Прокол колеса и эффективные способы его ремонта
Зачастую неопытные водители в случае нарушения целостности колеса теряются, начинают нервничать и совершать массу ошибок. Дело в том, что они не представляют последовательность правильных действий на месте, не говоря уж о знакомстве с технологией ремонта в шиномонтажной мастерской. В результате автоновички теряют много времени, а порой и денег, так как мастера автосервисов могут взамен простого решения навязать дорогостоящий ремонт. Чтобы эффективно и относительно недорого решить проблему, следует быть в курсе алгоритма операций, если проколол колесо. Однако вначале желательно узнать о признаках неисправности покрышки, ибо неведение в данной области способно спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Как распознать прокол колеса в дороге и что делать сразу?
Неприятность в виде спущенной шины бывалыми автовладельцами распознается сразу – они-то знают, что первым признаком проблемы падения давления в камере является внезапно появившийся шум. Причем не внутри машины, а идущий снаружи. Кроме того, сразу ухудшается управление и беспричинно падает скорость. А если начинает заносить заднюю часть автомобиля, это означает, что проблема возникла именно с одной из задних шин.
Паника в таких случаях может обойтись себе дороже, поэтому следует в руки взять не только себя, но и крепко держать руль, стараясь сохранять прямолинейное движение. Ведь в этот опасный момент главнейшей задачей является снижение скоростного режима, уменьшение риска выезда на встречную полосу и съезд на обочину, на которой далее и следует спокойно обдумать, что делать, если проколол колесо. Причем спешка здесь будет только помехой, ведь есть далеко не один, а как минимум 3 варианта последовательности действий.
КАК НЕ НАРУШИТЬ ПДД. Припарковавшись на обочине, нужно обязательно активировать «аварийку» и оценить обстановку – видимость на дороге, наличие поблизости каких-либо объектов. Также желательно выставить знак аварийной остановки: вне населенного пункта красный треугольник нужно расположить не менее, чем за 30 м от машины, а в городской черте это расстояние уменьшается вдвое.
Выбирая место для остановки, весьма желательно выбирать точки, в которых сбоку от транспортного средства имеется свободное пространство – оно понадобится для дальнейших манипуляций с покрышкой. Если при экстренном прекращении движения все-таки пришлось остановиться на обочине с ограниченным пространством, следует даже на спущенной шине медленно проехать до более удобного участка дороги. Кроме того, не рекомендуется парковаться там, где это запрещено Правилами. И они же предписывают, что если непредвиденная остановка случилась ночью, в дождь или туман, то водитель обязательно должен облачиться в одежду со световозвращающими элементами. В конце концов, этого же требуют соображения безопасности и просто здравый смысл.
Вариант с запаской
Самое элементарное решение, если случился прокол колеса – поставить запасную шину. Разумеется, когда она есть в багажнике. Затем можно спокойно доехать до шиномонтажа, где повреждение сервисмены отремонтируют со знанием дела и быстро по сравнению с самостоятельными манипуляциями.
После съезда на обочину профессионалы рекомендуют владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач перевести рычаг в положение парковки, а при комплектации транспортного средства МКПП выбрать первую передачу. Далее в ход пускается домкрат, который должен располагаться в багажнике в специальной нише. И в явном выигрыше окажутся автовладельцы, возящие с собой противооткатные опоры – их тоже следует устанавливать не произвольно, а либо под два передних колеса, либо парой задних. О том, что понадобятся перчатки, даже говорить не стоит – эту аксиому знают все.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Домкрат следует располагать под днищем машины отнюдь не произвольно, так как это может нанести вред. Автопроизводители именно для вывешивания подвески автомобиля предусмотрели усиленные участки в нижней части каркаса. Найти их можно либо по треугольникам сзади переднего колеса, либо по вырезам в области порогов.
