Меню

Конструктивные особенности автомобиля камаз

Конструктивные особенности автомобиля камаз

Автомобили КамАЗ состоят из большого числа сложных агрегатов, сборочных единиц и деталей. Бортовой автомобиль-тягач Имеет более 1400 сборочных единиц, состоящих из 5000 деталей. Силовой агрегат КамАЗ-740 имеет около 300 сборочных единиц, состоящих из 1400 деталей. Многие сборочные единицы автомобиля изготавливают неразъемными. Автомобиль КамАЗ содержит около 760 сварных сопряжений. Дуговой сваркой получают более 10 м сварных швов, а шовной — 8 м. В кабине, бортах и других сборочных единицах детали крепятся 8000 сварными точками.

В конструкцию автомобиля входят шасси, двигатель, кабина, платформа с металлическими бортами и основанием. Конструкция автомобиля-тягача КамАЭ-5320 показана на рис. 2.

Источником механической энергии является двигатель, приводящий автомобиль в движение.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Шасси состоит из следующих основных частей: – силовой передачи, необходимой для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля; – ходовой части, служащей для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля; – механизмов управления, обеспечивающих управление движением автомобиля, его торможение и остановку.

Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главные передачи, дифференциалы, полуоси.

Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссий при переключении передач и кратковременной остановке.

Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе.

Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала.

Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения.

Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост.

Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля.

Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к переднему мосту.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов.

Рис. 2. Общее устройство автомобиля:
1 — двигатель; 2 – сцепление; 3 — коробка передач

Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие автомобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом.

Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4.

Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4.

Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6.

Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.

У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.

Конструктивные особенности автомобиля камаз

К механизмам управления автомобиля относятся рулевое управление и тормозные системы.

Рулевое управление предназначено для обеспечения прямолинейного движения автомобиля и изменения направления его движения за счет воздействия на передние управляемые колеса.

Рулевое управление автомобилей КамАЗ, показанное на рис. 1, состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, карданной передачи, рулевого механизма, гидравлического усилителя, насоса гидравлического усилителя и привода рулевого управления.

Читайте также:  Сборка двигателя уаз 421 мотор
Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рулевой механизм механического типа размещен в одном картере с гидравлическим усилителем. Конструктивно рулевой механизм выполнен в виде трех рабочих пар.

Первая рабочая пара: шестеренчатый угловой редуктор, передающий крутящий момент под углом от карданной передачи на винт рулевого механизма с передаточным отношением 1:1. Крепят угловой редуктор к картеру шпильками.

Вторая рабочая пара: винт — гайка с циркулирующими шариками, соединенная винтом с рейкой-поршнем.

Третья рабочая пара: рейка — поршень — зубчатый сектор. Рулевой механизм обеспечивает поворот управляемых колес и увеличивает усилия водителя, передаваемые на них. Передаточное отношение рулевого механизма семейства автомобилей КамАЭ-5320, -53212 и -5315 составляет 20:1, а у автомобилей семейства КамАЭ-4310 — 21,7:1. При неработающем двигателе (а следовательно, и при неработающем гидроусилителе) сохраняется возможность управления автомобилем.

Гидравлический усилитель облегчает управление автомобилем, снижает утомляемость водителя при движении автомобиля по неровным дорогам и пересеченной местности за счет гашения ударных нагрузок на рулевом колесе, повышает маневренные возможности автомобиля и обеспечивает безопасность его движения. Гидравлический усилитель состоит из клапана управления золотникового типа (распределительного устройства), гидравлического цилиндра с поршнем, размещенного в картере рулевого механизма, насоса с бачком, расположенных в развале цилиндров блока двигателя (вал насоса приводится во вращение от шестерни топливного насоса высокого давления), трубопроводов, шлангов и радиатора охлаждения рабочего масла.

Насос гидравлического усилителя лопастного типа в нагнетательной полости создает максимальное давление масла 7,5— 8,0 МПа (75—80 кгс/см2). Предохранительный клапан открывается при давлении в насосе 8,5—9,0 МПа (85—90 кгс/см2). В качестве рабочей жидкости применяют всесезонное масло марки «Р» или заменители: летом — масло Тп-22; зимой – веретенное масло марки АУ или АУП .

