Как правильно залить антифриз в систему охлаждения двигателя?
О жидкостях, потребляемых охлаждающей системой, информации написано достаточно много. Но вот о том, как правильно заливать и доливать эти жидкости в систему охлаждения, разговор пойдет впервые.
Основные правила по доливке антифриза
Напомним, что смешивание различных хладагентов недопустимо в большинстве случаев, так как на выходе смешенный коктейль может выпасть в осадок, который сам по себе не исчезнет, а начнет методично закоксовывать тонкие трубки радиатора и прочие нежные детали системы охлаждения. Поэтому стоит заливать только показанные к применению жидкости, которые получили одобрение производителя автомобиля, а доливать только тот же компонент, который наполняет своей основой уже действующую СОД.
Вопрос о том, как ведет себя антифриз или тосол при доливе в обычную воду можно оставить открытым. Концентраты этих веществ дают прекрасные показатели с водой в определенных допустимых пропорциях, опять же если залита дистиллированная вода, а не композиция из хлора, натрия, магния и калия, что чаще выходит из водопроводного крана.
Опять же напоминаем, что цвет охлаждающей жидкости никак не влияет на ее состав, — совместимы между собой могут быть зеленые, синие, красные жидкости, когда одинаковые по цвету, к примеру, желтые, могут иметь совершенно разную структуру, присадки и основу.
Как заливать антифриз в систему охлаждения?
В современных автомобилях в основном используется антифриз, на его примере мы расскажем, как правильно заливать и доливать это вещество для нормальной работы системы охлаждения.
Самая распространенная ошибка — это налив жидкости в раструб радиатора. Действительно, наливное отверстие у данного агрегата существует, но только в тех моделях, которые подлежат разбору.
Намертво спаянная система радиатора не предполагает налития и долития напрямую, антифриз в нее поступает через расширительный бачок, в который в основном и наливается хладагент, поступая затем равномерно во все узлы охлаждающей системы.
Кстати, когда ОЖ меняется полностью, основная причина которого является в простой смене марки или же замена старой на новую, то разборные модели радиатора сливаются отдельно, собственным нижним отверстием, а остальная жидкость стекает через дополнительную пробку, которая иногда прикрыта на днище защитой.
В данном вопросе инструкция всегда в помощь, так как различные модели авто могут иметь собственные модификации системы охлаждения и нестандартные сливные и заливные отверстия, особенно это качается автомашин английского производства. В остальном процедуру залива антифриза и прочих охлаждающих жидкостей можно разделить на несколько простых этапов. Сложного в этом ничего нет, поэтому смена хладагента может происходить самостоятельно.
Пошаговая инструкция по замене антифриза
1. Купить нужный качественный антифриз (характеристики и показания смотрим в инструкции по использовании авто, сверяя с этикеткой производителя).
2. Завести машину и дать ей поработать без нагрузок 10 минут, после чего перевести или выставить отопитель салона в предельно максимальное положение, иными словами на полную катушку включить печку. После этого заглушить двигатель.
3. Слить старый антифриз со всей системы охлаждения.
Для этого лучше выставить автомобиль так, чтобы передняя его часть была ниже задней, тогда ОЖ будет активнее стекать изо всех укромных уголков. Потом необходимо повернуть пробку расширительного бочка для того, что бы излишки давления нашли выход (в некоторых моделях необходимо провернуть пробку на радиаторе, а иногда требуется поворот двух пробок сразу). После того, как жидкость в системе не будет нагнетаться, она быстро остынет и не даст возможности обжечься. Как только до пробки можно будет дотронуться незащищенной рукой, ее следует открыть полностью. Затем так же открыть сливной выход внизу радиатора, предварительно подставив ненужные емкости, в которых позже можно будет произвести утилизацию отработанного антифриза.
4. Промывка системы.
После того. как вся ОЖ слита полностью, необходимо осуществить промывку системы охлаждения.
Делается это только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда система долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь накопившаяся, то следует воспользоваться специальными промывками для системы охлаждения, которые помогут выгнать грязь.
Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. А именно…залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза. Если хотите сэкономить, то первую промывку очень грязной системы охлаждения можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду. В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. Да, еще момент. Именно в это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.
5. Залить антифриз. После очистки системы заливается свежий рабочий антифриз, который был приобретен ранее.
Залитие происходит в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Кстати стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.
Заливать антифриз следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать.
Так же необходимо следить за уровнем жидкости при заливе антифриза:
- для радиатора — это нижняя отметка (риска);
- для сливного бочка — максимум, так как жидкость потом будет расходится по всем уголкам системы охлаждения и объем ее в бачке уменьшится.
6. Стравить воздух. Когда закачка антифриза завершена, следует стравить воздух из системы.
Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли жидкости — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.
После этой конечной процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. После чего заново заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости произвести долив жидкости до нормы. Так же после полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.
Как правильно доливать антифриз?
Любой долив антифриза в систему охлаждения и прочих хладагентов происходит только через отверстие расширительного бачка.
Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.
Как уже говорилось выше, доливать антифриз можно только таким же составом не взирая на цвет, но лучше использовать одинакового производителя, так как существует разница в присадках даже у совершенно одинаковых ОЖ, в зависимости от партии.
Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.
Как правильно доливать антифриз: инструкция с пояснением
При эксплуатации автомобиля мы неизменно столкнемся с необходимостью доливать или менять антифриз. Многие не знают, как правильно доливать антифриз, в итоге они проводят такие сервисные работы на горячем и даже работающем двигателе, что в последующем приводит к критическим неисправностям силового агрегата. Поговорим поподробнее о том, как же правильно нужно доливать антифриз, что позволит обеспечить правильность работы системы охлаждения двигателя.
Немного теории
Антифриз — это охлаждающая жидкость, которая постоянно циркулирует по замкнутому контуру. Контур охлаждения включает многочисленные каналы в двигателе, так и радиатор, где непосредственно осуществляется охлаждение антифриза. По мере использования авто эксплуатационные характеристики у такой охлаждающей жидкости ухудшаются, в итоге появляется не только плотный кальциевый налет и осадок, но и начинают ржаветь металлические элементы. Поэтому потребуется не только регулярно доливать охлаждающую жидкость, но и проводить замену антифриза.
Если автовладелец пренебрегает таким сервисом охлаждающей жидкости, в итоге это приводит к перегреву мотора, что чревато критическими поломками двигателя. Тогда как всех таких проблем можно было бы избежать, своевременно выполняя замену антифриза, и постоянно контролируя уровень охлаждающей жидкости в бачке расширения. Помните о том, что, если охлаждающая жидкость начинает быстро уходить из системы, постоянно требуется доливать антифриз, это может говорить о серьезных проблемах с двигателем. В подобном случае необходим комплексный ремонт и диагностика авто.
Правильно доливаем антифриз
Автовладельцу нужно помнить о том, что следует обязательно выбирать качественный антифриз, который рекомендован производителем. Смешивать различные типы антифризов, которые отличаются своими эксплуатационными характеристиками не рекомендуется. Поэтому к вопросу выбора такой охлаждающей жидкости необходимо подходить максимально ответственно.
Доливать антифриз в систему можно, исключительно на холодном двигателе. Если выполнить такую работу на горячем моторе, то в нагретый до высоких температур двигатель попадёт холодный антифриз, а из-за существенной разницы температур возникают трещины металла, в итоге, такой двигатель даже может пойти под замену. Поэтому при необходимости долить антифриз следует обязательно выполнять такую работу на холодном двигателе.
Причины уменьшения уровня охлаждающей жидкости
Может быть множество причин, по которым уходит охлаждающая жидкость. Это повреждение соединения патрубков, повреждение радиатора, а также потеря герметичности рубашки охлаждения двигателя. В последнем случае антифриз может попадать в масло или же в камеру сгорания, в итоге автовладельца ожидает серьезный и дорогостоящий ремонт.
