Запчасти для капитального ремонта двигателя
Капитальный ремонт двигателя является таким видом ремонта, когда основные узлы силового агрегата комплексно восстанавливаются и/или меняются на новые, что позволяет вернуть силовому агрегату эксплуатационные и ресурсные показатели, максимально приближенные к заводским. Другими словами, капремонт предполагает восстановление всего мотора, а не только переборку его отдельных узлов.
Что такое капитальный ремонт мотора, почему и когда нужно делать капремонт двигателя
Прежде чем перейти к тому, что необходимо для капитального ремонта двигателя, необходимо знать, когда и по каким причинам делается указанный капремонт дизельного или бензинового мотора. Начнем с того, что капитальный ремонт силового агрегата включает в себя разборку ДВС, очистку двигательной установки, оценку состояния, проверку и дефектовку всех узлов. Далее осуществляется замена и/или ремонт изношенных элементов, что зависит от степени износа, серьезности повреждений и т.д. В одних случаях выполняется шлифовка коленчатого вала, расточка или гильзовка блока цилиндров, выполняются работы с каналами систем смазки и охлаждения, ремонтируется КШМ и т.д. В других случаях каких-либо операций удается избежать.
По этой причине даже квалифицированный специалист не способен точно ответить, сколько стоит капитальный ремонт двигателя без предварительной разборки и дефектовки мотора. Также зачастую не удается на начальном этапе определить и полный список запчастей для капитального ремонта двигателя. Все будет зависеть от износа, характера возможных повреждений и других факторов. Также не следует забывать и о том, что капремонт может потребоваться не только блоку цилиндров и узлам, которые расположены в нем, но и ГБЦ с установленным в головке блока ГРМ.
Параллельно нужно знать, что «капиталка» существенно отличается от переборки мотора. Под переборкой обычно понимается замена или ремонт конкретного вышедшего из строя элемента. Чаще ситуация бывает аварийная, например, прогар поршня или клапана, появление задиров в цилиндре и т.п. Капитальный ремонт двигателя обычно делается в том случае, если мотор уже изношен до такой степени, когда его дальнейшая нормальная эксплуатация становится невозможной или сильно осложняется без проведения комплексных ремонтно-восстановительных работ. Критический износ двигателя определяется низкой компрессией в цилиндрах, потерей мощности, повышением расхода масла и топлива, дымностью, неустойчивой работой ДВС в разных режимах работы.
Каждый производитель закладывает определенный ресурс агрегата до капитального ремонта. В среднем, показатель составляет около 150-200 тыс. км. пробега. Указанный капитальный ремонт двигателя автомобиля приводится применительно к современным ТС, которые зачастую оснащаются малообъемными или среднеобъемными высокофорсированными силовыми агрегатами.
Нужно также отметить, что на указанную цифру сильно влияет качество обслуживания, ГСМ, топлива, индивидуальные особенности эксплуатации, возникающие неполадки и своевременность их устранения. Другими словами, ресурс мотора можно как существенно увеличить, так и значительно сократить, причем зависит это от обслуживания и самого водителя.
Данное утверждение вполне справедливо, доказательством тому служит множество примеров. На практике один и тот же мотор может ходить 80-100 тыс. км, после чего ему необходима дорогостоящая «капиталка», в то время как другой пройдет 250-350 тыс. км, после чего в ряде случаев делается не капремонт, а всего лишь поверхностная переборка. Добавим, что если двигатель нормально работает и нет явных причин для его разборки, тогда агрегат можно спокойно эксплуатировать, причем без привязки к конкретным цифрам.
Что входит в капитальный ремонт двигателя
Итак, поводом для капремонта можно считать совокупность определенных симптомов. К таковым относят:
- постоянный нагар на свечах зажигания;
- значительное повышение расхода масла;
- перерасход топлива;
- мотор дымит синим или сизым дымом;
- низкая компрессия по цилиндрам;
- большое количество картерных газов;
- потеря мощности от 15% и более;
- стуки во время работы ДВС;
- недостаточное давление в системе смазки;
- перегрев мотора;
- неустойчивая работа агрегата на разных режимах и т.д.