Привод рулевого управления состоит из сошки, продольной и поперечной рулевых тяг и рычагов. Рычаги поворотных кулаков, шарнирно соединенные с поперечной тягой, образуют рулевую трапецию, которая обеспечивает поворот управляемых колес. Максимальные углы поворота колес 45° обеспечивают минимальный радиус поворота автомобиля по колее внешнего колеса 8,5 м с шириной занимаемого коридора 4,5 м.

Устойчивое прямолинейное движение автомобиля обеспечивается за счет бокового наклона шкворня (6°) и развала колес (1°). Обеспечение «чистого» качения колес переднего моста достигается регулировкой схождения колес.

В семействе автомобилей КамАЗ-4310 поперечная рулевая тяга имеет П-образную форму. Такая форма поперечной рулевой тяги вызвана наличием картера главной передачи переднего ведущего моста, который она огибает.

Автомобили КамАЗ; обладающие большой массой и высокими скоростями движения, для обеспечения надежности работы и обеспечения безопасности движения оборудованы рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной автономными тормозными системами, аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы, приборами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем, тормозными механизмами и приводом тормозов прицепа или полуприцепа. Принципиальная схема пневматического привода тормозных систем автомобиля КамАЭ-5320 показана на рис. 75.

Рабочая тормозная система служит для обеспечения торможения автомобиля с необходимой интенсивностью вплоть до полной его остановки независимо от скорости движения, массы перевозимого груза и величины уклона дорог, по которым предназначены эксплуатироваться автомобили.

Рабочая тормозная система оснащена раздельным пневматическим приводом торможения передних колес и колес прицепа и приводом торможения колес задней тележки и колес прицепа. Привод управления осуществляется тормозной педалью, расположенной в кабине автомобиля.

В действие тормозные механизмы приводятся штоками двух тормозных камер типа 24, расположенных на передней оси (а у автомобилей КамАЭ-4310 — на переднем мосту) и четырех тормозных камер типа 20, размешенных на среднем и заднем мостах задней тележки. Тормозные камеры, находящиеся на задней тележке, соединены с пружинными энергоаккумуляторами, которые предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при включении запасной и стояночной тормозных систем.

Рис. 1. Рулевое управление автомобиля:
а — общий вид; б — снятие рулевой сошки; в — сопряжение рулевых тяг с пальцем; г — регулировка свободного хода рулевого колеса; д—снятие рулевого колеса съемником; е—регулировка зацепления зубчатого сектора; ж—устройство и работа рулевого управления; 1 — карданный вал; 2— радиатор; 3— гидроусилитель; 4 — шестеренчатый угловой редуктор; 5 — винт-гайка; 6 — рейка-поршень-зубчатый сектор; 7 — насос; 8 — сошка рулевого управления; 9 — наконечник винта съемника; 10 — шаровой палец рулевых тяг; 11—приспособление для определения свободного хода рулевого колеса; 12 — съемник рулевого колеса; 13 — отвертка; 14 — регулировочный винт; 15 — контргайка; А, Б — калиброванные отверстия в корпусе насоса для дозировки масла, выходящего из насоса

Читайте также:  Диагностика для иномарок легковых автомобилей

Рис. 2. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобиля КамАЗ:

Тормозная камера типа 24 переднего моста и тормозная камера задней тележки типа 20 показаны на рис. 3.

Педаль через систему тяг механически управляет двухсекционным тормозным краном.

Тормозные механизмы, показанные на рис. 77, установлены на всех колесах автомобиля. Тормозной путь при торможении рабочей тормозной системой должен быть для автомобиля не более 23 м, а для автопоезда — 25 м. Замедление. скорости движения автомобиля и автопоезда должно быть не менее 3,6 м/с2.

Запасная тормозная система предназначена для обеспечения торможения автомобиля при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на уклоне или горизонтальном участке пути.

Запасная и стояночная тормозные системы объединены в общую конструкцию: они имеют общий пневматический привод тормозных механизмов колес задней тележки, управляемый ручным тормозным краном. Отличие запасной и стояночной тормозных систем состоит в- способе управления ручным тормозным краном.

