Меню

Машина с автоматической коробкой передач газ

12 советских автомобилей с АКП. Да, их было много!

От ЛиАЗа.

Самый известный у нас автомобиль с автоматической трансмиссией — автобус ЛиАЗ-677, на котором хотя бы раз ездил, наверное, каждый. Кто-то познакомился с автоматами на армейских ракетовозах. Но с ними, как и с легковыми автомобилями с автоматическими коробками, были знакомы избранные. Тем более мало кто знал, что у нас шли работы над Жигулями и Москвичами без педали сцепления.

В 1956-м в серию пошла Волга ГАЗ-М21 с трехступенчатой автоматической коробкой передач, за основу которой взяли конструкцию Ford. Но в стране не было ни необходимого масла, ни квалифицированного обслуживания таких сложных агрегатов. Ветераны ГАЗа рассказывали, что некоторые первые покупатели настоятельно просили, чтобы на их машинах автомат заменили на обычную механическую коробку. Волг с автоматами сделали всего несколько сотен.

Но аналогичный агрегат с 1959 года ставили на ГАЗ-13 Чайка. Мелкосерийный номенклатурный автомобиль для высоких чиновников водили квалифицированные водители и обслуживали столь же опытные и умелые механики. В Чайке автоматом управляли с помощью кнопок в левой части панели приборов. Такими штучками тогда увлекалась компания Chrysler.

Еще раньше, чем на Чайке, автоматическая коробка могла появиться на компактном ГАЗ-18 с 2-цилиндровым двигателем, представляющим собой половинку мотора Москвич-402. Машину, созданную в 1955-м, предназначали инвалидам, для которых отсутствие педали сцепление было, разумеется, особенно важным. Увы, дело ограничилось двумя прототипами. Ни ГАЗ, ни Серпуховский мотоциклетный завод, куда передали один образец, развернуть производство такой машины не могли.

. до «членовоза»

Второй по времени после Волги серийный легковой автомат поставили на ЗИЛ-111 в 1958-м. Двухступенчатый агрегат, по сути, был копией коробки Power Flite, которая с 1952 года шла на автомобили Chrysler и Imperial. ЗИЛ был автомобилем штучного производства. Коробки регулярно и тщательно обслуживали, настраивали на специальном стенде. Такие же агрегаты стояли на штучных микроавтобусах Юность.

Читайте также:  Экспертиза восстановительного ремонта автомобиля после дтп

Двухступенчатые автоматы монтировали и на ЗИЛ-114, который делали с 1967 года, и на всех его модификациях.

С 1985-го на автомобилях семейства ЗИЛ-4104 устанавливали трехступенчатые автоматические коробки. Эти агрегаты, уже в 1980-х безбожно устаревшие, просуществовали до конца производства московских «членовозов» в начале 2000-х.

Автомат с Чайки ГАЗ-13 перекочевал и на ГАЗ-14 1976 года. Но на этой Чайке коробка управлялась уже не кнопками, а традиционным напольным рычагом.

ГАЗ-21 с коробкой автомат

При создании «Победы» второго поколения советские инженеры планировали полностью отказаться от механической трансмиссии. Гражданам жившим в стране процветающего социализма положен был полноценный автомат. Уже в конце 50-ых отечественных водителей легковых авто хотели пересадить на легковушки с АКПП.

Для разработки собственного автомата, чего греха таить, использовали решения лежавшие в основе Ford Mainline. Иностранную машину просто разбирали до винтика и изучали все узлы и агрегаты.

К 1955 году были готовы предсерийные образцы с первой советской автоматической гидромеханической коробкой передач. Однако на испытаниях выяснилось, что мощности 4 цилиндрового мотора явно не хватает. Ведь на тех же американских машинах автоматы стояли в сочетании более мощных 6-ти и 8-цилиндровых движков.

Так или иначе в 1957 году первые ГАЗ-21 с АКПП пошли в серию. Изначально планировалось, что «Волги» с автоматами будут передаваться в таксопарки, где существовало централизованное техническое обслуживание. Ведь АКПП требовала серьезного внимания, частой замены масла и хорошего обслуживания.

Некоторые «Волги» с автоматом попадали к шахтерам, передовикам производства, партийным боссам. Вот здесь начинались проблемы. Во первых, счастливые обладатели таких машин не могли понять, почему педалей всего две. Некоторые писали жалобы в партком и требовали поменять бракованную машину на новую или поставить педаль сцепления. Другие поняв, что машина может ездить и с двумя педалями, стали нещадно эксплуатировать машину, перегревая АКПП, которая довольно быстро выходила из строя.

Читайте также:  Каталог запасных частей для легковых автомобилей

В итоге почти все автоматы оказались на свалке, а владельцы ставили более практичные механические коробки. На заводе тоже решили больше не экспериментировать и свернули производство ГАЗ-21 с коробкой автомат. Хотя изначально планировалось выпускать такую версию аж до 1962 года.

Однако несколько машин все же удалось спасти, редкие образцы еще и сами могут передвигаться. Смотрим видео.

Автоматическая коробка передач была копией американского агрегата Ford-O-Matic . Для Форда же эту коробку разработала компания Borg-Warner . Однако в наших условиях тема не пошла.

Но на Горьковском заводе тему автоматически коробок не забросили, а сделали для себя правильные выводы и создали собственную разработку, которая работала на ГАЗ-13 «Чайка» в сочетании с мощным V8. Там подобная коробка вписалась в конструкцию, как нельзя лучше.

Adblock
detector