Меню

Компьютерная диагностика акпп автомобиля своими руками

Диагностика АКПП: что, где, когда

Современные автомобили имеют в своем строении, конструкции узел трансмиссии. Если он автоматический, то этот узел считается сложным. С механической коробкой переключения передач все гораздо проще: сцепление не работает, разобрал, заменил. С автоматической коробкой передач могут работать в плане ремонта и обслуживания специально обученные люди. Но всем водителям машин с коробкой АКПП надо знать симптомы тех или иных неполадок коробки, уметь, так сказать, диагностировать своими руками.

Когда и как делать диагностику АКПП

Польза от начального обнаружения неполадок при первых же признаках в некорректной работе АКПП огромна. Если сразу выявить причину неправильной работы, то можно избежать дорогостоящего ремонта и не простаивать время во время ремонта.

Конечно, если надумали брать авто подержаную, то надо проверить все узлы и обращать внимание на мелкие детали, такие как, например:

  • Имеется ли фаркоп. Есть, ага, значит ездил под нагрузкой. А автоматическая коробка, будь то робот или вариатор, сильно может пострадать, если его эксплуатировать под нагрузкой, то есть с груженым прицепом.
  • Какой пробег. Если около ста тысяч и ни разу не меняли масляный фильтр в АКПП и само масло, то есть вероятность, что детали в узле работают в режиме износа.

Если масло меняли, фаркопа нет, то все равно надо сделать диагностику АКПП.

Первичная проверка автоматической коробки переключения передач включает в себя всем известные процедуры:

  • Проверить уровень масла в коробке.
  • Проверить насколько чистое масло: прозрачное и не свернутое или загустевшее, мутное.
  • Проверить регулировку троса управления.
  • Проверить STALL TEST.
  • Проверить как переключается коробка во время движения.

Теперь более подробно, как проделать вышеописанные шаги.

Чтобы проверить трансмиссионную жидкость, то масло, надо узнать как проверять уровень и ее качество. Уровень обычно проверяют по щупу, на котором имеются специальные метки. Однако есть коробки без щупа.

Американские АКПП имеют щуп для проверки уровня масла, а европейские, обычно, нет. Как проверить уровень масла в АКПП, если нет щупа? Ответ прост: если нет щупа, масло же откуда-то заливали, значит есть пробка. Масло заливают в таких коробках до уровня отверстия. Значит надо открутить пробку, уровень этого отверстия и будет меткой правильного залива свежего трансмиссионного масла для АКПП.Вне зависимости, есть щуп или нет, уровень масла проверяется на прогретое состояние масла в коробке. Чтобы нагреть масло в коробке до рабочей температуры, а это около 90 градусов, требуется проехать километров 13. После этого ставим автомобиль в ровное положение. Если есть щуп, то все просто: вытащили щуп, вытерли чистой салфеткой, снова засунули, снова высунули и посмотрели, на сколько щуп опускается в масло. Обычно есть метки HOT (горячий) — верхний уровень и есть нижняя отметка COLD (коулд — холодно), когда уровень масло должен быть в холодном состоянии. Если уровень масла не превышает верхней метки и не ниже нижней, значит в АКПП нормальное количество масла.

Если щупа нет, то придется заезжать на яму или на эстакаду, откручивать пробку и чистой проволокой или палочкой проверить уровень. Как мы сказали, уровень в таких АКПП должен быть до самого отверстия.

Если при проверке масла видны стружки металла, это значит, что работающие в паре детали задевают друга, идет износ. В этом случает требуется более глубокая проверка в специализированном автосервисе.

А как проверить уровень масла, если в АКПП нет щупа и нет пробки для залива масла?

Да, да, есть и такие коробки, кто не знает. Это коробка с шифром 722.6 от Мерседес, пяти ступенчатая автоматическая. Ответ тоже прост: не надо в такой коробке проверять уровень. Дело в том, что немецкие инженеры придумали отделить полость с маслом от рабочего поддона. Между ними вмонтирован перепускной клапан, который держит оптимальный нужный уровень.