Если же отмечается повреждение патрубков и радиаторов, то в подобном случае можно попытаться заварить имеющиеся повреждения, несколько уменьшив тем самым расходы на ремонт автомобиля. Оставлять на потом решение имеющихся проблем с двигателем всё же не стоит, как только вы заметили, что мотор начинает быстро терять охлаждающую жидкость следует как можно скорее доставить машину в сервис и выполнить её ремонт.
Подведём итоги
Если требуется залить антифриз в расширительный бачок, то нужно помнить, что такая работа выполняется исключительно на холодном двигателе. Также в обязательном порядке подбирается марка антифриза, которая должна бать аналогична залитой в мотор охлаждающей жидкости и рекомендована автопроизводителем. Помните также о том, что если в вашем двигателе автомобиля начинает быстро падать уровень охлаждающей жидкости, то необходимо выполнять соответствующую диагностику и определять причину имеющихся проблем.
Как заливать антифриз правильно: подробная пошаговая инструкция
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Когда пора заливать антифриз
- Как правильно это делать
- Как правильно доливать антифриз в систему охлаждения
- Что об этом думают пользователи интернета
Доступной информации об охлаждающих жидкостях для автомобиля существует предостаточно. Тем не менее, у автолюбителей возникают вопросы, как заливать антифриз, какими средствами и в какие сроки. Проясним эти моменты в нашей статье.
Когда нужно заливать антифриз в систему охлаждения
Для начала разберемся с необходимой периодичностью доливки антифриза, а также с тем, когда именно это нужно делать. Причин заливать охлаждающую жидкость существует несколько:
- Уровень жидкости в системе заметно снизился. Это может случиться из-за протечек в системе. У Hyundai Solaris, например, на расширительном бачке нанесены две метки L и F, обозначающие соответственно низкий и высокий уровень. В случае падения уровня жидкости ниже отметки L требуется долить необходимое количество антифриза. На разных автомобилях метки могут обозначаться по-другому, однако смысл остается таким же.
- Внезапно понизился уровень жидкости после недавней доливки. Происходит это из-за утечки, место которой в системе следует найти.
- Истек срок годности хладагента. Вновь возьмем в качестве примера Hyundai Solaris. Заливать свежий антифриз в этот автомобиль нужно, руководствуясь сроком эксплуатации имеющейся жидкости: для класса G-11 этот срок составляет от 2 до 3 лет, для класса G-12 — до 5 лет, для более высоких классов — свыше 5 лет. Но никто не запрещает менять охлаждающую жидкость чаще, если залитый состав загустел, потемнел и уже не выполняет свои функции — двигатель постоянно перегревается. Такое случается, если в систему заливали некачественный или поддельный продукт.
В некоторых случаях возможно периодическое срабатывание спускового клапана расширительного бачка. Это явно сигнализирует о том, что антифриз не потерял свои качества и не отводит тепло. Требуется слить старую жидкость и залить новую.
О низком уровне охлаждающей жидкости в некоторых моделях авто может сигнализировать и отдельный индикатор на приборной панели. Для проверки уровня ОЖ машину необходимо установить на горизонтальную поверхность.
Рекомендуем
Следует учитывать, что антифриз при малом его количестве в системе начинает испытывать повышенные тепловые нагрузки, а потому быстро теряет эксплуатационные свойства и не всегда справляется с возложенной задачей. Результатом являются частый перегрев двигателя, повышенное потребление масла и другие неприятности.
На этом закончим с теорией и перейдем непосредственно к практическим советам, как заливать антифриз в машину.
Что нужно знать, чтобы залить антифриз правильно
Начнем с того, что смешивать разные по свойствам охлаждающие жидкости нельзя, поскольку в результате такая смесь может дать нерастворимый осадок. Это приведет к тому, что каналы радиатора и другие чувствительные детали системы со временем закоксуются. Во избежание подобных ситуаций заливать в автомобиль нужно лишь антифриз, допущенный к эксплуатации производителем конкретного авто, а доливать — аналогичный состав, дополняющий собой имеющуюся жидкость.
