Полусинтетическое моторное масло: характеристики, маркировка, особенности
Полусинтетическое масло объединяет в себе свойства минерального и синтетического продукта, но при этом имеет доступную стоимость. При покупке смазки требуется ознакомиться со всеми характеристиками, эксплуатационными особенностями и популярными марками. Только на основе комплексной оценки и умении расшифровать маркировку делается правильный выбор моторного масла.
Характеристика полусинтетических масел
Полусинтетические моторные масла обязаны соответствовать определенным характеристикам, чтобы обеспечить качественную работу двигателя.
Характеристики и функции полусинтетического продукта:
- Обеспечивается защиту деталей от износа. Данное свойство определяется разновидностью присадков в составе, вязкостью смазки и рабочей температурой.
- Зимой образовываются отложения. Все зависит от чистоты базовой основы и наличия моющих присадков.
- Отложения формируются и при высоких температурах. Параметр определяется составом смазки и разновидностью присадков. Образуется пленка, которая ухудшает трение.
- Устойчивость к окислительным процессам. Параметр определяется щелочными присадками, которые способны нейтрализовать действие кислоты.
- Экономность топлива. При минимизации трения деталей расходуется намного меньше бензина, газа или дизеля.
- Совместимость с очищающими системами. В хорошем моторном полусинтетическом масле находится минимальное количество фосфора, серы и сульфатов.
При выборе нефтепродукта требуется обратить внимание на образование сажи. Это свойство характерно для всех разновидностей смазок. При сгорании качественной полусинтетики не возникает сажи.
Состав полусинтетического продукта
Состав моторного масла включает основу, присадки и полимерные вещества. Все основные свойства продукта определяются базой. Только 20% функций смазки зависит от присадка. Основа в полусинтетической смазке состоит из минеральных и синтетических элементов. При этом 70% припадает на натуральную основу и только 30% – на синтетическую
- Модифицирующие. Обладают способностью менять свойства смазки.
- Защищающие механизм мотора.
- Защищающие базовую основу нефтепродукта.
В масло добавляют антикоррозийные присадки. Они защищают двигатель от ржи. Также используют детергенты, которые призваны уберечь детали от нагара. Применяют дисперсанты, предупреждающие компоновку отдельных составных элементов нефтепродукта. Разновидностей присадков достаточно много. Их количество влияет на вязкость продукта.
Вязкость полусинтетического масла
Вязкость – это определенная консистенция вещества, которая помогает составу оставаться на поверхности деталей, не теряя при этом текучести. Чем хуже показатель, тем тоньше слой на деталях. Этот процесс характеризуется понятием «индекс вязкости».
Требования к показателю описаны в стандарте SAE J300. Для каждого автомобиля используется особая смазка, выбор которой зависит от технических характеристик нефтепродукта.
Разобраться в вязкости поможет маркировка на упаковке. Масла бывают всесезонными, летними и зимними. Первый вариант обозначается примерно следующим образом: 5W-40. Первая цифра указывает на минимальную температуру, при которой эксплуатируют смазку. Чтобы узнать показатель нужно от данной цифры отнять 35.
Последнее число указывает максимальную температуру, при которой не теряется вязкость. Для показателя не используют никаких величин. Разные марки имеют и разную вязкость продукта. Выбор оптимального варианта диктуется производителями автомобилей.
Если использовать масло с высокой вязкостью, то вряд-ли удастся повысить мощность машины. Из-за этого детали начинают быстрее изнашиваться, и потребуется дорогой ремонт. Нельзя также применять нефтепродукт с вязкостью ниже, чем предусмотрено техническими характеристиками автомобиля. Слой смазки становится слишком тонким, что приводит в критических случаях к клину мотора. Для таких продуктов применяется стандарт ACEA. Масла с низкой вязкостью заливаются в специальные двигатели.
Вязкость определяется типом нефтепродукта. Полусинтетика обладает более низким показателем, чем синтетика.
Плюсы полусинтетического моторного масла:
- Доступная стоимость;
- Высокое качество (лучше полусинтетического только минеральный продукт);
- Подходит для всех типов двигателей (дизельных, газовых, бензиновых);
- Обладает низкой испаряемостью;
- Препятствует образованию шлаков.
