Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы
В обилии конструкций и модификаций современных бензопил, советская бензопила «Дружба-4», начавшая свое победное шествие по лесоповалам СССР в далеком 1955 году, просто обязана была затеряться. Но этого не произошло. Она и сегодня пользуется неизменным спросом, а пройдя этап если не реинкарнации, то серьезной модернизации до современной пилы «Урал-2Т-Электрон», выпускается серийно и ныне.
Чем хороша «Дружба-4» и ее главные недостатки
Разработанный для этой бензопилы в 1953 году на запорожском «Прогрессе» двухтактный двигатель МП-1, мощностью 4 л.с., что и дало ей цифру 4 в названии, был, и остается, настолько простым в ремонте и обслуживании, что обеспечил ей успех на долгие десятилетия.
Но не единым двигателем «Дружба-4» заслужила свою популярность. Удобная для длительной работы компоновка, позволяющая вальщику работать стоя, в удобной позе, срезая деревья практически у самой земли, не повторяется ни в одной другой пиле, кроме тех, что являются лишь ее модификациями. А сколько их было? Существенная – реально одна, когда пила обрела новый, более мощный (5 л.с.) двигатель, редуктор с системой смазки пильной цепи и название «Урал». О мелочах, типа формы бака, говорить не стоит. Да и снижение веса, являющегося и на сегодня едва ли самым большим недостатком этой конструкции, с 12,5 до 11 кг, существенным достижением не назовешь.
Пила, получившая золотую медаль на брюссельской выставке 1958 года, выпускалась серийно до конца 90-х годов с небольшими изменениями:
- в 60-х годах было осуществлено изменения крепления ручки;
- в 80-х был заменен карбюратор («Дружба-4А») и установлено электронное зажигание («Дружба-4А-Электрон»);
- в 90-х установлен очередной новый карбюратор («Дружба-4М»).
Следующим этапом собственно и стало создание «Урала», но он – лишь развитие «Дружбы».
Упоминаемые в некоторых источниках иные модификации данной пилы – плод фантазии авторов. Недавно выпущенная пила «Дружба-2» имеет уже традиционную для данного инструмента компоновку, похожую на модели лидеров рынка Штиль и Хускварну, и кроме названия ничем не напоминает легендарную предшественницу.
Достоинства «Дружбы-4»:
- Удобство работы при валке леса.
- Высокая ремонтопригодность.
- Простота конструкции.
- Невысокая стоимость.
Также среди удачных конструктивных особенностей стоит назвать крепление редуктора при помощи хомута, позволяющее развернуть его под любым углом, что дает возможность располагать пильную шину в горизонтальной плоскости. Простая центробежная муфта сцепления, в которой наружный Г-образный профиль ведущего барабана при увеличении оборотов прижимается к стенкам выступа ведомого, закрепленного на редукторе, обеспечивая передачу крутящего момента.
Недостатки бензопилы:
- Плохая система обеспечения безопасности (отсутствие автоматического тормоза, кнопки «стоп», защиты от вибрации т.п.).
- Съемный стартер, который часто теряется.
- Большой вес.
- Низкое качество запасных частей.
Близкое родство «Урала» и «Дружбы» позволяет активно использовать запчасти от первого на второй. Так пилы производства 60-х годов обретают вторую молодость после установки на них смазываемых редукторов с современными пильными шинами и цепями.
А запчасти к «Дружбе» по-прежнему выпускаются многими производителями и не являются дефицитом.
Тем более что на базе ее двигателя выпускались не только пилы, но и мотопомпы, лебедки, автономные электрические станции и многое другое.
Ремонт и модернизации пилы Дружба
Хоть данные пилы прекратили выпускать на рубеже тысячелетий, их огромное количество находится в пользовании и продается в интернете до сих пор. Некоторые далеко не исчерпали свой ресурс. Но даже те, что утратили вид и приобрели проблемы в работе – легко восстанавливаются.
Ведь корпусные детали данных пил практически не изнашиваются, а остальное подлежит замене. Видеоролик поможет вам избежать сложностей при разборке «Дружбы-4»:
Чаще всего при ремонте приходится менять подшипники коленвала, все сальники и прокладки.
Не лишней при разборке будет и замена поршневых колец. Возможна также установка ремонтного размера поршневой группы.
Если на вашей бензопиле стоит редуктор без смазки, то стоит установить более современный. Этим вы удлините срок службы пильной цепи.
А вот и видео устройства такого редуктора, на котором видно, чем он отличается от штатного:
Такой новый от «Урала» стоит порядка 3,5 тыс. руб., но при стоимости слегка подержанной «Дружбы» в 4 – 5 тыс. руб. эта цена может показаться чрезмерной. То же касается и других элементов. Так, если у вас работоспособно контактное зажигание, то отдавать за новое или устанавливать электронное за 500 – 600 руб. может и не стоит. Ведь главные проблемы с ним возникают вследствие повреждения сальника коленвала, и при его замене все может придти в норму.
Столько же стоит и съемный стартер, поэтому лучше его не терять. Некоторые закрепляют его жестко на саморезах на штатном месте и мирятся с определенными неудобствами в работе, а некоторые – на тросике, и находят ему место на ручке бензопилы.
Карбюратор дешевле ремонтировать при помощи ремкомплекта.
Стоимость нового составляет порядка 1 тыс. руб.
Самые большие переделки чаще всего производят с системой зажигания, а именно: устанавливают автомобильную катушку взамен вторичной обмотки штатной катушки. Как это грамотно сделать показано на видео:
При этом искра становится значительно мощнее, и устраняются проблемы с запуском пилы, особенно в зимнее время.
