Меню

Контроль качества ремонта автомобилей их агрегатов

14 Контроль качества то и ремонта автомобилей

14. контроль качества то и ремонта автомобилей

14.1. Технический контроль и его назначение

Контроль и регулирование качества профилактических и ремонт­ных работ является составной частью производственного процесса технической подготовки автомобилей. Технический контроль осу­ществляется до постановки автомобилей на ТО и ремонт, во время выполнения этих работ и после их окончания. При этом применяют методы контроля, которые разделяют на два типа: субъективные и объективные.

На автообслуживающих предприятиях технический контроль делят на три вида: ^ходнрй, операционный и приемочный. В связи с переводом АТП на хозрасчет’по функциональным подразделениям, имеется возможность осуществить эти виды технического контроля и на АТП.

14.2. Анализ информации о качестве профилактических

и ремонтных работ

Любая программа работ, направленная на повышение качества ТО, должна обосновываться предварительно проведенными исследо­ваниями, при которых изучают состояние вопроса, выявляют наиболее важные (проблемные) задачи, рассматривают факторы, от которых за­висит решение вопроса, связи между этими факторами. На втором эта­пе формируют конкретные мероприятия, связанные с решением наме­ченного вопроса. Во время выполнения этих мероприятий контро­лируют результаты и корректируют программу.

Перед составлением программы работ по повышению качества ТО и ремонта автомобилей первичную информацию можно собирать в виде контрольных тестов (листков), отчетов, рапортов и других доку­ментов. По сведениям о непрерывных случайных величинах строят гистограммы.

15. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ НА АТП

Система управления качеством ТО и ТР — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодейству­ющих с помощью материально-технических и информацион­ных средств.

Система управления качеством должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством технического состояния подвиж­ного состава.

Системный подход к вопросам управления АТП требует рассматривать систему управления качеством ТО и ТР как неотъемлемую (а не автономную) часть управления. Из этого, в частности, следует необходимость обеспечения: четкой по­становки целей перед технической службой с указанием сроков их достижения; связи показателей и нормативов эффективнос­ти технической службы с эффективностью работы АТП в це­лом; постепенной детализации и уточнения цели по мере пере­хода от верхних к нижним уровням управления; конкретности и простоты нормативов, их четкого понимания непосредствен­ными исполнителями, увязки систем морального и материаль­ного стимулирования персонала с достижением или перевы­полнением ими нормативов качества; связи любых показате­лей качества ТО и ТР с показателями эксплуатационной на­дежности автомобилей (например, наработкой на отказ и на простои, вероятностью этих событий, продолжительностью простоев в ремонте и др.); наличия объективной и своевремен­ной информации для принятия решений по совершенствова­нию производства ТО и ТР; назначения норматива качества с учетом достигнутого уровня, условий работы АТП, имеющих­ся ресурсов и т. д.

Своевременный документированный учет фактов и причин нарушения работоспособности и исправности автомобилей, а также выполнения операций ремонта и ТО включает в себя: фиксацию наименования операции, исполнителя работ, наиме­нования ремонтируемого агрегата или узла автомобиля, вида обслуживания или ремонта; систематизированное накопление этих данных в специальных картах технического состояния автомобиля. Это позволяет для каждой операции ремонта опре­делить конкретного виновника ь появлении отказа (неисправ­ности).

15.6. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Применение новых информационных технологий является важнейшей пред­посылкой развития и совершенствования систем управления качеством техни­ческой эксплуатации и сервиса. Станет возможным переход от отдельных фрагментов таких систем (учет наработки на отказ, простоев в ремонте, расхода запасных частей и материалов) или фиксации уровня качества и его несоответствия имеющимся требованиям к предотвращению некачественного выполнения услуг, т.е. к формированию и применению системы управления качеством предоставления и выполнения сервисных услуг, основанной на международных (МС МСО 9004.2) и российских (ГОСТ 40900) стандартах.

Согласно данным международной организации по стандартизации (ИСО) от­мечается пять уровней (причин) появления несоответствия качества услуг (про­дукции) требованиям потребителей.

Первый уровень. Уровень управления рабочим местом. Плохое исполнение персоналом своих обязанностей: непрофессионализм, пренебрежение к докумен­тации и т.п. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является введение экономически обоснованных мотиваций.

Второй уровень. Уровень управления бригадой, цехом, участком. Плохая ор­ганизация работы в бригаде, цехе, на участке, неоснащенность рабочих мест, отсутствие нужного мерительного инструмента, оснастки, статистических методов управления. Повышение качества на этом уровне осуществляется путем раз­работки и осуществления организационно-технической программы.