Нет смысла платить больше за синтетические аналоги. Полусинтетический вариант обычно используют для дешевых и средних машин.
Маркировка полусинтетических масел
Обозначение полусинтетических моторных масел не имеет отличий от общепринятой классификации. Для обозначения продукта используют стандарты качества SAE, API, ACEA.
Маркировка SAE разделяет нефтепродукты на летние, зимние и всесезонные. Они имеют разные технические характеристики и вязкость. Летний вариант обозначается только одной цифрой, которая определяет вязкость продукта при нагреве. Зимние и всесезонные масла имеют в маркировке букву «W». Но в умеренных широтах предпочитают использовать демисезонные смазки.
Стандарт API для маркировки использует две первые буквы – «S» и «C». Первая буква обозначает разновидности, которые применяют исключительно для бензиновых двигателей, а вторая – для дизельных. Дальнейшие буквы указывают на условия использования продукта. Чем выше ее алфавитный порядок, тем жестче эксплуатационные характеристики масла. Универсальные продукты имеют обе буквы, которые указывают на упаковке через черточку. Энергосберегающие варианты помечаются EC.
Классификация по маркировке ACEA:
- A/B – разрешается использовать для газового и бензинового типа двигателя легковой машины;
- C – применяется для автомобилей, которые имеют катализатор;
- E – обозначает дизельное масло и используется только для грузовиков.
После буквы за европейской маркировкой идет цифра. Она указывает на условия использования смазки. Через черточку пишется год утверждения стандарта.
Какая полусинтетическая смазка лучше
При выборе полусинтетической смазки нужно обращать внимание на качество продукта, цену и его особенности. Проанализировав рынок, выделяют несколько лидирующих производителей, которые предоставляют лучшее соотношение цены и качества.
Лидирующие марки полусинтетических масел:
- Castrol Magnatec 10W-40R. Фирма предоставляла топливо при экспедиции на Марс.
- Liqui Moly Optimal Synth 5W-40. Отличается идеальной формулой состава.
- Total Quartz 10W50. Французская марка для машин на бензине.
- Shell Helix HX7 10W-40. Немецкий бренд, который обрел популярность во всем мире.
- Mobil Super 2000 x1 10W-40. Подходит как для ежедневной езды, так и для эксплуатации в экстремальных условиях.
Первый вариант принадлежит германским разработчикам и отличается хорошим смазывающим свойством. Масло подходит для сурового климата, минусовых температур и топлива плохого качества. Присадки будут сохранять свойство нефтепродукта в любых температурных условиях. Вязкость смазки изменяется, когда на улице -36ºС. К достоинствам продукта относят доступную стоимость, качественный состав и возможность выдержать температуру до -36ºС.
Состав Liqui Moly Optimal Synth 5W-40 позволяет минимизировать вибрации мотора. Идеальная консистенция продукта предотвращает образование шумов. В составе имеется присадок активной очистки, что определяет высокое качество продукта.
Лучшим выбором для автомобилей на бензине является масло Total Quartz 10W50. Особенно, если топливо низкого качества. Вязкость продукта не меняется при температуре -31ºС. К достоинствам смазки относят невысокую стоимость, качественность, способность выдержать высокие температуры. Единственный минус производителя – большая вероятность попасть на подделку.
Высокой эффективностью отличается нефтепродукт Shell Helix HX7 10W-40. Германские разработчики включили в состав активный моющий присадок, которые позволяет долгое время сохранять идеальное состояние деталей двигателя. К тому же расход смазки достаточно низкий. Качество продукта сохраняется вне зависимости от сроков замены масла.
По качеству масло Shell считается лучшим для современных двигателей. Ни отлично взаимодействуют с катализаторами, турбиной и системой рециркуляции газов. К достоинствам марки относят экономный расход, одинаковую вязку и активные вещества в присадке.
К маслам премиум-класса относится Mobil Super 2000 x1 10W-40. Продукт обеспечивают защиту, и идеально подходит для ежедневного использования. Составные элементы смазки позволяют продлить долговечность мотора и использовать для любых типов двигателей без сажевого фильтра.