Сцепление бензопилы практически не выходит из строя, но иногда требует небольшого ремонта. Оно устроено так, что при малых оборотах Г-образный профиль не разжимается и редуктор не включается, но если ослабевают заклепки, на которых он крепится, то он может касаться внешней части муфты редуктора и на малых оборотах, тогда сцепление «ведет». Стоит попытаться заклепать их сильнее. А если причина не устраниться, то в этом случае покупать новую муфту.
Самоделки из «Дружбы-4»
Компоновка двигателя с редуктором у этой пилы настолько удачна, а сцепление настолько компактно, что устройство является почти готовым силовым агрегатом для многих интересных самоделок.
В 1973 году на базе этих двигателей был создан сверхлегкий вертолет МАИ Х-3, а за ним и модификации 4 и 5. Они были даже показаны на ряде выставок, но в серийное производство не пошли. Слишком тяжело было согласование работы целых 8-ми двигателей для 2-х пропеллеров, обеспечивавших его движение.
Но он летал! А вот ездить на движке от «Дружбы» значительно проще. По снегу и по твердым дорогам.
Правда, достаточно высокие обороты на выходном редукторе пилы требуют установки большой ведомой шестерни на тяговое колесо, промежуточного понижающего вала или уменьшения диаметра самого колеса.
А вот снегоуборочные машины и мотокультиваторы из нее получаются довольно продуктивные, но тоже с системой, понижающей обороты.
Напоследок стоит вспомнить о доукомплектовании пилы системой с гидравлическим клином.
Это приспособление здорово помогает именно при валке леса. А как оно работает, станет понятным после просмотра видеоролика:
Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами 😉
Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы
Было замечено, что мотор бензопилы Дружба 4 устойчиво работает на холостом ходе и высоких оборотах. При попытке пилить, мотор сразу глохнет. Перед запуском двигателя карбюратор был промыт. Оказалось, в фильтре отстойнике образовался лёд, и на половину прикрыл отверстие, после прочистки всё нормализовалось. Вопрос, как и от чего такая зависимость?
У тебя старый карбюратор КМП-100. У него качество смеси регулируется только на холостом ходе винтом. Причем этот винт при закручивании смесь обедняет — наверное, перекрывает отверстие с топливом. Я как ни пытался его настроить, у меня он на работу вообще не влияет — думаю, какой-то канал не досверлен или еще чего. Мне кажется, там должно быть в колодце с иглой отверстие, из которого топливо для холостого хода забирается. Подгибанием лепестка клапана регулировать карбюратор трудно — если клапан нормальный, то регулировка будет только в сторону обеднения и будет нестабильной. Это потому что расход будет ограничиваться сечением клапана и положение бензобака/пилы будет сильно влиять, так что это скорее нештатная регулировка. В штатном режиме клапан не должен влиять на качество смеси, а должен в любом режиме пропускать достаточно топлива, а сечение должно ограничиваться главным жиклером. Клапан вроде и настраивать положено так — чтобы при нажатии мембраны подача топлива открывалась, а при отпускании — полностью перекрывалась. Кстати, разобрался, зачем на старом карбюраторе винт вверху — это для наполнения мембранной камеры бензином/выпуска воздуха перед стартом, чтобы пила в любом положении работала. В КМП-100АР его нет, поэтому, чтобы по максимуму наполнить камеру, лучше пилу наклонить вперед (ну получается тарелкой мембраны почти вниз) и нажать мембрану, воздух через главный жиклер стравится. Если так не делать, то пила при большом наклоне глохнуть может. Еще иглой можно качество регулировать, но у нее только 2-3 положения. Но для КМП-100 другим особо нельзя регулировать.
С пилой Дружба 2 такая проблема: пропил уводит вправо у редуктора сильно, а на конце шины пилит почти прямо. Пилка уже давняя. Может, кто сталкивался с такой проблемой, или идеи какие есть, куда посмотреть подскажите?
На шину смотри, не равномерно выработана — необходимо или перевернуть шину или выровнять стачиванием.
Пила Дружба 4, 1982 г, катушка жигулевская, поршень и кольца новые зазор 0,3 мм опережение 4мм свеча 0,5мм заводка отлично минут пять-десять режет отлично потом работает нестабильно при попытке резать глохнет но снова заводится отлично. Как исправить?
Добавь топлива винтом Н, 1/4 оборота.
Подскажите сколько магнитов на маховике бензопилы Дружба-4 контактная? можно ли ставить 4 магнита?
3 магнита и один противовес, маховик с электронного зажигания нельзя ставить.
Бензопила Дружба 2. Первичный дефект — запуск, 3-4 пыха и заглохло, с сетки воздухофильтра капает бензин, свеча залита. Что можно сделать?
Снимаем карбюратор, отвинчиваем 6 винтов. Диафрагма в порядке, но в рабочей камере куча грязи, песчинки, соринки — снимаем клапан. соринки на резинке клапана. Промываем кистью, опрыскиваем очистителем пены (ацетон) протираем до блеска. Ставим клапан на место, убеждаемся в герметичности продувая ртом. проверяем герметичность подключив топливный шлаг. Продуваем карбюратор насосом или компрессором. Собираем. Запускаем пилу, проверяем на оборотах, холостом ходу и переходных режимах (при резком сбросе и резком наборе газа. При необходимости регулируем качество смеси винтом, обороты холостого хода винтом на гашетке. Пила должна работать.
