Как собрать двигатель зид
Двигатель ЗИД-4,5 представляет собой четырехтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания воздушного охлаждения и предназначен для установки на самоходные сельскохозяйственные машины, а также может быть использован на стационарных установках для механизации различных сельскохозяйственных работ.
В зависимости от назначения двигателя, завод-изготовитель выпускает двигатели ЗИД-4,5 различных компоновок (серий), каждая из которых предназначена для определенного агрегага или вида работ. Однако эти компоновки могут быть использованы для привода других агрегатов.
Двигатель ЗИД-4,5М предназначен для механизации различных сельскохозяйсвенных работ.
Со стороны маховика двигатель имеет шкив для ременной передачи, а со стороны редуктора — звездочку для цепной передачи при работе двигателя на стационарных установках.
Двигатель имеет двухступенчатый редуктор с передаточными отношениями 1:6 и 1:2,91, понижающими числа оборотов коленчатого вала.
Со стороны маховика имеется шкив для ременной передачи при работе двигателя на стационарной установке. Двигатель крепят двумя стойками картера к раме машины или стационарной установке.
Двигатель ЗИД-4,5 ДУ-М предназначен для привода водоподъемников. Он оборудован одноступенчатым редуктором с передаточным отношением 1:6. Звездочка для цепной передачи на двигателе отсутствует.
Двигатель ЗИД-4,5 ВН-М предназначен для привода вакуум-насоса доильной установки УДС-1-2С. Двигатель оборудован одноступенчатым редуктором с передаточным отношением 1:2,91.
Звездочка для цепной передачи на двигателе отсутствует.
Для отличия в фирменные таблички двигателей внесены буквы «ДУ» и «ВН» обозначающие их компоновку.
Запуск двигателя производится при помощи шнура, наматываемого на шкив. Запускать двигатель можно как на первой, так и на второй передачах редуктора.
Возможен запуск двигателя и пусковой рукояткой за вал редуктора, но при этом требуется большое усилие, так как передача вращения на коленчатый вал происходит через редуктор. При установке редуктора на вторую передачу усилие для запуска требуется меньшее, чем при установке редуктора на первую передачу.
Технические характеристики двигателя ЗИД- 4,5
Вот интересная выдержка из инструкции по эксплуатации. Современные производители будь то Хонда или Субару всячески увиливают от ответа на счет моторесурса.
Еще интересная выдержка из инструкции, где указан какой бензин для двигателя ЗИД 4,5
Установка двигателя
Двигатель ЗИД-4,5 являясь одноцилиндровым, не может быть полностью уравновешен. Он подвержен вибрации, которая увеличивается при неправильной его установке. Поэтому при установке двигателя необходимо выполнять следующие основные требования.
1. На сельскохозяйственных машинах двигатель должен устанавливаться на прочную и жесткую раму, не допускающую прогибов при работе двигателя. Рама из профилированного железа должна быть изготовлена таким образом, чтобы лапы двигателя опирались на полку толщиной не менее 7 мм. Рама должна находиться на жестком основании и иметь опоры на расстоянии не менее 500 мм друг от друга. Нельзя устанавливать двигатель на отдельные отрезки швеллера или другие не жесткие предметы.
2. При установке двигателя на деревянном основании необходимо связать раму из брусьев сечением не менее 12×12 см.
Габаритные размеры двигателя
Двигатель ЗИД — 4,5 инструкция по эксплуатации, хранению и уходу — скачать
Двигатель ЗИД — 4,5 подробная инструкция и описание + каталог запчастей скачать
Как собрать двигатель зид
Двигатель ЗИД — 4,5 все еще используют владельцы различной техники. Инструкции зачастую давно утеряны, а техника исправная и привычная, нужно только ее настроить и отрегулировать. Настройка и регулировка двигателя ЗИД — 4,5 актуальна для его владельцев. Для таких людей и создана эта страница сайта Pahalka.
Двигатель ЗИД — 4,5 — руководство пользователя
Приводим две инструкции очень подробно описывающие устройство, ремонт и регулировку двигателя ЗИД — 4,5.
Двигатель ЗИД — 4,5 инструкция по эксплуатации, хранению и уходу — скачать
Двигатель ЗИД — 4,5 подробная инструкция и описание + каталог запчастей скачать
Регулировка карбюратора ЗИД-4,5
Регулировку карбюратора на малые обороты производить на прогретом двигателе в следующем порядке.