Еще раз обращаем внимание, что появление отдельных признаков еще не говорит о необходимости капитального ремонта. В ряде случаев причиной может быть неисправность, которую устраняют без капремонта. Если же двигатель изношен и указанные выше симптомы проявляются комплексно, тогда такому мотору необходим капитальный ремонт.
Какие запасные части необходимы
Рассмотрим список запасных частей для проведения капитального ремонт силового агрегата:
- Комплект поршневой группы, в него входят поршня, поршневые кольца, поршневой палец. Если блок гильзован или появилась такая необходимость — то соответственно приобретаются и гильзы. При приобретении поршневой группы спешить не стоит, необходимо сначала отвезти блок туда, где собираетесь точить и лишь после замера мастер скажет вам, какого ремонта необходимо купить поршня.
- Тут дело желания, если хотите можете приобрести поршня с выемками, особенно полезно если вы проводите эксперименты с разрезными шестернями и тп. Да и цепь не смотря на свою надежность раз в 20 лет может и порваться и тогда встреча поршней с клапанами неизбежна.
- Вкладыши коренные и шатунные, приобретаются после того, как будет прошлифован коленчатый вал. После шлифовки коленвала мастер сообщит вам какий вкладыши вам нужно купить — 0,25, 0,50, 0,75, 1. Это зависит от степени износа коленвала. Вкладыши лучше брать оригинальные.
- Масляный насос. Это дело достаточно спорное, но я предпочитаю менять его при проведении капиталки. Многие говорят что он может прослужить очень долго — я не беру во внимание такие рассказы, делать так делать.
- Распредвал. Также рекомендую менять, но если уж совсем плохо с финансами то можно и отложить его замену, но это очень не желательно. Хотя если распредвал в хорошем состоянии, то можете его и оставить.
- Промежуточный вал (вал привода вспомагательных агрегатов, поросенок) это вал, который вращает трамблер и масляный насос, приводится в действие моторной цепью. Этот вал очень влияет на давление в системе смазки — если втулки сильно изношены, то давление масла падает существенно. При капитальном ремонте двигателя втулки обязательно заменяются, обрабатывается развертками, вал также либо шлифуется, либо заменяется на новый. Существует также промежуточный вал на шариковых подшипниках, это помимо увеличение ресурса промвала также позволяет и повысить давление в системе смазки. Из всего этого необходимо вынести, что на момент отправки блока на проточку необходимо приобрести новый или взять с собой старий промвал для того, чтобы вам заменили втулки и прошлифовали вал (если оставляете старый), по крайней мере это так у нас.
- Если ремонтируется и ГБЦ, то необходимо приобрести и клапана, сальники клапанов, пружины (если старые не держат усилие).
- Также рекомендую заменить всю систему натяжки моторной цепи, а также саму моторную цепь, сюда входят: звездочки коленвала, распредвала, промвала, моторная цепь, башмак натяжителя моторной цепи, натяжитель моторной цепи, успокоитель моторной цепи. Опасайтесь подделок, бывали случаи, когда башмак натяжителя моторной цепи был изготовлен из немаслостойкой резины, он разрушился достаточно быстро. Успокоитель я стараюсь ставить пластмассовый, так как он если и оборвется, то может не так сильно навредить двигателю как резинометаллический.
- Обязательно заменяются сальники коленчатого вала, задний и передний.
- Также необходимо приобрести набор прокладок, можно отдельно все бумажные, а на поддон, клапанную крышку и под ГБЦ купить отдельно.
- Проверьте также подшипник, в который входит первичный вал КПП, с торца коленчатого вала. Если в подшипнике имеется люфт, то его необходимо заменить.
- Если двигатель застучал, провернуло шатунный вкладыш — то обязательно этот шатун необходимо заменить.
- Также не стоит забывать про все расходники — масло, фильтр, ОЖ.
