По каким критериям оценивается автомобиль?
Конкретные критерии оценки машины установлены с целью получения объективных результатов. Специалист ориентируется на установленные требования, учитывает все важные детали и принимает разумное решение. Оценка автомобиля получается максимально точной, потому как эксперт учитывает все критерии. При этом оценщик самостоятельно решает, какие именно критерии влияют на стоимость автомобиля. Некоторые параметры должны обязательно быть учтены, и они одинаковые для любого автотранспортного средства.
Особенности оценки автомобиля
Существуют определённые критерии, которые необходимо учитывать при оценке каждой машины. Речь идёт о таких параметрах, как год выпуска, марка и некоторые другие.
Условно можно критерии поделить на группы:
- Техническое состояние транспортного средства.
- Главные параметры.
- Комплектация.
- Дополнительные опции.
Специалист проводит оценку определённым образом. Он выбирает каждый критерий и присваивает ему конкретное количество баллов. Затем все показатели суммируются для того, чтобы установить адекватную рыночную стоимость машины. Эксперт ответственно подойдёт к заданию и предоставит максимально точный результат.
Основные критерии оценки транспортного средства
Марка и модель авто – главный критерий, который учитывается в первую очередь при оценке машины. Специалист должен узнать среднюю рыночную цену ТС в зависимости от данного критерия. Именно этот показатель и станет отправной точкой для оценки всех остальных параметров.
Год выпуска – второй критерий, который тоже считается важным. Чем раньше выпущена машина, тем она дешевле стоит. Естественно, новые автомобили дороже оцениваются.
Пробег машины тоже играет роль при оценке. Средним показателем считается пробег – от 10 до 15 тысяч км в год. Если он меньше, тогда автомобиль оценивается дороже. Большой пробег становится причиной для снижения цены.
Тип коробки передач влияет на итоговую стоимость. АКПП стоит дороже, чем механика. Данное правило не всегда уместно, так как бывают исключения. Всё зависит от условия эксплуатации, допустим, машина с механической коробкой, которая ездила по сельской местности, будет оценена выше АКПП.
Привод автомобиля учитывается при определении цены ТС. При этом цена машин с задним и передним приводом отличается в зависимости от условий эксплуатации, а также от местности.
Расположение руля тоже играет роль, и это учтёт оценщик. Он ориентируется на то, какие ТС пользуются спросом в стране. Именно машины с левым рулём чаще всего приобретают люди. Они оцениваются выше, чем леворульные автомобиле.
Мощность двигателя – один из важных критериев. Его обязательно учтёт оценщик, прежде чем назвать точную стоимость.
Как оценивается техническое состояние?
Помимо вышеуказанных параметров, специалист обратит внимание на состояние машины. Он проверит кузов на наличие дефектов, обратит внимание на двигатель и подвеску. Также на стоимость влияет общая техническая исправность машины, состояние салона.
Чем лучше выглядит машина, тем дороже будет её стоимость. По этой причине владельцам стоит привести в порядок автосалон и кузов, чтобы цена автомобиля была выше.
Комплектация тоже учитывается при оценке машины. Если есть дополнительные опции, тогда цена ТС будет выше. Например, люки для вентиляции, парктроник, кожаный салон – всё это повысить цену машины. Эксперт это обязательно учтёт при выполнении своего задания.
Специалист грамотно проведёт оценку и сделает точное заключение. Стоимость будет рассчитана с учётом всех важных критериев, поэтому результат будет адекватным.
Критерии оценки
Критерии оценки автомобилей установлены для получения объективных и максимально точных результатов оценки. Они помогают специалисту учесть все важные детали и принять взвешенное решение.
Точный перечень критериев оценки автомобиля, влияющих на его стоимость, определяет сам оценщик. Однако существуют такие параметры, которые обязательно учитываются при оценивании любого автотранспортного средства. К ним относятся марка, год выпуска и прочие, которые мы рассмотрим далее.
Все критерии оценки автомобилей можно условно разделить на несколько групп:
- основные параметры;
- техническое состояние;
- комплектация;
- дополнительные опции и прочее.
При проведении оценочных вычислений специалист присваивает каждому пункту, выбранному в качестве критерия, определённое число баллов. После оценки автомобиля все присвоенные баллы суммируются для установления рыночной или иной, указанной в оценочном задании, стоимости автотранспорта.