1.Завернуть полностью винт холостого хода, а затем вывернуть его на 1,5 оборота (см. фиг. 36).
2.Закрыть дроссельную заслонку карбюратора до упора и, вращая винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки, установить ее на наименьшее открытие, при котором двигатель способен устойчиво работать на оборотах малого газа.
3.Ввертывая, а затем вывертывая винт холостого хода, найти такое положение его, при котором число оборотов двигателя будет наибольшим, при этом дроссельная заслонка должна стоять неподвижно.
4. Вращая винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки, вновь установить ее в положение наименьшего открытия, при котором двигатель работает устойчиво.
5. Если после этого при вращении винта холостого хода число оборотов двигателя не будет увеличиваться, значит карбюратор отрегулирован на малые обороты, если же число оборотов двигателя увеличивается, регулировку карбюратора следует продолжить.
Регулировка зажигания ЗИД — 4,5
На двигателе установлен постоянный угол опережения зажигания. По мере износа контактов и текстолитового упора магнето он может измениться и нарушить правильную работу двигателя. При сильном износе текстолитового прерывателя молоточек следует заменить.
Восстанавливать первоначально установленный момент зажигания в следующем порядке:
1. Снять маховик.
2. Повернуть коленчатый вал и совместить риску на коленчатом валу с левой риской 3 на торце основания якоря магнето (фиг. 41). Левая риска 3 соответствует моменту зажигания — углу поворота коленчатого вала, при котором поршень не доходит на 3 мм до верхней мертвой точки, а правая риска — положению поршня в верхней мертвой точке. В этот момент должно быть начало разрыва между контактами прерывателя, т. е. зазор К между ними должен быть не более 0,06 мм.
При полном размыкании контактов зазор между контактами должен быть равен 0,3—0,4 мм.
Для регулирования величины зазора между контактами прерывателя следует расконтрить и отвернуть на пол-оборота или полный оборот винт крепления планки с контактом, затем повернуть эксцентрик и одновременно проверить щупом величину зазора между контактами. После установки требуемого зазора между контактами закрепить винтом планку с контактом, законтрив винт, вновь проверить величину зазора щупом и установить маховик на место.
При регулировке зазора между контактами прерывателя следует снять с них нагар. Обгоревшие контакты нужно зачистить тонкой карборундовой или крокусной шкуркой, а при более сильном обгорании — тонким надфилем с мелкой насечкой, оселком или очень мелким карборундовым бруском. Надфиль, применяемый для зачистки контактов, следует держать в чистоте и для других целей не употреблять.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Не применять для зачистки контактов наждачную бумагу.
Регулировка клапанов двигателя ЗИД — 4,5
Приводим страницы из инструкции, где описана регулировка клапанов ЗИД — 4,5
Регулировка шатунного подшипника
Регулярный контроль за состоянием шатунного подшипника и своевременная его подтяжка значительно увеличивают срок его службы. Для этой цели в шатунном подшипнике имеются прокладки, обеспечивающие при нормальной эксплуатации двигателя его работу без перезаливки в течение всего гарантийного срока службы.
Шатунный подшипник подтягивать в следующем порядке:
1.Слить масло и снять с двигателя поддон картера и лоток для масла вместе с прокладкой и отражателем.
2.Установить нижнюю головку шатуна в удобное для работы положение, расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления крышки шатуна.
3. Снять крышку шатуна (заметив положение, в которое она была установлена) и убрать с каждой стороны одинаковое количество прокладок (толщиной 0,1 и 0,05 мм).
4. Смазать шатунную шейку коленчатого вала и крышку шатуна автолом (ГОСТ 1862—57) и установить крышку на место в прежнее положение, туго затянув болты крепления крышки.
5. Проворачивая коленчатый вал за пусковую рукоятку (при вывернутой свече), проверить степень затяжки шатунного подшипника. Коленчатый вал должен вращаться от руки с небольшим усилием. Если коленчатый вал вращается туго, вновь подложить под крышку с каждой стороны по одной прокладке толщиной 0,05 мм. Если, наоборот, коленчатый вал вращается легко, следует снять с каждой стороны еще по одной прокладке толщиной 0,05 мм.
6. По окончании регулировки туго затянуть болты крепления крышки шатуна и зашплинтовать их.
7. Поставить на место снятые с двигателя детали.
8. Залить в двигатель масло и прокрутить коленчатый вал за пусковую рукоятку при вывернутой свече.
Установка рычага управления и регулятора чисел оборотов
При каждой перестановке рычага управления необходимо вновь отрегулировать натяжение троса управления, иначе число оборотов, на которое был установлен регулятор оборотов, может измениться.
Правильность натяжения троса проверяется следующим образом: рычаг управления (см. фиг. 26) ставится в крайнее верхнее положение, соответствующее максимальному натяжению пружины, а следовательно, наибольшему открытию дроссельной заслонки карбюратора и максимальному числу оборотов двигателя. Промежуточный рычаг рычаг при этом должен быть повернут до отказа и упираться в ребро корпуса редуктора. Если этого нет, то необходимо изменить натяжение троса за счет перемещения его в соединительном хомутике и добиться указанного выше положения рычагов.
Гайка, зажимающая пружинную шайбу на оси рычага управления, от сотрясения может ослабнуть, и рычаг управления не будет удерживаться в нужном положении. Необходимо подтянуть эту гайку так, чтобы рычаг управления перемещался только при нажиме на него рукой.
Крепление троса в соединительном хомутике и соединение троса с промежуточным рычагом также может ослабнуть. Длина троса изменится, и при отжатом в крайнее верхнее положение рычаге управления промежуточный рычаг не будет прилегать к корпусу редуктора, вследствие чего двигатель не станет развивать номинальных оборотов. В этом случае необходимо отрегулировать длину троса, как сказано выше.
Разборка двигателя ЗИД — 4,5
Рекомендуется разбирать двигатель в следующем порядке:
1. Слить масло из картера двигателя и бензин из топливного бачка.
2. Снять воздухоочиститель.
3. Снять топливопровод и карбюратор.
4. Снять топливный бачок.
5. Снять глушитель.
6. Снять верхнюю часть кожуха.
7. Снять маховик.
9. Снять головку цилиндра.
10. Снять поддон (маслосборник).
11. Снять масляный насос и стержень масляного насоса.
13. Снять корпус редуктора вместе с приводным валом, ведущей звездочкой, зубчатым колесом 2=67, вилкой и валиком переключения.
14. Снять зубчатое колесо 2=23 с хвостовика коленчатого вала.
15.Снять распределительный валик вместе с зубчатым колесом г = 72. Снять щиток с регулятором.
16. Снять цилиндр с клапанами.
17. Вынуть толкатели клапанов из клапанной коробки и заклеймить их соответственно местонахождению буквами «Пр» и «Л» на скосах.
18. Отсоединить и вынуть шатун с поршнем.
19. Снять коленчатый вал вместе с крышкой картера и якорем магнето и снять якорь с крышки картера.
20. Отсоединить от крышки коленчатый вал.
При разборке двигателя во избежание повреждений прокладок следует их снимать с особенной осторожностью.
Перед сборкой все снятые детали промыть в чистом бензине и обдуть сжатым воздухом.
При разборке двигателя не рекомендуется без особой надобности:
а) отсоединять зубчатое колесо z=72 от распределительного валика;
б) снимать с поршня поршневые кольца;
в) выпрессовывать поршневой палец;
г) отвертывать фланцы корпуса редуктора;
д) вынимать коленчатый вал из картера;
е) вынимать приводной вал из корпуса редуктора;
ж) разбирать магнето;
з) снимать пломбу с пружины регулятора, так как нарушится регулировка пружины;
и) разбирать маховик во избежание нарушения его балансировки.
Сборку двигателя производить в обратной последовательности.
При установке зубчатого колеса 2=72 на распределительный валик проследить за тем, чтобы контрольный штифт зубчатого колеса вошел в отверстие диаметром 3 мм распределительного валика.
Постановку распределительного валика на двигатель производить так, чтобы зацепление зубчатого колеса коленчатого вала и распределительного валика было бы по меткам: зуб колеса 2=12 с выбитым на нем клеймом должен располагаться между зубьями зубчатого колеса 2=72 с такими же клеймами (фиг. 37).
При сборке масляного насоса необходимо следить за тем, чтобы опорная втулка не перевернулась и не зажала шарик во втулке масляного насоса; стержень масляного насоса должен упираться в луночку шайбы (см. фиг. 27).
При сборке двигателя затяжку гаек крепления головки цилиндра производить равномерно согласно схеме, приведенной на фиг. 38.