Проверка троса регулировки АКПП

Здесь опять же, на состояние троса влияет пробег. Трос постепенно может удлиняться на микроны или миллиметры, как цепь привода ГРМ.

В каких случаях надо регулировать трос АКПП?

Если во время управления автомобилем вы замечаете, что автомобиль поздновато или рановато переключается, то требуется отрегулировать трос. Если долго эксплуатировать коробку автомат с не отрегулированным тросом, АКПП быстро изнашивается.

Проверка АКПП — стояночный тормоз (stall test)

Тестирование покажет, как работает гидротрансформатор (ГДТ) коробки. Этот шаг диагностики должен проводить только опытный специалист по АКПП, иначе можно наоборот сломать детали.

Читайте также:  Замена цепи грм двигатель qr25de

Принцип проверки Stall Test (стал тест) заключается в следующем:

  • проехать несколько километров для разогрева трансмиссионного масла в АКПП;
  • остановить машину так, чтобы перед ней и позади нее было много свободного места на случай, если тормоза слабые;
  • включить ручник;
  • сесть за руль, левой ногой нажать на педаль тормоза до упора;
  • перевести коробку в положение «D» (drive — движение);
  • правой ногой резко нажать до упора на педаль газа и держать ее не больше пяти секунд (чем меньше, тем лучше).

Сразу после этой процедуры нельзя повторять ее, надо подождать минут десять, пятнадцать, чтобы масло в АКПП остыло.

Этот тест покажет, как работают фрикционные диски и работу гидротрансформатора в целом. После проверки ручку коробки надо передвинуть в положение N (нейтраль) и дать поработать двигателю несколько минут, чтобы масло в АКПП остыло.

Дело в том, что такую проверку рекомендуют делать сами компании-изготовители автоматических коробок передач для авто.

Поведение автомобиля при диагностике стояночным тормозом:

  1. Тормоза держат, скрипят, но машина еле-еле ползет. Означает, что неисправна тормозная система.
  2. Эффект троения двигателя, то есть авто трясется. Это значит есть неполадки в системе зажигания, а значит, если не подкорректировать, двигатель автомобиля будет работать с пониженной мощностью. Решение: проверить свечи зажигания, высоковольтные свечные провода, наконечники свечей.
  3. Исправная коробка АКПП при проведении диагностики стояночным тестом должна способствовать набору числа оборотов двигателя за одну секунду около 2800 об/мин для бензиновых ДВС, для дизельных с исправной АКПП число оборотов за секунду будет 2000 оборотов в минуту.

Это ориентировочные цифры. Такая диагностика должна проводиться специалистом, который знает, какие параметры и за какое время должен показывать агрегат при проверке stall test.

Как проверить АКПП в движении

В нормально работающей автоматической коробке допускаются некоторые толчки при переключении «на холодную». В прогретом состоянии толчков не должно быть.

Во время разгона повышение передач, также как и при сбрасывании скорости, понижение передач должно быть плавно, без рывков и пробуксовок АКПП.

Есть еще простая диагностика, которую может сделать каждый водитель. Суть в том, чтобы остановить транспортное средство на подъеме и убрать ногу с педали тормоза. Если машина поехала назад, то в АКПП неполадки имеются.

Если во время поездки были замечены пробуксовки, рывки, удары, шумы, то может быть причина в поломке муфте свободного хода, износе фрикционов и т.д.

Рекомендации

Если диагностика показала неполадки в системе автоматической трансмиссии подержанного автомобиля, который хотите купить, то лучше отказаться от этого варианта, потому что АКПП — это сложное устройство, которое должно работать как точные часы. Привести ее состояние близкое к заводскому — дело не простое.

