Меню

Кованые или литые диски для автомобиля

Литье или ковка? Какие диски лучше?

Многие автолюбители сталкивались с проблемой выбора дисков для автомобиля. Какие же диски выбрать, легкосплавные литые или кованные, и почему кованные дороже литых? Давайте разберемся в данном вопросе.

Технология производства литых колесных дисков.

Из названия данных дисков становится ясно, что эти диски изготовлены способом литья. Технологический процесс производства выглядит следующим образом:

1. В раскаленную печь помещаются металлы из которых изготовляется диск, раскаляются до определенной температуры и смешиваются.

2. Раскаленные и смешанные металлы заливаются в определенную форму (заготовку для диска).

3. Когда смесь раскаленных металлов остынет, ее извлекают из заготовки и отправляют на механическую обработку, с диска удаляют лишний металл, просверливают отверстия для болтов, при этом форма диска уже сформирована.

4. Последним этапом является центовка, балансировка и тестирование диска.

Производство кованных дисков.

Несмотря на название «кованные» данные диски не куют при производстве, а изготавливают путем выдавливания из нагретого сплава металлов определенные формы колесных дисков. Процесс производства выглядит следующим образом:

1. В раскаленной печи гтовится сплав различных металлов.

2. Каждая заготовка для диска, проходит ряд различных операций прессовния, в процессе чего из них формируют одну заготовку.

3. Далее заготовки подвергаются термической обработке. Вначале ее нагревают (закаливают) при этом упрочняется сплав, затем охлаждают (отпускают) в сплаве снимаются внутренние напряжения.

4. На различных станках в заготовках делают отверстия и придают дискам их дизайн.

5. Тестируют диски приразличных нагрузках.

Преимущества и недостатки литых дисков.

Преимущества литых дисков заключается в том, что у них очень привлекательный внешний вид, из-за чего даже старый автомобиль выглядит намного привлекательнее. Так же у таких дисков более низкая масса, благодаря чему автомобиль меньше расходует топлива, быстрее разгоняется и лучше рулится, так же они хорошо сбалансированы и у них длительный срок службы при правильной эксплуатации.

К недостаткам можно отнести то, что такие диски боятся механических воздействий, диск деформируется в наиболее слабом месте, например там, где образовалась воздушная раковина при литье, литые диски нельзя ставить на небольшие грузовики и микроавтобусы, пришиномонтаже литых дисков придется заплатить больше.

Свойства кованных дисков.

Самый большой недостаток кованных дисков заключается в том, что цена данных изделий в 2-5 раз превышает цену литых дисков. Но за более дорогой ценой кроются свои преимущества такие как, высокая надежность и прочность данных изделий, высокая долговечность, более малый вес изделия, даже по сравнению с литыми дисками. В результате пресовки и последующей закалке кованные диски не имеют скрытых раковин, как литые диски из-за чего они более прочные, и поэтому они более устоичивы к механическим повреждениям. В результате этого спицы кованных дисков можно сделать более тнкими и придать дискам более легкий внешний вид. Так же данные диски имеют не меньшую привлекательность как литые диски, а врезультате того, что они легкие экономится топливо и улучшается управляемость.

Как выбрать между литыми и коваными дисками для машины

Перед каждым автовладельцем рано или поздно возникает проблема выбора дисков. Ассортимент этих товаров огромен и часто водители выбирают диски по внешним характеристикам и ориентируются на их стоимость. Этот подход является неправильным и в дальнейшем приходится расплачиваться за такую недальновидность.

Среди автомобильных дисков выделяются две основные разновидности: кованые и литые. Нам предстоит разобраться в их особенностях, выделить преимущества каждой разновидности, изучить недостатки и сделать сравнительный анализ. Битва начинается, кованые или литые диски — какие окажутся на высоте?

