Меняем крыльчатку помпы охлаждения лодочного мотора
В этой статье мы рассмотрим замену крыльчатки и ремонт помпы на подвесных лодочных моторах
Это одна из значимых деталей подвесного мотора. От нее зависит «здоровье» и «долголетие» подвесного мотора, так как именно с ней связано, будет ли охлаждение достаточным для двигателя или же нет.
Крыльчатка в помпе подвесного мотора может служить от одного года, до нескольких лет, и зависит это в основном от условий эксплуатации., если вы любитель погонять по песчаным мелям, то готовьтесь к ежегодной замене этой элемента, песок свое дело сделает очень быстро, поверьте.
Крыльчатка – это практически расходный материал, такой же, как топливный или масляный фильтр. Она наиболее подвержена повреждению и износу. Крыльчатка имеет, как правило, бронзовую втулку – основание, со шпоночным соединением и резиновыми лопастями вокруг. Обычно эти лопасти то и приходят в негодность одними из первых.
Замена крыльчатки помпы лодочного мотора:
Первое что нам придется сделать – это снять редуктор и отделить его от дейдвуда открутив 4 нижних винта тягу переключения передач. Тут, думаю, ни у кого вопросов не возникнет, тут все просто. Эту процедуру мы не будем подробно описывать в нашей статье, а сосредоточимся на главном. Далее отделив дейдвуд от редуктора можно приступать к разборке самой помпы
Практически на всех моторах помпа охлаждения установлена на вертикальном валу, между дейдвудом (сапогом) и редуктором. Такое расположение обусловлено в первую очередь тем, что корпус помпы всегда находится ниже уровня погружения, что обеспечивает легкий забор воды, это наиболее подходящее место установки, хоть для этого и приходиться снимать редуктор.
В общем приступим к делу.
Помним. что прежде чем приступить к замене крыльчатки нам понадобиться ремкомплект с крыльчаткой и обязательно прокладками для помпы.
Открутив четыре болта №1 мы сможем снять корпус помпы.
Далее снимаем крышку помпы №3, аккуратно что бы не повредить сальник №10 водяной трубки
Сняв корпус помпы №3 мы получаем доступ к самой крыльчатке №5.
Далее можно приступить к демонтажу крыльчатки помпы, снимаем осторожно, не потеряв шпонку №6 на которой установлена крыльчатка.
Далее оцениваем состояние крыльчатки №5, стакана помпы ( внутренняя часть крышки помпы №3), и пластины помпы №9
Крыльчатка должна быть без трещин, оставаться эластичной., в противном случае подлежит замене.
Стакан помпы так же должен быть без видимых следов износа, без глубоких рытвин и задиров., тоже самое касается и пластины помпы..
Сборка производится в обратном порядке.
Крыльчатку и крышку помпы нужно предварительно смазать и крышку одевать вращая крыльчатку в одну сторону, что бы лопасти равномерно и без закусывания расположились внутри корпуса помпы.
В заключении, когда будете соединять редуктор и сапог — необходимо особое внимание уделить водяной трубке, которая должна точно попасть в уплотнитель №10 и при этом не повредить его., от этого будет зависеть плотность соединения и соответственно эффективность охлаждения.
Ремонт системы охлаждения
Замена крыльчатки
Основным компонентом системы охлаждения лодочного мотора является крыльчатка и её периодически приходится менять по причине обычного износа, неправильного зимнего хранения, некачественного материала, из которого её изготовили или, как иногда бывает с малоизвестными китайскими моторами, которые заводятся в обратную сторону и заворачивают крыльчатку в обратную сторону из-за чего её лопасти ломаются, ну и бывает, что лопается стопор чашки помпы. И сегодня для вас подробный разбор процесса ремонта системы охлаждения лодочных моторов.
Для начала рекомендуем повесить мотор на импровизированный транец или что-то вертикальное, что его заменит. Без этого заниматься разборкой и ремонтом будет неудобно.
На маломощных ПЛМ надо открыть резиновую заглушку на «ноге», под которой есть болт, фиксирующий тяги переключения передач. Откручивать полностью его не нужно, просто ослабьте на пару оборотов. У моторов мощностью 9,9 л.с. эта тяга находится снаружи и в этом случае винты стяжки нужно откручивать полностью.
У старых моделей лодочных моторов Tohatsu тяга передач соединяется с рычагом под блоком цилиндров, где-то в районе поддона. Фиксируется соединение пластинкой. В этом случае пластинку нужно откинуть с помощью отвертки вверх по оси.