Третий уровень. Уровень управления производством и предприятием в целом. Плохое взаимодействие между подразделениями, участками, низкая производ­ственная дисциплина, плохая работа ОТК, нестабильность рабочих процессов, отсутствие в системе применения статистических методов и в целом системы ка­чества. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является пересмотр и переработка системы управления качеством продукции с привле­чением соответствующих квалифицированных специалистов, применение внутрен­него хозрасчета, улучшение или перестройка производственных взаимоотношений между участками, цехами, бригадами.

Читайте также:  Масло для двигателя ниссан нп 300

Четвертый уровень. Уровень конструктор-технолог-ОТК-производственник проявляется в некорректных взаимных требованиях к качеству продукции (услуг) и называется «ложным несоответствием». Решение проблемы должно осу­ществляться за счет делового взаимопонимания.

Пятый уровень. Уровень взаимоотношений с поставщиками. Низкое качество поставок: несоблюдение контрактов, технических условий и другой нормативной документации, отсутствие резервных поставщиков и т.п. Решение проблемы — по­вышение требований к поставщикам путем совершенствования системы управ­ления качеством поставляемой продукции, использование стандартов на статисти­ческий приемочный контроль и ужесточение экономических санкций.

От чего зависит качество ремонта автомобиля?

Все автолюбители сталкиваются с проблемами ремонта. В недавней нашей статье мы рассказывали, как выбирать автосервис. Раскрывая эту тему шире, расскажем что в итоге влияет на главный результат автосервиса, а именно качество отремонтированного автомобиля.

После посещения автосервиса в идеальном случае не должно быть так называемых возвратов. К сожалению, по разным причинам они случаются и понятно, что есть прямая связь возвратов с качеством обслуживания и ремонта.

На качественный ремонт влияет большое количество факторов, рассмотрим наиболее важные и очевидные.

1. Оборудование станции технического обслуживания

Современный автосервис подразумевает широкий ассортимент разнообразных приспособлений, станков, подъемников и вспомогательного инструмента. К примеру, если в автосервисе установлен откалиброванный и современный балансировочный станок, то вероятность появления повторной жалобы о биении колес сводится к нулю. Старое, изношенное оборудование опасно для персонала автосервиса, и выполнить качественный ремонт автомобиля явно не получится. Если говорить про ремонт автомобилей бизнес и премиум класса, то риск поломок после такого ремонта высок и его последствия могут быть очень серьезными.

Кроме вышеперечисленных моментов наличие большого количества автосервисного оборудования позволяет оказывать большее количество услуг, и как итог быть более конкурентным на рынке услуг. Вывод простой: современное исправное оборудование позволяет решать самые сложные задачи и вносит вклад в обеспечение качественного ремонта.

2. Инструмент и программное обеспечение

Инструмент и его ассортимент — это основная база для выполнения ремонта. Недостаток инструмента сказывается на качестве и скорости и к тому же ограничивает объем и сложность выполняемого ремонта. Сейчас можно приобрести инструмент разных производителей от бюджетных до профессиональных с пожизненной гарантией. Часто из-за экономии или недостатка средств владельцы автосервисов покупают что-то подешевле. Дешевый инструмент не предназначен для профессионального использования, он просто не выдержит большой нагрузки и интенсивности использования.

Сканеры и программное обеспечение современной СТО — это неотъемлемая часть диагностического участка. Сейчас даже самые простые автомобили оснащены электронными модулями и компонентами. Трудно представить как можно сейчас обойтись без программного обеспечения и специальных сканеров. Без них диагностика практически невозможна. Чем совершеннее диагностическое оборудование, тем точнее и быстрее диагностика. Как результат клиент получает качественную услугу и за приемлемые деньги.

3. Обученный персонал

Обученный и квалифицированный персонал — это самый важный элемент автосервиса. Без персонала инструмент и оборудование пустое и мертвое железо. Руками, опытом, грамотным подходом решается проблема качественного ремонта автомобиля. Инвестиции в обучение и подбор кадров одна из самых главных задач владельцев автобизнеса. Подобрать профессионалов, создать сплоченную команду не легкая задача, но всегда к этому необходимо стремится. Только так можно уверенно чувствовать себя в высококонкурентной среде автобизнеса и предложить автолюбителям лучший сервис.

Опытный автомеханик обладает помимо опыта такими навыками как организованность, пунктуальность, аккуратность, внимательность, смекалка. Иногда при решении сложных задач приходится проявлять сноровку и мыслить творчески. Таким образом без опытных автомехаников невозможен успешный автосервис.

4. Запасные части и вспомогательные материалы

Технологический уровень изготовления запасных частей растет за счет использования современных технологий, применения высокоточных станков с числовым программным управлением, компьютерного моделирования и расчетов при изготовлении запасных частей.

Запасные части к автомобилю делятся на две основные категории: оригинальные и неоригинальные. Оригинальные запчасти гарантируют надлежащее качество и обычно имеют гарантийную поддержку. Неоригинальные запчасти — это аналоги оригинальных запчастей и их производят огромное число заводов. Цены и качество «гуляют» в широких диапазонах. Стоит отметить, что некоторые неоригинальные запасные части не уступают в качестве их оригиналу и даже дороже по цене.