Может кто-нибудь сможет подсказать по регулировке муфты сцепления пилы на начало включения?
Данная регулировка на бензопиле Дружба 2 производится в тех случаях, когда муфта сцепления сведет» на холостых оборотах двигателя (пильная цепь перемещается по шине). Муфта сцепления сведет» чаще всего в связи с потерей упругих свойств ее колец в результате перегрева их при длительной пробуксовке на высоких оборотах. Восстановление упругих свойств у колец производится методом наклепа, рихтовкой по их наружному диаметру на оправке, диаметр которой меньше внутреннего диаметра кольца на 10-15 мм. Рихтовка производится острым бойком молотка поперек кольца, равномерно по всему периметру. На концах колец делать меньшую вытяжку. В результате рихтовки зазор взамке кольца значительно уменьшается. Боковой разбег концов кольца в замке устраняется выгибанием от руки.
В ремонте бензопила б/п Дружба 4М с интересным признаком работы. При работе примерно 10-15 мин. глохнет, пропадает искра напрочь. После остывания (примерно 20-30мин) 10-15 мин. работает отлично, и снова с начала. Проблема с зажиганием, вопрос — есть ли какая-то закономерность что в зажигании может так работать, или может быть что угодно, лучше поменять целиком?
Это электронное зажигание перегревается, похоже. Стоит попробовать поменять магнето. все равно в магнето не влезть — там все залито чем-то. Починить трудно говорят.
В эксплуатации бензопила Дружба 4М с электронным зажиганием, работала идеально, в прошлом году перестала заводиться, поменял магнето, конденсатор — не помогло. Разобрал просушил магнето в солнечный день, промучился, не было искры. катушку менял и контакты, почистил — ну все не в какую. потом нашёл причину — плохой контакт конденсатора с проводом катушки, исправил, искра появилась. заливаю бензин под свечу где-то 2 мл. шприцом, а хлопка нет. не загорается — искра вроде нормальная. Правда зажигание устанавливал. так скажите — правильно или нет: выставил ВМТ, выставил зазор в контактах 0.25, повернул коленвал по часовой стрелке, чтобы от ВМТ поршень ушёл на 4.2.мм. это как я понимаю, момент зажигания, контакты начинают размыкаться — так все же правильно сделал или нет? А реально, какой зазор в контактах? И еще на новой контактной группе не совпадают контакты т.е. что шляпка к шляпке, хотя посмотрел по старой, там тоже они не совсем совпадают, но правда немного поровнее. Это может влиять на зажигание?
Момент опережения — он только всегда до ВМТ. Судя по всему, ты сделал очень позднее зажигание. Не доходя 2-4 мм до ВМТ. Небольшие ошибки в зазоре в контактах, опережении не влияют критически на заводимость. Насколько я понимаю, величина зазора влияет на мощность искры. Ты сильно им не обременяйся, но все же стремись к штатному. Но есть факторы, которые влияют на зазор. Это в основном люфт в подшипнике коленвала. Если люфт огромный, то и зазор а контактах может гулять, что приводит к нестабильной работе. Более важный параметр это опережение зажигания. Но и здесь можно ошибиться на 1 мм по ходу поршня, это не страшно. Но более не желательно. Его грамотно настроить можно только с помощью стробоскопа по заранее нанесенным меткам на маховике.
Подскажите, кто как стопорит коленвал бензопилы Дружбы 2 для отворачивания гаек сцепления или маховика?
Со стороны сцепления — отвёртку в отверстие диска, да за ребро какое-нибудь зацепиться. Со стороны маховика — стопорил родным плоским ключом из ЗИПа, со стороны воздуховода, в одном из положений он очень хорошо фиксирует, только надо следить, чтобы ключ находился у самого основания лопаток маховика. Потом натягивал гайку не слишком сильно с родным съёмником под ней и бил через стержень в торец вала молотком.
Как правильно отрегулировать натяжение пильной цепи на б/п пиле Дружба 4?
Эта регулировка производится после установки новой пильной цепи на шину, а также в процессе работы бензопилой, т. к. пильная цепь (особенно новая) при работе вытягивается, и натяжение ее ослабевает. Натяжение цепи регулировать в следующей последовательности: Ослабить крепление шины к редуктору, отвернув гайку. Вращая винт натяжного устройства, натянуть пильную цепь так, чтобы при оттягивании нижней ветви цепи от шины в средней ее части кромка соединительного звена цепи находилась на расстоянии 5-10 мм от кромки шины. Натянутая цепь должна перемещаться по шине от руки. Новая пильная цепь на новой не обкатанной шине может от руки не перемещаться. Это не является дефектом. После кратковременной обкатки пильного аппарата на средних оборотах (3-5 мин.) подвижность пильной цепи на шине будет восстановлена. Завернуть гайку устройства натяжного.
Подскажите, какие параметры гайки на коленвал со стороны сцепления бензопилы?
М14х1 высота 4мм. такая же гайка крепит ведущую звездочку цепи.
Подскажите по контактной бензопиле Дружба 4 Электрон. Проблема такая: заводится с первого, второго раза, на холостых работает нормально, мощность вроде нормальная, а вот начинаешь пилить, и как только пилу заворачиваешь от себя — глохнет, замучился, может кто-то знает причину?
Если пилу, работающую без нагрузки, «завернуть» тоже заглохнет? По теории мотор глохнет, если нечему или гореть или зажечь. Причем обычно при отказе системы зажигания мотор глохнет «резко» а при отказе системы питания дергается в конвульсиях, но сразу не глохнет. Так что инспектировать вам нужно систему зажигания и питания. С зажиганием проще — проверьте искру в «завернутом» положении пилы.