Ослабляем хомут тяги переключения передач (для облегчения процесса можно включить заднюю передачу), откручиваем болты, которыми крепится редуктор. В зависимости от модели мотора, таких болтов может быть два или четыре.
Теперь можно вытащить «сапог» из «ноги».
Если вы ремонтируете систему охлаждения старого лодочного мотора или (не дай бог) какой то неизвестной китайской мануфактуры, смотрите, чтобы трубка охлаждения не выдернулась вместе с сапогом и не увлекла за собой прорезиненный держатель, который в свою очередь сидит в пазу канавки охлаждения уже в блоке цилиндров. Происходит это по причине смывания смазки в районе контактов с резиновым уплотнение помпы. То место, где трубка контактирует с помпой предварительно рекомендуется обработать силиконовым спреем.
Сапог резко не дергаем, а нежно вытаскиваем, как с ноги любимой женщины.
Аккуратно снимаем «сапог»
Если вы все таки выдернули трубку охлаждения вместе с сапогом, то после ремонта самой системы охлаждения вам придется снимать блок цилиндров и вставлять держатель на свое место.
После снятия сапога нам понадобится нечто подобное (см. фото). С помощью такого приспособления нам нужно, чтобы сапог держался на антикавитационной плите и не выскальзывал. Если такой штуки у вас нет, то можно взять толстую фанеру и в ней уже сделать вырез в форме створа сапога.
Держатель «сапога»
Перед собой мы видим помпу (водяной насос), которую держат четыре болта. Откручиваем их и поднимаем её наверх. Патрубок помпы скорее всего будет уже без смазки и чтобы вытащить его воспользуемся отверткой.
Помпа системы охлаждения ПЛМ
Откручиваем болты
После снятия водяного насоса уже можно оценить состояние собственно крыльчатки. Вертикальный вал, на котором сидит крыльчатка, всегда вращается по часовой стрелке, т.о. лопасти крыльчатки будут загнуты в другую сторону.
Крыльчатка поднимается наверх по валу, зачастую вместе с корпусом помпы. Не потеряйте стопорную шпонку, которая находится между крыльчаткой и валом.
Поднимаем крышку вместе с крыльчаткой
У нашего мотора крыльчатка еще в хорошем состоянии. Лопасти все на месте, есть потертости, разрывов нет. Но раз разобрали, то меняем её.
Старая и новая крыльчатки
Перед установкой новой крыльчатки вал нужно очистить, стереть с него нагар и нанести смазку тонким слоем. Далее надеваем шпонку, на неё саму крыльчатку, так, чтобы шпонка попала в свой паз.
Некоторые китайское производители часто не заморачиваются с точным подбором крыльчатки под диаметр вала и на заводе её просто забивают на вал молотком. Вам так делать не советуем, воспользуйтесь лучше напильником или наждачкой, сберегете сальники и шестерни.
Новая крыльчатка на своем месте
После установки крыльчатки, надеваем на вал корпус помпы. Внутреннюю часть корпуса лучше предварительно немного смазать, чтобы первые обороты не повредили лопасти. Прокладки конечно лучше все поставить новые. Надевая и надавливая корпус помпы на саму крыльчатку нужно вращать рукой вал по часовой стрелке (делать это нужно на нейтральной передаче), не забывая при этом совместить патрубок системы охлаждения с уплотнение на корпусе. Такое вращение вала необходимо, чтобы лопасти крыльчатки загнулись в нужную сторону и приняли свое рабочее положение.
Если захотите проверить свою работу и работу новой системы охлаждения до установки сапога, то зажмите в шуруповерт или дрель вал, опустите редуктор под воду, чтобы отверстия водозабора были под водой и прокрутите вал (главное ПО часовой стрелке). При вращении вала из уплотнения вертикальной трубки пойдет вода.
После установки корпуса помпы, смазываем смазкой болты и равномерно, постепенно затягиваем их. Чрезмерных усилий применять не нужно, чтобы не сорвать резьбу. Перед установкой сапога на место смазываем шлицы вала и уплотнение вертикальной трубки системы охлаждения вашего лодочного мотора. Вставляя сапог на месте вам понадобиться одновременно совместить трубку охлаждения, шток переключения передач и вал. Приготовьте заранее фонарик, он вам пригодится.
Руководство по ремонту лодочных моторов Yamaha.
Руководство по эксплуатации Yamaha
Условные обозначения и расшифровка названия модели лодочного мотора Yamaha.
