Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;
Один день из жизни слесаря по ремонту автомобилей ПКФ «Слово»
Читать по теме
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику «Один день из жизни ПКФ «Слово».
С предыдущими публикациями можно познакомиться по ссылкам:
О своей работе рассказывают продавцы-консультанты и автослесари, руководители технического блока и автомойщики, мастера, диагносты, автомаляры. ПКФ «Слово» сегодня имеет статус официального дилера известных автомобильных брендов: KIA, LADA, LIFAN, Chevrolet NIVA, УАЗ, Chery и ГАЗ, а также предлагает полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту всех автомобилей отечественного и импортного производства (Сервис Мультибренд), включая кузовные и лакокрасочные работы.
Михаил Бичуцкий: «Машина должна ездить!»
Михаил Бичуцкий, слесарь по ремонту автомобилей, шестой год работает в ПКФ «Слово».
Готовность номер один
Рабочий день у автослесаря ПКФ «Слово» начинается в 9 утра и заканчивается в 9 вечера. Михаил Бичуцкий приходит чуть раньше, и первым делом осматривает инструмент. Металл не вечен, и, например, изменившийся, сбитый размер гаечного ключа может осложнить работу в самый ответственный момент.
Проверяется весь набор ключей, пневмоинструмент и, конечно, главные помощники слесаря всех времен и народов — молоток и монтажка. Если замечает неисправность, то нужный ключ тут же меняет, на складе всегда в запасе необходимые инструменты. За пять лет, что Михаил работает в «Слове», в большом профессиональном наборе автоинструментов сменилась половина составляющих.
Еще одно обязательное утреннее действие – проверка исправности подъемника: тросов, упоров, механизма.
Такая ежедневная предварительная подготовка очень важна, чтобы потом, в процессе работы, не отвлекаться и не тратить время. Оно в буквальном смысле на вес золота: оплата труда автослесаря сдельная. Зарплата напрямую зависит от скорости и качества выполнения работ. При этом нельзя допустить перекоса ни в одну сторону. Скорость выполнения работ задается нормативами и отслеживается в специальной программе. Качество находится под контролем мастеров и клиента, который имеет право находиться здесь же, в ремонтной зоне.
Вишенка на стекле
В этот день Михаилу поступил трехлетний KIA Sportage на техническое обслуживание. Стандартный набор: замена фильтров, масла, антифриза.
Первым делом вместе с мастером и в присутствии клиента полностью осматриваем автомобиль: состояние кузова, подвески, тормозов. Выслушиваем пожелания и жалобы владельца. Заполняем ведомость. Оцениваем наличие и стоимость запчастей, вид ремонта: гарантийный или не гарантийный, говорит Михаил и ни на секунду не останавливает работу, понятно: время – деньги. И продолжает: Выясняется также необходимость дополнительных работ. Например, в этом автомобиле направляющие тормозного суппорта начали подкисать – не шевелятся, а должны ходить свободно. Надо разработать. Вытаскиваю направляющие, прочищаю и наношу специальную смазку. Этот вид работ не входит в ТО и отдельно согласовывается с клиентом.
Нередко бывает, что человек не понимает, что с его машиной: «Стучит, а что – не пойму». До смешного доходит. Михаил вспоминает, как однажды клиент 200 км из района ехал, чтобы нашли причину стука. Два часа искали. Оказалось, вишенки-ароматизаторы за зеркалом висят, они и стучали по стеклу. Вишенки сняли, стук пропал.
Частота ремонта автомобиля зависит от самого владельца, уверен Михаил Бичуцкий. Кто как ездит. Недавно приехал клиент на KIA, так у него после 90 тысяч километров пробега тормозные колодки до сих пор не поменяны. Он привык тормозить двигателем и не форсировать скорость, поскольку работает в карьере на самосвале с электроприводом. Там не погоняешь. А другой с места рвет, затем так же резко тормозит. Понятно, что тормоза перегреваются, эффективность пропадает, увеличивается механический износ.
Беспокойный «дальнобой» и карате по-семейному
Специальность слесаря по ремонту автомобилей Михаил Бичуцкий получил в петрозаводском училище №8.
Но увлекся дальнобойной романтикой – знакомый пригласил в свою фирму водителем. Несколько лет Михаил гонял фуру по России. Скоро от романтики ничего не осталось. Разборки с наездами, от которых иногда не спасали и заранее купленные «визитки». Длинные командировки и ожидание попутного груза. Да еще хозяин повесил на него ремонт фуры. А она 1991 года. Ни времени на семью, ни заработка нормального.
