Рекомендации и технические требования к охлаждающей жидкости
Двигатели Cummins большой мощности, работающие на тяжелых транспортных средствах, требуют применения высокоэффективной охлаждающей жидкости , которая представляет собой сбалансированную смесь воды и антифриза. Во избежание накопления вредных химических веществ в системе рекомендуется производить полную смену охлаждающей жидкости через каждые 2 года, 320 000 км [200 000 Mi] или 6 000 часов эксплуатации (смотря что наступит раньше).
Система охлаждения двигателя рассчитана на постоянное использование антифриза в любых климатических услових. Применение антифриза понижает температуру замерзания и повышает температуру кипения охлаждающей жидкости, благодаря чему расширяется диапазон рабочих температур. Не превышайте 50% концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости, в противном случае потребуется дополнительная защита от антифриза. Но ни при каких условиях нельзя превышать 68% уровень концентрации антифриза в охлажадющей жидкости.
Для охлаждающей жидкости следует применять мягкую воду, поскольку содержащиеся в жесткой воде загрязняющие примеси нейтрализуют эффективность антикоррозийных веществ. Жесткость воды не должна превышать 300 частиц на миллион или содержание эфирхлорида или сульфата не должно превышать 100 частиц на миллион.
Технические требования — Рекомендуется применять антифриз с низкой концентрацией силикатов, который соответствует требованиям стандарта ASTM4985 (GM603SM).
Концентрация — Антифриз необходимо применять в любых климатических условиях в качестве средства защиты как от замерзания, так и от закипания охлаждающей жидкости. Фирма «Камминз» рекомендует 50% уровень концентрации этиленгликоля или про пиленгликоля (в диапазоне от 40% до 60%) для большинства климатических условий. При концентрации антифриза, равной 68%, раствор имеет самую низкую температуру замерзания, однако ни при каких условиях не следует превышать этот уровень концентрации, поскольку при дальнейшем повышении концентрации происходит снижение свойств антифриза.
Температура кристаллизации раствора в зависимости от концентрации
Чтобы ваш двигатель Камминс прослужил как можно дольше без капитального ремонта, за ним необходимо осуществлять тщательный уход. Одним же из ключевых моментов можно назвать правильное применение антифризов и охлаждающих жидкостей.
Концерн Камминз разработал ряд рекомендаций по использованию антифризов и охлаждающих жидкостей, которые являются плодом многолетних исследований. Соблюдение их поможет минимизировать затраты на запчасти Cummins и профилактический ремонт двигателя.
Стоит отметить, что вплоть до 1995 года действовали рекомендации, согласно которым в двигатель Cummins можно было заливать частично готовые к применению антифризы и охлаждающие жидкости, отвечающие спецификациям ASTM D4985 и GM 6038M. Их использование было показано в том случае, если двигатель Камминс эксплуатировался в тяжелых режимах, так как содержание силикатов в данных расходниках достаточно низко.
Однако практика показала, что при использовании этих жидкостей двигатель Камминз приходил в негодность существенно быстрее, чем в случае применения готовых компонентов. Специалисты концерна Cummins достаточно быстро выявили причину этого. Дело в том, что частично готовые охлаждающие жидкости хотя и содержали различные ингибиторы коррозии, однако были не способны защитить некоторые запчасти Cummins (например, гильзы цилиндров) от так называемой питтинговой коррозии, а также от банального образования накипи.
Впрочем, инженеры Камминз выяснили, что проблема решается добавлением в присадок SCA. Однако, как показала практика, рекомендовать ручное добавление данных присадок также оказалось нецелесообразным. Ведь, так или иначе, при смешивании возникали погрешности. Как следствие, двигатель Cummins также подвергался воздействию питтинговой коррозии — в этот раз её образование было обусловлено слишком низкой концентрацией SCA на этапе первичного заполнения либо во время пополнения системы охлаждения.
Вследствие этого, специалисты концерна Камминс настоятельно рекомендуют водителям и сотрудникам сервис-центров использовать исключительно готовые антифризы. Хотя, конечно, это не исключает применение присадок, и, как следствие, необходимость периодического их пополнения для поддержания рабочей концентрации, однако действовать следует осторожно. Не стоит забывать, что все рекомендации Cummins по периодическому пополнению добавок выведены исходя из среднестатистического показателя естественной их убыли. Понятно, что каждый конкретный двигатель Камминс будет демонстрировать весьма специфические показатели, которые могут существенно отличаться от средних. На это влияет масса факторов — условия, в которых работает двигатель Камминс, его возраст и степень износа, и многие другие. Поэтому, чтобы добиться поддержания оптимальных концентраций, следует каждый раз использовать диагностический комплект.
В заключении — несколько полезных советов, которые помогут продлить жизнь вашего двигателя Камминз:
1. Не забывайте менять фильтры охлаждающей жидкости с периодичностью, рекомендованной Камминс;
2. При каждой замене фильтров проверяйте концентрацию присадки SCA при помощи диагностического комплекта и доводите её до оптимальной;
3. По крайней мере 2 раза в год проверяйте двигатель Камминс на наличие питтинговой коррозии, а также контролируйте уровень молибдатов и нитритов;
4. Через каждые 240 тысяч км пробега проверяйте, нет ли необходимости полностью заменить антифриз. Если же таковой не возникает, проводите плановую замену не реже, чем раз в год.
Эксплуатационные материалы
Для надежной работы автомобиля необходимо применять рекомендуемые заводом-изготовителем топлива, масла и специальные жидкости.
Дизельное топливо
Требования к качеству дизельного топлива регулируются Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г). Рекомендации по сезонности применения дизельных топлив в регионах Российской Федерации даны в Г ОСТ Р 5 2368-2005(ЕН 590:2004) «Топливо дизельное ЕВРО».
Моторные масла для двигателей Камаз
При проведении технического обслуживания двигателей КАМАЗ рекомендуется использовать высококачественные моторные масла «КАМАZ ОПТИМУМ S AE 5 W-40, 10W-40, 15W-40» СТО 00148636-006-2007 с изм. 2 или аналогичное им из перечня моторных масел, приведенного на официальном сайте www.kamaz.ru. В зависимости от условий эксплуатации, рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:
SAE 5W-30, 5W-40 (всесезонная эксплуатация в районах с холодным климатом);
SAE 15W-40, 10W-40 (всесезонная эксплуатация в умеренной климатической зоне);
SAE 20W-50 (всесезонная эксплуатация в районах с тропическим климатом).
Моторные масла для двигателей Cummins
Для эксплуатации двигателей Cummins необходимо использовать моторные масла, рекомендуемые фирмой Cummins. Полную информацию можно найти в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию» на двигатель. Перечень моторных масел, допущенных для эксплуатации двигателей Cummins, приведены в таблицах В.1 и В.2.
Трансмиссионные масла
Перечень трансмиссионных масел, допущенных для эксплуатации агрегатов трансмиссии КАМАЗ, приведен в таблице В.3. В зависимости от условий эксплуатации, рекомендуется применение трансмиссионных масел следующих классов вязкости по SAE:
SAE 75W-90 (всесезонная эксплуатация в районах с холодным климатом);
SAE 85W-90, SAE 80W-90 (всесезонная эксплуатация в умеренной климатической зоне);
SAE 85W-140 (всесезонная эксплуатация в районах с тропическим климатом).
Масла для коробок передач ZF
Внимание! Эксплуатацию коробок передач ZF производить строго на маслах, допущенных фирмой ZF. Полную информацию по маслам (перечень, условия применения и сроки смены) можно найти в любом сервисном центре ZF или на сайте www.zf.com. Информация на данном сайте обновляется через три месяца. Каждое последующее издание отменяет все предыдущие версии. В таблице В.6 приведен неполный список масел наиболее известных фирм-производителей для эксплуатации механических коробок передач ZF (перечень смазочных материалов TE-ML 02, версия 01.01.2016 г.). Для КП ZF 9S1310 рекомендуются масла класса: 02B, 02Е, 02L. Периодичность смены масел в КП ZF и температурный диапазон их применения приведен в таблицах В.4, В.5.