Технологии производства литых дисков

Уже из названия становится понятно, что эти элементы производятся методом литья. Обычно используются алюминиевые или магниевые сплавы. Суть производственного процесса заключается в следующем:

  • сплав металла заливается в специальные формы и оставляется для застывания;
  • после застывания диск обрабатывается механическим способом, что позволяет избавиться от наплывов, неровностей и прочих дефектов;
  • дальше следует термическая обработка, в результате которой деталь закаливается и становится более прочной;
  • для нейтрализации внутреннего напряжения проводится искусственное старение металла, что убирает хрупкость материала;
  • остаётся лишь покрасить диск.
Читайте также:  Сапун гонит масло гранд старекс

Также необходимо изучить положительные и отрицательные стороны этих расходников для авто. К преимуществам относятся следующие моменты:

  • доступная стоимость;
  • отличный внешний вид и огромное разнообразие дизайна;
  • большой ассортимент креплений.
  • низкая прочность, которая проявляется при ударах и наездах на неровности дорожного полотна при высокой скорости;
  • низкая устойчивость перед высокими нагрузками;
  • более дорогое обслуживание на шиномонтаже;
  • покраска и полировка могут быстро портиться в процессе эксплуатации.

Процесс изготовления литых дисков

Основные этапы производства кованых дисков

Разница между производством литых и кованых автомобильных дисков существенная. Процесс создания кованых элементов сложно назвать ковкой. Правильно будет называть его горячей штамповкой.

За основу также берётся сплав алюминия или магния. Материал обрабатывается под высоким давлением с воздействием большой температуры. Такая обработка позволяет выдавить из материала максимальное количество воздуха. Следовательно, готовый элемент получается более прочным и стойким к механическим воздействиям. Этапы производства выглядят следующим образом:

  • расплавленный материал заливается в длинные, пустотелые формы, похожие на цилиндры;
  • после остывания металла в такой форме его распиливают на небольшие части;
  • каждая часть нагревается и отправляется под большой пресс, что придаёт металлу мелкозернистость, волокнистость и убирает из него пустоты;
  • заготовка вновь нагревается и отправляется на пресс с другим штампом, в результате получится элемент, похожий на кастрюлю;
  • из заготовок выдавливается диск с бортами и бороздами, но без прорезей;
  • закаливание проводится в три этапа (нагрев до 500 градусов и резкое охлаждение), оно добавляет изделию прочности и повышают показатель мелкозернистости;
  • искусственное старение убирает внутренние механические напряжения;
  • механическая обработка подразумевает выпиливание отверстий и доведение изделия до конечного внешнего вида.

Если с производственным процессом всё понятно, то можно рассмотреть положительные и отрицательные стороны этих дисков.

Кованые диски для автомобиля

Преимущества заключаются в следующем:

  • высокое качество, которое подтверждается большим количеством проверок;
  • прочность, которая по своим показателям не имеет равных;
  • высокие скоростные характеристики делают ненужным проведение балансировки;
  • небольшой вес, что оказывает немаловажное влияние на некоторые характеристики автомобиля;
  • снижение расхода топлива автомобиля;
  • внешняя красота и высокие эстетические характеристики;
  • долговечность обеспечивается за счёт невосприимчивости к процессам гниения и образования коррозии;
  • уменьшение нагрузки на подвеску автомобиля.

Нам удалось найти всего два отрицательных момента;

  • очень высокая стоимость, которая примерно в два раза превышает цену литых дисков;
  • из-за высокой жёсткости при возникновении удара всё механическое воздействие приходится на подвеску и покрышку.

Основные отличия ковки от литья

Пусть внешнее сходство таких разных дисков не вводит вас в заблуждение. На самом деле, разница между коваными и литыми дисками существенная. После изучения нашего сравнительного анализа вы быстро поймёте, почему на автомобилях премиального уровня ставится ковка, сможете определить по внешним характеристикам кованный диск и литой, и больше не будете мучиться проблемой выбора.

