Классификация легковых автомобилей схема
КГТУ им. А.Н.Туполева каф. АиАХ АВТОМОБИЛИ (Конструкция)
Автомобиль – это самодвижущаяся машина, предназначенная для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а так же для буксирования прицепов.
При разработке и изучении различных образцов изделий в любой области техники применяется принцип классификации, то есть разделение или объединение различных образцов изделий одной отрасли в классы (группы, виды и т.д.) на основе наличия общих признаков. Принцип классификации облегчает изучение и разработку изделий, поскольку позволяет обобщить представление о конструкции, принципах работы, эксплуатации и т.д., для целой группы (множества) изделий, объединённых общими признаками.
В основу современной классификационной системы отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки:
- Вид автотранспортных средств;
- Основной технический параметр;
- Тип двигателя;
- Общая компоновка;
- Другие признаки классификации.
Этот перечень постоянно обновляется и дополняется в соответствии с развитием автомобилестроения.
По видам автомобильный подвижной состав подразделяют на:
- Пассажирский (включает легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы);
- Грузовой (включает грузовые автомобили, автомобили – тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы);
- Специальный (включает автомобили, прицепы и полуприцепы, оснащённые специальным оборудованием, имеющим технологическое или иное назначение).
Иногда особо выделяют четвёртый вид автомобилей – специализированные. Это, как правило, грузовые автомобили, приспособленные для перевозки однородных грузов (хлебовозки, санитарные, почтовые и т.п.).
Внутри видов автотранспортные средства классифицируются по какому-либо основному параметру.
2.4.1 Легковые автомобили (пассажирские автомобили с числом мест до 8, включая водительское) подразделяются на пять классов по мощности (рабочему объёму двигателя):
- Особо малый с рабочим объёмом до 1,099 литра;
- Малый – 1,1…1,799 литра;
- Средний – 1,8…3,499 литра;
- Большой – более 3,5 литра;
- Высший (особо большой) – рабочий объём не регламентируется.
2.4.2 Автобусы (пассажирские автомобили с числом мест 9 и более, включая водителя) подразделяют по габаритной длине:
- Особо малый, длиной менее 5 метров;
- Малый – длиной 6…7,5 метров;
- Средний – 8,5…10 метров;
- Большой – 11…12 метров;
- Особо большой – 16,5…24 метра.
2.4.3 Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяют в зависимости от полной массы (без названия классов): до 1,2 тонн, 1,2…2т.; 2…8 т.; 8…14 т.; 14…20 т.; 20…40 т.; более 40 тонн.
Не общепринята, но существует классификация грузовых автомобилей по грузоподъёмности (для автомобилей с грузовой платформой):
- Особо малый – грузоподъёмность до 1 тонны;
- Малый – 1 … 3 т.;
- Средний – 3 … 8 т.;
- Большой – 8 … 15 т.;
- Особо большой – 15 … 26 т.;
- Сверхбольшой – более 26 тонн.
2.4.4 По типам двигателя автомобили подразделяют на:
- Карбюраторные (бензиновые с искровым воспламенением);
- Дизельные (с воспламенением от детонации топливовоздушной смеси);
- Альтернативные (газогенераторные, газовые);
- Электрические;
- Паровые;
- Газотурбинные;
- Автомобили с комбинированной силовой установкой (например, электромобиль с двигателем внутреннего сгорания).
2.4.5 По общей компоновке легковых автомобилей выделяют три схемы:
- Классическая (двигатель спереди, ведущий мост – задний);
- Переднеприводная компоновка (двигатель спереди, ведущий мост — передний);
- Заднеприводная (двигатель сзади, ведущий мост – задний).
По первой схеме выполняют легковые автомобили среднего, большого и высшего класса. Она обеспечивает хороший доступ к двигателю, большой объём багажного отсека, но, при этом, имеет относительно большую длину. Туннель в полу для прохода карданного вала загромождает внутренний объём салона.
Вторую схему часто применяют в автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Она хороша тем, что двигатель, сцепление и коробку можно сделать с единым картером, автомобиль этой схемы хорошо устойчив и управляем, длина меньше, чем в первой схеме, нет туннеля в полу, но затруднён доступ к двигателю.
Третья схема типична для автомобилей особо малого класса, применяется редко.
Грузовые автомобили различают по взаимному расположению двигателя и кабины на три вида:
- Кабина за двигателем;
- Кабина над двигателем;
- Кабина перед двигателем.
Первая схема обеспечивает хороший доступ к двигателю, простоту компоновки сцепления и коробки передач, комфортное и относительно безопасное размещение водителя и пассажиров. Однако, при этом, увеличивается длина автомобиля и ухудшается передний обзор.
Вторая схема позволяет удлинить грузовую платформу, увеличить загрузку мостов до оптимальных пределов (догружается передний мост), улучшить переднюю обзорность, но затрудняет доступ к двигателю (требуется опрокидывать кабину).
Третью схему применяют при компоновке многоосных полноприводных автомобилей. Она позволяет равномерно распределить нагрузку между осями, имеет хорошую обзорность, но уменьшает длину грузовой платформы и ухудшает доступ к двигателю.
Автобусы компонуют, располагая двигатели впереди переднего моста, над передним мостом, под полом в пределах базы или за задним мостом. Наиболее приемлем последний вариант компоновки. Здесь обеспечиваются хороший доступ к двигателю, возможность рациональной компоновки салона, минимальный шум и вибрация в салоне, однако, в такой схеме затруднено (из-за удалённости от места водителя) управление силовым агрегатом, возникают проблемы с охлаждением двигателя.
Кроме перечисленных признаков существует ещё множество параметров внутривидовой классификации. Например, легковые автомобили различают по типу кузова;
Внешний вид
Название
Характеристика