У меня в эксплуатации пила Дружба 2 с 1974 года. Много она ломалась по-разному, но сейчас проблема в следующем — ставлю новую свечу, заводится отлично, но стоит спалить бака 2 бензина (смесь делаю 20/1) и исчезает искра, свеча вся мокрая с нагаром, прокаливаю свечу – заводится, но работает недолго. ситуация повторяется, ставлю опять новую опять 2-3 баки и все. Причем свечу, когда бы я не выкрутил она все время мокрая, подскажите, в чем причина и как ее исправить?
Уменьшить зазор в свече до 0.5 мм, если зажигание контактное — зачистить и отрегулировать прерыватель.
Пила Дружба 4, зажигание контактное, карбюратор кмп-100 АР. Были заменены сальники, прокладки картера, топливный шланг, катушка, конденсатор. Собрал, залил нового бензина, подергал – завелась, но только если держишь газ, холостого хода нет. Ну ладно, на утро завел — кончился бензин, решил разобрать настроить зажигание — настроил, собрал. Карбюратор почистил. Сейчас искра отменная — яркая. Не заводиться — свечу вытаскиваю, а она влажная. Затем нажал на кнопку обогатителя, пока бензин не полился из карбюратора, в это время наклонил пилу, отжал полностью дроссель и она схватила. И заглохла. Подскажите, пожалуйста, что делать?
Переливает. Дело явно в карбюраторе. Возможно, нужно подогнуть клапан под мембраной.
Кто знает, какие нужно сделать профилактические работы по обслуживанию пилы б/п Дружба Электрон?
Рекомендуется для техобслуживания бензопилы Дружба Электрон проводить следующие операции: — подтянуть крепеж пружины рамы; — смазать втулки шарнира и подтянуть; — заменить пружины шарнира при их изломе; — заменить шарнир при износе отверстий под втулки; — проверить и при необходимости подтянуть крепление маховика и муфты; — очистить от нагара глушитель; — заменить или восстановить глушитель при разрушении; — заменить ведомую звездочку, имеющую значительный износ роликового подшипника; — заменить пильную шину, имеющую сколы направляющих пазов; — восстановить или заменить бензобак рамы при обнаружении негерметичности; — заменить руль при затвердевании или отсутствии резины на рукоятках; — заменить корпус редуктора при изломе отражателя опилок или отражатель у редуктора со съемным отражателем; — заменить изолятор при наличии трещин и изломов.
Вот решил сделать капитальный ремонт двигателя бензопилы Дружба. Решено поменять: Подшипники КВ, Сальники, (все прокладки), коленвал с шатуном и ЦПГ в сборе! Предлагают и нового образца цилиндр и старого. Подскажите в чём их разница? Может, стоит сразу прикупить новый карбюратор (сейчас КМП-100А)? Кто что скажет, какой посоветуете, может от других каких-то бензопил?
По мотору: цилиндр нового образца — это под карбюратор КМП100У, старого под КМП100АР. Таким образом, переход на другой цилиндр потребует и другого карбюратора, в магазинах кстати есть переходник позволяющий поставить на цилиндр нового образца, карбюратор старого образца КМП100АР с хомутом. другие мембранные карбюраторы именитых фирм Wolbro, Tilloston, Zama дорогие и потребуют изготовления переходников.
Бензопила незаменима в тех случаях, когда требуется выполнение работы в местах, сильно оторванных от цивилизации. Впрочем, в саду также куда удобнее пользоваться бензиновым инструментом, нежели таскать за собой десяток-другой метров удлинителя.
К сожалению, некоторые недостатки имеет даже наверняка поставит в тупик того человека, который не слишком дружит с механикой. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем вам прочесть нашу статью.
Основные понятия
На любой современной пиле карбюратор имеет три специальных винта:
- L — для жиклера низких оборотов.
- H — предназначен для регулировки жиклера с высокими оборотами.
- Т — винт для «подгонки» холостого хода.
Расположение каждого из них специфично для разных производителей, так что уточнять этот вопрос следует, пользуясь инструкцией по эксплуатации. Проще всего бензопилы «Дружба», так как инструкцию по ее обслуживанию отыскать несложно.
Самоделки из «Дружбы-4»
Компоновка двигателя с редуктором у этой пилы настолько удачна, а сцепление настолько компактно, что устройство является почти готовым силовым агрегатом для многих интересных самоделок.
В 1973 году на базе этих двигателей был создан сверхлегкий вертолет МАИ Х-3, а за ним и модификации 4 и 5. Они были даже показаны на ряде выставок, но в серийное производство не пошли. Слишком тяжело было согласование работы целых 8-ми двигателей для 2-х пропеллеров, обеспечивавших его движение.
Но он летал! А вот ездить на движке от «Дружбы» значительно проще. По снегу и по твердым дорогам.
Правда, достаточно высокие обороты на выходном редукторе пилы требуют установки большой ведомой шестерни на тяговое колесо, промежуточного понижающего вала или уменьшения диаметра самого колеса.
А вот снегоуборочные машины и мотокультиваторы из нее получаются довольно продуктивные, но тоже с системой, понижающей обороты.
Напоследок стоит вспомнить о доукомплектовании пилы системой с гидравлическим клином.
Это приспособление здорово помогает именно при валке леса. А как оно работает, станет понятным после просмотра видеоролика:
Рекомендуем другие статьи по теме
Выбираем бензопилу под свои цели, какую марку выбрать?