Разборка двигателя 4B12 Peugeot 4007 2007 — 2012
Инструменты:
- Ключ трещоточный
- Удлинитель (с карданчиком)
- Головка на 10 мм
- Головка на 12 мм
- Головка на 14 мм
- Головка на 16 мм
- Головка на 17 мм
- Головка на 18 мм
- Головка-бита 12-гранная на 8 мм
- Свечной ключ (или высокая головка на 16 мм)
- Головка Torx T10
- Вороток под торцевую насадку
- Насадка на вороток на 18 мм
- Насадка на вороток на 22 мм
- Гаечный ключ рожковый на 10 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 12 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 14 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 17 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 19 мм
- Гаечный ключ накидной изогнутый на 16 мм
- Шестигранный ключ на 6мм
- Отвертка плоская средняя
- Отвертка крестовая средняя
- Домкрат винтовой
- Подъемное устройство
- Траверса MB991527
- Балонный ключ
- Шестигранный спецключ для фиксации натяжного механизма (или штифт)
- Инструмент для фиксации шкива коленчатого вала (вильчатый держатель MB990767 и спецболты и MD998719)
- Инструмент (стопор) для фиксации маховика или пластины привода гидротрансформатора МВ991883
- Съемник масляного поддона MD998727
- Опора регулируемая с винтовым домкратом (или подъемное устройство)
- Шестигранный спецключ для фиксации храповика натяжителя (или штифт) — 2 шт.
- Съемник масляного фильтра MB991396
- Набор для сборки и разборки поршневых комплектов MD998780
- Направляющая для снятия поршневого пальца MB991659
- Приспособление для сжатия пружин клапанов (комплект из деталей с к.н. MD998735 и МВ992089)
- Съемник седел клапанов
- Специальные плоскогубцы МВ992085
- Пресс со специнструментом (или выколотка)
- Молоток средний
- Плоскогубцы
- Пинцет
- Маркер
- Противооткатный упор (башмак)
- Нож (или скребок)
- Щетка металлическая
- Кисть флейцевая
- Стенд для ремонта двигателей
Детали и расходники:
- Веревка или проволока
- Емкость техническая — 4 шт.
- Шланг
- Аэрозольная смазка типа WD-40
- Водяная ванна
- Очиститель (или растворитель)
- Обезжириватель
- Деревянный брусок
- Блок V-образный деревянный — 2 шт.
- Краска
- Ветошь
Примечания:
При капитальном ремонте необходимо знать, как правильно разобрать и собрать двигатель.
Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений, установить на стенд или подставку, при этом двигатель должен стоять очень устойчиво. При сборке не подвергавшиеся ремонту или замене детали надо устанавливать на свои места, где они приработались. Для этого при разборке их необходимо маркировать любым способом, который не портит детали. При ремонте запрещается разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, так как эти детали обрабатывают в сборе. Коленчатый вал и маховик (диск гидротрансформатора) можно разукомплектовать, поскольку эти детали балансируют в отдельности.
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
1. Снимите двигатель Пежо 4007 с автомобиля, как описано здесь (выполните все работы раздела «Снятие двигателя»).
2. Снимите стартер, отвернув два болта его крепления.
3. Отверните болт и гайку крепления генератора и снимите его.
4. Отверните болты крепления и снимите два кронштейна крепления генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
5. Снимите шкив коленчатого вала и извлеките передний сальник вала, как описано в этой статье.
6. Затем снимите маховик / пластину привода гидротрансформатора и извлеките задний сальник коленчатого вала, как описано здесь.
7. Снимите крышку головки блока цилиндров, как описано здесь.
8. Снимите масляный поддон картера двигателя, как описано здесь.
9. Снимите цепь привода ГРМ, как описано в этой статье.
10. Снимите головку блока цилиндров, как описано здесь.
11. Снимите насос системы охлаждения с прокладкой, отвернув пять болтов его крепления.
12. Перед тем, как снять картер двигателя, необходимо снять масляный насос в сборе с балансирным механизмом. Нажмите на башмак натяжителя в направлении натяжителя цепи привода масляного насоса и балансирного механизма, утопите шток натяжителя и вставьте шестигранный спецключ (в форме «L», 1,5 мм) для фиксации штока в указанное на рисунке отверстие.
