Основные направления криминального автобизнеса
УДК 343.9
Д.В. ВОРОБЬЕВ,
слушатель Российской академии Государственной службы при Президенте РФ
Статья посвящена проблеме криминального автобизнеса в России, освещаются и анализируются способы совершения преступлений в данной сфере, а также способы легализации похищенного автотранспорта, пути перемещения и каналы сбыта уже легализованных транспортных средств.
Article narrates about a problem of a criminal car business in Russia, illustrates ways of fulfilment of crimes in the given sphere, and also ways of legalisation of stolen motor transport, a way of moving and trade channels of already legalised vehicles.
Ключевые слова (keywords): криминальный автобизнес (criminal car business), хищение (plunder), кража (steal), автотранспорт (motor transport), организованная преступная группа (organised criminal group), преступление (crime), легализация (legalisation), незаконный оборот транспортных средств (illegal circulation means of transport).
В течение нескольких последних лет проблема краж и незаконного оборота автотранспортных средств во многих странах мира чрезвычайно обострилась. Хищения и иные неправомерные способы завладения автомобилями относятся к категории преступлений против собственности, пресечение, раскрытие и предупреждение которых является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Общественная опасность таких преступлений усугубляется тем, что, кроме причиняемого материального ущерба, они зачастую становятся подготовительным этапом для совершения более тяжких преступлений.
Среди причин, способствующих совершению краж автотранспортных средств, следует назвать, на наш взгляд, высокую прибыльность криминального автобизнеса и минимальный риск задержания и привлечения к уголовной ответственности. Ключевыми факторами, облегчающими сокрытие и реализацию краденых автомашин, считаются «обособленность» государств при прозрачности границ, отсутствие заинтересованности зарубежных стран в розыске «чужих» автомашин, а также высокий уровень находящихся на вооружении у преступников технических средств блокирования и отключения систем безопасности автотранспортных средств.
Незаконный автобизнес, основанный на легализации «криминальных» автомобилей, все чаще приобретает транснациональный характер. Во всех странах наиболее распространенными признаны следующие способы хищения и сбыта автотранспорта:
— инсценировка кражи с последующим получением страховой выплаты (владелец оформляет страховку автомобиля на максимальную сумму, договаривается с сообщниками о его «краже», а нередко и сам транспортирует его в то место, откуда автомобиль удобнее переправить в другую страну; через определенное время после кражи владелец заявляет о случившемся в правоохранительные органы);
— хищение и сбыт автомашин по подложным документам (часто в подделке документов участвуют лица, работающие в регистрационных подразделениях, правоохранительных органах, преступные группы разных стран, что затрудняет их своевременное выявление);
— изменение регистрационных знаков автомобиля. Иногда автомобиль переправляется через границу с измененными знаками первичной маркировки («криминальный» автомобиль снабжается поддельными документами или документами аварийного автомобиля, и номера номерных агрегатов похищенного автомобиля перебиваются под готовые документы);
— фальсификация кредитно-денежных документов (покупка транспортного средства путем предъявления чека, не имеющего покрытия; покупка автотранспорта в кредит с последующим вывозом автомашины из страны и др.).
В целом же по стране раскрываемость рассматриваемого вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем 20%.
Проблема борьбы с кражами и угонами транспортных средств приобрела особую значимость в конце 1980-х годов. Меры, осуществляемые ОВД и направленные на активизацию работы по предупреждению и пресечению преступных посягательств на транспортные средства, способствовали значительному сокращению их количества. Однако проблема остается острой, как в социальном, так и в экономическом смысле. В сфере криминального автобизнеса действует более 1000 преступных группировок, в которые активно вовлекаются несовершеннолетние. Устойчивый характер имеют и межнациональные криминальные связи.
Виды и способы перемещения похищенных автомашин весьма разнообразны. Основной способ транспортировки — перегон автомобилей. В некоторых случаях для перевозки используются грузовые автомашины, а также железнодорожный и морской транспорт (например, контейнеры на кораблях). Известны случаи фрахтовых перебросок автотранспортных средств по воздуху.
Перед транспортировкой автотранспорт обычно не разукомплектовывается.