А тут знакомый рассказал про ПКФ «Слово». Михаил прошел собеседование и после короткого испытательного периода стал работать слесарем. В дилерском центре работать сложнее, чем в каком-нибудь гаражном сервисе. Там главный – слесарь. Здесь – клиент. Но здесь интереснее. Уровень совершенно другой.
Условия отличные: работаем в теплом, чистом и оборудованном по требованиям KIA помещении. Полное снабжение спецодеждой, обувью, защитными средствами. Зарплата неплохая и стабильная, рассказывает Михаил. И важно, что можно смело планировать выходные, отдых с семьей и домашние дела.
В качестве «дальнобойщика» Михаил, наверное, никогда бы не решился купить полдома. Сейчас занимается обустройством, из четырех комнат сделал только одну, но не унывает: все еще впереди.
Еще успевает вместе с детьми – девятилетним сыном и шестилетней дочерью – заниматься карате кёкусинкай.
Работа у меня стоячая, в руках сила есть, а ноги забиваются, объясняет Михаил. – Вот и пошел вслед за сыном в секцию, к тому же тренеру.
Технический прогресс и взаимовыручка
Автомобильный мир меняется быстро.
Недавно у KIA вышел автомобиль с топливным насосом высокого давления для бензиновых двигателей. Такой насос позволяет увеличить степень сжатия топлива без получения детонации и обеспечить дозированный впрыск. Для изучения новинки ПКФ «Слово» командировал Михаила Бичуцкого в Москву, в учебный центр KIA.
Специалисты KIA рассказали о принципах действия нового двигателя, а главное – все представители дилерских сервисных центров смогли поэкспериментировать с новой машиной.
Все автослесари ПКФ «Слово», как и Михаил, постоянно проходят обучение в учебном центре KIA.
Кроме того, постоянно обновляется информация на портале производителя. Есть и заочное обучение. Как известно, ПКФ «Слово» представляет семь брендов: KIA, LADA, LIFAN, Chevrolet NIVA, УАЗ, Chery и ГАЗ. И хотя в салоне KIA обслуживаются в основном брендовые машины, автослесари должны знать и быть готовыми отремонтировать любую марку автомобиля.
Очень важно также, насколько много операций ты можешь совершить, говорит Михаил. Например, я могу проводить сварочные работы, сделать сход-развал, привести в порядок кондиционер. Чем ты универсальнее, тем больше заказов можешь выполнить. И, конечно, помогает взаимовыручка. В ремзоне KIA постоянно трудятся шесть автослесарей плюс электрик, диагност и моторист. Вдвоем проводим осмотр подвески, прокачиваем тормоза, проверяем электрику. Все друг другу помогают. Коллектив у нас устоявшийся, дружный.
Именно коллектив проголосовал за Михаила Бичуцкого, как за лучшего по профессии. Такие опросы на предприятии проводятся постоянно. По их итогам руководство отмечает сотрудников в приказе и награждает премией.
Для Михаила важно отношение клиентов. Это понятно – к Михаилу Бичуцкому многие владельцы KIA, да и других марок, записываются заранее. Знают – этот парень все сделает как надо.
Советы от Михаила Бичуцкого
1. Машина должна ездить. В морозы, в дождь, в жару. В основном у всех сейчас современные автомобили, которые должны заводиться и передвигаться по городу и трассам в любую погоду. Если машина стоит, то резиновые составляющие (втулки, сайлент-блоки и пр.) портятся, трескаются. Застаивается ходовая часть. Двигатель не получает должной нагрузки.
2. Перед тем, как провести какие-то операции с автомобильными агрегатами, посоветуйтесь со специалистами. Однажды клиент привез нам машину, в радиатор которой была налита жидкость для герметизации. Герметик закрыл трубки, жидкость перестала циркулировать и мотор перегрелся. Ремонт двигателя влетел клиенту в копеечку.
3. Приобретайте масла и запчасти в специализированных магазинах и салонах. Один из клиентов уверял нас, что льет только масло «Shell», как рекомендовано заводом. А диагностика показала, что весь двигатель в нагаре. Выяснилось, что человек купил масло в гипермаркете по акции. Ну не может канистра хорошего масла стоить 1000 рублей!
4. Проходите техническое обслуживание. Затраты небольшие, а окупаются с лихвой. Во-первых, вы уверены в техническом состоянии вашего автомобиля. Во-вторых, в ходе ТО специалисты выявят возможные неисправности и устранят их с гарантией до 1000 км пробега. В-третьих, автомобиль с отметками о пройденных вовремя ТО, лучше продается.
С предыдущими публикациями можно познакомиться по ссылкам: