передач, которая размещалась в центральной части рамы.
В моторном отсеке данного двухколесного автомобиля помещался новый и необычный для того времени двигатель V8, у которого был рабочий объем 6,3 л. Также ещё одной и очень необычной для своего времени находкой и изобретением была система водяного охлаждения. Она состояла из маленького переднего радиатора, и медных трубок как вокруг моторного отсека с двух сторон, это придавало машине очень интересный и необычный внешний вид. Охлаждающие трубки были длиной 137 метров в общем виде.
Первый заезд этого монокара был в 1913 году. Машина была весом 1.5 т, при езде она опиралась на два деревянных колеса, у которых диаметр был по 940 мм. Водитель управлял машиной с помощью руля, который поворачивал переднее колесо на подвеске мотоциклетного типа. Ведущим колесом было заднее, и оно имело открытый цепной привод и барабанный тормоз, который подвешивается на 2-х полуэллиптических.
Под рамой на длинных рычагах, которые качались, были установлены две пары подъемных роликовых опор. Именно они помогали машине быть стабильной на стоянке, и когда она ехала со скоростью 30 км/ч, они автоматически убирались под боковые крылья кузова.
Пассажирский салон располагался в задней части кузова, который был сделан из алюминия. Пассажирский салон включал в себя два сиденья для водителя и 2 пассажиров, для того чтобы машина была более устойчива, их устанавливали только по продольной оси машины. В теории, максимальная скорость монокара должна была равняться 120 км/ч.
Данную двухколесную машину её создатель сделал в 1913 году, ему это обошлось в 25000 долларов. По этой схеме он хотел собрать ещё 50 машин, однако была только единственная модель, тяжёлая и не надежная конструкция которой, не позволила производить их дальше. Единственный экземпляр машины остался в американском музее.
Moore-car
Идеи предыдущего создателя двухколесного автомобиля потерпели крах. В 1917 году американская фирма W. G. Moore, которая располагалась в Индианаполисе, создала лёгкий одноместный монокар на шасси мотоциклетного типа, с использованием автомобильных узлов.
На монокаре уже использовалась классическая компоновка, и такая внешность, которая будет у других будущих двухколёсных автомобилей. В данном экземпляре машины использовали мотор водяного охлаждения и автомобильный радиатор, было 3-х ступенчатая коробка передач, трубчатая рама и у заднего колеса был карданный привод, имеющий рессорную подвеску.
Также у неё был необычный полу руль, опорные катки на продольных рычагах с кнопочным фиксатором. Также имелся сзади фигурный бензобак и широкие боковые подножки.
Самый большой интерес к таким монокарам был в третьем десятилетия XX столетия, в это время их разработкой и изготовлением занимались малоизвестные фирмы, и даже авиационные корпорации, оружейные заводы.
Модель Atlantic
Надо сказать, что у двухколёсных автомобилей было достаточно короткая эпоха. Её открыла берлинская фирма Атлантик AG, которая создала около 100 машин с открытым кузовом Тандем с двумя боковыми дверками. Также у данных автомобилей были лобовые стёкла, длинные подножки и опорные катки. Создатели использовали в данном монокаре 2-х цилиндровые моторы с противоположным расположением цилиндров, эту схему называли боксёр. Их мощность было до 6 сил.
Avro monocar, 1927
Такой двухколесный автомобиль был разработан в Великобритании в двадцатые годы. Разработкой занимался Эдвин Эллиот Вердон Роу, который открыл известную авиастроительную корпорацию Avro. Созданием монокара он занимался в свободное от работы время.
Это было устройство, что-то между легковой машиной и мотоциклом. Этот экземпляр также можно увидеть в музее автомобилей.
Модель монокара имела цельнометаллический корпус, опорные колёса или стойки, которые сами поднимались, то есть были автоматическими. Также имелся мотоциклетный руль с передним силовым агрегатом, было ведущее и управляемое колесо. Образцы данных двухколёсных автомобилей были созданы в единичном виде, имели одноцилиндровый 350-кубовый мотор и 3 ступенчатую коробку передач.
Mauser Einspurauto
Ещё одну модель монокара изготовила немецкая оружейная компания Waffenfabrik Mauser AG. Оружейную корпорацию основали братья Маузер в начале XIX века, и когда кончилась Первая Мировая война, у них не осталось заказов. Поэтому руководство компании решили заняться новым перспективным средством передвижения, а именно двухколесными автомобилями. В то время ни у кого не было большого опыта изготовления подобных машин. Поэтому для того, чтобы спроектировать новый вид автомобиля пригласили владельца автомагазина Густаво Винклера. Его пригласили потому, что ещё в 1920 году он сам построил подобную машину. И уже через год, созданный им монокар, то есть одноколейная машина, показали на берлинском салоне. И в 1923 году их начали изготавливать на заводе в Оберндорфе.
Получилось стандартная одноколейная машина с использованием типового кузова с одной левой дверцей. Также у машины были две боковые фары, небольшое лобовое стекло и подъемные опорные колёса. Компания несколько лет выпускала данную модель, иногда что — то обновляя. В задней части автомобиля был одноцилиндровый четырехтактный мотор с водяным охлаждением, передний радиатор и кикстартер.
Несущая рама у машины была сделана из листовой стали с трубчатым каркасом. Передне управляемое колесо установили на рычажной вилке мотоциклетного типа. Для управления автомобиля сделали объёмный полу руль, который состоял из верхней части круглого автомобильного руля, с добавлением никелированных спиц, они были добавлены в качестве мотоциклетных рукояток. Для того чтобы поднимать и опускать поддерживающие колеса, использовался длинный рычаг, располагавшийся справа внутри кузова.
Вес такого автомобиля составлял около 300 кг, и пользователи разгоняли машину до 65 км/ч. Производство монокаров Маузер прекратилось в 1927 году, к этому времени было создано 200 машин. Подобные автомобили начали собирать и во Франции.
Monotrace
Это французский вариант монокара, одноколейного автомобиля, которые выпускались 1924 по 1928 год. По конструкции данный автомобиль был почти таким же, как и немецкий вариант, отличие заключалось в использовании одного базового 510-кубового двигателя с мощностью 6 л. Также в данном варианте автомобиля использовался складной тент и одна передняя фара прожектор. Создатели установили 3-х ступенчатую коробку, заднее колесо с цепным приводом, использовалась ручная система управления опорными колесами. Вес автомобиля был немного больше, около 330 кг.
Французские Монотрасы использовались в мотоциклетных гонках на дальние расстояния, и могли развивать скорость уже до 85 км/ч, при этом расход бензина было всего 4 л на 100 км. За всё время фирма изготовила 310 монокаров.
В истории монокаров были и другие фирмы, которые придумывали и создавали свои модели с использованием уже имеющихся вариантов. Можно сказать, что эпоху монокаров завершил американский инженер Джеймс Тингл, который начал создавать свой вариант в 1936 году. Он делал двухколесную машину с автоматизированной системой управления опорными колесами, и даже оформил несколько патентов. Он проводил динамические испытания, для этого создал макетный образец, где был обтекаемый кузов с вертикальными пружинами стойками опорных колес.
Как известно, потом началась Вторая мировая война, было не до создания подобных автомобилей, а после окончания войны о монокарах уже никто и не вспоминал.