Для организованных преступных групп наибольший интерес представляют (в качестве рынков сбыта похищенного автотранспорта) бывшие социалистические страны, и в первую очередь страны СНГ, не имеющие в настоящее время обширного парка высококачественных автомобилей престижных марок и моделей. Можно предположить, что по мере качественного улучшения и количественного роста парка автомобилей в странах СНГ преступная деятельность, связанная с незаконным оборотом автотранспортных средств, частично переместится в страны Восточной Европы.
Исследования практики борьбы правоохранительных органов с незаконным оборотом автотранспортных средств позволяют выделить следующие типичные методы переправки (перегона) похищенного автотранспорта для последующей реализации (сбыта):
— переправка автотранспортного средства за границу с изменением идентификационных номеров. Возможны два варианта легального прикрытия похищенного автомобиля.
Первый вариант: покупается на законном основании автомобиль в аварийном состоянии (либо утильный). Маркировка похищенной автомашины такого же типа «перебивается» (подделывается) под документы приобретенной.
Второй вариант: настоящие документы на ранее приобретенный преступником автомобиль, оформленные на его фамилию, используются для изменения номеров на похищенной автомашине такого же типа.
В подобных случаях при проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке мест возможной перебивки идентификационных номеров;
— переправка автотранспортного средства за границу с использованием фальшивых документов. Для легального прикрытия похищенный автомобиль обеспечивается фальшивыми документами, в которых преступник представляется владельцем. Этот метод организованные преступные группы используют очень часто. На погранично-контрольных пунктах сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство;
— переправка автотранспортного средства за границу с использованием транзитных номеров. В месте выдачи водительских прав преступник оформляет на себя международные водительские права и по предъявлении этих прав получает транзитные номера. Автомашина соответствующим образом маскируется. Документы в данном случае используются подлинные. При проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство и факту получения транзитных номеров;
— немедленная переправка автомобиля за границу без легального прикрытия. Преступник рассчитывает на то, что к моменту пересечения границы на контрольно-пропускном пункте факт хищения автотранспортного средства еще не будет известен сотрудникам милиции и таможенной службе, он надеется на их ослабленную бдительность при несении службы и на выборочную проверку документов. В таких случаях необходимо тщательно проверять саму автомашину, ее водителя; всех водителей, которые заявляют, что взяли автотранспортное средство во временное пользование или на прокат. Такой метод применяется наиболее часто.
Маршруты перемещения похищенных автомашин проходят главным образом с запада на восток, можно выделить следующие пути:
— балканский маршрут: похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в Балканские страны или через них далее на Ближний Восток;
— итальянский маршрут: похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;
— центрально-европейский маршрут: похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чехию или Венгрию в страны СНГ;
— испанский маршрут: похищенный транспорт перегоняют из западноевропейских стран в Северную Африку через Испанию;
—северный маршрут: похищенные автомобили либо перегоняются, либо перевозятся на пароме в основном из Скандинавских стран и Германии в Прибалтийские страны и Россию (напрямую или через Финляндию);
— морской путь: похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы по Средиземному морю на Ближний Восток или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию.
Значительное количество похищенных автомобилей легализуется в странах СНГ, что обусловлено отсутствием межправительственных соглашений об их бесспорной выдаче. Существующая практика большинства стран СНГ основана на принятии решения о возврате похищенной автомашины жителю другого государства только по решению суда, а суд, как правило, отстаивает интересы граждан своего государства. Такое положение усугубляется низкой результативностью раскрытия и расследования рассматриваемых преступлений. За последние годы ни в одном из государств СНГ показатель раскрываемости не превысил 30%. Из года в год растет количество уголовных дел, не закрытых за неустановлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, или за нерозыском скрывшихся преступников. Все это, по нашему мнению, обусловлено следующими причинами.
Во-первых, слишком велика доля латентных преступлений этой категории. Общеизвестны случаи обращения граждан по поводу розыска похищенного автотранспорта не в ОВД, а к криминальным структурам, превратившим похищение автомобиля с последующим выкупом в разновидность преступного авто-бизнеса.
Во-вторых, реальностью, усугубляющей оперативную обстановку по линии преступного автобизнеса, является стремительный поток в Россию похищенного автотранспорта из стран дальнего зарубежья.