Поведение охлаждающего состава при добавлении в него воды — вопрос открытый. До определенной степени разбавленная смесь способна показать превосходные качества при условии использования дистиллированной воды. Обычная водопроводная здесь не подойдет.
Стоит напомнить, что цвет охлаждающей жидкости не зависит от ее состава. Абсолютно совместимыми могут оказаться, например, синий и красный хладагент, в то время как две разных жидкости зеленого цвета в итоге будут иметь разную основу и состав присадок.
Многие автовладельцы допускают ошибку, не зная, куда заливать антифриз. И по незнанию они всегда используют для этого раструб радиатора. Данное отверстие действительно имеется в этом устройстве, но лишь в разборных его моделях. В радиаторную систему с цельным корпусом заливать и доливать жидкость напрямую не следует. Антифриз поступает в радиатор и в остальные узлы охлаждающей системы через расширительный бачок.
В случае полной замены старой жидкости на новую или при смене ее марки слив имеющегося хладагента из разборного радиатора выполняется через индивидуальное отверстие. Остаток жидкости вытекает через дополнительную пробку, иногда прикрытую защитной панелью на днище.
Универсальная инструкция здесь поможет не всегда, поскольку некоторые модели автомобилей комплектуются нестандартными системами охлаждения с индивидуальными схемами слива и залива. Этим в значительной мере отличается продукция английских автопроизводителей. Стандартная же процедура залива охлаждающей жидкости несложна и состоит из нескольких этапов, которые можно выполнить самостоятельно без помощи специалистов.
Как заливать антифриз в систему: пошаговая инструкция
Шаг 1: Приобретите подходящую жидкость, предварительно подобрав ее характеристики из руководства по эксплуатации к автомобилю и выбрав нужного производителя.
Шаг 2: Запустите двигатель и оставьте его работать в холостом режиме около 10 минут. Затем включите автомобильный обогреватель на полную мощность и заглушите мотор.
Шаг 3: Полностью слейте из системы охлаждения весь имеющийся антифриз или тосол. Чтобы помочь жидкости вытечь из всех уголков, установите автомобиль под наклоном, приподняв заднюю часть. Далее, перед тем как залить свежую ОЖ, стравите излишнее давление из системы, повернув крышку расширительного бачка. Некоторые модели требуют поворачивать сразу две пробки либо только одну на самом радиаторе. После остывания жидкости и пробки последнюю можно полностью открутить, не опасаясь обжечься. Таким же образом открывается сливное отверстие снизу радиатора. Заранее под это отверстие подставьте емкость для слива жидкости и ее последующей утилизации.
Шаг 4: После полного удаления антифриза следует промыть систему охлаждения, если заливать вы будете хладагент другой марки, а также при отсутствии профилактики системы в течение долго времени. Следы коррозии и накипи превосходно удаляются дистиллированной водой. Если же накопилось приличное количество грязи, нужно применять специальные промывочные составы для СО.
Рекомендуем
В процессе промывания заливают жидкость и закрывают краны. Необходимо производить данные действия исключительно на холодном двигателе. При использовании воды эта процедура повторяется дважды или трижды. Далее все открытые пробки закручиваются, и запускается процесс очистки на требуемое время (либо на 10-15 минут). С целью экономии, если система сильно загрязнена, первое промывание допускается выполнять напором обычной воды. Повторную промывку выполняют уже дистиллированной водой либо специальным средством. Как правило, для полной очистки хватает трех повторений. Важно во время промывания проверить имеющиеся в системе патрубки, прокладки и штуцеры — возможно, они износились и требуют замены.
Шаг 5: Когда система полностью очищена, можно заливать свежий, заранее купленный хладагент.
Можно залить антифриз в радиатор напрямую через горловину, если конструкция агрегата разборная. Но в большинстве случаев для этого используется расширительный бачок. Важно не спутать его с похожим бачком омывателя, который обычно расположен рядом.
