Правила выбора масла для цепи бензопилы
Во всех современных бензопилах предусмотрен отдельный масляный контур для смазывания режущих элементов цепи.
Качество работы пилы во многом зависит от их состояния и условий работы. Поэтому фирмы, выпускающие аксессуары для бензопил, создают специальные марки масел, обеспечивающие надежное смазывание поверхности.
Какое масло нужно использовать
Широко распространено мнение, что качественное фирменное масло для цепи бензопилы надо применять только в бензиново-масляной смеси двигателя. Тем не менее выбор масла для смазки – дело нехитрое. Подойдет любое, лишь бы попадало куда надо.
Но подать смазку на цепь – полдела. Надо чтобы она удержалась на металле и осталась на нижней кромке, которой и пилят дерево. Для этой цели применяют вещества с повышенной адгезией, то есть способностью прилипать к поверхности и удерживаться на ней. Масло со слабой адгезией будет слетать с быстро вращающейся цепи, без толку забрызгивая все вокруг. Конечно, какая-то часть останется, но неизвестно, будет ли этого достаточно, чтобы при интенсивной работе цепь не перегревалась.
Важно! При всесезонной работе бензопилой нужно учитывать зависимость условий подачи масла от времени года и температуры воздуха.
Минеральные материалы, обеспечивающие смазку цепи и шины при плюсовой температуре, на морозе кристаллизуются и густеют. Это приводит к тому, что смазка будет подаваться с трудом и возрастет нагрузка на масляный насос. Срок его службы сокращается, и он может преждевременно выйти из строя. Зимой надо выбирать синтетические материалы со специальными добавками, обеспечивающими надежную смазку при морозах до -40 ℃. При небольших морозах и температурах около нуля используют полусинтетику.
Оценки применения разного масла для смазки цепей бензопил сводятся к тому, что неверный выбор способен увеличивать нагрузку на двигатель до 10%. Еще больше сокращается срок службы самой цепи и пильной шины.
В связи с тем, что в последнее время придается большое значение экологии, все чаще фирменные маслопродукты изготавливаются на основе разлагающихся веществ. А ведь при длительной работе расход цепной смазки может измеряться литрами. И для неравнодушных к природе людей это будет лишним поводом выбрать экологически безопасный продукт. Если не все равно, чем забрызгивается свой участок и какие следы остаются на древесине после распила.
Когда и как заливать
Куда заливать масло для цепи – понятно. Для этого есть отдельная емкость. В большинстве бензопил размер этой емкости рассчитывается с учетом объема бензобака пилы. При заполнении обоих бачков под завязку они пустеют примерно в одно и то же время. Поэтому рекомендуется заливать полный объем масляного бачка одновременно с заполнением топливного бака. Тогда не придется отвлекаться на долив дважды.
Перед началом работы полезно проверить, будет ли поступать масло на цепь. Для этого достаточно направить конец шины на ровную поверхность. Какая-то часть смазки слетит с края шины. Попадание капель на поверхность свидетельствует о нормальной работе системы.
При больших отрицательных температурах летнее масло густеет и его смазывающая способность ухудшается. Поэтому стоит применять марки, предназначенные для зимних условий. Если такой возможности нет, то стоит потратить время на разбавление имеющегося масла для уменьшения его густоты. Разбавлять лучше всего керосином в соотношении 1 к 4.
В некоторых моделях предусмотрена регулировка скорости подачи в смазочной системе. Она полезна для корректировки в случае смены типа смазки.
Обратите внимание! Нельзя заливать в бак смесь масел разных видов – минеральные и синтетические.
Если закончилось масло от одного производителя, а в наличии есть тот же тип, но другой фирмы, то допускается их смешение при условии немедленного использования. Оставлять подобную смесь надолго не стоит.
Смазка для звездочки
На конце шины для бензопилы находится ведомая звездочка, обеспечивающая вращение цепи. Ее тоже периодически нужно смазывать. Для этого применяются густые материалы. Можно использовать универсальную смазку STIHL. Годятся и отечественные смазки на основе литола. На шине для смазывания звездочки есть специальное отверстие. В него пресс-масленкой или шприцом нужно закачать смазку.
Следует обратить внимание, что при частой работе носком шины, например, при выборке пазов, нагрузка на звездочку увеличивается и смазывать ее нужно чаще.
Основные производители
Ведущие производители бензопил выпускают расходные материалы и смазки для них, в том числе и специально для цепей и шин. При прочих равных обстоятельствах следует отдавать предпочтение продукции производителя самой бензопилы. Но качество лучших марок таково, что применение смазок другого производителя не окажет негативного воздействия на работу.
Самыми известными марками считаются немецкая фирма STIHL, шведская Husqvarna и японская Makita. Они предоставляют достаточно широкий выбор адгезионных масел, среди которых есть такие:
- минеральное Stihl ForestPlus предназначено для работы при температуре до -15 ℃. Стандартная фасовка – 1 и 5 л. Для длительных работ с недавних пор выпускается и в 20-литровой таре;
- высокоэкологичное Stihl BioPlus выпускается на растительной основе. Попав в почву, быстро разлагается, не загрязняя ее. Рабочая температура также до -15 ℃. Фасовка – 1 и 3 л;
- для низких температур подходит полусинтетическое Stihl SynthPlus, работающее применимо до -25 °.
- Экологичные, биоразлагаемые Bio и Bio Advanced. Представляется как универсальное всесезонное масло. Вариант Bio Advanced – улучшенная стойкость к окислению и до 10 % лучше смазочные свойства;
- Маkita. Масло Biotop;
- адгезионное масло Champion.
Из российских марок специально для цепей есть «ЗУБР ЗМПМ-М». Встречаются и другие, менее известные производители, смазочное масло которых заметно ниже по цене.
Чем заменять дорогое масло
У специальных фирменных смазок для цепей недостатком является их высокая цена. Купить литр другой дорогого масла необременительно. А если предстоят работы, требующие нескольких литров, а то и десятков литров, – наверняка возникнут мысли об экономии. Главное, при рассмотрении вариантов не удариться в крайность. Сэкономить на масле можно до такой степени, что придется несколько раз менять цепь, а то и саму шину или масляный насос.
Существует три варианта замены. Во-первых, можно применять для смазки цепи специализированную продукцию малоизвестных производителей. Но такие масла еще надо поискать. К тому же есть риск наткнуться на некачественный продукт.
Применение масел для автомобильных двигателей. Как временную замену их можно использовать, но высокой адгезией они похвастаться не могут, поэтому качество их работы будет явно хуже специальных. По этой причине не рекомендуется применять веретенное и дизельное масла – худшие по адгезии.
И обязательно надо сказать о еще одном варианте – отработке. Так называется масло, отработавшее свой срок в двигателе, и слитое из него при замене.
На самом деле, это совсем не вариант. В отработке обязательно присутствуют металлические частицы. И если самой цепи они, может быть, и не повредят, то уж масляному насосу и всей системе смазки – наверняка. На форумах в интернете можно встретить «убойный» аргумент в пользу отработки – что советская бензопила «Дружба» вообще не имела смазки цепи и работала. Так что можно лить что угодно – и так сойдет. Ну, так и «Штиль» тоже будет работать с отработкой или вообще с несмазываемой цепью. Вопрос в том, как долго он будет работать и сколько цепей придется за этот срок сменить.
Предостережение тем, у кого бензопила находится на гарантийном сроке. Мастера гарантийных мастерских умеют выявлять случаи применения некачественной смазки цепи. Особенно при использовании отработки. Отказ от ремонта по гарантии последует незамедлительно.
Масло не поступает на цепь, каковы причины
Не всегда во время работы можно сразу увидеть, что масло на цепь бензопилы не подается. Признаки отсутствия смазки:
- уровень в бачке не понижается;
- распил идет с трудом, сопровождаясь запахом горелого дерева;
- с кончика шины бензопилы не слетают масляные капельки.
Обнаружив неисправность масляной системы, нужно установить ее причину. Таковых немного – засорение, обрыв шланга или неисправность масляного насоса.
Чаще всего засоряется грязью и опилками канал маслоподачи. Продувки воздухом или прочистки тонкой проволокой достаточно для устранения неисправности. В масляном бачке есть свой внутренний фильтр. При использовании нормального масла его засорение маловероятно, а при заливке отработке – вполне возможно. Придется прочищать.
Может оказаться поврежденным или совсем оборваться масляный шланг. Временно можно заклеить поврежденное место, но надежней будет заменить на новый.
И самая серьезная проблема – поломка масляного насоса. Причины могут быть разные – износились зубья червячной шестерни, произошло заклинивание плунжера и другие. Снять насос и заменить поврежденную деталь самостоятельно будет непросто. Надежней и проще обратиться в сервисный центр.
Какое выбрать масло для цепи бензопилы
Выбор цепного масла для электро- или бензопилы — достаточно важный вопрос с точки зрения безопасной и корректной эксплуатации Вашего инструмента. В первую очередь мы обращаемся к начинающим пользователям и любителям, многочисленным дачникам и садоводам. Возможно, для большинства опытных или профессиональных пользователей наша статья вряд ли покажется интересной. Итак, перейдем к делу.
Система смазки цепи бензопилы
Через некоторое время после изобретения бензопилы инженеры пришли к выводу о необходимости создания системы смазки цепи. Было ясно, что без смазки пила долго не проработает из-за высокой нагрузки на цепь, направляющую шину и, как следствие, на двигатель. В итоге, в 1934 году Штиль внедряет первую автоматическую систему смазки цепи под давлением. Со временем система сильно видоизменилась и прошла ряд ключевых усовершенствований, как и сама бензопила. Спустя несколько десятилетий, а точнее, в 1969 году тот же Stihl разрабатывает и выводит на рынок пильную цепь Oilomatic со специальными каналами для смазки в звеньях цепи, что способствует непрерывной качественной смазке пильной гарнитуры. За время эволюции бензопилы сильно изменились и смазочные материалы. Так, в конце 80-х годов основные производители бензоинструмента начали выпуск экологичных цепных масел на основе растительных экстрактов. Пример, в 1988 году пионер в области производства и разработки бензопил, немецкая компания Stihl, начинает выпуск быстроразлагаемого масла для смазки цепи BioPlus.
В результате практически все современные бензопилы оснащаются системой смазки цепи, что позволяет быстро и качественно решать задачи по распиловке дров, валке деревьев, работ по благоустройству и т.д. Принципиально механизм смазки устроен следующим образом: масло из специального бака попадает в направляющую шину через специальное отверстие благодаря работе масляного насоса. Дальше, через шину смазка попадает на звенья цепи. Привод маслонасоса может осуществляться как от коленчатого вала (постоянная подача масла на шину), так и от барабана сцепления (смазка не расходуется на холостых оборотах и ее подача напрямую зависит от оборотов двигателя бензопилы). На более дорогих, профессиональных моделях используется насос с возможностью регулировки подачи масла.
Производители масла для цепи бензопилы
На сегодняшний день все крупные производители цепных пил предлагают соответствующее масло для смазки пильной гарнитуры. Принципиально всю их продукцию можно разделить на две категории (про третью категорию — контрафакт, мы поговорим отдельно).
Первая категория — всем известные и давно существующие производители бензоинструмента. Среди них Stihl, Husqvarna, Echo, их масла являются наиболее подходящими, если у Вас хорошая, качественная пила одного из этих брендов. Эти компании предлагают и рекомендуют использовать Stihl ForestPlus, Husqvarna Bio Advanced, Echo Premium Blend B&C соответственно. Единственным минусом такого масла является его цена, но если Вам дорог инструмент, то экономия на смазочных материалах не имеет смысла, особенно если Вы — дачник и не пилите целыми днями напролёт. Как сервис, мы рекомендуем использовать только масло, рекомендованное производителем бензопилы.
Вторая категория — достаточно большое количество масел, выпускаемых как различными производителями более дешевой техники, так и компаниями, производящими масла и смазки для автомобилей. Производителей достаточно много и нет смысла всех их перечислять. Для примера назовем Champion, Oleo-Mac, DDE, Зубр, Huter, Газпромнефть. Зачастую это более дешевое решение и не всегда плохое. Качество масла для цепи может оказаться вполне приличным, а цена — несколько ниже чем в первом случае. Это могут быть как китайские, так и отечественные производители.
Отдельно стоит отметить, что в последнее время на рынке появилось просто огромное количество контрафактной, или попросту, поддельной продукции. К сожалению, это так. Если у Вас в руках оказалось такое масло, то его использование может нанести непоправимый вред не только технике, но и Вашему здоровью. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте расходные материалы для бензопилы только в авторизованных магазинах или сервисных центрах.
На что обратить внимание при выборе масла для цепи
Существует несколько параметров, характеризующих качество масла для смазки цепи бензопилы. В первую очередь важны его адгезионные свойства. Другими словами, оно должно обладать способностью прилипать к смазываемой поверхности, поскольку цепь бензопилы вращается на высокой скорости. Также при выборе масла важно учитывать срок службы и скорость старения смазки при хранении, поскольку осмоление масла может привести к неисправности цепной пилы. Кроме того, важен диапазон температур, при которых масло сохраняет текучесть. В последнее время придают значение способности к быстрому биоразложению. Дело в том, что в процессе пиления часть масла разбрызгивается и попадает в почву. В зависимости от своего состава эти смазки могут быть рассчитаны как на бытовое, так и на интенсивное, профессиональное использование.
Возможные альтернативы
Мы уже говорили, что не рекомендуем использовать смазочные материалы, предназначенные для других целей: автомобильные масла для двигателей, трансмиссионные масла и прочие смазки. Тем не менее, мы не можем не упомянуть о популярных заменителях цепных масел. Самое распространенное решение это моторное масло для автомобиля. При краткосрочном использовании скорее всего эта смазка не нанесет вреда вашей бензопиле и окружающей среде. Стоит иметь ввиду, что добавки и присадки в таких маслах предназначены для четырехтактных моторов и могут оказаться лишними при пилении древесины. Также сложно спрогнозировать расход масла, поскольку его свойства рассчитаны на другую систему смазки.
Совсем неприемлемым, но достаточно популярным является использование отработанного моторного масла для смазки цепи бензопилы. Отработку категорически нельзя использовать для этих целей. Во-первых, она уже не является чистой и может навредить системе смазки. Во-вторых, такое масло является токсичным и может нанести вред Вашему здоровью и окружающей среде.
Техническое обслуживание бензопилы
Для безотказной, длительной работы Ваша бензопила нуждается в регулярном уходе и техническом обслуживании. Это лучше делать в авторизованном сервисном центре. Если Вы обнаружили неисправность или просто хотите сделать ТО бензопилы — обращайтесь в сервис Прямые Руки. Наши мастера выполнят для Вас гарантийный и послегарантийный ремонт бензопилы .