Максимальные обороты лодочных моторов
Ниже приведены диапазоны оптимальных оборотов подвесных моторов при полностью открытой дроссельной заслонке и максимальной загрузке судна. Обороты двигателя при движении судна и верно подобранном гребном винте должны быть в пределах верхней половины указанного диапазо-на.
Выбирайте винты, соответствующие этим требованиям.
2-ТАКТНЫЕ ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ
Обороты мотора, об/мин
9.9F, 15F, E9.9D, E15D, EK9.9D, EK15D, EK9.9J, EK15P
E25B, 25B, E30H, 30H, 25X, EK25B, EK25C
EK40G, E40G, EK40J, E40J
55D, E60J, E65A, 75A, E75B, 75C, 85A, 90A
E115A, 115B, 115C, 140B
150F, 150G, 175D, 200F
Z150P, Z175G, Z200N, Z150Q, Z175H, Z200P
Z200R, Z225H, Z250F
0* Модели моторов с левым направлением вращения гребного винта имеют те же оптимальные обороты, что и моторы с пра-вым направлением вращения.
4-ТАКТНЫЕ ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ
Обороты мотора, об/мин
F9.9H, F15C, F20B, F20C
F40D, F50F, FT50G, F60C, FT60D
F75B, F75C, F80B, F80C, F90B, F100D
F/FL200A, F/FL200B, F/FL225A
F/FL200C, F/FL225B, F225C, F/FL250A, F/FL250B
Если обороты двигателя превышают рекомендуемые, замените гребной винт на модель с большим шагом.
Если обороты двигателя ниже рекомендуемых, замените гребной винт на модель с меньшим шагом.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не допускайте продолжительной работы двигателя на оборотах, превышающих рекомендуе-мые – это может привести к повреждению двигателя.
0* Изменение шага гребного винта на 25 мм приведет к изменению оборотов двигателя на 200 об/ мин.
Кроме того, изменение оборотов зависит от типа винта, воды (соленой/пресной), типа судна (мас-сы и формы корпуса) и т. д.
0* При подъеме мотора с помощью системы гидроподъема максимальные обороты двигателя увели-чатся.
Замена крыльчатки системы охлаждения на плм Ямаха 8.
Kích thước video:
Hiển thị các điều khiển trình phát
- Xuất bản 17 Th02, 2017
- Наработка мотора около 250 м/ч. Не смотря на частые касания дна (на отмелях), крыльчатка выглядит как новая. Проверю ее состояние еще раз через два сезона. Новую оставлю в запас.
Моя партнерская программа join.air.io/sergey2905 Hướng dẫn và Phong cách
NHẬN XÉT • 35
Мотор отличный, только поршневая не ремонтно пригодная
@Сергей Мухачев благодарю,и вас всего доброго!
@Роман Соколец
Ну и конечно НХНЧ, в новом сезоне, Роман.
@Роман Соколец
Роман, речь зашла не о ПЛМ в целом, а конкретно о его двигателе. И по скольку мне известно в дв. больших конструктивных изменений не произошло.
И продолжая разговор. Ну есть на Тоху-9.8 ремонтные поршня. Но вот Тох 8-9.8 70-80х годов нет.
Вот и возникает вопрос. так какой дв. надёжнее.
У Я-8 один минус — его цена, почти как за 9,9. А теперь ещё 6-8 сняты с производства. Знаю людей которые готовы 100тр, отдать за б/у 8, хоть француженку, хоть японку, конечно в хорошем состоянии.
@Сергей Мухачев Да все норм! Ломать ничего с дури не надо))Просто констатирую факт! А вот про моторы 70 годов, наверное вы видите другую модель в продаже, на тонкой ноге, там двигатель немного другой! А на вашу модель нет поршней ремонтных, вот и все! Хотя она может и без капитального ремонта , детям достаться в отличном состоянии!
Во-первых. С дури можно хоть чего сломать.
Во-вторых. До сих пор встречаются объявления о продаже Я-8 70-80х годов. А вот объявлений с другими брендами, я что-то не встречал. Это говорит о надёжности двигателя.
В-третьих. И что из того что блок цилиндров не гильзован?
сначала помпа, и потом только стакан.
и никогда не мазалось герметом болты стакана, можно чуток водостойкой консистентной пройтись.
Там под помпой стоит втулка. Можно было заодно проверить.
@Сергей Мухачев Мотор разобран. В чём проблема смазать?
Все узлы трения требуют смазки. Свежей.