Жидкость заливайте не спеша, но и не останавливаясь в процессе, во избежание попадания в систему воздуха, который в противном случае придется долго выкачивать.
Во время заливки хладагента следите за его уровнем.
- На радиаторе для этого имеется нижняя метка.
- Максимальное количество определяется по сливному бачку. Во время работы антифриз будет распространяться по всей системе, и в бачке его объем уменьшится.
Шаг 6: На завершающем этапе нужно выкачать из системы остатки воздуха. Для этого используется специальный кран, представляющий собой винт и находящийся на блоке цилиндров ДВС. Откройте кран и ждите, пока весь воздух не выйдет и не появятся капли охлаждающей жидкости. После этого винт можно туго затянуть.
Далее заведите мотор и дайте ему поработать, поддержав работу через 5 минут подгазовкой. Затем заглушите двигатель и, вновь подождав некоторое время, проверьте уровень хладагента в расширительном бачке. При необходимости долейте его до нужной отметки. Подобную проверку затем нужно проводить каждый день, чтобы выявить возможные дефекты в системе охлаждения, которые до замены могли быть не замечены.
Как правильно доливать антифриз
Жидкость в систему следует добавлять через предназначенное для этого отверстие в расширительном бачке. Чтобы выяснить, сколько нужно заливать антифриза, открутите крышку и определите текущий уровень. Минимальное количество жидкости должно насторожить. Максимальный уровень также в течение месяца приведет к выходу за пределы нормы, поэтому желательно, чтобы он оставался средним.
Затем определитесь с типом хладагента. Идеальной будет жидкость, рекомендуемая производителем вашего авто. Для этого изучите руководство по эксплуатации либо информацию из сторонних справочников. Как правило, применение жидкостей различных классов и марок разрешается. Однако доливать следует лишь состав, полностью соответствующий имеющемуся по классу. В противном случае это грозит поломкой всей системы охлаждения. Если же нужно добавить более 30 % от всего объема, рекомендуется слить имеющуюся жидкость и залить с нуля свежий антифриз.
Следует помнить, что одинаковые по классу антифризы могут отличаться маркировкой, но быть одного цвета. Многие же ошибочно полагают иначе. Так, допускается смешивать лобридовые, карбоксилатные и гибридные составы исключительно с аналогичными. Перекрестное смешивание запрещается за исключением антифризов класса G12+. Последние допускается соединять с составами классов G11 и G12. Категорически нельзя также смешивать отечественный «Тосол» с зарубежными антифризами — их составы не совместимы друг с другом.
Рекомендуем
В продаже охлаждающие жидкости представлены в двух формах: готовый к использованию продукт и концентрированный состав. Учтите, что заливать в имеющийся в системе антифриз чистый концентрат ни в коем случае нельзя, даже если эти жидкости одного класса. Перед заливкой обязательно разбавляйте концентрат, руководствуясь прилагаемой инструкцией. Состав раствора как правило подбирается в зависимости от температуры замерзания.
Чаще всего антифриз доливается зимой. Это связано с тем, что жидкость периодически нагревается во время простоев, а затем остывает, в процессе чего происходит ее потеря. Это абсолютно нормальное явление, и бояться его не нужно. В случае же значительного расхода жидкости при условии отсутствия неисправностей стоит задуматься о замене антифриза на новый состав, более устойчивый к температурным колебаниям.
Можно ли заливать антифриз с водой
Автолюбители достаточно часто спорят о том, можно ли залить антифриз в систему, смешав его с водой. И мнения на этот счет существуют разные. В общем случае такое смешивание допускается, но с некоторыми важными нюансами.
Первый момент заключается в том, что вода должна быть как минимум тщательно очищенной от примесей, а в идеале дистиллированной. Растворенные в обычной воде микроэлементы способны засорить систему охлаждения, а также вступить в химическую реакцию с компонентами антифриза и присадками.
Во-вторых, объем воды для смешивания ограничен 200 мл. Большее количество негативно отразится на свойствах смеси, особенно в зимний период. По этой причине воду для доливания следует применять лишь в крайних случаях. Например, при резком падении уровня охлаждающей жидкости в системе, когда в наличии нет аналогичного состава и нет возможности его приобрести.