Специалисты сервисных центров сразу разделяют, в какой части имеются поломки: электрическая, гидравлическая или механическая. Трансмиссионную жидкость ATF проверяют даже на запах, цвет и каково ее давление в системе.

Желательно выбирать б/у авто хоть с коробкой автомат, хоть с механикой, со знающим специалистом. Например, знакомый ездил на авторынок выбирать, взять с собой специалиста по двигателям, который сразу сказал, компрессия не та, что надо — замерили, да, оказалось действительно мотор имел большой износ.

Видео

Видео с миллионным просмотром: как проверить работу АКПП.

Что нельзя делать с АКПП.

Портит ли автоматическую коробку замена масла?

Как сделать диагностику АКПП своими руками?

Описание работы по диагностике АКПП своими руками: основные этапы, компьютерная диагностика, проверка цепи, анализ масла, цены. Видео о проверке «автомата».

Оценить состояние «автомата» можно разными путями, от внешнего созерцания до полной разборки АКПП. Соответственно, и ценники автосервисов на её диагностику различаются, а во многих случаях такая услуга предоставляется даже бесплатно.

И всё же часть автолюбителей, желающие то ли сэкономить, то или доказать, что «и они не хуже многих», берутся за проверку этого агрегата самостоятельно. Есть ли резон в такой инициативе – далее в обзоре.

Основные этапы диагностики АКПП

По-хорошему, перед обследованием автоматической коробки желательно собрать некоторые сведения о ней. Зачастую у тех или иных моделей АКПП уже обозначились «слабые звенья», требующие особого внимания.

Читайте также:  Мотор мерседес 112 расход масла

Перед тем, как начать разбирать коробку, её необходимо осмотреть снаружи. Такие неполадки, как толчки и пробуксовки, могут быть следствием недостатка масла или снижения давления в системе смазки, вызванных течами в местах:

  • соединения коробки передач с мотором;
  • контакта коробки с маслосборником;
  • завода кабеля электропроводки в АКПП.

Если в ходе очередного этапа — прозвона электроники – неполадки не были выявлены, то можно переходить к снятию и полной разборке АКПП, что позволит продиагностировать гидроблок, фрикционы и трансформатор. Автолюбителю, не обладающему мастерством, достаточным для выполнения такой работы, лучше её доверить специалистам автосервиса.

Поводом для диагностики АКПП обычно выступают следующие случаи:

  • загорается индикатор неисправности на панели управления;
  • возникновение неполадок в работе коробки;
  • приобретение автомобиля с пробегом;
  • плановая профилактика машины.

Компьютерная диагностика «автомата»

Допустим, владелец автомобиля с АКПП заметил, что переход с 3 на 1 передачу сопровождается некими толчками, при разгоне которые не наблюдаются. Визит с такой неполадкой в автосервис может привести к следующим вариантам развития событий:

Специалистами проводится проверка уровня и качества масла, не показавшая отклонений. Вердикт: «Это особенность коробок такого типа. Смиритесь».

Меняется масло, промывается гидроблок, производится очистка соленоидов. Коробка стала работать мягче и более плавно, однако толчки при понижении передачи никуда не делись.

Проводится компьютерная диагностика АКПП. Автосканер определяет, что её программное обеспечение устарело, да и сама коробка нуждается в настройке. Перепрошивка агрегата устраняет проблему с толчками.

И речь здесь не столько о выборе автосервиса, хотя и это важно, а о значении комплексной диагностики как АКПП, так и автомобиля в целом. Специальная аппаратура позволяет провести такую проверку быстро и качественно.

Обследование АКПП, работающей под руководством электронного блока управления, следует начинать именно с компьютерной диагностики. Многие автомобили позволяют провести полноценную проверку своих «автоматов» исключительно эксклюзивными сканерами, предназначенными для этой марки машины.

Такие приборы обычно «в курсе» допустимых значений параметров, считываемых датчиками. Сравнение в реальном времени контрольных и полученных данных позволяет с большой точностью выявлять неисправности коробки.