Основные критерии оценки автомобиля
1. Марка и модель
Данный критерий учитывается в первую очередь при оценке стоимости ТС. Оценщик устанавливает среднюю рыночную цену конкретной модели и марки, проводя для этого специальные исследования на региональном рынке продажи. Установив среднерыночную стоимость автомобиля, оценщик применяет эти данные в качестве отправной точки при использовании всех последующих параметров, влияющих на итоговую стоимость.
2. Год выпуска
Следующим по важности параметром, необходимым для установления стоимости автотранспортного средства, является год его выпуска. Для этого критерия оценочный принцип прост: чем раньше выпущена машина, тем она, соответственно, дешевле на рынке, и наоборот.
3. Пробег авто
Этот критерий оценки автомобиля тоже существенно влияет на результаты оценочных расчетов. Средним показателем у оценщиков считается пробег в приблизительном диапазоне от 10 до 15 тысяч километров в год. Когда пробег меньше, она может оцениваться несколько выше. И наоборот, когда пробег значительно выше усредненного показателя, оцениваемый автотранспорт стоит меньше.
4. Тип коробки передач
Автотранспортные средства с АКПП обычно оцениваются дороже, чем с механикой. Однако правило не является безусловным, поскольку бывают и исключения в зависимости от условий эксплуатации. Так, транспорт с механической КПП, который эксплуатируется в условиях местности с неровными дорогами, может быть оценен на региональном рынке выше, нежели машина с автоматической коробкой передач.
5. Привод авто
По данному критерию оценки стоимость автомобилей с передним и задним приводом несколько различается в зависимости от местности и условий эксплуатации. К примеру, в одном регионе больше ценятся транспортные средства с передним приводом, а в другом — с задним. Это и повлияет на оценочную стоимость, однако полноприводные авто, как правило, оцениваются дороже.
6. Расположение руля
На территории России машины с левым рулем пользуются гораздо большей популярностью, поэтому они и оцениваются обычно выше, чем авто с правым рулем.
7. Мощность двигателя. Немаловажный критерий оценки автомобиля в любом регионе.
Техническое состояние
Несмотря на то, что перечисленные характеристики автомобиля выступают основополагающими критериями оценки, техническое состояние также имеет важный оценочный вес при выведении рыночной или восстановительной стоимости авто.
К таким факторам технического состояния можно отнести:
- Состояние автокузова
Оценщик при осмотре проверяет наличие (отсутствие) повреждений и дефектов на кузове, а также смотрит состояние лакокрасочного покрытия. - Техническое состояние двигателя и подвески
- Общая техническая исправность
- Состояние салона
В данном критерии оценки важны как качество отделочных материалов, так и общая чистота салона автомобиля. Эстетичный салон с дорогой отделкой, респектабельными кожаными сидениями будет оценен существенно выше, чем загрязненный автосалон с поврежденной обшивкой.
Комплектация и опционные возможности
Чтобы точно и корректно оценить автотранспорт, требуется учитывать наличие дополнительных опций. Это может существенно отразиться на общей стоимости. Как правило, чем выше уровень комплектации и больше опциональных возможностей, тем дороже оценивается авто, и наоборот. По данному критерию оценки стоимость автомобиля может повышаться на сотни и даже тысячи долларов.
Климат-контроль, парктроник, люки для вентиляции, кожаный салон, тюнинг, качественная аудиосистема — наличие дополнительных возможностей может в разы повысить стоимость авто.
Среди комплектационных критериев оценки автомобилей — качество (состояние) дисков и автошин. Так, машина с литыми дисками обычно стоит несколько дороже, чем с штампованными. Дополнительный набор зимней резины может тоже добавить немного к итоговой цене. Стоит отметить, что данные факторы не могут кардинально отразиться на оценочных результатах.
Тюнинг тоже далеко не всегда выступает ценоповышающим фактором, поскольку эстетичность рестайлинговых изменений оценивается весьма субъективно. В отдельных случаях наличие значительных тюнинговых «наворотов» может, напротив, затруднить продажу авто. Это же можно сказать и об аэрографии, ведь «разукрашенная» машина понравится далеко не каждому автомобилисту.
Прочие критерии оценки автомобилей
Среди прочих мер, способных оказать влияние на оценочные расчеты:
- Страна-производитель. К примеру, стоимость автотранспорта одной и той же марки может различаться, если у одного отечественная сборка, а у другого — европейская.
- Стоимость запчастей. Если она меньше, чем у аналогов, цена самой машины может оказаться несколько выше. Так, иногда японские машины оцениваются выше американских именно по этому критерию.
- Комплектность документов. Отсутствие достоверной сервисной книжки может стать для оценщика тревожным сигналом.