Масло Mobil Super обеспечивает защиту при равномерных и даже высоких нагрузках. Качество продукта сохраняется в условиях городской езды. Смазка защищает мотор от перегрева при эксплуатации в жаркую погоду. Состав масла не допускает накопления сажи.
Полусинтетическое масло имеет хорошее соотношение цены и качества. Продукт обеспечивает надежную работу двигателя в любых условиях. Выбор лучшего варианта обусловлен автопроизводителем. Технические характеристики машины определяют тип смазки.
Расшифровка маркировки моторных масел
Неопытные автомобилисты часто сталкиваются с понятием маркировки моторного масла. Это определение создано для точного разграничения области применения гидравлических жидкостей.
К примеру, маркировка АСЕА А5/В5 – современный стандарт, подходящий исключительно под новые машины. Также существует серия норм API, SAE и прочих, поясняющих уровень соответствия жидкости определенным условиям эксплуатации. Дополнительно имеются маркировки даты изготовления продукции, указывающие срок хранения.
Последняя капля, что некоторые автопроизводители выпускают собственные жидкости под одноименным брендом. Эти лубриканты предназначены под специфические моторы. К примеру, компания Тойота не рекомендует смазки, кроме собственных разработок.
Необходимо последовательно разобраться, что означает каждая группа стандартов и как выбрать необходимую маркировку.
Какова роль масла в автомобиле
В машине лубриканты выполняют ряд важных функций.
- Смазка и охлаждение силовой установки.
- Жидкость препятствует сухому трению подвижных частей, исключая образование сколов, задиров на поверхности.
- Очистка двигателя и трансмиссии. Современные масла имеют в составе ряд щелочей, нейтрализующих серную кислоту и выводящих шламовые отложения из магистралей.
- Экономия топлива – повышенное скольжение узлов минимизирует затраты энергии на преодоление сопротивления.
Зачем нужно маркировать моторные масла
Распределение жидкостей по классам чрезвычайно необходимо по причине различия силовых установок. Суть в том, что каждый мотор выделяется индивидуальными конструктивными особенностями. Определенный ДВС нужно обслуживать подходящей жидкостью.
Если правило не соблюдать – двигатель быстро выйдет из строя, что спровоцирует необходимость ремонта.
Существующие классификации
В 2021 году существует более 10 общепризнанных классификаций моторных масел. Жидкости разделяют по конструкциям обслуживаемых двигателей, стандартам качества, используемой основе.
Классификации мировых брендов
Каждый изготовитель автохимии должен проходить тесты определенных спецификаций. Перед выпуском смазки на рынок необходимо получить отметки спецификаций:
В зависимости от региона продаж и техники, которую предполагается обслуживать, производитель может получить один или несколько допусков. К примеру, при наличии маркировки API SN/CF, смазка может не иметь надписи АСЕА А3/В4, подходящей по аналогии. Может быть в этом нет необходимости либо производитель не стал оформлять допуск.
Классификация моторных масел по типу двигателей
Современные агрегаты отличаются по конструкции и рабочим характеристикам. Здесь используется широкий спектр настроек вспомогательного оборудования. Лубриканты также подразделяются на несколько категорий:
- бензиновые;
- дизельные;
- универсальные;
- для турбированных ДВС или атмосферников;
- подходящие под силовые установки, оборудованные системами очистки выхлопа.
Классификация моторных масел по химическому составу
В зависимости от применяемой основы выделяют 3 типа жидкостей.
- Минеральная. Здесь используют натуральные основы, полученные путем дистилляции сернистых пород нефти.
- Полусинтетика. Формулы добывают путем смешивания минеральных и искусственных компонентов, либо гидрокрекинговой переработки. Последний часто называют синтетикой, но технически это не так.
- Синтетика. Полностью искусственные лубриканты с повышенными рабочими характеристиками. Смеси получают в лабораторных условиях, где расщепляют молекулы природного газа или рапсового масла. Также здесь возможны добавки полиальфаолефинов, эстеров.
Расшифровка моторного масла (полезная информация)
Существуют общепризнанные допуски и стандарты, встречающиеся на каждой канистре автомасла. Существуют простые способы, как понять какого качества лубрикант.
Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов
Для примера можно взять спецификацию API. Здесь существует две распространенные нормы:
Первая создана для бензиновых смазок, вторая – для дизелей. Часто их можно встретить одновременно, и SN/CF будет по качеству выше того же SL/CG. Суть во второй букве индекса. Добавочный символ обозначает качество смазки и в зависимости от класса берется из стандартного алфавита.
Во второй популярной спецификации АСЕА маркировка также наносится по аналогичному принципу. Из противоречий здесь качество смеси, определяется нанесением цифры, не буквы. Чем выше число, тем более современным нормам соответствует смесь.
Маркировка моторных масел в России
Отечественный ГОСТ разделяет смазки по своему принципу. Здесь каждая буква или цифра кода обозначает определенный параметр. Для примера можно взять смазку М 63/10В где:
- М – масло моторное;
- 63 – низкотемпературный показатель вязкости;
- 10 высокотемпературный предел текучести;
- В – подходит для бензиновых двигателей средней степени форсирования.
Как отличить масло по маркировке исходя из химического состава
Все современные смазки распределяются на три категории по свойствам базовой смеси. От названия бренда ничего не зависит – большинство компаний производят широкий спектр продукции, где встречаются формулы различного состава.
Такое разнообразие позволяет автомобилисту достичь необходимых результатов, не затрачивая дополнительных средств. К примеру, минералка с индексами 10W40 или 15W40 оптимально подходит для старых ДВС, преимущественно используемых на классике. Одновременно высокотехнологичная синтетика маркировкой 0w20, 0W30 гармонично сочетается с современными моторами, требующими использования легко текучих смесей.
Маркировка синтетического масла
На 2021 год такие лубриканты набирают популярность среди автопроизводителей. Синтетика предельно стабильна во время перепадов температур. Выделяется предельными защитными свойствами.
Технология производства основы помечается на канистре как Fully Synthetic, что говорит о процедуре искусственного получения базовых лубрикантов. Категория содержит 2 подгруппы – это ПАО и эстеровые масла.
- PAO считаются самыми распространенными. Эта разновидность базы часто применяется производителями типа VW или Кастрол. Типичная вязкость для формулы 5W30 и приближенные разновидности.
- Вторая группа – это смеси образуемые при помощи добавления эстеровых спиртов (ничего общего с питьевыми алкоголями нет). У подобных субстанций имеется одно важное преимущество – тяжелые молекулы положительно заряжены, что позволяет им притягиваться к металлу.
Независимо от разновидности, синтетические лубриканты показывают повышенную надежность и долговечность.
Маркировка полусинтетического масла
Полусинтетика маркируется как Semi-Synthetic. Увидев на канистре такое обозначение, можно смело сказать, что перед покупателем именно такой продукт.
Ярким представителем автомобильного масла наполовину искусственного типа является Ниссан 10W40. Однако сегодня подобные смеси наиболее часто используются для обслуживания трансмиссионного блока КПП, приводов и редукторных механизмов.
Отдельно выделяется технология гидрокрекинга или НС – такую маркировку также можно встретить на упаковках моторных масел. Данную разновидность сложно определить в одну категорию. Большинство брендов относят ее к синтетике, однако это частично не так. Технология гидрокрекинга приближает свойства полусинтетики к показателям 100% искусственной жидкости, но по сути основа таковой не является.
Маркировка минерального моторного масла
Минералка или Mineral OIL в 2021 году используется редко. Данные формулы направлены на обслуживание силовых агрегатов классических автомобилей. Характеристики продукта не допускают заливку в двигатели нового образа по причине недостатка смазывающих и защитных свойств – они быстро окисляются, требуют замены при закипании, оставляют большое количество шламовых отложений.
Плюсом продукции выступает минимальная стоимость.
Маркировка масла по вязкости
На импортных лубрикантах, для указания вязкости используется маркировка спецификации SAE.
Категория распределяет автомасла на 3 группы.