Эти втулки по 10-15 лет ходят, а мотору было всего три или четыре, уже не помню.
Классный и подробный обзор замены крыльчатки. Спасибо Вам большое, я тоже такой мотор купил и думаю надо проверить крыльчатку, потому как если что с ней произойдёт, может дорого обойтись потом.
Всё правильно — «береженого бог бережет».
бля красава хоть один сказал какой смазкой пользуется
Новую ставили ? Или на старой крыльчатки катаетесь?
Вы видео смотрели?
Оставил родную.
В каком году меняли?
Так вся интересующая информация есть в описании к видео. Мот начала эксплуатировать в 14 году.
Сергей а сколько вы мото часов прошли на своём моторе? И хотел ещё спросить крыльчатку крыльчатку заменили
Нахуя там что-то мазать если водой все смоет))) ещё и герметиком в придачу, пиздец.
Так чтобы ты поумничал, глядя на других.
А за чем? Так тебе этого не понять.
Под резиновой крыльчатки стоит плотина , под ней обычно грязи мрак,я тоже снимал ставил новую потом промывал продувал , ещё где крышка термостата ,там постоянно забиваеться песком тиной
Мля. Ты когда на жену лазишь тоже смазкой мажешь. Надо, не надо. всё изгадил. И на последок ещё герметик на прокладку и болты. Вообще забей. Не вводите людей в заблуждение своими видео.
@Серый Аникин
Да почему многие судят только своим условиям ловли. Чё блин, в бронепоезде или в танке?
Если мот используется на глубоких водоемах — тогда хоть раз в 10 лет. А если постоянно цеплять винтом песчаные отмели — то можно и раз в два года.
С салона мне говорят каждые 3-5 лет меняй крыльчатку! Ито я не парюсь. А вот после прийдётца точно менять каждые 3 года потому что рем комплект идёт второго сорта или третьего хотя говорят что родное
У меня 10 лет мотор Нисан и я щас только думаю крыльчатку менять
@Серый Аникин Как скажешь.
Прокладка там на стакане герметиком не смазуетца! Теперь ты точно и прокладку купишь в следующий раз и опять потом не забудь герметиком помазать😂😂😂😂
Зря снял , если качает и норм давление не мешай технике работать , лет через 5 можно заволновался , а так если симптомов нет , не стоит
Тогда с чего ты взял, что давление в норме? Именно про это ты написал а первом сообщении.
@Сергей Мухачев А в видел ты о том что давление упало освещаешь?
1) Что же мы такие умные то?
2) Давление струи стало меньше, чем было с новья.
3) Зимой снял. посмотрел, делов на час, за то летом катаюсь не думая, что крыльчатка может накрыться.
4) Одно дело если река глубокая, без отмелей и другое если на каждой рыбалке винтом цепляешь песчаное дно.
Вот по этим трем причинам смотрим пункт 1.
Без обид.
Кстати,я второй раз промерил компрессию,но. до замеров брызгал в камеры топливо,которым пользуюсь.Так вот давление в обоих горшках показало 9,2.До этого на сухую дёргал.
Ну а если плеснуть масла. 10 покажет, а то и ещё больше. Замеряй на теплом дв. ничего не брызгая.
Чем бы промыть камеры сгорания?Или само выдует?
Синтетика обладает лучшими моющими средствами чем миниралка. Искатай пару баков на синьке и увидишь разницу. Пока она будет отмывать камеру сгорания мотор ещё будет дымить. после отмывки дыма будет гораздо меньше.
Нагар это своего рода абразив, который дерет ЦПГ, от сюда и снижение компрессии.
Спасибо за видео.Занимательное.Я вот тут решил компрессию померить в цилиндрах.Что то даже расстроился.В верхнем 9,а в нижнем 8,5 очков давит.Интересно ,разница критичная?И ещё.Грязи внутри камер сгорания много.Причём ,,кусками»твёрдыми.Кокс в масле.Пользуюсь рекомендованным маслом 1:50 ямалюбе.Минералка.Мотору год,только обкатку прошёл можно сказать.До этого мерк 5 был.Ходил на нём пять лет,а когда продавал,так поршень чистым был.И давило девятку.Чем промыть камеры?