Под опорную часть домкрата рекомендуется положить плоский, твердый предмет – доску, кирпич и т. д. – чтобы «лапа» не проваливалась в грунт. Вывешивая подвеску, нужно помнить: на 20-30 см поднимать автомобиль, как это часто делают дилетанты, совсем не обязательно – хватит и 5 см. Откручивая гайки, которые крепят колесо к ступице, следует запомнить, что в процессе монтажа запаски они должны закручиваться полукруглой частью не наружу, а внутрь, прилегая к диску.
Закончив замену покрышки, можно отправляться в шиномонтажную мастерскую. Однако при этом нельзя забывать о безопасности. Например, при установке запасного колеса малого радиального размера, желательно не превышать скорость в 70-80 км/ч.
Поиск утечки воздуха и докачка
Водители, отправляющиеся в путь с насосом, компрессором и манометром, стопроцентно оказываются в выигрыше, если сравнивать их с менее предусмотрительными коллегами. Ведь вышеперечисленные помощники позволяют контролировать атмосферы в покрышках, а при проколе иногда обойтись и без запасного колеса.
Итак, запаски нет. Тогда нужно попробовать снова накачать шину до стандартного давления и попытаться все-таки доехать до автосервиса без вызова эвакуатора. Начинать нужно с поиска места разгерметизации. Поскольку в львиной доле виновником становится вентиль, то проверить рациональней именно его. Процедуру проверки знает даже ребенок, катавшийся на велосипеде и имевший проблемы с накачкой колес: открутив защитный колпачок, его следует полить водой, и на месте утечки появятся пузыри. Взамен воды можно использовать слюну, как в детстве. Если пузыри есть в наличии, рекомендуется выкрутить золотниковый клапан и установить новый. Впрочем, эту деталь шины с собой возят немногие, а автомагазин далеко. Поэтому иногда достаточно лишь выкрутить золотник и обратно вкрутить – он более плотно встанет на положенное ему место.
Проверка, доказавшая, что вентиль вполне герметичен, свидетельствует о том, что человек за рулем действительно проколол колесо. Опять же, нужно найти часть поверхности шины, где это произошло. Если из покрышки не торчит инородный предмет – часто им оказывается гвоздь либо саморез – ее нужно поливать водой, тщательно осматривая поверхность в поисках пузырьков, свидетельствующих о герметизации. Причем если инородный предмет все-таки имеется, извлекать его спешить не нужно: обычно он сам частично закупоривает отверстие, и давление теряется медленнее. Соответственно, после докачки покрышки вполне можно без посторонней помощи добраться до шиномонтажа.
Это же решение достаточно эффективно для шин с дефектным вентилем или с утечкой воздуха по ободу, поскольку воздух с них «травится» медленно. Однако в последнем случае следует учитывать тот факт, что воздух из шины может выходить по причине деформации диска – например, если автомобиль попал в глубокую яму, имеющую острые края. Поэтому в мастерской диск однозначно будет подвергнут правке, а то и замене. Соответственно, опытные автовладельцы периодически осматривают диски, особенно при сезонной замене комплекта колес или внештатной. И если на ободе обнаруживается коррозия или отслоение автоэмали, то нужно покрышки «посадить» на герметик. Это обойдется гораздо экономнее по сравнению с необходимостью демонтажа с целью ликвидации утечки по ободу.
ЕЩЕ О ДОКАЧКЕ. Разгерметизировавшуюся шину проще накачивать без золотника, так как он оказывает компрессору определенное сопротивление. И если покрышка неплотно прилегает к диску, то мощности стандартного, «магазинного» компрессора, для создания необходимого давления может быть недостаточно. Поэтому можно выкрутить клапан, накачать колесо и быстро вкрутить клапан обратно. Однако если и эта мера не помогла, нужно вывесить проблемное колесо с помощью домкрата: оно будет более тщательно контактировать с диском, и шансы на успешную докачку существенно увеличатся.