Читайте также:  Учебник по строению легкового автомобиля

Очевидно, что гарантировать качество ремонта можно только в случае применения проверенных и надежных запасных частей. Автомобильные запасные части — еще одно звено цепи качества ремонта. Руководители отдела запасных частей должны уделить особое внимание какие зачасти наиболее сочетают в себе формулу цена/качество.

5. Система контроля и организация процесса ремонта

Очевидная истина — все могут ошибиться. Если процесс ремонта отправить на самотек, то количество рекламаций будет расти как снежный ком и клиенты будут уходить к конкурентам. Отлаженная система контроля минимизирует количество ошибок и позволяет выявить слабые места процесса ремонта автомобиля. Все этапы должны быть контролируемыми и сами методы контроля ремонта обязательно должны совершенствоваться. Невозможно получить качественный ремонт автомобиля без контрольных проверок всех этапов. Все процессы от приемки автомобиля до выдачи проходят проверку. Это могут быть специальные контрольные карты или варианты чек-листов. Отсюда следует вывод: чем совершеннее система контроля, тем выше качество ремонта автомобиля. Как следствие выше репутация и доверие клиентов.

6. Культура производства

Понятие «культура производства» — это объемное и общее понятие, которое включает все выше перечисленные факторы. Что относится к культуре производства: исполнительская и технологическая дисциплина, оснащенность производства, чистота и порядок на рабочих местах, квалификация и инициативность сотрудников, понятные и четкие правила работы в организации, стремление к развитию предприятия, а в нашем случае автосервиса.

Культура производства можно сказать «склеивает» все процессы и в итоге приводит автосервис к развитию и успеху. Ведь приятно, когда вас встречает мастер-приемщик, четко соблюдает регламент, доходчиво объясняет и аргументирует все что касается ремонта, опрятно выглядит и активно проявляет интерес к проблеме клиента. Это только маленький пример как должен работать сотрудник и какой квалификацией обладать.

К культуре производства можно отнести и внедрение в некоторых техцентрах и автосервисах элементов бережливого производства. Например, за основу иногда берется японская практика кайдзен. Кайзден — это система непрерывного совершенствования процессов производства, управления и в целом всеми аспектами автосервиса или любого другого предприятия.

В заключении сделаем вывод, что качество ремонта это большая и многоступенчатая задача которая требует пристального внимания владельцев автобизнеса. Ничто не должно упускаться из виду, каждая проблема в ремонте — это повод для пристального рассмотрения причины ее появления, устранения и предотвращения в будущем.

Требования к качеству отремонтированных автомобилей

Нормативные документы на ремонт автомобилей ориентируют специалистов на достижение 80 %-ной послеремонтной их наработки от наработки новых машин. В качестве основного критерия надежности выступает долговечность отремонтированного автомобиля или товарного агрегата. Указанная наработка будет достигнута в том случае, когда состояние деталей, поступающих на сборку агрегатов, значения замыкающих размеров в соединениях и другие параметры будут соответствовать нормативным значениям.

Восстановленные детали входят составными частями в отремонтированные агрегаты, из которых состоит автомобиль, поэтому ресурс автомобиля зависит от ресурсов его частей, входящих друг в друга. В идеальном случае ресурсы частей (деталей и агрегатов) и целого (автомобиля) должны быть равны друг другу. Однако в реальных случаях это условие чаще не выполняется. Если ресурс агрегата превышает нормативный ресурс автомобиля, а ресурсы деталей — ресурс агрегата, то излишние ресурсы составных частей оказываются невостребованными. Чаще ресурсы составных частей автомобиля оказываются недостаточными, что обусловливает их трудоемкую замену в эксплуатации на новые, отремонтированные или восстановленные. Если наработка детали меньше нормативной и отстает от наработки остальных деталей агрегата, то возникает потребность в повышении долговечности элементов этой детали (упрочнении) за счет повышения износостойкости, твердости, усталостной прочности и других свойств. В общем случае под упрочнением деталей понимают повышение значений их физико-механических и геометрических свойств, которые являются определяющими для обеспечения надежности ремонтируемого агрегата.