Примечание:
Вместо шестигранного спецключа допускается использование штифта или проволоки, которая должна быть достаточно жесткой.
13. Снимите натяжитель цепи привода масляного насоса и балансирного механизма.
14. Отверните болты крепления башмака натяжителя, успокоителя цепи и снимите их с блока двигателя.
15. Снимите масляный насос в сборе с балансирным механизмом, отвернув болты его крепления.
16. Затем снимите цепь привода масляного насоса и балансирного механизма.
17. Снимите с помощью двух отверток звездочку с коленчатого вала.
18. Отверните болт крепления трубки указателя уровня масла к блоку цилиндров и снимите щуп в сборе.
Примечание:
Не потеряйте уплотнительное кольцо, размещенное в нижней части соединения трубки щупа с картером двигателя.
19. Снимите с помощью специального ключа масляной фильтр.
20. В несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, отверните болты крепления картера.
21. Вставьте плоскую отвертку в паз между блоком цилиндров и картером, как показано на рисунке. Работая отверткой, как рычагом, отделите картер от блока цилиндров.
Примечание:
Можно использовать другой способ отделения картера от блока цилиндров: наносите легкие удары рукояткой молотка по приливу на картере, и отделите картер от блока цилиндров.
22. Если отделить картер не удается одним из приведенных выше способов, то вставьте плоскую отвертку между картером и крышкой коренного подшипника коленчатого вала, как показано на рисунке, и слегка покачивая отвертку вверх-вниз (работая отверткой, как рычагом) отделите картер.
23. Маркером нанесите номер цилиндра на боковую поверхность шатуна для облегчения последующей сборки.
24. Отверните болты, снимите крышку шатуна и извлеките поршень и шатун в сборе из цилиндра, протолкнув шатун ручкой молотка внутрь цилиндра.
Примечание:
Будьте осторожны при снятии поршня с шатуном в сборе, не заденьте шатуном за поверхность цилиндра и шейку коленчатого вала.
25. Проворачивая коленчатый вал для доступа к болтам крышек шатунов, аналогично извлеките остальные поршни с шатунами.
26. Снимите вкладыши со всех шатунов и с их крышек.
27. Снять поршневое кольцо можно руками. Разожмите верхнее компрессионное кольцо и снимите его. Аналогично снимите второе(нижнее) компрессионное кольцо.
28. Разожмите и снимите верхнее кольцо-расширитель и нижнее кольцо составного маслосъемного кольца.
29. Вставьте шток-толкатель в поршень со стороны метки «передней части» (в виде стрелки), нанесенной на днище поршня, затем наверните направляющую втулку «D» на конец штока.
30. Установите поршень и шатун на основание метками «передней части» вверх, как показано на рисунке ниже.
31. При помощи пресса извлеките поршневой палец.
Примечание:
Для облегчения дальнейшей сборки держите разобранные детали отдельно от других аналогичных деталей.
32. Разложите снятые детали (шатуны, поршни, вкладыши и др.) в порядке их соответствия номерам цилиндров.
33. Также необходимо знать, как снять коленчатый вал, не повредив его. Для этого, отверните болты крепления крышек коренных подшипников в несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, затем снимите крышки.
34. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
35. Снимите коленчатый вал в сборе с ротором датчика положения коленчатого вала и, во избежание повреждения зубьев ротора, положите его на два V-образных блока.
Примечание:
В случае повреждения зубьев ротора датчика положения коленчатого вала, ротор необходимо заменить.
36. Затем снимите верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
37. Снимите два упорные полукольца.
Примечание:
Разложите снятые детали (вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца) в порядке их соответствия номеру шейки и направлению установки.
38. Отверните четыре болта и снимите ротор датчика положения коленчатого вала.
39. Как разобрать головку блока цилиндров, смотрите здесь.
40. Как провести очистку деталей механизмов двигателя и их дефектовку, а также какие инструменты и расходники при этом используются, смотрите здесь, здесь и здесь.
В статье не хватает:
- Фото инструмента
- Фото деталей и расходников