Самодельный сверлильный станок, варианты конструкций, выбор материалов, чертежи
Как выбрать дисковую пилу — циркулярную по дереву для домашнего и дачного использования
Сепаратор для молока — принцип работы, выбор модели, цена на сепараторы
Для чего нужны винты
Как можно понять, при помощи первых двух устройств осуществляется регулировка соотношения воздуха и топливной смеси. Если винт закручивать, то в камеру сгорания будет поступать обедненная смесь, а обороты будут падать. Напротив, при откручивании их против часовой стрелки сгорать будет «жирная» топливная смесь, из-за чего обороты будут нарастать.
Совершенно наоборот выполняется регулировка Если винт «Т» крутить по часовой стрелке, обороты вырастут. Еще раз напоминаем, что каждая бензопила, регулировка карбюратора которой нами рассматривается, имеет уникальное настройки. Так что внимательно смотрите инструкцию по эксплуатации!
Как это сделать?
Сперва инструмент ставится на холостые обороты: пока цепь вращается на рабочей шине, нужно подкручивать винт «Т» против часовой стрелки. Подкручивают его до тех пор, пока не остановится цепь. Заметим, что выполнять эту операцию можно только на разогретом инструменте, причем для этого нужен счетчик оборотов. Так, регулировка карбюратора бензопилы «Хускварна» должна выполняться только специалистами.
Заметим, что сперва регулируют винт «L», потом переходят к «H», а в конце переходят к настройке «Т».
Регулируем обороты
Для начала вы должны будете отыскать самые высокие обороты на холостом ходу, проворачивая вентиль «L» по часовой стрелке или в противоположном направлении. Как только вы нашли пиковое значение оборотов, винт нужно вывернуть на 1/4 против часовой стрелки. Если же цепь после этого продолжает вращаться, то необходимо вывернуть винт «Т» против часовой стрелки.
Как только двигатель проработает на полных оборотах не менее 10 секунд, нужно выкрутить «Н» на 1/4 оборота, двигая его против направления часовой стрелки. Снова дайте поработать инструменту не менее десяти секунд. Обязательно проверьте максимальные обороты!
Если их число не соответствует паспортным данным, регулировку следует повторить. В случае когда вы задали слишком движок будет «визжать». Если же «питание» излишне богатое, то из глушителя будет идти жирный дым.
Таким образом, современная бензопила, регулировка карбюратора которой нами рассмотрена, является достаточно сложным инструментом.
Бензопила дружба-инструкция по эксплуатации
Расконсервация бензопилы дружба:
Расконсервацию мотопилы производите в теплом помещении при температуре не ниже 15—20°С в следующем порядке:
1. Выверните свечу, снимите глушитель и карбюратор (не отсоединяя трос управления газом).
2. В цилиндр и картер через отверстие под свечу зажигания и всасывающий патрубок цилиндра залейте 50—100 см3 чистого бензина и проверните коленчатый вал на 10—15 оборотов, чтобы удалить масло из цилиндра и картера.
3. Промойте свечу, глушитель и карбюратор в бензине, просушите их и поставьте на место. Снимите смазку с наружных поверхностей остальных деталей и узлов пилы тряпкой, смоченной бензином, и протрите насухо.
При расконсервации бензопилы не допускайте попадания масла, бензина и грязи в вентилятор, на детали магнето, на провод высокого напряжения и гнездо для конденсатора.
При попадании масла на контакты прерывателя (отсутствует искра) зачистите их надфилем, для чего снимите дефлектор, корпус вентилятора и маховик. Маховик снимайте вкладышем-съемником, прилагаемым к мотопиле.
Подготовка бензопилы к работе:
Внимание!На мотопилах, укупоренных в Одноместную картонную тару, редуктор не присоединен к двигателю. Для сборки пилы необходимо: присоединить редуктор к двигателю, для чего вывернуть стяжной винт сегментов хомута рамы, установить редуктор на двигатель бензоилы, раму, фиксатор между сегментами хомута, затянуть хомут при помощи стяжного винта и рычага. Во избежание поломки двигателя его запуск без присоединенного редуктора категорически запрещается.
При подготовке пилы к работе:
1. Обильно смажьте ведомую звездочку шины, погрузив конец шины на 10—15 минут в подогретое автомобильное масло, применяющееся для топливной смеси. Наденьте шину на шпильку 15 (рис. 6) и наверните гайку с ручкой 16, не закрепляя ее окончательно. 2. Поверните шину вокруг шпильки свободным концом вверх (рис. 11). Пильную цепь ПЦ-10-1601 наденьте на ведомую звездочку шины 13 (рис. 3) и ведущую звездочку редуктора 17. 3. Шину с цепью поверните в сторону горизонтального положения. Поворачивая шину вверх или вниз на небольшой угол от горизонтального положения, установите верхнюю и нижнюю ветвь цепи в направляющий паз шины. После этого шину установите на шпонку редуктора. 4. Натяните пильную цепь, вращая гайку натяжного устройства 10 (рис. 6). После натяжения гайку 16 заверните до отказа.
Правильно натянутая цепь должна свободно перемещаться по шине без большого усилия и рывков, а при оттягивании цепи от шины с усилием она должна отходить от шины на 2—3 мм. При натянутой цепи между концом шины и заплечиками ведомой звездочки должен оставаться зазор не менее 1 мм.Для новой цепи после непродолжительного времени работы ее натяжение следует снова подрегулировать. Слабое натяжение цепи приводит к спаданию ее с пильной шин.