Внимание! Допускается смешивать различные марки масел только в пределах одного класса перечня смазочных материалов TE-ML 02.
РУЛЕВОЕ МАСЛО
Для эксплуатации рулевого управления, оснащенного или насосом и (или) рулевым механизмом ZF необходимо применять жидкости для автоматических трансмиссий (ATF). Рекомендации по применению и разрешенные сорта жидкостей приведены в перечне смазочных материалов TE-ML 09 на сайтеwww.zf-lenksysteme.com/schmierstoffe bzw. www.zflenksysteme.com/lubricants. Фирма ZF рекомендует применять жидкости ATF на минеральной основе без указания конкретных марок, соответствующие требованиям Dextron II D, III F, III G, III H спецификации General Motors (вязкость около 26 mm2/c при 50 °С, температура застывания не выше минус 40 °С). Особое одобрение фирмы ZF имеют жидкости ATF класса 09Х (на синтетической основе, с улучшенными низкотемпературными свойствами). Жидкости класса 09Х приведены в таблице В.7.
Внимание! Смешивать различные марки масел запрещается.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ
Охлаждающая жидкость – это сбалансированная смесь антифриза с водой. Наличие антифриза позволяет расширить диапазон рабочих температур, понижая температуру замерзания и повышая температуру кипения охлаждающей жидкости. Присадки, входящие в состав антифриза обеспечивают защиту системы охлаждения двигателя от кавитационной коррозии. Для эксплуатации двигателей КАМАЗ допущены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Перечень охлаждающих жидкостей, допущенных для эксплуатации в системе охлаждения двигателей КАМАЗ, приведен в таблицах В.8, В.9. Применение охлаждающих жидкостей обязательно во всех климатических зонах. В умеренной климатической зоне рекомендуется применение охлаждающих жидкостей с концентрацией антифриза – 40 % (ОЖ-40 «Лена», «Тосол-А40М», «Cool Streаm Standard 40» и т.д.). В холодной климатической зоне рекомендуется применение охлаждающих жидкостей с концентрацией антифриза – 65 % (ОЖ-65 «Лена», «Тосол-А65М» и т.д.). В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность охлаждающей жидкости при температуре 20 °С должна быть:
При плотности охлаждающей жидкости ниже минимального допустимого значения необходимо заменить жидкость. При плотности охлаждающей жидкости выше максимально допустимого значения следует произвести корректировку плотности ОЖ, доливая деминерализованную воду. Для заправки системы охлаждения двигателей «Cummins» рекомендованы охлаждающие жидкости ES Compleat фирмы «Fleetguard», Old World Fleet Charge Coolant фирмы «Old World Fleet Charge». Готовые продукты Old World Fleet Charge выпускают с различным содержанием антифриза. Охлаждающая жидкость Old World Fleet Charge Coolant 50/50 (содержание антифриза – 50 %) работоспособна до минус 37 оС; Old World Fleet Charge Coolant 60/40 (содержание антифриза – 60 %) работоспособна до минус 52 °С. Готовые продукты ES Compleat выпускают с различным содержанием антифриза. Охлаждающая жидкость ES CompleatTM EG Premix 50/50 (содержание антифриза – 50 %) работоспособна до минус 36 °С; ES CompleatTM EG Premix 60/40 (содержание антифриза – 60 %) работоспособна до минус 54 °С.
В зависимости от условий эксплуатации необходимо применять тот или иной продукт. Полная информация по охлаждающим жидкостям, рекомендуемым фирмой, представлена в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию» двигателей Cummins.
Нейтрализующая жидкость
Нейтрализующая жидкость Adblue предназначена для нейтрализации выбросов окислов азота (NOx) в дизельных автомобилях, оборудованных системой Селективной Каталитической Нейтрализации (SCR). Нейтрализующая жидкость Adblue представляет собой водный раствор мочевины с температурой кристаллизации минус 11,5 °С. При температуре окружающего воздуха ниже минус 5 °С рекомендуется заполнять бак не более чем на 90 %.
Внимание! Эксплуатация автомобилей, оборудованных системой SCR без нейтрализующей жидкости, не допускается.