При использовании тормозной системы как запасной снижение скорости движения автомобиля осуществляется с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана. При этом тормозной путь должен быть для автомобиля не более 29 м, для автопоезда — 30 м. Установившееся замедление для автомобиля и автопоезда должно быть не менее 2,8 м/с2.

При использовании тормозной системы как стояночной рукоятку тормозного крана водитель устанавливает в одно из крайних фиксированных положений в зависимости от включения или выключения тормозной системы.

Вспомогательная тормозная система служит для уменьшения нагрузки на тормозные механизмы рабочей тормозной системы и уменьшения их температуры нагрева.

Она осуществляет перевод двигателя автомобиля в компрессорный режим с приводом от трансмиссии. При включении в работу вспомогательной тормозной системы двигатель превращается в моторный тормоз — замедлитель. Включение в работу двигателя как тормоза осуществляется заслонками дроссельного типа за счет перекрытия выпускных трубопроводов и отключения подачи топлива. Возникающий момент сопротивления вращения коленчатого вала благодаря силам противодействия в выпускном газопроводе и трения деталей шатун-но-поршневой группы обеспечивает торможение автомобиля на затяжных спусках горных дорог.

Рис. 3. Тормозные камеры автомобиля:
1 — передняя тормозная камера типа 24: а — положение механизма тормозной камеры при незаторможенных колесах автомобиля; .6— положение механизма тормозной камеры при торможении колес автомобиля; II — задняя тормозная камера типа 20 с пружинным энергоаккумулятором; в — конструкция задней тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором при положении механизма тормозной камеры и энергоаккумулятора с незаторможенными колесами автомобиля; г — положение механизма тормозной камеры и энергоаккумулятора при торможении колес автомобиля рабочей тормозной системой; д—работа энергоаккумулятора при торможении автомобиля запасной тормозной системой или при отсутствии в воздушных баллонах воздуха; е — аварийное растормаживание тормозных механизмов колес в случае отсутствия воздуха в тормозных системах автомобиля; 1 — корпус; 2— отверстие для сообщения внутренней полости тормозной камеры с атмосферой; 3 — крышка; 4 — штуцер; 5 — диафрагма; 6 — опорный диск; 7— защитный чехол; 8 — шток с регулировочной вилкой рычага тормоза; 9 — пружина; 10 — толкатель; II — поршень энергоаккумулятора; 12 — цилиндр энергоаккумулятора; 13 — силовая пружина; 14 — ; болт механизма аварий-, ного растормаживания; 15 — дренажная трубка; 16 — упорный подшипник; Pi — сила давления сжатого воздуха; Рч — сила перемещения штока с вилкой под действием давления сжатого воздуха; Q — сила действия возвратной пружины; Р3-— сила перемещения штока под действием давления пружины энергоаккумулятора при отсутствии давления сжатого воздуха на поршень; Р4 — направление движения штока под действием тяги болта аварийного растормаживания

Привод управления заслонками моторного тормоза-замед-лителя и рычага отключения подачи топлива пневматический.

Вспомогательная тормозная система должна обеспечить скорость движения автомобиля не более 30 км/ч на уклоне, равном 7%, протяженностью 6 км без включения в работу других тормозных систем.

Для работы световой и акустической сигнализации в различных точках пневматического привода встроены электропневматические выключатели, которые при срабатывании любого тормозного контура замыкают цепи электрических ламп стоп-сигнала.

Сигнальные электрические лампочки контуров тормозных систем установлены на панели приборов в кабине водителя. Параллельно к ним подключена цепь звукового сигнала (зуммера).

Диагностику технического состояния пневматического тормозного привода осуществляют с помощью клапанов контрольных выводов. Через эти клапаны (при необходимости) производится отбор сжатого воздуха.

Техническая характеристика и основные параметры тормозных систем автомобилей КамАЗ следующие.

Тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа, с двумя внутренними колодками с разжимным устройством. Диаметр барабана 400 мм. Ширина накладок: КамАЭ-5320, КамАЗ-5410 — 120 мм; КамАЗ-5511, КамАЗ-54112 — 140 мм.

Читайте также:  Самые громкие выхлопы машин

Тип тормозной камеры: передней — 24; задней — 20/20. Тип компрессора поршневой, двухцилиндровый, имеет подачу 220 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1, приводится в действие от шестерни коленчатого вала.