Однако польза в добавлении воды все же присутствует. Аргументы такого смешивания следующие:
- Долив воды не ухудшает полезных свойств охлаждающей жидкости по сравнению со смешиванием с антифризами других классов. Данный факт основан на том, что свойства охлаждающей жидкости в значительной мере определяются соотношением присадок, входящих в ее состав. Когда вы заливаете в жидкость антифриз иного класса, вы нарушаете это соотношение и таким образом снижаете эксплуатационные качества смеси. Вода же уменьшает объемную концентрацию присадок, в то время как их взаимное соотношение не меняется.
- При доливании воды в охлаждающую жидкость температура замерзания смеси понижается. Связано это с активным испарением воды при открытом предохранительном клапане на расширительном бачке, в результате чего уменьшается объем охлаждающей жидкости. Из всех составляющих вода начинает испаряться первой, поэтому, доливая ее в бачок, вы восстанавливаете температуру замерзания.
- Важно заливать не более 100-200 мл воды, тогда температура замерзания будет снижаться благодаря росту давления в системе. В противном случае температура, наоборот, повысится.
Также важно отметить, что антифризы сами по себе на 70 % состоят из воды, в связи с чем они и испаряются в жаркую погоду. Зимой же следует по возможности избегать сильного разведения охлаждающей жидкости.
Как заливать антифриз в систему охлаждения: мнения автовладельцев
- Концентрат и точка
«Лучше и выгоднее всего приобретать чистый концентрат, не поддельный и без температурных ограничений (например, от VAG). Слейте излишки дистиллята, ориентируясь на объем системы охлаждения вашей машины. Заливайте концентрированный состав, проверяя плотность жидкости и в случае необходимости корректируя ее. Важно не понижать температуру ниже -50 градусов, иначе это отразится на теплоотдаче, а двигателю в летнее время будет тяжелее работать. Оптимальный температурный диапазон – от -40 до -50 градусов.
Как вариант, залейте готовый состав на -50 градусов. Остатки воды в системе доведут температуру до оптимального значения. Но тут все зависит от конкретного двигателя — получится ли с него слить большой объем?».
Морду выше и вперед
«Поднимите перед вашего авто как можно выше. Благодаря этому воздух покинет систему очень быстро. Далее залейте в расширительный бачок антифриз до уровня между меток, затем полностью наполните термостат через его горловину и запускайте мотор. Жидкость будет постепенно уходить, поэтому доливайте ее в процессе. Чтобы воздух выходил еще быстрее, можете руками сжимать верхний патрубок».
Не торопиться, всё успеется
«Многие спрашивают, сколько надо заливать антифриза. Так вот, «охлаждайку» лейте до метки и одновременно сжимайте патрубки, после чего закройте крышку. Запустите двигатель и прогрейте его, пока не заработает вентилятор в радиаторе. Далее добавьте оборотов до 3000 и удерживайте их с минуту. Заглушите мотор и подождите полного остывания. Потом снова заведите машину и уже при работающем двигателе долейте антифриз до отметки».
Без доливов, менять всё
«Я думаю, вместо постоянных доливов лучше полностью сливать жидкость и в чистую промытую систему заливать уже свежий антифриз. По цвету жидкости никогда не выбирайте! Ориентируйтесь на имеющиеся на рынке классы антифризов: G11 (бывают синие и зеленые) и G12 (по моему, только красные). Правда, встречаются и красные жидкости G11 от Castrol. Есть и другие нюансы при выборе антифризов. Например, использовать более современный G12 вместо ранее залитого G11 нельзя, поскольку система, скорее всего, не рассчитана на агрессивный новый состав».
Рекомендуем
«Самый лучший вариант — зафиксировать название и класс залитого антифриза и заливать в дальнейшем только его. Если такой возможности нет, придется постоянно полностью менять жидкость в системе охлаждения».