Ремонтируем шину на обочине с помощью ремкомплекта
Для ремонта колеса в дороге требуются специальные материалы, которые продаются в любом автомобильном магазине. Главное, чтобы при ЧП за городом они были под рукой. Наиболее часто практикуемый вариант самостоятельного ремонта заключается в установке жгута. Он сделан из невулканизированной резины, поэтому плотно прилегает практически к любым поверхностям. Продаются такие жгуты совместно с шилом, которое нужно для расширения точки прокола – это улучшает контакт его краев с резиной. Кроме того, в «аптечку» для покрышки входит специальный клей для фиксации жгута и дополнительной герметизации ремонтируемой области, а также игла, с помощью которой и монтируется жгут.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ РЕМКОМПЛЕКТА?
Наличие клеевого состава – обязательное условие. Если его нет в наличии, жгут будет держаться в месте прокола гораздо хуже. А это означает повышенную вероятность утечки воздуха.
Покупать следует ремкомплект с жгутом, армированным нитями. Их отсутствие приведет к тому, что сырая резина жгута – а он состоит из тонких полосок – будет плохо входить в отверстие прокола. Если же попробовать «насильно» их разместить в поврежденном участке шины, то велик риск порвать эти полоски.
Шило в комплекте должно быть не гладким, а абразивным. Однако излишняя «зубастость» данного инструмента – тоже не лучший вариант из-за высокой вероятности повреждения корда. Ведь главная функция шила состоит в том, чтобы просто раздвинуть нити, попутно немного обработав края прокола.
Правильная установка жгута предполагает следующий алгоритм действий. Начинать процесс нужно с вставки шила в отверстие, причем вставка-выемка инструмента производится несколько раз. Далее жгут проводится через ушко иглы и обрабатывается клеевым составом. Самая ответственная часть ремонтных работ – вставка сырой резины в отверстие с последующим резким выдергиванием иглы. Жгут должен остаться в шине. Если операция прошла успешно, остается лишь обрезать конец жгута вровень с поверхностью той части шины, в которой обнаружен прокол. И все, можно отправляться за помощью к шиномонтажникам.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕМКОМПЛЕКТА. Ликвидацию прокола с помощью жгута отличает экономность и надежность в сочетании с относительной простотой действий. И если ремонт проведен качественно, пусть и собственными силами, то шина способна отслужить еще достаточно долго. И даже когда она снова начнет терять давление, можно попробовать заменить жгут на новый. Здесь все отдано на волю случая, срабатывает банальный принцип «повезет – не повезет».
По сравнению с профессиональным ремонтом колес в автомастерской, применение ремкомплекта – все-таки больше временная мера, чем полноценный метод. Гарантий, что после него покрышка сможет «намотать» хотя бы сотню километров, никто не дает. Также из минусов данного вида решения проблемы нужно отметить вполне реальную возможность повреждения корда при введении шила. Наконец, использование шила приводит к увеличению размера отверстия, что вряд ли отнесешь к положительным факторам. По этой причине сразу же после применения жгута, даже если шина вообще не теряет давление, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.
Чем хороши аэрозольные герметики?
Помимо установки жгута, отремонтировать проколотую шину можно с помощью жидких герметиков в баллончиках. Этот продукт современной автохимии отличается простотой применения и незначительной трудоемкостью. И все же он применяется гораздо реже по сравнению с ремкомплектом, так как считается менее надежным. Вдобавок многое зависит от размера прокола: чем он значительнее, тем меньше шансов на успешность ремонтных работ. К тому же дополнительный вес аэрозоля может негативно сказаться при последующей балансировки колес.
Тем не менее, он тоже заслуживает внимания. Если проколол колесо, а кроме герметика в багажнике ничего нет, то после извлечения постороннего предмета из шины его нужно залить через вентиль внутрь. Затем следует покрутить покрышку, чтобы состав более-менее равномерно распределился по всей поверхности. Однако добиться стопроцентного распределения таким путем вряд ли удастся, поэтому после накачки колеса следует на небольшой скорости проехать пару-тройку километров, и этот процесс успешно завершится.
