Ведущее колесо
Ведущее колесо (ведущая звёздочка) — элемент гусеничного движителя, осуществляющий перематывание гусеничной ленты и преобразовывающий собственное вращательное движение в поступательное движение танка (либо другой гусеничной или полугусеничной машины). [1] [2] [3] Как правило (за исключением гусеничных движителей с фрикционным зацеплением), конструктивно представляет собой разновидность звёздочки.
Содержание
Разновидности
В зависимости от типа зацепления с гусеничной лентой различают три типа ведущих колёс — цевочного, гребневого и фрикционного зацепления.
- Ведущее колесо цевочного зацепления состоит из двух зубчатых венцов и расположенной между ними ступицы. [4] Ведущими элементами при этом являются зубцы венца колеса, входящие в специальные углубления траков и упирающиеся в стенки этих углублений, называемые цевками. Преимущество данной схемы заключается в возможности делать звенья гусеницы более лёгкими и компактными, чем при гребневом зацеплении. [1][3]
- Ведущее колесо гребневого зацепления состоит из двух дисков и зубчатого венца меньшего диаметра либо нескольких небольших роликов, размещённых между ними. Траки для зацепления с ведущим колесом имеют массивные гребни на внутренней стороне. [1][3]
- Ведущее колесо фрикционного зацепления имеет гладкую поверхность и перематывает гусеницу лишь за счёт силы трения. Данная схема получила широкое распространение в межвоенный период, однако уже в период Второй мировой войны в силу присущих ей недостатков практически вышла из употребления; в настоящее время применяется лишь на некоторых моделях гражданских вездеходов. Типичным примером ходовой части с фрикционным зацеплением является гусеничный движитель системы Кегресса.
Изображения
Модифицированный Роллс-Ройс Николая II с подвеской Кегресса (использовалось фрикционное зацепление) в музее Ленинские Горки
Ходовая часть танка Т-34, ведущее колесо слева
Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку
Ведущее (переднее) колесо лёгкого танка Т-70М
Примечания
- ↑ 123Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Гусеницы. Зацепление гусениц с ведущими колёсами // Танк. — М .: Воениздат, 1954. — С. 125—129. — 607 с.
- ↑Чобиток В. В.Ведущее колесо. ArmorWiki. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.Проверено 31 марта 2011.
- ↑ 123Гусеничный движитель. info-tehnika.ru (21 октября 2009). Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.Проверено 31 марта 2011.
- ↑ Глава IX. Ходовая часть // Танк КВ. Руководство службы. — М .: Воениздат, 1941.
Литература
- Танк КВ. Руководство службы / Зам. начальника ГАБТУ генерал-майор технических войск Лебедев. — М .: Воениздат, 1941.
- Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Танк. — М .: Воениздат, 1954. — 607 с.
Гусеничный движитель | ведущее колесо · опорный каток · направляющее колесо · поддерживающий каток · гусеничная лента · трак · механизм натяжения гусеницы | |
---|---|---|
Подвеска | амортизатор · балансир · рессора · подвеска Кристи · торсион · ограничитель хода катка |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ведущее колесо» в других словарях:
ведущее колесо — ходовой винт — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы ходовой винт EN leader … Справочник технического переводчика
ведущее колесо кресла-коляски — Колесо, соединенное с системой привода, обеспечивающее возможность преобразования усилия в движение кресла коляски. [ГОСТ Р 50653 94 ИСО 6440 85] Тематики кресла коляски Обобщающие термины колесасоставные части кресел колясок EN driving wheel FR… … Справочник технического переводчика
Колесо (значения) — Колесо: Колесо круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо (игровой манипулятор) аналоговый игровой контроллер, использовавшийся в ранних… … Википедия
колесо — а/; колёса; ср. см. тж. колёсико, колёсный, колесом 1., колесом 2. 1) а) Круг (со спицами или сплошной), вращающийся на оси и служащий для приведения в движение повозок и других средств передвижения. Колесо/ телеги … Словарь многих выражений
колесо́ — а, мн. колёса, ср. 1. Круг (со спицами или сплошной), вращающийся на оси и служащий для приведения в движение повозок и других средств передвижения. Колесо телеги. Велосипедное колесо. Колесо вагона. □ Колеса оставляли на дороге черные рваные… … Малый академический словарь
ведущее зубчатое колесо — Зубчатое колесо передачи, которое сообщает движение парному зубчатому колесу. [ГОСТ 16530 83] Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины зубчатое колесо в передачепонятия, относящиеся к зубчатому зацеплению и зубчатой передаче … Справочник технического переводчика
колесо — а; колёса; ср. 1. Круг (со спицами или сплошной), вращающийся на оси и служащий для приведения в движение повозок и других средств передвижения. К. телеги. Велосипедное к. К. вагона. Запасные колёса автомобиля. Ездить на колёсах (в телеге, в… … Энциклопедический словарь
ведущее зубчатое колесо пары — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN pinion wheel … Справочник технического переводчика
Колесо Сансары — В буддизме и джайнизме символизирует феноменальную сферу непрестанного изменения и становления, которую в целом контролирует Мара или г Шиндже Повелитель Смерти. Символическое изображение сансары как проявленной жизни во всех ее фазах между… … Словарь символов
Колесо для ловли рыбы — (fishing wheel) в большом употреблении на тихоокеанском берегу Северной Америки по впадающим в него быстрым рекам. Устройство его основано на том, что, будучи установлено в подходящем месте, преимущественно быстротекущих и узких речек (чаще в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
четверг, 16 апреля 2020 г.