- Сервисная книжка. Если машина обслуживается у официального автодилера, это может стать положительным фактором при ее оценивании.
- Условия эксплуатации и хранения транспортного средства.
Применяя различные критерии оценки автомобилей, оценщик должен учесть все важные факторы, а затем определить вес и влияние каждого из них на итоговую стоимость объекта оценки. Соответственно, квалификация и опыт специалиста непосредственно влияют на качество и точность полученных результатов.
Список необходимых документов
Документы авто для предприятия:
- правоустанавливающий документ (ПТС или свидетельство о регистрации ТС);
- карточка предприятия;
- инвентарная карточка учета нефинансовых активов;
- первоначальная (балансовая) и остаточная стоимость объекта оценки;
- договор купли-продажи;
- акт о проверке технического состояния при наличии (дефектная ведомость);
- подтверждающие факты, которые вызывают увеличение срока службы:
- недавно проведенный капитальный ремонт;
- длительное нахождение на хранении;
- фото объекта оценки.
Рекомендации по фотосъемке (если клиент сам предоставляет фотографии для оценки):
- фото одометра (пробег);
- снимок идентификационного номера транспортного средства (VIN), при его отсутствии — номера кузова или рам;
- фото КПП;
- общий вид с четырех сторон по диагонали.
При наличии повреждений, неисправностей:
- общий вид поврежденной детали и повреждение:
- фото с внутренней части багажника;
- по возможности снять бампер «если поврежден», фото со снятым бампером;
- фото торца двери.
12 критериев оценки стоимости б/у авто
Как мы обычно определяем цену на авто? Все просто. Посмотрели объявления о продаже похожих марок, сравнили год выпуска, состояние. Слегка снизили цену, чтобы скорее купили. Именно так делают все мои родственники, друзья и знакомые.
1) Марка и модель
Ни один перекуп не поставит цену ниже, чем у других продавцов. И дело здесь не в желании «урвать побольше». Заниженная цена вызывает подозрение: вдруг машина побывала в аварии или даже была угнана?
Начинайте отсчет от среднерыночной цены за свою марку и модель. Например, в одном месте БМВ 750 отдают за 230 тысяч, в другом – за 280, в третьем – за 310 тысяч рублей. Средняя цена: 270 000 руб. От нее и отталкиваемся.
2) Год выпуска
Пройдитесь по объявлениям – посмотрите, сколько стоит автомобиль в зависимости от года выпуска. Тут действуют по простому правилу – чем год выпуска выше, тем оценивают авто дороже.
А сейчас немного хитрости. Аббревиатура Г.В. означает «год выпуска». А как расшифровываются символы Г.Э.? Это означает «год эксплуатации». Продавцы частенько «запутывают» покупателей: пишут г.э. вместо г.в.
Так они искусственно слегка уменьшают возраст авто, делая его более привлекательным. И продавец не обманывает. Сошла с конвейера в 2009 (г.в.), но была продана и начала ездить в 2010 (г.э.). Ставим «год эксплуатации» и с «чистой» душой повышаем цену на несколько тысяч.
3) Пробег
Считается, что некоммерческий автомобиль за год накатывает 10-15 тысяч километров. То есть, если перед вами десятилетка – ее пробег будет составлять 100-150 тысяч. Это усредненная цифра, по которой «судят» всех. Скажу вам так: для городской машины, в которой катались только от работы домой, и раз в неделю на дачу, находящуюся в 20 километрах от города, 10-15 тысяч в год – это нормальный результат.
Для тех же, кто работает не в своем городе, ездит по выходным к родителям за 300 километров от дома, 15 000 километров – очень слабо. За год у них набежит 25-30 тысяч как минимум.
Если вы не входите в «официальную» статистику – не стоит переживать. Умные люди разберутся, что к чему. Если машина ухоженная, пробег выше нормы не будет пугать. Хотя, конечно, чисто психологически – большой километраж давит. Дороже продать автомобиль не получится. Готовьтесь сбрасывать цену, если вас попросят об этом.
Слышал одну забавную историю по теме
Девушка продавала 5-летнюю малолитражку. Была первой и единственной хозяйкой. Каталась на ней только по городу – в магазин, на работу, детей в сад возила. За пять лет набежало 47 тысяч пробега. Невероятно мало! Она поставила на свою малютку невысокую цену – такую же, как и на подобные марки с пробегом в 120-150 тысяч. Но она никого не интересовала! Покупатели даже не звонили.