Первая разновидность обозначается кодом, состоящим из двух частей, где первая цифра указывает на степень густоты, а буква W говорит о возможности использования зимой. Следующая разновидность маркируется только цифрой от 20 до 50 и говорит о допустимости применения только летом.
Последний, самый интересный вариант – всесезонный. Здесь более сложный вариант, где соединены зимний и летний индексы. Для примера можно взять распространенное масло 5W40. Его можно применять круглый год при широких температурных перепадах.
Требования производителя автомобиля изложенные в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке).
В 90% руководств пользователей, излагаются требования:
- Уровень сертификации по API, ACEA, ILSAC, JASO или ГОСТ – может быть один или несколько стандартов одновременно.
- Требуемая вязкость по SAE.
- Рекомендуемый межсервисный интервал.
Климатические условия эксплуатации автомобиля.
В большинстве машин двигатель не требует узкоспециализированной смазки. Обычно подбор вязкости жидкости осуществляется исходя из климатической зоны эксплуатации. Для северных регионов используется легко текучая жидкость и минимальной вязкостью. На юге густые смеси.
Срок эксплуатации и текущее состояние двигателя.
Оба параметра зависимы. Если мотор «убитый» смазка меняется в 2-3 раза чаще, чем не двигателе в хорошем состоянии. Ввиду увеличенного износа силовой установки, смесь интенсивно загрязняется и расходует активные присадки, что приводит к ее преждевременной деструкции.
Экономия топлива или гоночный стиль вождения
Подбор смазки также зависит от стиля езды. При агрессивной эксплуатации, мотор подвергается повышенным нагрузкам, что вынуждает использовать лубриканты погуще с повышенным содержанием защитных присадок.
Если водитель хочет повышенной экономии горючего, заливается маловязкая смазка, не рассчитанная на работу под перегрузками и высокими температурами.
Что значит SAE в маркировке масла
Международная классификация САЕ разделяет автомасла по вязкости и температуре применения. Стандартная таблица SAE J300 насчитывает более 15 разных категорий, отличных минимальными порогами допусков.
Для трансмиссионных субстанций самые распространенные допуски, следующие:
По данным допускам можно определить по какой погоде можно эксплуатировать смесь без вреда ДВС или трансмиссии.
В маркировке первая цифра обозначает порог потери прокачиваемости масла через магистраль, вторая – говорит о максимальном пороге температуры, при котором сохраняется необходимая толщина защитной пленки.
К примеру, вязкость SAE 5W40 говорит о том, что жидкость допускается к использованию при перепадах температур от -35 до +40 градусов Цельсия.
В 2021 году общеприняты три разновидности автомасел, наиболее удобно определить вязкость можно по таблице.
Маркировка летнего масла
Летние лубриканты недопустимо использовать при отрицательных температурах окружающей среды. Для отличия от других категорий на канистры наносится специфическая маркировка SAE. Характерным отличием является отсутствие буквы «W» в обозначении. К примеру, для летней эксплуатации в пределах до +40 градусов Цельсия актуально заливать смеси типа SAE40/50.
Также следует отметить, что лубриканты универсальные по типу Лукойл Люкс, Шелл Хеликс или Тотал Кварц не являются летними, несмотря на допустимость их применения.
Яркий пример летних смесей — MOBIL Delvac 1330.
Маркировка зимнего масла для двигателя
Зимние смазки отличаются от других вариаций двойным индексом и наличием буквы «W» после цифры. Характерным для подобных продуктов будет наличие следующих кодов:
Расшифровывается маркировка так:
- «0 или другая цифра» — минимальная температура (°С) при которой, масло сохраняет необходимую текучесть для нормального запуска силовой установки – в данном случае -50°С.
- «W» — данная буква говорит о том, что смесь можно заливать при отрицательных температурах.
Такие популярные фирмы, как Мобил или Шелл совсем не занимаются производством узкоспециализированных формул, направив все усилия на изготовление универсальных жидкостей.
Бренд Shell один из первых полностью отказался от выпуска зимних масел, и сегодня выступает в качестве их ярого противника.
Всесезонное масло для двигателя: маркировка и расшифровка
Всесезонные смазки широко распространены на рынке, по причине их универсального применения. Данные смеси имеют индексы на канистре подобные этим:
Указания изготовителя расшифровываются так.