Возможные схемы криминального автобизнеса
Схема I. На первой схеме (рис.1) представлен вариант кражи автомобиля с целью получения преступной наживы от продажи в каком-либо ином регионе. В этом случае преступный замысел реализуется чаще всего под конкретный заказ будущего автовладельца или с учетом максимального спроса. Причем будущий автовладелец естественно информирован или, по крайней мере, догадывается о том, что покупает нелегальный автомобиль. Но коррумпированная связь в органе регистрации позволит ему беспрепятственно использовать нелегальный автомобиль.
Для того чтобы совершить угон, автомобили вскрываются различными способами. Причем многие существующие виды охранной сигнализации, устройства, блокирующие рулевое колесо и педали, не представляют существенной преграды для преступников.
В качестве «отстойника» после угона автомобиля могут быть приспособлены какие-либо гаражи или боксы, контролируемые автостоянки, всевозможные ангары или хранилища.
Под «лабораторией» на схемах понимается возможность подделки регистрационных документов автомобиля или изготовление фальшивых (фиктивных). Повторная регистрация автомобиля в соответствующих органах позволяет еще более замаскировать или срыть истинное его происхождение, поменять владельца.
Таким образом, подвергая изменению лишь регистрационные документы ворованного автомобиля, организованной группе удается реализовать свой преступный замысел и получить наживу. Условно эту схему можно представить как «украл-продал».
Следует отметить, что этот способ преступной наживы трудно маскируем и в силу этого может быть выявлен на этапе угона (перегона) или продажи.
Основными направлениями переправки похищенных автомобилей являются Украина, Белоруссия, Прибалтика, Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия, а также отдельные регионы России.
Для переправки похищенных автомобилей в другие регионы существуют различные способы. В последнее время используются и нетрадиционные виды перевозок в трейлерах или контейнерах с маскировкой под другой груз. Транспортируемый автомобиль может быть завален товаром. Возможна транспортировка также по железнодорожным каналам и коммерческими авиаперевозками.
Схема II. Вместе с тем, достаточно распространенным является существование иного способа наживы, для которого незаконным источником прибыли является не похищенный автомобиль, а его хозяин, способный «выкупить» у преступников свою машину.
На второй схеме (рис.1) представлен вариант угона автомобиля с целью получения незаконной наживы, более точно выкупа, в виде получения вознаграждения за «случайное его обнаружение» или гонорара за «специально организованный сыск (поиск)». Возможно также в редких случаях прямое вымогательство «выкупа».
Этот способ, с точки зрения преступников, имеет ряд преимуществ. Его применение позволяет свести к минимуму риск быть выявленными сотрудниками правоохранительных органов и привлеченными к уголовной ответственности, поскольку знакомые опытным правонарушителям «лазейки» в законодательстве позволяют избежать неоправданного риска. Нажива от хищений «на выкуп» также достаточно высока и может составлять около 20-30% стоимости автомобиля.
Хищение автомобилей «на выкуп» настолько распространено в ряде мест, что значительная часть автовладельцев узнав о пропаже машины, пытается первым делом войти в контакт с местными криминальными авторитетами, откладывая подачу заявления в милицию на последний момент. И даже, когда по факту угона заявление подано, потерпевшие крайне редко заявляют об актах вымогательства. Анкетирование сотрудников уголовного розыска ряда регионов России показало, что удельный вес хищений «на выкуп» в некоторых городах достигает 25-30% от общей массы хищений автомобилей совершаемых членами преступных групп.
Эта схема отражает глубокую, скорее всего даже психологическую проработку будущей жертвы со стороны преступной группы. Фактически данная схема предусматривает похищение (хищение) автомобиля, его сокрытие на определенное время и возвращение владельцу под благовидным предлогом, да еще и с гарантией благодарности в виде вознаграждения. Этот способ наживы весьма близок к мошенничеству и в какой-то мере к шантажу. Более строго его можно квалифицировать как вымогательство «выкупа».
Во всей этой, нехитрой на первый взгляд, схеме основным является не поиск автомобиля, а выяснение социального положения и платежеспособности его владельца. В ходе проверки предполагаемой «жертвы» определяются: места жительства и работы владельца; его доходы; доступность автомобиля для хищения; имеет ли он связи в ОВД или местных криминальных кругах. Если хозяин машины удовлетворяют критериям жертвы, то при первой возможности автомобиль похищается. После чего начинается более сложный этап – легендируемый выход на владельца и переговоры с ним на предмет возврата пропажи.