Девушке потом подсказали, что все проблемы из-за малого пробега. Видимо покупатели посчитали, что цифра скручена: «Ну не может пятилетка так мало пройти». Вот и не звонят поэтому люди – не хотят иметь дело с «мошенницей». Девушке советовали скрутить пробег в обратную сторону – до 60 тысяч хотя бы. Чем дело кончилось – не знаю. Полгода повисело объявление на авито, потом – удалили его. Может, и продала она свою машину самостоятельно.
4) Комплектация
Важный критерий оценки. Не все другие машины той же марки, модели и возраста могут быть напичканы теми же прибамбасами, что и ваша. Сравните обязательно.
Важно и то, в каком все состоянии: исправно ли работают стеклоподъемники, как холодит кондиционер и так далее. Если есть какие-то проблемы – не стоит скрывать их от покупателя. Скажите все как есть и обязательно поясните, что цена как раз снижена с учетом этих нюансов.
5) Страна-производитель
Кто-то балдеет от «японок», другие предпочитают «американок», третьи – любят «немцев», четвертые рады «французам». Страна производства неплохо влияет на цену авто. Приведу пример. Российские «Пежо» стоят дешевле французских, потому что ценится именно европейская сборка, а не отечественная, увы.
Или еще один пример. «Мазду 6» делали в Америке и в Японии. Всем нравится американская машина – она выглядит более спортивной. Но детали проще достать на японку. Потому японка и дороже, несмотря на свою относительную «простоту».
6) Объем двигателя
По логике – чем больше объем, тем выше цена. И чаще всего так и есть. Но на практике – все очень индивидуально, особенно если речь идет о больших объёмах и солидном возрасте авто. Ведь чем больше объем — тем больше расход топлива!
7) Тип коробки передач
Автомат и робот – дороже механики. Но это еще не все. В сельской местности – в поселках и деревнях, небольших городках – люди охотнее покупают именно механику не из-за ее дешевизны, а из-за практичности. А вот жители больших городов, несмотря на дороговизну, чаще берут автоматическую коробку.
8) Привод
О переднем и заднем приводе – особо говорить нечего. Другое дело – полный привод. Он, безусловно, выигрывает по цене и популярности. Такие машины быстро и выгодно можно продать через Интернет.
9) Расположение руля
Кто-то до жути боится праворульных авто, а потому даже и не смотрит в их сторону. Другие, такие как я – наоборот, счастливы иметь «признанную надежность», «невероятное качество сборки» и прочие эпитеты, ассоциирующиеся с понятием «истинный японский автомобиль». Тем более что обычно праворульные машины стоят дешевле леворульных. И продать в 2016 году такой автомобиль будет не трудно.
Я не агитирую никого за «правый руль». Да, действительно, есть некоторые неудобства при езде. Но я привык. Привык настолько, что мне без разницы с какой стороны руль.
Интересно, что некоторое время назад я ежедневно ездил на двух разных автомобилях: леворульной «Тойоте Ленд Крузер Прадо» и праворульном «Ниссане». Ездил по городу. Неудобство было только одно: частенько вместо поворотников включал дворники. Всё.
10) Количество владельцев
Здесь все просто. Если машина часто передавалась из рук в руки — это не вызывает энтузиазма у покупателей. Гораздо привлекательнее постоянство. Официальная история владения записана в ПТС — Паспорте транспортного средства.
11) Состояние лако-красочного покрытия кузова
Машины с проблемами по кузову – сколами, царапинами, вмятинами, треснувшим бампером, коцнутым стеклом и прочим – должны стоить дешево. Так уж повелось. Кузов – это первое, что бросается в глаза.
Уже смотря на фото в Интернете, клиент оценит авто, как «плохое». И всё, что вас спасёт в этом случае – это низкая цена.
Вывод
Если не хотите заниматься рихтовкой и покраской перед тем, как оформить продажу машины, – снижайте цену до минимальной по рынку.
12) Работа двигателя
Проблема с двигателем на фото не видна, но заметна при старте. Так как покупатель в любом случае решит проехаться – он услышит (если не тугоухий и «в теме») проблему. И тогда цена на авто полетит кубарем вниз.
В этом случае я советую предупреждать о неидеальной работе движка и разумно снижать стоимость. В противном случае можно ждать своего покупателя годами — безусого юнца с огромным желанием получить в распоряжение «колеса» уже сегодня или миловидную блондинку – покупателей, которые видят только фантик: «руль кожаный», «какая милая», «а магнитолка хорошая?».