Отличий много, нужно изучить каждое из них:

  1. Для обоих вариантов используются составы на основе алюминия или магния. Каждый производитель держит свой «рецепт» под большим секретом, но все они схожи между собой, по крайней мере, основой.
  2. Вес расходников, созданных различными способами, не сильно отличается. Литые диски тяжелее, но ненамного. Такое отличие обусловлено особенностями производственного процесса. Поскольку вес разных типов колёсных дисков отличается несущественно, то на этот показатель можно не ориентироваться.
  3. Форма и конфигурация также не является принципиальным отличием. Благодаря освоению новых методик обработки металлов производители могут воплощать разные идеи и создавать оригинальные модели со сложным рисунком.
  4. Методика нанесения надписей на колёса отличается кардинальным образом. На литых моделях располагаются выпуклые надписи. Ковка отличается гравировкой и штампами.
  5. Литые диски часто имеют неровности на кромке, которые можно рассмотреть при внимательном и доскональном изучении. На ковке такого быть не может, поскольку все параметры этих моделей доведены до идеала.
  6. Высокая стоимость кованых дисков объясняется сложным производственным процессом, необходимостью использования специального, дорогостоящего оборудования. Металл в этом случае обрабатывается по сложной технологии, которая требует высоких трудозатрат.
Читайте также:  Масла для мотора casa

На основе этой информации уже можно неплохо ориентироваться в ассортименте колёс. Не составит труда отличить кованые диски от литых и выявить подделку.

Какие легкосплавные диски стоит выбрать

Мы много чего теперь знаем о дисках, которые производятся разными способами. Осталось разобраться с главным вопросом — какие диски лучше: литые или кованые? Однозначного ответа дать никто не сможет, поскольку существуют разные факторы и условия эксплуатации автомобиля:

  1. За счёт более низкой прочности литые элементы в случае удара могут дать трещину. Со временем она будет увеличиваться из-за нагрузок, вибраций и ударов. Безопасность движения в этом случае будет снижаться. Убрать такой дефект нельзя, потому придётся покупать новые диски.
  2. Кованые элементы намного прочнее, деформации могут возникать в виде сколов и вмятин. Такие недостатки можно устранить путём прокатки диска на станке. При небольших дефектах эксплуатационные характеристики восстанавливаются практически полностью.
  3. Дефекты на кованых дисках нужно устранять без промедления, в противном случае будет страдать балансировка, снизится управляемость, а покрышки будут изнашиваться в разы быстрее.
  4. Литые диски предназначаются для езды по хорошим дорогам. Условия бездорожья негативно сказываются на сроке их службы. Плохая дорога требует установки кованых элементов.
  5. На кованых дисках нельзя попадать в большие ямы, поскольку в первую очередь пострадает подвеска, что потребует дорогостоящего ремонта.

Несмотря на все недостатки дисков, создаваемых по технике литья, всё равно они являются более востребованными. Причина скрывается в цене, ведь кованые модели стоят намного больше. Как бы ни хотелось установить на своё авто прочные и надёжные расходники, но отдать круглую сумму за такую покупку не каждый готов.

Каждый водитель должен сам решить, что для него лучше: литые или кованые диски. Чтобы принять верное решение, потребуется детально изучить особенности каждой разновидности этого важного расходника для авто и сопоставить их с условиями эксплуатации ТС.

Муки выбора. Литые или кованые диски? Поможем вам разобраться в чем разница и как сделать правильный выбор.

Какие диски выбрать: литые или кованые

Существует два основных типа автомобильных колёс: стальные (холодная штамповка) и легкосплавные. Железяками производители обычно комплектуют недорогие машины на выходе с конвейера. Такие диски непрезентабельны с виду, поэтому прикрываются снаружи колпаками, имеющими свойство регулярно теряться. Поэтому у владельца авто рано или поздно возникает желание поставить легкосплавные колёса. К этой категории относится и литьё и ковка, которые с виду совершенно неотличимы. Зато цена у кованых дисков намного выше, она и является главным ориентиром. Но стоит ли платить больше? Разберёмся, в чём заключаются основные различия, и какие имеются преимущества.

Разница между литьём и ковкой

При изготовлении литых дисков жидкий сплав алюминия, в котором может присутствовать и магний, заливается в формы, а после застывания заготовки обрабатывают на станках. Ковка – это название образное, полученное дисками благодаря свойствам готовых изделий, близким к кованой стали.