Автоматическая централизованная система смазки (ЦСС) ф. LINCOLN.
Система автоматической централизованной смазки обеспечивает регулярную смазку следующих узлов:
пальцы передних рессор;
регулировочные рычаги тормозных механизмов;
подшипники разжимных кулаков колесных тормозов;
втулки держателя тормозного механизма;
тягово-сцепное устройство.
Контроль уровня смазки в емкости насоса проводится ежедневно. Емкость насоса заполняется смазкой до отметки «мах» с помощью специального шприца. В процессе эксплуатации осуществляется контроль за работоспособностью системы по пульту управления, находящегося на панели и визуально по наличию выхода смазки в узлах трения. Смазочные материалы для заправки ЦСС приведены в таблице В.10.
Таблица В.1 – Перечень масел для двигателей Cummins.
Производитель
Марка масла
VALVOLINE
Valvoline Premium Blue® SAE 15W-40, API CI-4/CH-4
Valvoline Premium Blue Extreme Life® SAE 5W-40, API CI-4/CH-4
SHELL
Shell Rimula R6 LME (CI-4) SAE 5W-40
Shell Rimula R6 LM (CI-4) SAE 10W-40
Shell Rimula R5-E (CI-4) SAE 10W-40
Shell Rimula R4 (CI-4) SAE 15W-40
Shell Rimula R4-L (CJ-4) SAE 15W-40
Shell Rimula R3 Multi (CH-4) SAE 10W-40
Shell Rimula R3-X (CH-4) SAE 10W-30, SAE 15W-40
CHEVRON
Chevron Delo® 400 Multigrade API CI-4/CH-4
RAVENOL
Ravenol Expert SHPD SAE 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/SL
FUCHS
Fuchs Titan Truck Plus SAE 15W-40, API CI-4/SL
CASTROL
Castrol Tection Global 15W-40 (CI-4)
BP
BP Vanellus Multi-Fleet 15W-40 (CI-4)
CONOCO
Conoco Hydroclear Power-D (15W-40)
PETRO-CANADA
Duron API CI-4 Plus
Duron XL API CI-4 Plus
Duron Synthetic API CI-4 Plus
STATOIL
Max Way 15W-40, API CI-4
TEXACO
Texaco Ursa Premium TDX SAE 10W-30, API CH-4
Texaco Ursa Super TD SAE 15W-40 (CH-4)
ООО «Газпромнефть-СМ»
Gazpromneft Diesel Premium 15W-40, API CI-4/SL
G-Profi MSI Plus 15W-40, API CI-4/SL
G-Profi MSI 10W-40, API CI-4/SL
Gazpromneft Lubricants S.p.A.
G-Profi MSJ 10W-30, API CJ-4/SM
G-Profi MSJ 5W-30, API CJ-4/SM
G-Profi MSI Plus 15W-40, API CI-4/SL
G-Profi MSI 10W-40, API CI-4/SL
ООО «ЛЛК- Интернешнл»
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД УЛЬТРА SAE 15W-40 API CI-4/SL СТО 00044434-005-2005
ООО «ТАТнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл»
Татнефть Премиум SAE 15W-40, API CI-4/SL ТУ 0253-020-54409843-2008
ЗАО «Обнинскоргсинтез»
SINTOIL TRUCK 15W-40, API CI-4/SL ТУ 0253-016-82851503-2009
ООО «ТНК смазочные материалы»
ТНК Revolux D3 15W-40
MANNOL
MANNOL TS-5 UHPD SAE 10W-40 API CI-4/SL
MOL-LUB
MOL Dynamic Transit 10W-40 API CI-4
MOL Dynamic Transit 15W-40 API CI-4
EXXON MOBIL
Mobil Delvac 1 5W-40
Mobil Delvac MX Extra 10W-40
Mobil Delvac MX 15W-40
ООО «ЛЛК-Интернешнл»
KAMAZ ОПТИМУМ SAE 15W-40 API CI-4/SL
Таблица В.2 – Перечень масел для двигателей Cummins с рециркуляцией отработавших газов (EGR).