Обеспечение нормативной надежности. Работа по обеспечению нормативной надежности автомобиля начинается с обеспечения долговечности его деталей. Эта работа включает:

  • входной контроль поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, деталей (запасных частей) и агрегатов. Это мероприятие допускает в производство только те материалы и изделия, состояние которых соответствует договорным требованиям
  • использование в производстве аттестованной технологической документации, которая учитывает все требования нормативной и конструкторской документации, обеспечивающей нормативный уровень качества продукции
  • наличие на предприятии всех средств технологического оснащения, указанных в технологических документах
  • содержание средств технологического оснащения в исправном состоянии;
  • привлечение к работе исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация
  • обеспечение всех требований технологической документации в части выдерживания необходимых условий производства, установленных технологических режимов, состава, давления и температуры технологических сред и других параметров
  • действие на предприятии системы качества, направленной на непрерывное его улучшение
  • постоянное ужесточение требований к товарной продукции, совершенствование технологических процессов и средств технологического оснащения, повышение квалификации работников
Читайте также:  Черные машины с золотистыми дисками

Входной контроль поступивших на авторемонтный завод материалов и полуфабрикатов с предприятий-изготовителей, запасных частей с автозаводов, отремонтированных агрегатов, поступивших по кооперации с других ремонтных предприятий, выполняют контролеры ОТК. Объем выборочного контроля зависит от репутации поставщика. При обнаружении брака объем выборки увеличивают, к поставщику предъявляют санкции, предусмотренные договорами. В исключительных случаях отношения с поставщиками расторгаются. Рабочие места входного контроля оснащают измерительными и испытательными средствами и обеспечивают необходимой технологической документацией.

На рабочие места производственных участков выдают только утвержденную технологическую документацию, прошедшую нормализационный и технологический контроль на предмет учета требований нормативной и конструкторской документации.

Определяющее влияние на послеремонтную надежность продукции оказывают технологическое оборудование и оснастка. Состав этих средств должен обеспечить выполнение всех технологических воздействий, указанных в технологических документах, с нормативной точностью. При ремонте автомобилей применяют следующее технологическое оборудование: диагностическое; разборочное; очистное; для определения технического состояния деталей; для нанесения покрытий; прессовое; для механической обработки (металлорежущее); для термической обработки; изме-рительное; балансировочное; сборочное; окрасочное; обкаточное; испытательное; для перемещения ремонтируемых изделий; для переработки отходов.

Ремонт и обслуживание технологического оборудования с целью содержания его в исправном состоянии обеспечивает планово-предупредительная система. Осмотры и ремонты оборудования завершают контролем его технологической точности. Для выполнения контрольных работ в ОГМ имеется комплект соот-ветствующей оснастки. Сведения об осмотрах и ремонтах, а также результаты контроля точности вносят в паспорта оборудования.

Формуляры приспособлений хранятся на инструментальном участке. Приспособления проходят проверку технологической точности согласно графику. По результатам этой проверки может быть назначен их ремонт.

На рабочих местах используют только те средства измерений, которые приведены в технологической документации. Цена деления средств измерений согласована с допуском измеряемой величины и погрешностью измерений. Используют только средства измерений, прошедшие государственную, ведомственную или заводскую лабораторную поверку (в зависимости от ее необходимого статуса). Факт поверки и срок использования прибора удостоверяет штамп контролирующего органа на нем. Не допускается наличие на рабочих местах средств измерений, не указанных в технологических документах. Измерения ряда деталей (поршней, вкладышей коленчатого вала, гильз цилиндров и др.), обрабатываемых с точностью 5—6-го квалитетов, выполняют в термоконстантных помещениях. Температура воздуха в них поддерживается в пределах 20 + 3 °С.

К работе привлекают исполнителей той квалификации, которой требует технологическая документация. Более высокая ква-лификация работников необходима на операциях, связанных с чистовой и отделочной обработкой, балансировкой, сборкой и испытанием изделий.

На предприятии соблюдается технологическая дисциплина, под которой понимают соблюдение точного соответствия технологических процессов требованиям технической документации. Технология — закон производства. Соблюдаются технологические режимы в виде совокупности значений параметров процессов в определенном отрезке времени.

Восстановление износостойкости деталей требует обеспечения структуры поверхностных слоев, которая определяется составом материала и содержанием механической и термической обработки. Для контроля состава, структуры и свойств поверхностных слоев деталей с отработкой технологических режимов создают заводскую лабораторию.

Заводские технологи проверяют соблюдение технологической дисциплины, а ее результаты оформляют актом. К нарушителям дисциплины применяют меры административного и дисциплинарного характера.

Ресурс агрегатов и автомобиля в целом дополнительно обеспечивают соблюдением требований к точности замыкающих размеров в соединениях деталей и обкаткой изделий, а также относительным расположением частей при сборке автомобиля.

Для завоевания места на рынке продукции коллектив предприятия должен учитывать возрастающие требования заказчика к качеству и цене этой продукции. На предприятии создают систему качества, цель которой — непрерывное улучшение качества отремонтированных автомобилей или товарных агрегатов. Для этого непрерывно обновляют материальную базу предприятия, совершенствуют технологические процессы и организацию производства и повышают квалификацию работников.

Приведенные требования к качеству отремонтированных автомобилей в части обеспечения нормативной послеремонтной наработки обеспечивают теми средствами, процессами и организацией.

Adblock
detector