И голосование по маслам для 2т., на русфишинге. www.rusfishing.ru/forum/threads/luchshee-maslo-s-dopuskom-jaso-dlja-dvuxtaktnyx-lodochnyx-motorov.160960/page-181#post-6445809
Вот мой отзыв (Sergey2905) www.rusfishing.ru/forum/threads/luchshee-maslo-s-dopuskom-jaso-dlja-dvuxtaktnyx-lodochnyx-motorov.160960/page-156#post-6163700
Почитай на досуге novfishing.ru/topic/805-pro-masla/
Ильдар, я лью снегоходную синь, от Маннол, в красной баклажке. Стоит дешевле и поршня как у кота. А Ямолюб только для разведения костров. мы это обсуждали на Русфишинге.
Тоже решил разобрать свой мот посмотреть, потому как струя мне показалась слабой. Снял трех лапостей небыло.
Не помешало бы каналы почистить. Остатки от лопастей могли в них застрять.
А че разбирал то? Мотор грелся или контролька не работала? Болты с фиксатором вообще жесть,надо было на эпоксидку посадить)) Полнейшее самоудовлетворение,с технической точки зрения,а так молодец!
Aleksandr Agapitov
С 2м.10сек. по 3м.20сек. объясняю.
Молодец конечно, но в детской комнате это круто, меня бы в лучшем случае на лестничную площадку супруга бы выставила
Сергей Лансер
Спасибо, Сергей!
Так я и разбирал мотор когда жены небыло дома.
кстати спосибо за видосы,тоже сделал в прошлом году ящик для эхолота очень удобная вещь,и зарядку с матора сделал поставил от мопеда регулятор покупал за 460рублей.все работает
масло есть, меняю после каждого сезона.обороты тоже на минимум сделал.тягу эту пытался крутить (выше ниже).думаю в скором времени придется все-таки вскрывать редуктор.наверно винтом ударился об полик и чтонибуть случилось.
Влад Большаков
Тогда это видео, думаю будет в помощь. vnclip.net/video/kkT3Ae5fgaU/video.html
здравствуйте, Сергей подскажите у вас скорости нормально включаются вперед взад без треска?у меня такой же мотор три сезона и начался хруст после того как упал с сиденья на полик в машине.
Влад Большаков
Влад, привет! Можно на ты.
Для начала проверь обороты двигателя, на холостом ходу. Они должны быть в районе 850-900. Потом посмотри не сбился ли зажим, который соединяет верхнюю и нижнюю тяги. В видео я ставлю на нижней тяге метки, маркером. И обязательно проверь масло в редукторе.
Скорость надо включать резко, но без удара.
Видосы то будут еще?
Так они и есть. Также есть и на втором канале vnclip.net/channel/UCOLNuCYSNUbZDvIvjCSXQ2A?view_as=subscriber
бля, ну почему так долго.
Это ты так считаешь. А другие считают по другому. Т.ч. не надо решать за других, что и как делать.
Сергей Мухачев скачай видео редактор и сделай на 5-7 минут, выреж всю лишнюю болтавню не по делу и размышления в слух будет намного интереснее
По твоему 30мин. за 3-4 года это долго? Я так не считаю.
Спасибо за обзор по замене крыльчатки. По Ямахам 8 , по-моему , это первый человеческий, понятный, без заумных фраз и бравады обзор. Мастера в сервисе не особо балуют такими видео, хотят, чтобы везли моторы к ним. Уверен, что тысячи владельцев ям будут вам благодарны за этот ролик. Я тоже теперь очень рад, что могу сделать что-то сам. Раньше боялся даже подумать.
А мне на оборот интересно залезть, посмотреть что да как устроено.
Сергей, обрати внимание на выработку картриджа 12,00 мин. видео. Пластина и стакан должны быть идеально ровными. Поскольку в корпусе помпы (картридж) нет сальников, герметичность обеспечивается плотностью прилегания поверхностью картриджа к резиновому бортику крыльчатки. При выработке давление выхлопных газов в сапоге на высоких оборотах превышает давление воды создаваемое помпой. В итоге вода отказывается поступать в каналы охлаждения ПЛМ. При малых и выше средних оборотах эта проблема не проявляется.
Все вышесказанное основано на личном горьком опыте. Более подробно излагал на форуме РФ www.rusfishing.ru/forum/showpost.php?p=7599830&postcount=7820
Проблема была решена при замене полностью комплекта крыльчатка + картридж.
Вот и у нас отмелей хватает. По этой причине и решил глянуть что да как там.
Сергей, может это и не случиться на Вашем ПЛМ. Но симптомы Вы уже знаете и будете знать в чем причина. У меня проявилось после 5 сезонов, пробеги большие и песочек черпаю регулярно на рыбалке.
Сергей, большое спасибо за совет. При следующей разборке обязательно учту это.