Но, как правило, неофициальные автосервисы в лучшем случае могут предложить провести диагностику АКПП универсальным сканером. Автолюбителям же приобретать для самостоятельного исследования коробок оригинальный прибор довольно накладно.

Адаптер вместо сканера

Впрочем, провести диагностику коробки «в гараже» можно с помощью специального кабеля для подключения к разъему OBD II и программного обеспечения, способного просканировать электронные блоки управления двигателем и АКПП. Например, для проверки «автомата» на моделях производства VAG-Group подойдёт адаптер VAG-COM KKL вместе с соответствующим ПО.

Расшифровка полученных кодов неисправностей не должна вызвать особых сложностей. Если поисковый запрос по конкретному автомобилю результатов не принёс, можно попробовать «пробить» модель АКПП. Часто бывает, что машины, выпускаемые совершенно разными производителями, оснащаются одинаковыми коробками передач.

Диагностика электропроводки

Существенный недостаток компьютерного метода диагностики состоит в том, что ошибка, определённая как механический износ какой-нибудь внутренней детали АКПП, на самом деле может быть обусловлена ненадёжными контактами в электропроводке либо наличием окислов в разъёмах. Эти же неполадки вполне способны стать причинами толчков, задержек при переключении передач, либо переходов «автомата» в аварийный режим. Поэтому в такой ситуации не следует сразу демонтировать и раскручивать коробку – сперва стоит проверить состояние проводов и мест их соединения.

Это можно сделать самостоятельно, проведя наружный осмотр электропроводки АКПП на предмет окислов и повреждений. А если автолюбитель обладает мультиметром, да ещё и знает, как им пользоваться, то проверка проводов на обрыв вызвать сложностей не должна. Этот же прибор позволит определить наличие и величину напряжения на тех или иных контактах блока управления автоматической коробкой передач.

Проверка цепи лампой

Диагностика электропроводки без нагрузки, конечно, позволяет установить наличие разрыва в цепи либо его отсутствие. Но оценить таким способом состояние контакта, влияющее на сопротивление в контуре, весьма затруднительно.

Для более глубокой проверки провода на один его конец подаётся напряжение, а ко второму подключается галогенная лампа. Если она будет светить тускло, значит, магистраль окислена в местах соединений либо где-то надломлена. Только мощность источника света и длительность подобной диагностики должны быть такими, чтобы соединительные элементы не грелись и не плавились.

Коварные датчики

Примером неудачной диагностики может послужить история, случившаяся с Volkswagen Passat B5 и его АКПП 5HP19 от производителя ZF. У автомобиля обнаружилась неисправность, в общем-то характерная для «автоматов» – рывки в ходе переключения передач.

Читайте также:  Асинхронный двигатель схема чертеж

Продиагностировав АКПП, специалисты автосервиса «прописали» ей капитальный ремонт, включающий в себя замену гидроблока и пакетов фрикционов, а также восстановление гидротрансформатора. Но, как оказалась, эта далеко не дешёвая затея особого результата не принесла.

Позднее выяснилось, что причина рывков таилась в неточных показаниях MAF-сенсора. Дело в том, что АКПП для обеспечения плавности хода автомобиля определяет нужную нагрузку на его двигатель. При этом интервал между переключениями передач устанавливается исходя из сведений, получаемых от датчиков массового расхода воздуха и положения (движения) ротора. Таким образом, их состояние влияет на работу всей коробки.

Мораль такова: автолюбители, берущиеся самостоятельно диагностировать АКПП, должны иметь представление о принципе её работы и взаимодействии электронного блока управления коробкой с другими системами машины.

Анализ состояния масла

Любое масло, предназначенное для автоматической трансмиссии, имеет свой эксплуатационный ресурс. Конкретные сроки замены ATF устанавливает производитель коробки передач.