5. Залейте в бензобак топливо. Количество масла и бензина в топливе должно быть в соотношении 1:15. Топливо тщательно перемешайте. 6. Заполните карбюратор бензопилы топливом и выдержите не менее четырех часов. То же самое необходимо сделать при перерыве в работе более 15 дней.
Пуск и остановка двигателя бензопилы дружба:
для пуска двигателя: 1. Откройте топливный кран бензопилы 2 (рис. 6), повернув рукоятку крана вниз. 2. Заполните топливом топливную камеру карбюратора нажатием на обогатительную кнопку 13 карбюратора (рис. 7) до появления топлива через отверстие в воздушном фильтре. 3. Установите на пилу стартер. 4. Удерживая пилу левой рукой за правую рукоятку рамы, нажмите на рычаг газа, левой ногой сделайте упор в «лапку» корпуса вентилятора, а правой рукой резко вытяните трос стартера на себя (рис. 12). Трос вытягивайте на длину не более 80 см. Запрещается пускать двигатель при отсоединенном редукторе. 5. При переполнении двигателя топливом запуск его затрудняется. В этом случае двигатель необходимо продуть. Для этого выверните свечу, закройте топливный кран и поверните стартером коленчатый вал несколько раз. Поставьте на место свечу, откройте кран и произведите запуск двигателя. 6. После пуска двигателя снимите с бензопилы стартер. 7. Прогрейте двигатель пилы в течение 1—2 минут на холостых оборотах. Проверьте работу двигателя на малых и средних оборотах. Двигатель должен работать четко, без перебоев. Запрещается давать двигателю максимальные обороты на холостом ходу. 8. Проверьте минимальные устойчивые обороты двигателя при отпущенном рычаге управления газом. На предприятии пила была отрегулирована, но со временем регулировка может быть нарушена. Регулировка производится винтом, ограничивающим поворот рычага 4 (рис. 6) в сторону закрытия дросселя. Нормальными холостыми оборотами считаются такие, при которых двигатель работает устойчиво и пильная цепь остается неподвижной. Винт после, регулировки должен быть законтрен гайками. После этого можно приступить к работе. Описанный порядок пуска относится к случаю запуска холодного двигателя. Прогретый двигатель запускается без особой подготовки при незначительном обогащении рабочей смеси нажатием на обогатительную кнопку карбюратора.
Для остановки двигателя пилы:
1. Опустите рычаг управления газом. 2. Слегка оттяните или нажмите обогатительную кнопку карбюратора до полной остановки двигателя. 3. Закройте топливный кран
Обкатка новой мотопилы:
при работе новой пилой в начале ее эксплуатации происходит интенсивная приработка всех ее трущихся поверхностей. Рекомендуется, обкатку новой пилы проводить на холостом ходу с кратковременной перегазовкой до выработки 2—3 бачков топлива. Для предохранения двигателя от перегрузок в течение первых 25—30 часов эксплуатации над дросселем карбюратора устанавливается ограничительное кольцо 8 (рис. 7), поэтому в этот период избегайте перегрева двигателя и пробуксовок муфты сцепления. Не удаляйте ограничительное кольцо ранее 25—30 часов эксплуатации. После удаления ограничительного кольца отрегулируйте ход дросселя до его полного открытия, при необходимости передвиньте трос в рычаге и закрепите его винтом, — после чего проверьте регулировку газа для минимальных устойчивых оборотов двигателя бензопилы на холостом ходу.
Карбюратор, устанавливаемый на пилах, состоит из корпуса, внутренняя часть которого выполнена в виде воздушного сопла (сопло Вентури). Через это воздушное сопло протекает всасываемый от двигателя воздух. Чем меньше поперечное сечение, тем больше скорость воздушного потока, тем больше разряжение
Топливный насос, система форсунок и регулировочные устройства для оп-тимального приготовления топливовоздушной смеси интегрированы, или встроены, в корпус. Расход топлива, а поэтому и мощность двигателя регулируются с помощью дроссельной заслонки. Импульсная полость топливного насоса соединена через импульсный канал пониженное или повышенное давление управляет диафрагмой насоса. Таким образом, топливный насос работает в зависимости от частоты вращения двигателя. Для сгорания топливовоздушной смеси необходим кислород, который по-ступает вместе с впускаемым воздухом. С тем чтобы в приводной механизм и карбюратор при этом не попала пыль и грязь, перед последним установлен воздушный фильтр.
Технические характеристики
Бензопила «Дружба-4» среди потребителей считается давно устаревшей моделью, однако, несмотря на свой серьезный возраст, этот агрегат вполне удовлетворяет все основные бытовые потребности, а также удивит простотой и надежностью в эксплуатации. Далее рассмотрим техническую составляющую этой пилы более подробно.
Знаете ли вы? Цепная пила с бензиновым двигателем была изобретена в 1927 году благодаря немецкому предпринимателю Емилу Лерпу. Инструмент имел двигатель объемом в 245 куб. см, мощностью в 8 л. с. и весил около 58 кг.
Бензопила в сборе
В сборе бензопила выглядит довольно просто, но, несмотря на это, все элементы конструкции изготовлены очень добротно. Детали корпуса выполнены из качественного алюминиевого сплава, поэтому им не страшны любые перепады температуры. Рама и рукоятка созданы таким образом, чтобы обезопасить работника от возможных ожогов о двигатель в процессе эксплуатации инструмента. Кроме того, в конструкции этой бензопилы предусмотрен механический тормоз цепи, поэтому в случае её обрыва механизм остановит пилу, чем обезопасит работника от возможных травм. Габариты агрегата: 865 х 460 х 500 мм, длина шины составляет 450 мм.
Инструмент отличается высокой производительностью. При общей скорости вращения вала в 5-5,4 тысячи оборотов в минуту пила способна перерабатывать около 75 кв. см древесины за секунду. Движение шины пилы во время работы происходит справа налево. Общий вес агрегата без карбюратора, шины и цепи составляет 10,5 кг, при полной комплектации — 12,5 кг. Однако, большой вес инструмента не затрудняет его использование, так как пила по максимуму сбалансирована и отлично сидит в руках. Взвешенное суммарное виброускорение на рукоятках «Дружбы-4» составляет около 13 м/с2, уровень звука при этом достигает 105 дБА.
В процессе использования бензопилы могут возникнуть вопросы по поводу заточки цепи, натяжки цепи, проблем с запуском, станков для заточки цепи.
Двигатель
Снабжена пила одноцилиндровым двухтактным двигателем карбюраторного типа. Диаметр его цилиндра составляет 48 мм, ход поршня — 52 мм. Мощность пилы — около 2,94 кВт, что составляет 4 л. с., при этом рабочий объем двигателя достигает 95 куб. см. Расход топлива не высок, его потребление при максимальных оборотах не превышает 720 г/кВт-ч. Основные части мотора: картер, коленчатый вал, соединенный с шатуном, поршневая система, цилиндр. Также двигатель дополнительно включает следующие системы: зажигания, питания, охлаждения и выпуска отработанных газов.
Картер изготовлен из износостойкого алюминиевого сплава. Он состоит из двух половинок, скрепленных между собой при помощи специальных гаек и шпилек. Цилиндр представляет собой деталь из алюминиевого сплава с хромированным покрытием, которое повышает его износостойкость. Поршень также изготовлен из высококачественного алюминиевого сплава, на его поверхности оборудованы два компрессионных кольца, которые фиксируются благодаря бронзовой втулке. Коленчатый вал с шатуном являет собой нарезную конструкцию. Шатун двутаврового сечения изготовлен из кованой стали, у нижней его головки расположен игольчатый подшипник.
Знаете ли вы? «Дружба-4
»
является одним из немногочисленных продуктов советской промышленности, получивших международное признание. В 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке ЕХРО пила получила «Золотую медаль».
Система охлаждения мотора — принудительного типа, воздушная. Поток воздуха для охлаждения создается благодаря центробежному вентилятору. При помощи дефлектора поток воздуха направляется к цилиндру. Зажигание пилы происходит благодаря магнето при помощи зажигательной свечи и специального провода. Узел, отвечающий за питание, включает в себя бензобак, кран с топливным фильтром и карбюратор. Подача топливной жидкости происходит самотеком при помощи открытия топливного крана. Система выпуска включает в себя редуктор, раму, пыльный аппарат, стартер. Для уменьшения шумов в системе выпуска предусмотрен глушитель.
Двигатель и его сопутствующие элементы являют собой независимые узлы, которые закреплены между собой при помощи специальных фланцевых соединений, фиксируемых при помощи хомута, закрепленного к ручке агрегата. Такая конструкция дает возможность максимально быстро заменять отказавший узел, что в условиях массовой лесозаготовки просто незаменимо. Смазка всех движущихся элементов проводится автоматически смесью масла и топлива.
Заправочные объемы и эксплуатационные материалы
Емкость для топлива (бензобак) пилы «Дружбы-4» рассчитана на 1,5 л топливной жидкости. В качестве горючего наиболее оптимальным вариантом является смесь из бензина марки А92 и универсального моторного масла для двухтактных двигателей (15:1).
Объем бака для моторного масла составляет 150 мл, в качестве смазочной жидкости для двигателя зимой следует использовать смесь из универсального моторного масла и бензина (3:1), а летом — чистое моторное масло. Также масло для двухтактных двигателей применяют и для смазки полости стартера, оси рычага управления дросселем, втулки шарнирного соединения. Для смазки других узлов рекомендуется использовать «Литол-24» либо его аналоги.
Важно! Для приготовления горючего строго запрещено использовать масло марок
«Лукойл-2Т», «ТНК-2», «Т ОЙЛ»,
«
АЗМОЛ Спорт 2Т GD
»
, так как это приведет к поломке топливной системы бензопилы.
Основные данные для регулировки и контроля
Чтобы правильно отрегулировать пилу «Дружба-4», следует соблюдать:
- расстояние между электродами зажигательной свечи в пределах 0,6-0,7 мм;
- зазор между торцами зубчиков храповика мотора и торцом фланца крышки картера от 22,2 до 23,4 мм;
- расстояние между рычажком управления дросселем и рукояткой рамы при полном открытии дросселя от 2 до 8 мм без ограничения мощности и от 15 до 20 мм при ограничении мощности;
- расстояние между кромкой шины и кромкой соединительных звеньев цепи при оттягивании нижней её ветви от шины в центральной части в пределах 5-10 мм;
- отдаленность ограничительного выступа относительно режущей кромки пильной цепи около 0,8±0,125 мм.