Виды приводов (ведущие колёса) автомобиля
Передний привод автомобиля
Настоящую победу эта конструкция одержала в 1959 году при выпуске на рынок знаменитой Mini, которая предопределила популярность переднего привода на десятилетия вперед. Создатель Mini Алекс Иссигонис разместил маленький движок машины не вдоль ее оси, а поперек. Трансмиссию и дифференциал он собрал в одном корпусе и засунул под капот позади двигателя. Даже если мотор размещался по старинке, вдоль – все равно все элементы трансмиссии оказываются под капотом. Поскольку передние колеса при такой компоновке должны и отвечать за руление, и тянуть машину вперед, они стыкуются с полуосями посредством сложных соединительных узлов, называемых «шарниры равных угловых скоростей» — ШРУСы. ШРУСы уверенно передают усилие привода даже в тех ситуациях, когда колесо круто повернуто относительно полуоси.
- в салоне больше простора для пассажиров и багажа
- некоторая экономия горючего благодаря уменьшению общего веса машины
- лучшее сцепление с мокрой дорогой, так как на ведущие колеса приходится большой вес.
- более активный износ передних шин и подвески
- плотная упаковка всех узлов в подкапотном пространстве, что затрудняет ремонт и обслуживание
- ограничения на тяговое усилие из-за опасности потерять управление
- ухудшенное сцепление с мокрой дорогой при езде в гору
Более подробно об этом сказано в статье «Передний привод автомобиля»
Задний (классический) привод автомобиля
В течении очень многих лет эта система оставалась практически единственной в мировом автомобилестроении, за что и получила название «классической».
Двигатель размещен строго вдоль оси автомобиля, коробка передач привинчена к нему намертво и передает вращение через карданный вал к дифференциалу заднего моста. Дифференциал разворачивает ось вращения на 90 градусов и передает вращение задним колесам. (У некоторых спортивных автомобилей – «корветов», «Феррари» и «порше» — коробка передач и дифференциал объединены в общий блок и размещены у заднего моста.) Карданный вал снабжен с обоих концов двумя шарнирами Кардана плюс продольно скользящим шлицевым соединением, что позволяет беспроблемно смещать двигатель и подвеску во всех направлениях друг относительно друга.
Достоинства заднего привода автомобиля:
- оптимальная развесовка автомобиля обеспечивает более легкое и послушное управление
- упрощается обслуживание и ремонт, поскольку основные узлы разнесены друг от друга
- меньший износ, поскольку передние колеса отвечают только за руление, а задние – за тягу.
- плохое поведение на мокрой дороге, если не использовать системы электронного управления
- некоторые неудобства в салоне для пассажиров и размещения груза.
Полный привод автомобиля
В настоящей полноприводной машине используется дополнительная раздаточная коробка, расположенная после главной коробки и распределяющая усилия между передним и задним мостами. Когда ее включают, она приводит в движение два независимых карданных вала, подключенный каждый к своему дифференциалу. И если настоящий «проходимец» барахтается в настоящем бездорожье, то никакой межосевой дифференциал ему не нужен.
Почему у застрявшего в грязи авто крутится только одно колесо?
Наверняка все наблюдали такую картину: машина зарылась в грязь или глубокий снег, и у нее с бешеной скорость крутится только одно колесо. Вопрос вполне логичный: привод у машины передний, то есть должно быть два ведущих колеса, а крутится одно. не порядок. Поломка ли это или так и должно быть?
Сразу отвечу на самый главный вопрос: никакой поломки здесь нет! Машина исправна. Просто в конструкции авто есть узел под названием дифференциал. Он обеспечивает стабильную управляемость авто при вхождении в поворот. Если бы его не было, колеса при повороте продолжали бы крутиться с одинаковой скоростью. А так как дуга, которую надо описать при повороте левому и правому колесу значительно отличается (одно колесо идет ближе к условному центру поворота, другое дальше), необходимо, чтобы одно колесо вращалось быстрее другого. При вращении колес в повороте с одинаковой скоростью одно бы постоянно пробуксовывало, уводя машину в неуправляемый занос.
Чтобы избежать опасных последствий такого вхождения в поворот, еще в начале 20 века немцы придумали дифференциал. По сути дифференциал — это еще один редуктор, который на переднеприводных авто устанавливается в картере коробки передач. Он распределяет крутящий момент между правым и левым колесом передней оси (говорим сейчас только про передний привод). Если авто едет по прямой, нагрузка на колеса одинаковая: крутящий момент распределяется поровну. Но при вхождении в поворот или, например, пробуксовке, одному из колес крутиться намного проще, чем второму.
Вот так при повороте дифференциал помогает, добавляя устойчивости авто, но вредит на бездорожье: колесо, попавшее в жидкую грязь начинает бешено крутиться и выкидывает все из-под себя. Авто теряет контакт с поверхностью и садится на днище, а колесо продолжает крутиться. Впрочем, решение было найдено: у внедорожников встречается блокировка дифференциала, которая временно отключает его работу (мжколесного или/и межосевого).
Статья оказалась полезной? Подпишитесь на канал и ставьте «палец кверху».
Ведущие колеса
Ведущими называют колеса, на которые передается крутящий момент от трансмиссии через полуоси или карданный вал. Ведущими колесами вопреки заблуждениям могут быть как передние, так и задние колеса. Некоторые ошибочно полагают, что ведущие значит — первые, то есть те, которые впереди ведут что-либо. Однако это не так, ведущими могут быть и задние колеса, на которые передается крутящий момент через кардан.
Если передние колеса ведущие — это передний привод, а сам автомобиль называют переднеприводным. Если задние колеса ведущие, то же самое — задний привод, соответственно и сам автомобиль будет заднеприводным. Существует также и третий вариант — полный привод. В таком крутящий момент при помощи дифференциалов и раздаточной коробки передается на все четыре колеса.
На сегодняшний день передний привод более популярен, нежели задний, и причин здесь несколько. Главная причина заключается в себестоимости производства переднеприводных автомобилей. В переднеприводных автомобилях нет многих деталей (кардан, задний мост и т. д.), которые есть у заднеприводных авто, что позволяет существенно удешевить производство. Кроме того, переднеприводные авто имеют меньший вес, что также является плюсом и положительно сказывается на разгонной динамике, расходе топлива и управляемости в целом.
Также к плюсам можно отнести сцепление колес с дорогой. У заднеприводных авто ведущие колеса не нагружены как у передних, поэтому в момент резкого старта они попросту буксуют из-за недостатка сцепления. Кроме того, зимой заднеприводные автомобили сложнее управляются, в результате чего они нередко попадают в аварии.
Полный привод обозначается 4х4, то есть 4 колеса и все ведущие. Такая система существенно улучшает проходимость, а также устойчивость автомобилей на дороге. Для внедорожников полный привод просто жизненно необходим, в противном случае во время преодоления труднопроходимого участка он рискует безнадежно застрять.
Седаны премиум-класса, а также спорткары с полным приводом, то есть четырьмя ведущими колесами оснащают не для улучшения проходимости, поскольку их клиренс, а также класс изначально исключает возможность движения по бездорожью. Для этих авто полный привод — это устойчивость на любой, даже скользкой или заснеженной дороге, а также прекрасная динамика.