К приборам пневматического привода автомобилей семейства КамАЭ-5320 относятся:
— компрессор поршневого типа двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия;
— регулятор давления, предназначенный для регулировки давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора;
— предохранитель от замерзания тормозного привода;
— одинарный защитный клапан, предназначенный для сохранения давления в воздушном баллоне автомобиля-тягача при аварийном уменьшении давления в питающей магистрали прицепа, он также предохраняет тормозную систему прицепа от самозатормаживания при внезапном падении давления в баллоне тягача.

Двойной защитный клапан направляет сжатый воздух, поступающий от компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания, по двум магистралям: первая магистраль — к воздушному баллону контура вспомогательной тормозной системы моторного тормоза-замедлителя; вторая — к воздушному баллону контура запасной и стояночной тормозных систем. Он автоматически отключает неисправный контур, сохраняя давление в исправном контуре неизменным при поврежденном втором.

Тройной защитный клапан направляет сжатый воздух, поступающий от компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания, по трем магистралям к трем воздушным баллонам: контура рабочих тормозов передней оси, контура рабочих тормозов задней тележки, контура аварийного растормаживания.

Тормозной двухсекционный кран имеет две независимо расположенные параллельные секции, выводы крана соединены с воздушными баллонами раздельного привода рабочего тормоза. Воздушные баллоны предназначены для накопления сжатого воздуха, питания им приборов и механизмов тормозной системы автомобиля. Воздушных баллонов 5 шт., из них два баллона по 40 л и три по 20 л.

Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования тормозных сил на колесах задней тележки в зависимости от изменения нагрузки на задние мосты.

Датчики падения давления, представляющие собой пневматические выключатели, предназначены для замыкания цепи электрических ламп и звукового сигнала (зуммера) аварийной сигнализации при падении давления в воздушных баллонах.

Датчик включения сигнала торможения предназначен для замыкания электрической сети сигнальных ламп при торможении.

Одинарный защитный клапан предназначен для предохранения пневматического тормозного привода автомобиля от потери сжатого воздуха в случае повреждения питающей магистрали, связывающей автомобиль-тягач сшрицепами.

Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом предназначен для приведения в действие привода тормозов прицепа (полуприцепа) при включении любого из раздельных контуров рабочего тормоза тягача.

Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом предназначен для приведения в действие привода тормозов прицепа (полуприцепа) при работе тормозных клапанов тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в пневматическом приводе прицепа (полуприцепа) при колебаниях давления воздуха в тормозном приводе тягача.

Разобщительный кран предназначен для перекрытия пневматической магистрали (в случае необходимости), которая соединяет автомобиль-тягач с прицепом. Разобщительный кран закрыт, если его рукоятка расположена поперек корпуса крана. При повороте рукоятки толкатель воздействует на шток с уплотнительной диафрагмой. Шток, двигаясь вниз, отжимает клапан, и сжатый воздух от клапана управления поступает в магистраль прицепа.

В комплекте автомобиля-тягача имеется три соединительные головки: две типа «Палм» и одна типа А.

Пневматический привод тормозов состоит из системы питания привода сжатым воздухом и шести контуров управления тормозами автомобиля-тягача и прицепа:
— контура I — привода тормозов колес передней оси рабочей тормозной системы и прицепа;
— контура II — привода тормозов колес задней тележки рабочей тормозной системы и прицепа;
— контура III — привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем и прицепа, а также питания комбинированного привода прицепа (полуприцепа);
— контура IV — привода заслонок моторного тормоза-замедлителя вспомогательной тормозной системы и питания потребителей;
— контура V — привода аварийной системы растормаживания тормозов стояночной тормозной системы; контура VI — привода тормозов прицепа.

Контуры I, II, III , IV имеют свои воздушные баллоны. Они отделены один от другого двойным или тройным защитным клапаном и действуют независимо друг от друга, в том числе и при возникновении неисправностей. Защитные клапаны отрегулированы таким образом, что сначала заполняются воздушные баллоны контура привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем, а затем воздушные баллоны остальных тормозных систем.

Для питания сжатым воздухом контура V используются воздушные баллоны контуров I и II, контура VI — воздушные баллоны контура III .

Adblock
detector