После сборки двигателя проверить и при необходимости отрегулировать газораспределение и зажигание, как указано ниже.
Все рисунки смотрите в руководстве пользователя.
Двигатель ЗИД- Устройство и обслуживание
Во второй половине прошлого столетия Ковровский завод им. Дегтярева занимался выпуском моторов для различных устройств, работающих в сельском хозяйстве, строительстве и пр. Одноцилиндровый стационарный двигатель ЗИД 4,5 относится к четырехтактным бензиновым силовым агрегатам с воздушным охлаждением. За период производства данный мотор пользовался широкой популярностью среди пользователей. В сравнении с аналогами, выпускаемыми на других предприятиях, двигатель ЗИД 4,5 отличается: надежностью; простотой устройства, экономичностью и прочими плюсами.
Двигатель ЗИД 4,5-Устройство
Данный силовой агрегат устанавливался на самоходных машинах, а также на стационарных устройствах с целью механизации ручного труда при выполнении сельскохозяйственных работ различной тяжести. Двигатели ЗИД 4,5 выполнялись в различных компоновках, в зависимости от назначения и особенностей посадочных мести и технических характеристик базового устройства.
Перечень основных компонентов двигателя:
- Картер, изготовленный из алюминиевого сплава.
- Рабочий цилиндр, поршень, шатун.
- Коленчатый вал.
- Алюминиевая головка цилиндра.
- Свеча зажигания.
- Масляный поддон.
- Масляный фильтр.
- Насос.
- Топливный бачок.
- Карбюратор.
- Глушитель.
- Воздухоочиститель.
В устройство двигателя ЗИД 4 5 также входят: специальный двухступенчатый редуктор понижающего действия, шкив, ременная передача. Редуктор имеет передаточные отношения 1:6; 1:2, 91; для понижения количества оборотов коленвала.
Двигатель ЗИД запускается в работу при помощи специального приспособления в виде шнура. Этот шнур наматывается на шкив двигателя и резко дергается. Запуск мотора может быть осуществлен сразу с первой или второй передачи понижающего редуктора.
Здесь также предусмотрен запуск двигателя с помощью пусковой рукоятки через вал редуктора. Однако этот метод используется не часто, т. к. для его раскрутки требуется приложить немалые усилия.
Важно: Если редуктор установлен на второй передаче, необходимо прикладывать меньше усилий, чем при положении его в первой позиции. Это объясняется тем, что момент вращения рукоятки передается на коленвал двигателя внутреннего сгорания непосредственно через шестерни редуктора.
Двигатель ЗИД 4 5 технические характеристики
Используемое топливо | бензин марки А 72, 76 |
Число цилиндров | 1 |
Объем двигателя | 520 куб. см |
Количество тактов | 4 |
Тип системы охлаждения | воздушная, принудительная |
Мощность мотора | 4,5 лошадиных сил |
Количество оборотов коленвала | 2000 об/мин |
Обороты в режиме холостого хода | 700 об/мин |
Тип топливной системы | карбюратор ЗИД 12 |
Объем топливного бака | 8,0 литров |
Метод смазывания | разбрызгивание |
Объем моторного масла в системе смазки | 1,6 литров |
Число клапанов | 2 |
Вес двигателя | 60 кг |
Габариты | 0,63 х 0,58 х 0,73 м |
Срок эксплуатации | 500 час. |
Ход поршня | 90 мм |
Тип смазки | Автол 10 при температуре воздуха более +5°САвтол 6 при Т менее +5°С соответственно |
Способ запуска двигателя | Вручную, с использованием шнура, рукоятки |
Правила технического обслуживания двигателя ЗИД
Для исправного функционирования двигателя внутреннего сгорания требуется своевременное техобслуживание. Это является залогом сохранения технических характеристик в течение заявленного эксплуатационного срока. В обязательный перечень работ по уходу за двигателем ЗИД 4,5:
- проверка уровня моторного масла;
- добавление недостающего объема смазочного материала;
- полная замена масла в двигателе после 50 рабочих часов;
- визуальный осмотр воздухоочистителя через 5 час;
- при заправке бензина использовать специальный фильтр;
- промывка отстойника топливной емкости (50 час);
- контроль момента затяжки винтовых соединений (20 час);
- наружная очистка цилиндра с целью предотвращения перегрева (25 час – не чаще).
Важно: При отрицательных температурах окружающей среды рекомендуется сливать смазочную жидкость из картера двигателя в конце рабочей смены. Перед началом работы в двигатель заливается моторное масло температурой не ниже +70°С.
Особенности ремонта двигателя ЗИД
Благодаря сравнительно простой конструкции, данный мотор сможет отремонтировать мастер без большого опыта, обладающий сравнительно невысокой квалификацией. Чтобы снизить вероятность возникновения неисправностей в двигателе внутреннего сгорания, необходимо проводить соответствующее техническое обслуживание в рекомендованные сроки. Помимо этого, рекомендуется после каждых 300 часов эксплуатации силового агрегата осуществлять частичную разборку мотора.
Мероприятия по восстановлению работоспособности двигателя ЗИД 4,5:
- Подтяжка креплений шатунного подшипника.
- Регулировка клапанов.
- Очищение рабочих элементов от нагарного слоя (поршень, клапана, головка цилиндра, клапанная коробка и пр.).
- Зачистка контактов и регулировка зазоров прерывателя.
Использование двигателей ЗИД в минитракторах
Отличные технические данные двигателя ЗИД 4 5 позволяют, кроме стационарных установок, включать их в конструкции небольших транспортных средств – минитракторов. Чаще всего – это минитрактор с двигателем ЗИД или мотоблок своими руками двигатель ЗИД, изготовленные умелыми рационализаторами.
Помимо одноцилиндровых стационарных устройств, чтобы соорудить самодельный минитрактор с двигателем ЗИД, механики также демонтируют двухцилиндровые моторы со следующих агрегатов:
- мотоколяски;
- мотоциклы;
- легковые малолитражки и пр.
В качестве крепкой основы для минитрактора используется прочная рама, изготовленная при помощи сварочного оборудования. На такой раме устанавливается и надежно закрепляется силовой агрегат и механическая трансмиссия. Самодельная сельскохозяйственная техника справляется с сельскохозяйственными работами на частных территориях. Они получили широкое распространение среди многочисленных владельцев земельных наделов, благодаря:
- Сравнительно малым затратам материальных средств на содержание и эксплуатацию.
- Простоте в уходе и техническом обслуживании.
- Компактности, сравнительно малым габаритам, весу.
- Экономичности.
- Легкости в управлении.
- Работе на бензине пониженного качества.
- Отличным техническим и эксплуатационным характеристикам двигателя ЗИД 4,5.
Кроме тракторов, двигатель ЗИД применяется в стационарных механизмах индивидуального использования в качестве незаменимых помощников в домашнем хозяйстве:
- насосах;
- крупорушках;
- дробилках;
- станках (деревообрабатывающих, металлорежущих, сверлильных и пр.);
- дисковых пилах;
- мотокосилках;
- транспортерах.
Важно: Среди немногочисленных недостатков двигателя ЗИД 4,5 отмечается повышенная склонность к вибрациям, присущая одноцилиндровым конструкциям. Данный фактор учитывается при монтаже и фиксации силовых агрегатов на основания и рамы.
С целью свести к минимуму силы вибрации двигателя, при установке рекомендуется выполнять следующие требования, указанные в инструкции по эксплуатации:
- Материал изготовления рамы – профилированная сталь.
- Толщина установочной полки – не меньше 7 мм.
- Расстояние между опорами двигателя – не более 500 мм.
- Не допускается ставить мотор на отдельные куски металла несоответствующей жесткости.
Если используется основание из древесины, рама должна состоять из брусьев в поперечном сечении 12х12 см, прочно связанных между собой.
Модификации двигателей ЗИД
В зависимости от предназначения, места установки и вида выполняемых работ, производителями выпускались данные моторы в различных исполнениях. Например, ЗИД-4,5 ДУ-М; ЗИД-4,5 ВН-М.
Модель ДУ-М разработана для приводов подъемников воды. В его комплектацию входит понижающий редуктор одноступенчатый, его передаточное отношение равно 1:6. Мотор ВН-М приводит в действие вакуумный насос установки доильных аппаратов УДС-1-2С. Здесь применяется одноступенчатый понижающий редуктор с передаточным числом 1:2,91. В этих конструкциях передаточная звездочка цепного механизма не предусмотрена.
Для удобства выбора подходящей компоновки модели, двигатели оборудованы специальными фирменными табличками с соответствующей маркировкой: «ДУ», «ВН».