Производитель
Марка масла
VALVOLINE
Valvoline Premium Blue® SAE 15W-40, API CI-4/CH-4
Valvoline Premium Blue Extreme Life® SAE 5W-40, API CI-4/CH-4
SHELL
Shell Rimula R5-E (CI-4) SAE 10W-40
RAVENOL
Ravenol Expert SHPD SAE 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/SL
CASTROL
Castrol Tection Global 15W-40 (CI-4)
CONOCO
Conoco Hydroclear Power-D (15W-40)
PETRO-CANADA
Duron API CI-4 Plus
Duron XL API CI-4 Plus
Duron Synthetic API CI-4 Plus
ООО «Газпромнефть-СМ»
Gazpromneft Diesel Premium 15W-40, API CI-4/SL
G-Profi MSI Plus 15W-40, API CI-4/SL
ООО «ЛЛК- Интернешнл»
ЛУКОЙЛ-АВАНГАРД УЛЬТРА SAE 15W-40 API CI-4/SL СТО 00044434-005-2005
ООО «ТАТнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл»
Татнефть Премиум SAE 15W-40, API CI-4/SL ТУ 0253-020-54409843-2008
ЗАО «Обнинскоргсинтез»
SINTOIL TRUCK 15W-40, API CI-4/SL ТУ 0253-016-82851503-2009
ООО «ТНК смазочные материалы»
ТНК Revolux D3 15W-40
MANNOL
MANNOL TS-5 UHPD SAE 10W-40 API CI-4/SL
MOL-LUB
MOL Dynamic Transit 10W-40 API CI-4
MOL Dynamic Transit 15W-40 API CI-4
EXXON MOBIL
Mobil Delvac 1 5W-40
Mobil Delvac MX Extra 10W-40
Mobil Delvac MX 15W-40
ООО «ЛЛК-Интернешнл»
KAMAZ ОПТИМУМ SAE 15W-40 API CI-4/SL; KAMAZ ПРОФЕССИОНАЛ SAE 10W-40
Таблица В.3 – Перечень трансмиссионных масел для агрегатов трансмиссии КАМАЗ
Марка масла
Номер ГОСТ, ТУ
Производитель
ТСп-15К
ГОСТ 23652-79
ОАО «Сибнефть Омский НПЗ», ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок»; ОАО «ЛУКОЙЛ»
ЛУКОЙЛ ТСп-15К
СТО 05747181-001-2006
ОАО «ЛУКОЙЛ»
Ecoil Eco-Trans SAE 80W-85
ТУ 0253-015-39968232-2006
ООО «Экопром», г. Уфа
ТНК Trаns 80W-90 (ТМ-4-18)
ТУ 38.301-41-191-2001
ООО «ТНК смазочные материалы», г. Рязань
КВАЛИТЕТ ТМ-3-18 (типа SAE 80W-90, API GL-3)
ТУ 0253-018-40065452-2001
ООО НПП «КВАЛИТЕТ», г. Москва
ТНК ТРАНС ТМ-4-18
ТУ 0253-008-00151779-2004
ООО «ТНК смазочные материалы», г. Рязань
Татнефть ТМ-5-18 (75W-90, API типа GL-5)
ТУ 0253-003-54409843-2004
ООО «ТАТнефть-НижнекамскнефтехимОйл», г. Нижнекамск
Таблица В.4 – Периодичность смены масел в КП ZF
Класс смазочного материала
02В
02L
02Е
Применение
Интервалы замены масла (замена масла необходима, в зависимости от того, что наступает первым)
Эксплуатация в условиях бездорожья, например, использование на рудниках
Средняя скорость до 20 км/ч
—
5000 ч 3ТО-2 (3ТО)* 1 год
10 000 ч 6ТО-2 (6ТО)* 2 год**
Близкое/распределительное сообщение
Дальний транспорт массой более 44 т
Эксплуатация в тяжелых условиях
Температура окружающей среды выше 40 °С
Средняя скорость от 20 до 60 км/ч
4ТО-2 (4ТО)* 1 год
8ТО-2 (8ТО)* 2 года
12ТО-2 (12ТО)* 3 года**
* В скобках указаны сроки замены масла в КП автомобилей КАМАЗ экологического уровня ЕВРО-5, 6. ** Данные интервалы действуют только при наличии сапуна с трубкой вывода воздуха из картера коробки передач. Вывод воздуха должен осуществляться в сухое пространство. Без вентиляции в сухое пространство действуют интервалы замены масла в соответствие с классом смазочных материалов 02L.
Внимание! При заправке на заводе коробок передач маслом класса 02Е, смена масла в течение первых двух лет с момента эксплуатации недопустима. Допускается доливка масла в ходе данного периода времени только маслами класса 02Е. Если пробег автомобиля в течение данного периода времени превышает предельные значения эксплуатации согласно перечню смазочных материалов TE-ML 02, необходимо заменить масло.
Таблица В.5 – Предельная температура работоспособности масел
Класс смазочного материала
Класс вязкости по SAE
Начало эксплуатации транспортного средства при температурах масляной ванны
02B/02Е/02L
75W/75W-80/75W-85/75W-90/ATF
Таблица В.6 – Перечень разрешенных продуктов по спецификации ZF TE-ML 02 для КПП ZF
Производитель
Марка масла
Класс 02В
ADDINOL LUBE OILGMBH, LEUNA/D
ADDINOL GETRIEBEOL GX 80W-90 ML
BP INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB
BP ENERGEAR EP 80W-90
BP ENERGEAR HT 80W-90
BP ENERGEAR SHX-M SAE 75W-90
CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE READING/GB
CASTROL SYNTRAX UNIVERSAL80W-90
CASTROL MANUAL 80W-90
CASTROL SYNTRAX UNIVERSAL PLUS 75W-90
CHEVRON LUBRICANTS, SAN RAMON, CA/US TRANSLUBE LD SAE 80W
CHEVRON LUBRICANTS, SAN RAMON, CA/US TRANSLUBE LD SAE 80W
MULTIGEAR 80W-90
MULTIGEAR S 75W-90
EXXON MOBIL CORPARATION, FAIRFAX, VIRGINIA/USA
MOBILUBE S 80W-90
MOBILUBE 1 SHC 75W-90
FUCHS PETROLUB AG, MANNHEIM/D
TITAN SUPERGEAR MC 80W-90
GAZPROMNEFT-ONPZ, OMSK/RUS
G-TRUCK GL-4/GL-5 80W-90
G-BOX GL-4/GL-5 75W-90
GULF OIL INTERNATIONAL, PITTSBURG/USA
GULF GEAR MZ 80W-90
GULF GEAR MZ 90
GULF GEAR XP 80W-90
GULF GEAR XP 90
GULF SYNGEAR 75W-90
LIQUI MOLY GMBH, ULM/D
LIQUI MOLY HYPOID GETRIEBEOIL TDL SAE 80W-90
LIQUI MOLYVOLLSYN HYPOID GETR.OIL TRUCK
OOO «LLK-INTERNATIONAL», MOSCOW/RUS
LUKOIL TRANSMISSION TM-4/5 75W-90
LUKOIL TRANSMISSION TM-4 SAE 80W-90
LUKOIL TRANSMISSION TM-4 SAE 80W-85
LUKOIL TRANSMISSION UNI 75W-90
SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP LTD, LONDON/GMB
SHELL SPIRAX S3 AM 80W-90
SHELL SPIRAX S3 G 80W-90
STATOIL LUBRICANTS, STOCKHOLM/S
GEARWAY S5 75W-90
TNK LUBRICANT, MOSCOW/RUS
TNK TRANS 80W-90
TOTAL LUBRIFIANTS S.A., PARIS/F
TOTAL TRANSMISSION DUAL 9 FE 75W-90
TOTAL TRANSMISSION SYN FE 75W-90
VALVOLINE EUROPE, DORDRECHT/NL
VALVOLINE GEAR GARD PLUS 80W90
VIAL OIL LTD., MOSCOW/RUS
CONSOL TRANS LUX SAE 75W-90
CONSOL TRANS LUX SAE 80W-90