Отмечены случаи, когда для выхода на преступников и след своей машины, потерпевшие используют каналы частных объявлений в СМИ, частных детективных агентств и даже неофициальным образом каналы сотрудников ОВД.
Применение этого способа преступной наживы трудно доказуемо, поскольку этап угона может оказаться кратковременным событием и характеризоваться незначительными следами преступления. А расследование этапа возврата автомобиля через посредника еще более сложная задача.
В случае неудачи реализации этой схемы преступная группа с большой долей вероятности может реализовать первую или третью схему, пытаясь продать автомобиль целиком или в виде запчастей.
Схема III. Третья схема (рис.2) наиболее «затратная», поскольку нацелена на «безотходность» преступного промысла, т.к. обеспечивает продажу похищенного автомобиля в любом виде (переоборудованном или запчастями). В качестве преступной наживы при этом выступают денежные суммы, уплаченные ничего неподозревающими жертвами за приобретение ворованных автомобилей или запчастей к ним.
Именно эта схема может найти практическую реализацию преступной группой, поддерживаемой в свою очередь организованным сообществом.
После совершения угона автомашина, как правило, перегоняется в «отстойник» (гараж или бокс, неприметная автостоянка или ангар…) или оставляется на улице, но для маскировки заменяется государственный номерной знак.
На следующем этапе автомобиль подготавливается к сбыту. С места хищения или мест временного укрытия ворованный автомобиль перегоняется или переправляется в «мастерскую» (предприятия автосервиса, механические цеха и участки предприятий, боксы…), где подвергается экспресс-оценке.
Если номера агрегатов автомобиля не изменяются, то в «лаборатории» изготавливаются поддельные документы – паспорта транспортных средств (ПТС), справки-счета, генеральные доверенности, таможенные удостоверения…
В случае переоборудования автомобиля производится разборка, смена номеров двигателя, кузова и иных номерных агрегатов и узлов. В дальнейшем возможно изменение комплектации автомобиля и смена его окраски, внешнего вида. В зависимости от возникающей ситуации в «мастерской», параллельно в «лаборатории» тем или иным способом готовятся регистрационные документы на переделываемый автомобиль.
Полная или частичная перебивка номеров агрегатов используется для затруднения компьютерной проверки по базе данных похищенного автотранспорта.
Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что все большее количество преступников используют заводские пуансоны, либо высокого качества самодельные. В результате визуально даже опытный эксперт не может определить, что номер перебит.
Возможно изменение номеров под имеющиеся, например ворованные, подлинные регистрационные документы автомашины.
В последнее время все чаще преступниками после изменения номеров агрегатов, с помощью поддельных ПТС и справок-счетов автомашина регистрируется на имя владельца, который тем или иным образом утерял ПТС. Возможно такое оформление и на подставное лицо, которым автомобиль ставится на учет в ГИБДД, после чего от его имени сразу же оформляется генеральная доверенность. Практика показывает, что на таких лиц может быть зарегистрировано до 15-20 автомобилей.
Преступники нередко используют поддельные или подлинные акты о технически исправном состоянии автомашины, и с помощью поддельных ПТС, либо справок-счетов регистрируют транспорт в ГИБДД без осмотра, легализуя при этом номер автомобиля (государственный).
Автомобиль и документы проходят органы регистрации, в которых коррумпированные сотрудники могут обеспечить незаконные акты регистрации, и после этого автомобиль поступает на продажу.
Легализация и сбыт могут быть реализованы также и за счет использования поддельных справок-счетов на новые похищенные автомашины (как в случае первого приобретения в местах торговли), незаконной регистрации ее в ГИБДД, используя коррумпированные связи, и продажи в обычном порядке (через комиссионный магазин или по генеральной доверенности).
В местах реализации (комиссионные магазины, рынки, сбыт по частным объявлениям…) автомобиль приобретает нового владельца и это фиксируется в органах регистрации, а преступная группа окончательно реализует свой замысел. По еще более простой схеме реализуются на рынках, по частным объявлениям в средствах массовой информации и в автомастерских запчасти краденных разукомплектованных автомобилей.
Типы «технологических» площадок. В соответствии с приведенными схемами в рамках преступного промысла можно условно выделить «технологические» площадки, к которым относятся территория хищения, зона маскировки (или переделки и переоформления автомобиля), зона легализации и сбыта.
Таким образом, под приведенными схемами кроется целая цепь преступных деяний, в которой каждое последующее звено является логическим продолжением предыдущего.
Территория хищения – это чаще всего район, «отданный» организованным сообществом или осваиваемый самостоятельно преступной группой. В рамках этой территории преступная группа выбирает места хищения автомобилей и проводит планируемые операции.
Анализ известных фактов хищений автомобилей в городах показывает, что около двух третей случаев происходит на улицах, пятая часть – во дворах, редко реализуются угоны из гаражей и крайне – редко с платных автостоянок. На этой же территории, которая довольно значительна по площади, могут находиться и «отстойники».
Места возврата, используемые в том случае, если целью хищения автомобиля явилось вымогательство «выкупа» или получение так называемого «вознаграждения за обнаружение», выбираются преступной группой, исходя из обеспечения собственной безопасности в ходе переговоров с жертвой.
Зона маскировки – максимально замаскированные и даже законспирированные места. Территориально в нее входят мастерские по переоборудованию и изменению внешнего облика автомобиля, с одной стороны, и, с другой стороны, места и возможно даже организации, где приобретаются бланки документов и изготавливаются различные фиктивные документы и бланки. Все эти места могут быть связаны и с коррумпированными лицами, «работающими» на интересы преступной группы.
Зона легализации и сбыта – это места официальной регистрации автомобилей и их владельцев, а также всевозможные торговые точки, специализирующиеся на продаже автомашин и запчастей к ним.
С целью маскировки и конспирации преступного промысла реализация запчастей может происходить и в виде ремонта автомашин на станциях технического обслуживания. И более того похищенные автомашины и запчасти к ним могут продаваться по частным объявлениям, печатающимся в средствах массовой информации.
Подчеркнем еще раз, что органы регистрации (таможня, подразделения ГИБДД и нотариаты) могут «сыграть роль» окончательной легализации автомобиля.
3. Выявление преступных структур, стоящих
за криминальным автобизнесом, и их жертв
Первичный структурный уровень. Анализ позволяет уже сейчас выделить на этом уровне структурные элементы-объекты преступных посягательств:
— потенциальных покупателей автомашин и запчастей к ним;
Вторичный структурный уровень. На этом уровне могут быть выделены структурные элементы-объекты, являющиеся субъектами преступной деятельности, из которых складывается состав преступной группы, специализирующейся на криминальном автобизнесе.
Рассмотрим состав преступной группы, ориентируясь в большей мере на схему III.
По территории хищения:
— специалисты технической поддержки.
По зоне маскировки:
— специалисты по оформлению и подделке регистрационных документов.
По зоне легализации и сбыта:
— продавцы рынка и получатели «выкупа».
По теневой составляющей (которой на схемах и нет):
— непосредственные вдохновители и организаторы преступной группы;
— боевики охраны территории хищения, зон «маскировки» и «легализации»;
— боевики личной охраны.
Наводчики. Они подбираются из числа тех, кто занимается или каким-либо образом связан с продажей автомобилей, ремонтом в автомастерских или регистрацией автомашин (то есть являются фактически коррумпированными лицами). Их вовлекают в преступную группу, суля существенные прибавки к официальным заработкам. Многие из них недооценивают риск понести уголовную ответственность за участие в деятельности преступной группы. Среди наводчиков могут оказаться мобильные группы молодых людей, готовящихся стать угонщиками и подыскивающих подходящие автомобили для угона.
Угонщики или похитители автомобилей.Средний возраст их составляет от 16 до 25 лет. Чаще всего среди них оказываются неработающие, но желающие быстро «подзаработать» молодые люди. Их вовлекают в преступную группу также и при помощи денежных долгов. Прежде, чем они займутся преступным промыслом, их обучают навыкам отключения сигнализации, проникновения в салон автомашины, запуска двигателя и скрытного угона машин в различных обстоятельствах. На обучение основным навыкам может быть затрачено около одного месяца.
Специалисты технической поддержки. Лица азартные по своей натуре, имеющие высокую техническую подготовку, и силу этого способные изготовить и применить радиоэлектронную аппаратуру для обезвреживания сигнализации и центральных замков автомобиля, создания высоких радиочастотных помех при включении сигнализации владельцем. В какой-то мере их участие в преступной группе может быть спровоцировано в психологическом плане.
Некоторые, из описанных членов преступной группы, могут еще в определенных ситуациях играть и роль «психолога», отвлекающего внимание владельца машины или случайных свидетелей при попытках угона.
Бригада специалистов-производственников. Ее составляют лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку и опыт работы по техническому обслуживанию автомобилей. Среди них особенно высока доля лиц среднего возраста. Как правило, они подбираются с учетом наличия их доступа к специализированному оборудованию в различных мастерских. Заинтересованность в противозаконной деятельности у таких людей подкрепляется возможностью получить существенные средства к существованию и не обременительным отношением к «необходимости жить по законам». Именно они проявляют восприимчивость навыков противостояния оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым ОВД.
Специалисты по оформлению и подделке регистрационных документов. Они обладают навыками работы с оргтехникой, имеют склонность к подделке документов (иногда относятся к этому как к творческому процессу). Среди них возможно обнаружение лиц, имеющих коррумпированные связи в нотариате, в подразделениях ГИБДД, на таможне, комиссионных магазинах, автосалонах. Более того, в этом круге лиц возможно даже выявление связи с лицами, непосредственно работающими на организованное сообщество, а не только на преступную группу.
Группа менеджеров-продавцов. Среди них те, кто, скорее всего, совмещает легальную работу с незаконной деятельностью. Они имеют достаточно высокую степень маскировки участия в преступной деятельности группы и мало, что знают в целом о «технологии» появления нелегальных автомобилей и запчастей. Но, естественно, обладают связями с органами регистрации и, что самое главное, владеют информацией о том, каким образом нажива оказывается в «кассе» преступной группы. То есть их связи позволяют выйти на кассира преступной группы и ее организаторов.
Продавцы рынка и получатели «выкупа». Имеют такие же связи, как и менеджеры-продавцы, но в еще большей мере являются «психологами», способными вести переговоры с потенциальными жертвами преступной деятельности и противостоять оперативно-розыскным мероприятиям ОВД.
Рассмотренные до сих пор субъекты преступной деятельности могут и не иметь существенных связей с собственно преступным миром. Но зато те, которым будет дана характеристика ниже, относятся, как уже было сказано, непосредственно к миру преступности и представляются для правоохранительных органов объектами большей скрытности.
Непосредственные вдохновители и организаторы преступной группы. Лица, активно утверждающие свои позиции в преступном мире и имеющие уже в связи с этим непосредственные отношения. Со временем завоевания определенного авторитета в преступном мире оказываются менее контролируемыми преступными сообществами и получающими большую поддержку с их стороны. Именно они концентрируют в своих руках вопросы распределения преступной наживы через доверенных лиц и лично передают части наживы в организованные сообщества.
Воздействие на лидеров преступной группы со стороны правоохранительных органов вызывает определенное противодействие, сила которого может характеризовать и степень развития группы, и ее положение в преступном сообществе.
Боевики охраны территории хищения, зон «маскировки» и «легализации» и боевики личной охраны. Как правило, являются лицами молодыми или среднего возраста с отменной спортивной подготовкой или с хорошими природными физическими данными. Они обеспечивают определенные этапы преступной деятельности, которая осуществляется под их непосредственным контролем. Наблюдают за потерпевшими, не допускают вмешательства каких-либо посторонних свидетелей, конкурентов, сотрудников ОВД. Особо отмеченные боевики и обретшие доверие со временем осуществляют охрану организаторов преступной группы и в какой-то мере выполняют функции контрразведки. Многие их них уже имеют непосредственные связи с преступным миром, являются судимыми.
Третичный структурный уровень. Как уже отмечалось, преступные группы, занимающиеся криминальным автобизнесом, могут входить в организованные сообщества, у которых сферы влияния существенно шире. Но, тем не менее, можно продолжить структуру, обеспечивающую поддержку в незаконной деятельности и уход от всех видов ответственности.
Таким образом, выделяется третичный структурный уровень, отражающий уже состав преступного сообщества:
— отделы разведки и контрразведки;
— непосредственные вдохновители организованного сообщества.
Отделы разведки и контрразведки. Можно сказать, уже специальные формирования, поскольку лица, участвующие в них, знакомы с опытом оперативной работы.
Одна из их функций связана с поиском информаторов, услугами которых можно воспользоваться в целях разработки и осуществления преступных замыслов. Другая функция связана с привлечением лиц, способных организовать и возглавить в частности упоминавшийся в лекции преступный промысел, а также развить необходимые коррумпированные связи.
В частности, бригадиром угонщиков может быть назначено неоднократно судимое за кражи лицо, имеющее организаторские способности. На него возлагается подбор соответствующих «кадров», контроль над ними, руководство операциями. В то же время вымогателей скорее всего возглавит лицо, не состоящее на учете в милиции, с талантом психолога, умеющего показать свой авторитет. Возможно, именно он будет выступать в роли посредника по схеме II при возврате автомобиля владельцу за «выкуп». Бригадиром передельщиков машин могут определить лицо, имеющее связи на станциях техобслуживания машин, в автосервисах и производственных объектах. В этой ситуации он лучше других найдет мастеров и подходящие помещения, обеспечит «работой» и необходимым материалом. Скорее всего, со временем он окажется стоящим во главе автосервиса, работающего под «крышей» преступников.
В функции контрразведки входит контроль действий преступных групп, осуществляемых замыслов их лидеров и наблюдение за ними, а также наблюдение за отдельными жертвами криминального автобизнеса с целью выявления каналов утечки информации, касающейся деятельности преступной группы и организованного сообщества. Под особым контролем находятся попытки внедрения агентуры правоохранительных органов.
Экономический отдел. Составляют его лица, имеющие соответствующее образование и «привлеченные» различными способами. Этот отдел обеспечивает финансовую проработку вопросов преступных промыслов. Организует в рассматриваемом на лекции случае учет и каналы сбыта похищенных автомобилей, «отмывку» криминальных денег, запуск их в оборот …
Юридический отдел. Составляют лица из числа действующих адвокатов, имеющих государственные лицензии. Они проводят консультации, осуществляют юридическую защиту членов сообщества и групп в ситуациях конфликта с правоохранительными органами.
Аналитический отдел. Как правило, несколько творческих лиц, способных по информации от рассмотренных ранее отделов, выдать проекты преступных промыслов.
Снабженческий отдел. Обеспечивает техническое оснащение и вооружение преступных групп. Осуществляет в какой-то мере удовлетворение «социальных» и иных запросов членов преступных групп и организованного сообщества.
Отделы охраны. Обеспечивает охрану «кассы» и «первых» лиц сообщества. Другой из функций может быть реализация решений «суда» над организаторами преступных групп.
Непосредственные вдохновители организованного сообщества. Среди них «воры в законе», осуществляющих скорее не сугубо организационное и управленческое руководство, а преступное идейное вдохновение и «третейские споры» между организаторами и управленцами высоких уровней.
Анализ структуры организованного сообщества позволяет уяснить, каким именно образом теневой бизнес криминализируется и попадает под влияние преступности, укореняются отношения и модели поведения людей, свойственных преступному миру.
Возможность коррумпированных связей. Анализируя схемы криминального автобизнеса, рассматривая возможные составы преступной группы и организованного сообщества, время от времени приходилось упоминать коррумпированные связи.
Обозначим их для схемы I:
— сотрудники подразделений, осуществляющие контроль движения транспорта (по пути перегона автомобиля);
— сотрудники органа регистрации (место регистрации может и не совпадать с пунктом назначения).
— Обозначим их для схемы II:
— в качестве посредника может выступать сотрудник правоохранительных органов или частных детективных агентств.
— Обозначим их для схемы III:
— сотрудники органов регистрации (таможня, подразделения ГИБДД, нотариат);
— сотрудники подразделений, осуществляющие контроль движения транспорта (по пути перемещений автомобиля);
— сотрудники органов, осуществляющие контроль финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, частных фирм и коммерческих структур.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет