РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.Профессия: «Слесарь по ремонту автомобилей» код профессии: 18511
Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 269
Ленинск – Кузнецкий филиал
Зав. филиалом ФКП ОУ №269
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Профессия: «Слесарь по ремонту автомобилей»
код профессии: 18511
Рабочая программа учебной дисциплины:
«Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиональной подготовке для специальности «Слесарь по ремонту автомобилей» код профессии: 18511
Организация-разработчик: Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение №269 ФСИН России, филиал г. Ленинск — Кузнецкий.
Афанасьев Юрий Иванович, преподаватель ФКП ОУ №269.
Программа обсуждена и утверждена на заседании методической комиссии,
протокол № ______ от « _____» ___________________ 201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
1. паспорт ПРОГРАММЫ
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.01.03 Автомеханик N 701 от 2 августа 2013 г, 18511 Слесарь по ремонту автомобилей (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Слесарь по ремонту автомобилей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в результате изучения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
основные методы обработки автомобильных деталей;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля
Всего – 72 часа, в том числе:
Аудиторные- 70 часов
Дифференцированный зачет – 2 часа
2. результаты освоения программы
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Слесарь по ремонту автомобилей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Наименования разделов профессионального модуля
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
в том числе контрольные лабораторные работы и практические занятия,
Производственная (по профилю специальности),
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Содержание учебного материала
Автослесарные работы, их объем и роль в обслуживании автомобилей, ознакомление с квалификационной характеристикой. Классификация и общее устройство автомобилей (лекция). Классы автомобилей, модели.
Контрольная работа по теме: Классы автомобилей, модели.
Содержание учебного материала
Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания. Кривошипно-шатунный механизм. Т.О. кривошипно-шатунного механизма.
Газораспределительный механизм. Ремонт механизма газораспределения.
Система охлаждения. Т.О. системы охлаждения. Система смазывания.
Практическая работа: Т.О. системы охлаждения. Система смазывания.
Система питания карбюраторного двигателя.
Система питания дизельного двигателя.
Система питания двигателя автомобиля с газобаллонной установкой.
Приборы подачи топлива, очистки воздуха и выпуска отработавших газов.
Обслуживание и ремонт системы питания.
Практическая работа: Т.О. систем питания и охлаждения двигателей.
Система зажигания, система пуска двигателя.
Ремонт и Т.О. зажигания. Крепление двигателя к раме, к кузову автомобиля.
Контрольная работа по теме «Двигатель».
Должен знать: механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания;
Классификация автомобильных двигателей.
Содержание учебного материала
Общая схема трансмиссии. Сцепление. Ремонт механизма сцепления.
Коробка передач. Типы коробок, устройство и принцип работы.
Ступенчатые коробки передач. Устройство, принцип работы.
Раздаточная коробка.Т.О. коробки передач и раздаточной коробки.
Карданная передача. Главная передача, дифференциал и полуоси. Т.О. карданной, главной передачи и дифференциала.
Привод управляемых ведущих колес и ведущие мосты.
Контрольная работа по теме «Трансмиссия»
Должен знать: узлы и агрегаты трансмиссии; их устройство и принцип работы.
Ходовая часть и рулевое управление.
Содержание учебного материала
Рама и несущий кузов. Назначение рамы и несущего кузова автомобиля. Типы кузовов. Назначение передней и задней осей грузового автомобиля.
Амортизаторы. Принцип действия.
Колеса и шины. Строение автомобильной шины. Устройство, типы колес. Порядок монтажа.
Рулевое управление. Т.О. и ремонт рулевого управления.
Практическая работа по теме «Ходовая часть и рулевое управление».
Должен знать: устройство и принцип работы ходовой части и рулевого управления.
Содержание учебного материала
Виды и принцип действия тормозных систем. Тормозные механизмы колес.
Приводы тормозных систем. Т.О. и ремонт тормозных систем.
Контрольная работа по теме «Тормозные системы».
Должен знать: виды и принцип действия тормозных систем, их устройство.
Содержание учебного материала
Электрооборудование автомобилей. Ремонт и техническое обслуживание приборов электрооборудования.
Практическая работа: Ремонт и тех.обслуживание электрооборудования.
Кузов и его оборудование.
Содержание учебного материала
Основные тенденции развития конструкций легковых автомобилей. Типаж легковых автомобилей. Компоновочные схемы.
Требования к конструкции автомобиля. Каркас и оперение кузова легкового автомобиля.
Двери, капот, бамперы, облицовка.
Оборудование салона кузова.
Возможные повреждения и неисправности кузова.
Ремонт навесных элементов кузова. Снятие и установка дверей.
Разборка и сборка дверей. Регулировка замков дверей.
Практическая работа: Разборка аварийного автомобиля.
Организация технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Содержание учебного материала
Система технического обслуживания автомобилей (лекция).
Периодичность. Перечень работ. Трудоемкость вида Т.О.
Ежедневное обслуживание, ТО-1,ТО-2.
Ремонт автомобилей, межремонтное техническое обслуживание, капитальный ремонт (семинар). Виды работ. Методы ремонта, их достоинства и недостатки.
Контрольная работа по теме «Организация и техническое обслуживание автомобиля»
Должен знать: сущность и содержание системы ППР, ее достоинство; текущий капитальный ремонт; методы ремонта их достоинства и недостатки.
Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Содержание учебного материала
Производственный и технологический процессы ремонта.
Разборка автомобиля и его сборочных единиц. Порядок и методы разборки.
Пред эксплуатационная подготовка автомобиля (лекция).
Практическая работа: Производственный и технологический процессы ремонта. Порядок и методы разборки.
Основные требования, предъявляемые к отремонтированному автомобилю, порядок сдачи.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
— учебных кабинетов: «Электротехники», «Устройства автомобилей», «Технического обслуживания и ремонта автомобилей»;
-лабораторий: «Технических измерений», «Электрооборудования автомобилей», «Технического обслуживания и ремонта автомобилей»;
-мастерских: слесарных, электромонтажных, токарно-механических, кузнечно-сварочных, демонтажно-монтажных.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
-комплект учебных плакатов;
-комплект учебников по предмету;
-наглядные пособия по электротехнике;
2. «Устройство автомобилей»:
— комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов автомобилей;
— комплект учебно-методической документации;
— наглядные пособия по устройству автомобилей.
3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
— комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов автомобилей;
— комплект инструментов, приспособлений для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей;
— комплект инструментов, приспособлений для выполнения работ по ремонту автомобилей;
— комплект учебно-методической документации;
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-комплект измерительного инструмента и приспособлений;
-набор плакатов по способам технических измерений;
-набор заготовок и деталей для измерений.
— стенды монтажные, контрольно-измерительные;
— комплект учебно-методической документации.
3.«Технического обслуживания и ремонта автомобилей»:
— лабораторное оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей;
— лабораторное оборудование для выполнения ремонтных работ;
-учебные узлы и агрегаты.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
1.Слесарная, по количеству обучающихся:
-верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитным экраном;
-параллельные поворотные тиски;
-комплект рабочих инструментов;
-измерительный и разметочный инструмент;
-набор для пайки.
-рычажные и стуловые ножницы;
-роликовые гибочные станки;
-вытяжная и приточная вентиляция
-заготовки для выполнения слесарных работ.
— фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
— приспособления для станочных работ;
— оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;
— инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;
— стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебники:
1.Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и
технические измерения в машиностроении: учебник для нач. проф.
образования: Изд. 5-е-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-240с.
2.Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб.
Пособие для проф. техн. училищ. — М.: 1982. — 208 с.
3.Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. — М.:
ОИЦ «Академия», 2007 — 80 с.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. — М.: ОИЦ
5. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач.
проф. образования. — М.: ОИЦ «Академия», 2007. — 272 с.
6.Вишневецкий Ю.Т.Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей: Учебник.-М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2007.-416с.
7.Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь.
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Изд.
5-е, Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576с.
8. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт
легковых автомобилей: учебник для нач. проф. образования:
Издательский центр «Академия», 2006.-544с.
Родичев В.А. Грузовые автомобили: Учебник для нач. проф. образования: 3-е изд., Издательский центр «Академия», 2002.-256с.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Владимир Вартанович Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / А.Г.Пузанков. – 4-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 640 с.
12.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования /В.М.Власов, С.В.Жанказиев,
С.М.Круглов и др.; под ред. В.М.Власова. – 4-е изд.,стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
Понизовский А.А., Власко Ю.М. Краткий автомобильный справочник – М.: Трансконсалтинг НИИАТ, 2006.
Приходько В.М. Автомобильный справочник – М.: Машиностроение, 2007.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта – М.: Транспорт, 2006. Дополнительныеисточники: Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФА – М. 2009. – 352 с.ил. – (Профессиональное образование).
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.И.Карагодин, Н.Н.Митрохин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 496 с.
Трифонов В.В. Ремонт легкового автомобиля: практический курс / В.В.Трифонов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 573 с.: ил. – (среднее профессиональное образование).
Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФА-М, 2009. – 432 с.: ил. – (Профессиональное образование).
Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФА-М, 2008. – 256 с.: ил. – (Профессиональное образование).
6. Покровский Б.С, Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. — М.:
ОИЦ «Академия», 2005. — 30 шт.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Техническая механика», «Электротехника», «Материаловедение», должно предшест-вовать изучению данного модуля или изучается параллельно.В рамках освоения профессионального модуля обучающиеся осваивают профессию рабочего 18511 Слесарь по ремонту автомобилей. Учебная практика по освоению навыков слесаря по ремонту автомобилей организуется в мастерских техникума. В процессе производственной практики (по профилю специальности) на автотранспортных предприятиях предусматривается профессиональная аттестация по рабочей профессии.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт работы в профессиональной сфере является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
-соблюдение технологической после-довательности диагностирования агрегатов и систем автомобиля;
-точность при измерении диагностических параметров;
-правильность выводов, сделанных по результатам измерений.
Текущий контроль в форме:
— защита лабораторных работ и практических занятий;
зачеты по темам МДК.
Зачеты по производственной практике и по каждому разделу профессионального модуля.
Комплексный экзамен по профессиональ-ному модулю
Защита выпускной квалификационной работы.
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания
— соблюдение технологической после-довательности выполнения работ по различным видам технического обслуживания;
— выявление неисправностей агрегатов и систем автомобилей;
-выбор необходимого технологического оборудования;
-подбор технологической оснастки, приспособлений и инструмента.
Разбирать, собирать узлы, агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
— соблюдение технологической последовательности разборки и сборки узлов и агрегатов;
-достоверность определения неисправностей;
-выбор метода и технологии диагностирования;
-достоверность постановки диагноза.
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
-точность и качество заполнения технической документации;
-умение анализировать полученную информацию и использовать ее в работе.
Соблюдать технологическую последовательность при выполнения технических измерений и слесарных работ
-технологическая последовательность выполнения технических измерений и слесарных работ;
-точность технических измерений.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
— демонстрация интереса к своей будущей профессии
Экспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобилей;
— оценка эффективности и качества выполнения.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы .
— решения в стандартных и нестандартных условиях профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
— эффективный поиск необходимой информации;
— использование различных источников, включая электронные.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
— применение ПК для обработки результатов диагностирования, ведения установленной технической отчетной документации.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
— взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами п/о в ходе обучения.