· На самом деле, это те же алюминиево-магниевые сплавы, которые формуются не литьём, а горячей штамповкой с последующей закалкой. При этом металл лучше уплотняется, в результате чего готовые изделия получаются более прочными и лёгкими. Именно поэтому первое применение кованых дисков началось с самолётных шасси, потом раллийных болидов и продолжилось в качестве тюнинга автомобилей выше среднего класса.

Обратите внимание: Чтобы литой диск выдерживал такие же нагрузки, как и кованый, стенка его обода должна быть толще. Отсюда и больший вес литья, при выборе которого многие автолюбители ошибочно ищут более лёгкие изделия. Самое лёгкое литьё можно встретить только среди малоизвестных азиатских брендов с самой низкой ценой. В них просто меньше металла, что автовладельцу может когда-то выйти боком.

· Если уж искать лёгкие диски, то они должны быть коваными. Малый вес литого диска должен настораживать. Самое правильное – ориентироваться на вес родных дисков, на которых машина пришла с завода. Легче ставить можно, но не намного, тяжелее – нежелательно.

Читайте также:  Датчик давления масла двигателя аее

· Кованые диски при ударе ведут себя примерно так же, как и простая штамповка: они могут слегка погнуться, даже дать трещину, но никогда не развалятся. Поэтому для скоростных и внедорожных машин ковка, конечно же, лучше. Это дорого, но и автомобили ведь недешёвые.

Что же касается небольших машин, не имеющих усиленной подвески, то для них ковка даже противопоказана. Она-то при ударе уцелеет, а вот подвеска, которая примет его на себя – не факт.

Нелегки муки выбора

Теперь о том, как выбирать. Литья на прилавках магазинов конечно больше, так как основная масса народа элитными автомобилями не владеет. Его преимущество перед простыми штамповками заключается в эстетике и устойчивости к коррозии. У покупателя глаза разбегаются: море брендов, и непонятно кто, откуда и какого качества.

· Бренды с мировой известностью всегда дороже. Самые дешёвые обычно местные и азиатские , что актуально не только для автодисков, но и для любых других товаров. Однако и среди них есть лучше и хуже, а как выбирать и с чем сравнивать? О рейтинге азиатских дисков можно прочитать здесь

Ознакомиться с рейтингом производителей литый дисков из России можно здесь .

· Продавцы обычно хвалят всё подряд, напирая на известные бренды. А между тем среди дешёвых легкосплавных дисков полно некачественных или же поддельных, но выдаваемых за оригинальную продукцию.

· Как ни крути, но основным ориентиром всё же является подозрительно низкая цена. Хотя иногда она и немаленькая, а диски всё равно некачественные. Выход один: изучать рейтинги производителей литых и кованых дисков, знакомиться с их историей и ценовой политикой.

· Для небольших и недорогих автомобилей всегда есть альтернатива в виде стальной штамповки. А вот на премиальных машинах такие диски обычно ухудшают ездовые качества, ради которых, собственно, такой транспорт и покупается.

· Литьё для них вариант не лучший по той причине, что эти диски практически не пригодны для ремонта – а если и пригодны, то стоить он будет не меньше самого диска. При хорошем ударе литой диск может полностью развалиться, что усугубит последствия ДТП. Ковка в этом плане более надёжна, поэтому именно на ней ездят все гоночные раллийные машины.

· Чтобы немного удешевить такие диски, многие производители комбинируют технологии, делая коваными только обода, а сердцевину диска изготавливают посредством литья. Такие диски (обычно в больших размерах или спортивные) часто бывают составными. Это даёт возможность после удара заменить только одну повреждённую часть, а не весь диск.

Налицо экономия, но если учесть, что такие диски везут в основном из Европы и Америки, для россиян она довольно призрачная. Однако наши соотечественники – люди запасливые, и если уж берут эксклюзивные диски, то по возможности сразу заказывают 5 штук.

Здесь вы можете почитать о рейтинге кованых дисках, произведенных в России, Японии и Германии.

Adblock
detector