В дополнение
За рамками данной статьи остались методы ремонта проколов в стационарных условиях шиномонтажных мастерских – холодная и горячая вулканизация, установка «грибка» и пр. В конце концов, в отдельных случаях помогает установка камеры в бескамерную шину. Эти способы технологически очень сложны, и самостоятельно все требуемые манипуляции не проделать.
Ремонт прокола бескамерной шины за 5 минут. Как заделать прокол за 100 рублей
Ездите на бескамерке, а для запаски нет места в багажнике, тогда вам пригодятся навыки по быстрому ремонту шин. Все что необходимо – это недорогой набор, его цена составляет всего 100 руб. и 5 минут работы.
Что бы не стать на обочине, советуем прочитать на Етлиб про герметики антипроколы .
Хочу также акцентировать ваше внимание, что применяемый ремкомплект не является его рекламой, был приобретен самый бюджетный и распространенный в автомагазинах набор для ремонта. Моей целью было показать вам, мои читатели, как пользоваться и действительно ли такой набор полезен в багажнике.
Осмотр повреждения
Для точного обнаружения отверстия, если оно недостаточно хорошо просматривается невооруженным глазом, поверхность шины следует полить мыльным раствором. Точное местонахождение прокола легко обнаружить по выходящим пузырькам воздуха.
Стандартный ремонтный набор включает круглый рашпиль , шило , несколько кусков жгута и клей . Стоимость всего этого добра, как я уже и отмечал, около 100 рублей. Причем выбирать более дорогой нет необходимости, так как в принципе, они все являются однотипными и работают одинаково.
Подготовка
Первым делом необходимо тщательно очистить поверхность покрышки, которая располагается вокруг прокола, для этого используем ветошь и какое-либо моющее средство, вытираем насухо. Затем, ознакомившись с инструкцией, нужно обеспечить давление в покрышке не более 0,5-1 атмосферы .
Снижаем давление до положенного уровня и извлекаем предмет, который, собственно, и стал причиной прокола, затем берем рашпиль, имеющийся в наборе и хорошо прорабатываем отверстие . После того, как отверстие получило цилиндрическую форму , оставляем рашпиль на месте, чтобы предотвратить дальнейшее снижение давления, пока будет идти подготовка второго этапа.
Ремонт (установка жгута)
Для проведения дальнейших процедур понадобится следующее: клей, шило и жгуты , все это также есть в наборе. Достаем из упаковки один из жгутов, и вставляем в отверстие шила до середины, и обмазываем жгут со всех сторон тонким слоем клея.
Вынимаем из отверстия рашпиль и вставляем жгут на место прокола, по инструкции это нужно сделать на глубину не менее 2/3 длины жгута . Круговыми движениями проталкиваем шило в отверстие, вкручиваем шило до тех пор, пока снаружи не останется примерно 1-2 см жгута .
После чего извлекаем шило, однако уже без вращения, чтобы жгут остался внутри прокола , делать это необходимо резким движением .
Завершающий этап
Остается убрать остатки жгута, торчащие над рабочей поверхностью покрышки. Для этого понадобится хороший, острый нож, отлично подойдет канцелярский или макетный нож с плоским и хорошо отточенным лезвием. Придерживаем кончики жгута пальцами и срезаем остатки, собственно, место отреза не должно быть выше поверхности покрышки.
В завершении нужно проверить – что же получилось, как справился с ремонтом набор, стоимостью всего 100 руб. Для этого следует накачать шину примерно до 2 атмосфер, это среднее давление для легковых шин, и проверить, что же с проколом. Берем все тот же мыльный раствор. Меня еще ни разу не подводил. А кто из вас пользовался подобным?
Думаю, моя информация окажется полезной для вас. ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ, а также ПОДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсети! Пиши в комментариях о своем опыте экстренного ремонта проколов.