Стоит учесть, что у многих современных автоматических коробок блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в аналогичных устройствах старого образца. В результате улучшаются динамические характеристики автомобиля и снижается расход топлива. Но вместе с этим в масло попадает большое количества абразивной фрикционной пыли, засоряющей каналы в гидроблоке и повреждающей рабочие поверхности соленоидов. Поэтому промедление с обновлением смазки для таких АКПП особенно нежелательно.

Просроченное масло можно узнать по чёрному цвету, а горелый запах от ATF является признаком перегрева фрикционных элементов. Сильное загрязнение фильтра приводит к снижению давления трансмиссионной жидкости, отсюда и дёрганье при переключении скоростей.

Бесплатная диагностика

Крупные автосервисы нередко предлагают проверить коробку бесплатно. Обычно в такую услугу, занимающую в среднем около получаса, входит:

  • компьютерная диагностика электроники автомобилей, оснащённых ЭБУ мотором и коробкой передач;
  • оценка состояния и количества трансмиссионной жидкости;
  • обследование экстерьера АКПП с целью выявления протечек масла;
  • тест-драйв автомобиля с представителем СТО.

При выявлении в ходе такого рода проверки неисправностей составляется список требуемых запчастей и оглашается стоимость ремонта. Даже если неполадки у АКПП не будут обнаружены, то автовладельцу может быть предложена более глубокая платная диагностика коробки с её разборкой.

Цены на диагностику АКПП

Обычная проверка АКПП в автосервисе обойдётся автовладельцу в сумму от 490 рублей. Средняя цена такой диагностики – 1500 руб. Цена услуги зависит от бренда и модели машины, объёма работ и сложности неисправностей, если таковые известны.

Замена масла имеет свою цену, которая определяется с учётом способа обновления ATF, а также затрат на саму трансмиссионную жидкость и следующие расходные материалы:

  • уплотнители для заливной и сливной пробок;
  • масляный фильтр;
  • прокладка для поддона.

При покупке масла в самом автосервисе, иногда можно получить скидку на обновление этой жидкости в АКПП. В среднем цена за полную замену ATF, включая промывку коробки, начинается от 2800 руб.

Отдельно оплачиваются демонтаж и дефектовка АКПП. Так, цена снятия и монтажа коробки может варьироваться в зависимости от типа автомобиля:

  • безподрамниковые, такие, как Ford Focus, Mercedes E230, Dodge Caravan – от 5500 руб.;
  • полноприводные с установкой мотора поперёк кузова, например, Toyota Rav4, Hyundai Santa Fe, Ford Escape – от 9500 руб.;
  • полноприводные с продольным размещением мотора, к которым относятся Nissan Pathfinder, BMW X3, Mitsubishi Pajero – от 10000 руб.

И ещё одно обстоятельство, оказывающее влияние на стоимость диагностики АКПП в автосервисах – это местоположение последних. В зависимости от города, полная проверка АКПП, со снятием и дефектовкой, может быть выполнена приблизительно по следующей цене:

  • Москва: 22000 руб.;
  • Санкт-Петербург: 20000 руб.;
  • Новосибирск: 5100 руб.;
  • Ижевск: 15000 руб.;
  • Симферополь: 13500 руб.;
  • Красноярск: 17800 руб.;
  • Екатеринбург: 20000 руб.;
  • Ростов-на-Дону: 10000 руб.;
  • Челябинск: 20000 руб.;
  • Тюмень: 5000 руб.

Заключение

Если АКПП срочно нуждается в диагностике, а хозяину этого агрегата жалко времени или денег на посещение СТО, то автолюбитель может попробовать выполнить такую проверку самостоятельно. Конечно, для этого нужно иметь определённое представление об устройстве автоматической трансмиссии и принципах её работы. Не помешает и специализированная аппаратура, хотя бы тот же адаптер OBD II. Попытки же исправить неполадки методом «научного тыка» только приблизят машину к визиту в автосервис.

Видео о проверке «автомата»:

Adblock
detector