ZF FRIEDRICHSHAFEN AG, FRIEDRICHSHAFEN/D
ZF-ECOFLUID X SAE 80W-90
Класс 02E
CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE READING/GB
CASTROL SYNTRANS Z LONG LIFE 75W-80
CEPSA LUBRICANTS S.A., MADRID/E
MAN SUPER GEAR 341-Z5
FUCHS PETROLUB SE, MANNHEIM/DE
FUCHS TITAN CYTRAC ULTRA SYNTH SAE 75W-80
PETRONAS LUBRICANTS INTERNATIONAL SDN BH
TUTELA TRANSMISSION XT-D 540 (SAE 75W-80)
TOTAL LUBRIFIANTS S.A., PARIS/F
TOTAL TRANSMISSION GEAR 9 FE 75W-80
ZF FRIEDRICHSHAFEN AG, FRIEDRICHSHAFEN/D
ZF-ECOFLUID M SAE 75W-80
Класс 02L
CHEVRON LUBRICANTS, SAN RAMON, CA/US
MULTIGEAR MTF 75W-80
EXXONMOBIL CORPORATION, FAIRFAX, VA/ US
MOBIL DELVAC XHP TRANSMISSION OIL 75W-80
MOBIL DELVAC 1 TRANSMISSION FLUID 75W-80
FUCHS PETROLUB AG, MANNHEIM/D
FUCHS TITAN CYTRAC MAN SYNTH SAE 75W-80
OOO «LLK-INTERNATIONAL», MOSCOW/RU
LUKOIL TRANSMISSION TM-4 75W-80
LUKOIL TRANSMISSION LDI 75W-80
PETRONAS LUBRICANTS INTERN., KUALA LUMPUR/MAL
TUTELA TRANMISSION FE-GEAR (75W-80)
SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP. LTD, LONDON/GB
SHELL SPIRAX S6 GXME 75W- 80
TOTAL LUBRIFIANTS S.A., NANTERRE/FR
TOTAL TRANSMISSION MS FE 75W-80
TOTAL TRANSMISSION GEAR 8 FE 75W-80
UNIL OPAL, SAUMUR CEDEX/F
GERION LD 75W80
YACCO, ST PIERRE LES ELBEUF/F
BVX Z 1000 SAE 75W80
Таблица В.7 – Жидкости для рулевого управления ZF TE-ML 09X
Производитель
Марка масла
AVIA MINERALÖL-AG, MÜNCHEN/DE
AVIA FLUID ATF 92 S
INA MAZIVA LTD., ZAGREB/HR
INA ATF EKSTRA
MOL-LUB KFT, ALMASFUZITO/HU
MOL ATF SYNT
PAKELO MOTOR OIL, SAN BONIFACIO (VR)/IT
DX FLUID II TS
TEDEX S.A. PIASECZNO, PL
TEDEX SYNTHETIC ATF
OOO «LLK INTERNATIONAL»
LUKOIL ATF S
Внимание! Смешивать различные марки масел запрещается.
Таблица В.8 – Основные марки охлаждающих жидкостей для эксплуатации двигателей КАМАЗ
Марка охлаждающей жидкости
Производитель
ОЖ «Лена-40» ТУ 113-07-02-88 ОЖ «Лена-65» ТУ 113-07-02-88
ОАО «Сибур-Нефтехим», завод «Капролактам», г. Дзержинск; ООО «НПП СПЕЦАВИА», п.г.т. Редкино, Тверская обл.; ЗАО «Обнинскоргсинтез», г. Обнинск
Cool Streаm Standard 40*; «КАМАЗ-СТАНДАРТ 40»* «КАМАЗ-СТАНДАРТ 65»* ТУ 2422-002-13331543-2004
ОАО «Техноформ», г. Климовск
Антифриз «Х-Freeze Carbox® G-12» (ОЖ-40)* ТУ 2422-068-36732629-2006
ООО «Тосол-Синтез», г. Дзержинск
SINTEC Антифриз-40; SINTEC Антифриз-65 ТУ 2422-047-51140047-2007
ЗАО «Обнинскоргсинтез», г. Обнинск
Fleet Charge 50/50 Prediluted ТУ 2422-001-31724507-2014