- «5» — порог потери текучести моторного масла.
- «W» — совместимость жидкости с эксплуатацией в зимнее время года.
- «40» — порог потери требуемой вязкости для удержания прочной защитной пленки.
В качестве примера классического универсального автомасла можно привести такие продукты:
- ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-30 A5/B5;
- Масло М-8В (Автол);
- Лукойл Авангард Ультра 5W-40;
Маркировка моторного масла по API
На упаковках современных брендов типа ZIC или Castrol, можно встретить кодировку API SM/CF и ее аналоги в разном исполнении. Этот индекс является требованием американского института нефти, отвечающим за соответствие смеси эксплуатационным режимам ДВС.
Основное разделение спецификации осуществляется на 2 подгруппы.
Маркировка масла для дизельных двигателей
Состоянием на 2021 год актуальны такие стандарты.
- CF-4 – стандарт 1990 года, актуальный для двигателей с турбонаддувом и без него.
- CG-4 – актуален для турбированных ДВС с непосредственным впрыском топлива, выпускаемых после 1995 года.
- СН-4 – ужесточенная норма, позволяющая эксплуатировать масло на дизельных агрегатах, использующих горючее с примесью серы до 0,5% включительно.
- CI-4 – следующее поколение нормы, характеризующее смеси, предназначенные для тракторов, грузовиков и легковых автомобилей, оборудованных турбонагнетателем и непосредственным впрыском топлива.
- CG-4 – добавляет к предыдущим требованиям совместимость с сажевыми фильтрами.
Маркировка масел для бензиновых двигателей
Для бензиновых конструкций актуально применение таких маркировок API:
- SL – введен в 2001 году как заменитель устаревшим. Позволяет применение в двигателях, оборудованных турбиной и непосредственным впрыском.
- SM – дополняет прошлую версию и представлено как энергосберегающее.
- SN – самая новая версия спецификации – введена в 2010 г. В дополнение к ранним требованиям, масла совместимы с биоэтанолом.
Допуск SF – состоянием на 2021 год считается устаревшим.
Примечательно! Многие современные бренды вроде Эльф, Мотюль, Ликви Молли, выпускают лубриканты со сдвоенным индексом спецификации. Такие продукты можно заливать в машину, независимо от вида используемого горючего.
Маркировка масла ACEA — что это
Аббревиатура АСЕА расшифровывается как Ассоциация Европейских производителей автомобилей. В отличие от API организация регламентирует автомасла по применимости к конкретной конструкции ДВС. К примеру, шифровка SG/CD не имеет ничего общего с этой «конторой». Сама спецификация содержит буквы и цифру после них.
- А – бензин.
- В – дизель до 2,5 литра.
- С – универсальный продукт, совместимый с системами нейтрализаторов выхлопа.
- Е – грузовые агрегаты.
Расшифровку лучше привести в форме таблицы.
Код | Расшифровка |
А1/В1 | Маловязкие смеси, использующиеся исключительно при наличии разрешения производителя. |
А3/В3 | Лубриканты пригодные для высокофорсированных ДВС с не прямым впрыском горючего. |
А3/В4 | Полностью соответствуют аналогичному стандарту с поправкой на наличие непосредственного впрыска. |
А5/В5 | Маловязкие субстанции эксплуатируемые в самых современных агрегатах. |
С1 | Легкотекучие формулы машинного масла, совместимые с нейтрализаторами. Выделяются энергосберегающими свойствами и минимальным содержанием токсичных элементов. |
С2 | Повторяет стандарт С1 с отличием в наличии токсичной составляющей. |
С3 | Обычные авто масла, совместимые с сажевыми фильтрами, не выделяющиеся особыми характеристиками. |
Примечание! В качестве примера сдвоенной нормы можно взять продукт Castrol Магнатек Стоп-Старт А3/В4.
Обозначения на моторных маслах по ГОСТ
Первая часть – это буква, указывает целевое назначение (М – моторы).
Следом располагается указатель кинематической вязкости в сантистоксах.
Далее идет тип конструкции.
Таблица применения масел по ГОСТ.