Отзыв владельца бензопилы
Решил создать эту тему на нашем любимом форуме, поскольку в интернете я не нашел ничего подобного — везде все пишут вразнобой и практически не о чем. Итак. Перед, во время и после каждого использования вашей бензопилы вы проводите ее нормальное техническое обслуживание, которое включает в себя такие процедуры, как приготовление и заправка топливной смесью и цепным маслом, регулировка натяжения цепи, регулярная чистка (после каждого использования) подкрышечного пространства (звездочка, тормоз цепи, маслоподача) и шины с цепью, правка подтупившейся цепи, чистка воздушного фильтра и другие. Но рано или поздно ваша , независимо от марки производителя подвергается какому-нибудь мало-мальскому ремонтику. Я уже больше 2-х месяцев имею простую до невозможности бензопилу марки Ryobi (ryobitools.ru) PCN 4040. Французская сборка и из тех же китайских (как и все другие пилы, в т.ч. громких брендов типа Штиль и Хускварна), но довольно качественных деталей. Позже выяснил, что это «родная сестра-близняшка» пилы HomeLite 4016. только другого цвета и с другими фирменными наклейками. В общем, неважно.
За этот непродолжительный срок было выявлено и устранено 3 неисправности: 1. Стала очень плохо заводиться (заведется то нормально, все по инструкции, но поработав секунд 5 — глохнет. Раза 2 приходилось проводить процедуру полного запуска холодного двигателя — потом заведется нормально). 2. Появились провалы (вплоть до заглохания) при разгоне на минимально-средних оборотах. Изначально с покупки они тоже были, но как-то мягче. 3. На средне-высоких оборотах пила стала трястись в руках и синхронно с этим издавать «ва-ва» с частотой примерно 20-30 Гц. Первые 2 неисправности появились почти одновременно, и поэтому ввергли меня в шок и непонятки. Начитался в инете про карбюраторы, системы зажигания, даже нашел и скачал полную детализацию (. ) своей пилы! Пилу боюсь разбирать-гарантия все-таки. Однажды терпение лопнуло и крутанул (закрутил и выкрутил в то же положение) винт L карбюратора. Винты L и H имеют пластиковые наконечники-ограничители (сильно не перекрутишь их-всего по полоборота каждый). Ура-сразу исчезла неисправность пункта 2! Значит карб был маленечко недостроен с рождения. Пила после этого стала красиво разгоняться. Но не исчез пункт 1 и при этом одновременно появился пункт 3!… Перелазил весь интернет. Начитался и про троение (одноцилиндрового!! двигателя, про детонацию, и др. Заменил бензин-бесполезно. Плюнул-снял верхнюю крышку картера. Воздушный фильтр был сильно засран (опилки + пыль+укреплены маслом). Постирал. Высушил. Запустил-ничего не изменилось. Выкрутил свечу (была вкручена Champion). И чисто-случайно сломал ее, (ради интереса решил выкрутить наконечник-повредил центральный электрод). перестала появляться искра. Побежал на рынок к «дедам», как обычно к автомобилистам-нет такой свечи! Чисто случайно спросил у единственного торгующего там электроинструментом-тот неожиданно достает мне такую же, только OREGON»овскую в упаковке свечку! Я его естественно назвал красавчиком и молодцом, отдал ему 100 рублей за нее. Пришел-вкрутил. Завел. Заработал и не глохнет! Не пронял. Чуть прогрел движок и дал жару… Счастья было много. Моя «девочка» после этого жужжит ровно и четко, как раньше, не трясется и при этом вдобавок еще и красиво (динамично) набирает обороты при нажатии на курок.
Итог: Карбюратор был немного недостроен на заводе. 1-2 градуса полного оборота всего-лишь. Засер воздушного фильтра усугубил положение-появились серьезные провалы в разгоне. В этом виноват я-в инструкции написано-«регулярно проверяйте состояние воздушного фильтра!» Я про него почти забыл. Французы решили сэкономить и вкрутили дешевую китайскую подделку свечей известной марки «Champion». По свече видно, что это фуфло. Отсюда со временем появился плохой запуск и тряска двигателя на средних оборотах-свеча стала выдавать искру нестабильно (или плохую искру-не знаю). Все решилось. И еще. Материал воздушного фильтра-это ничто иное, как материал имеющихся в продаже салфеток типа прессованой ваты (продаются в каждом хозяйственном магазине-разноцветные, а изготавливаются почти в любом городе, в т.ч. нашем Кисловодске). Так что-если лень стирать-отодрали старый, вырезали новый и приклеили. Так что предлагаю делиться опытом и хитростями по ремонту и обслуживанию современных бензопил!
Основную регулировку карбюратора бензопилы «Партнер» производят на заводе-изготовителе при испытании бензопилы. Карбюратор регулируют на смесь, более обогащенную, чем оптимальная. Подобная регулировка должна оставаться при работе пилы первые часы. После чего производят точную регулировку.
Когда вращается цепь на холостых оборотах, поворачивается против направления часовой стрелки винт T до поры, пока не произойдет остановка цепи. Регулировка карбюратора точная проводится только в разогретом состоянии высококвалифицированными специалистами при помощи специального оборудования (счетчик оборотов). Первым делом регулируют винт L, после H и в завершении винт Т.
1) Вначале требуется найти самые большие обороты холостого хода, при этом неспешно поворачивая винт L . После нахождения таких оборотов на 1/4 оборота поворачивается винт L против направления часовой стрелки. В случае, когда цепь на холостом ходу при этом вращается, нужно повернуть винт Т против направления часовой стрелки, пока не произойдет остановка цепи.
2) Регулирование винта Н сказывается на мощности и частоте оборотов. Если отрегулировать карбюратор на обедненную смесь, то получим избыточные обороты и в итоге выход пилы из строя.
После того, как прогрели двигатель на полном ходу в течение 10 секунд, нужно на 1/4 оборота винт Н повернуть против направления часовой стрелки. Далее двигатель должен поработать примерно 10 секунд. Проверяем максимальные обороты при помощи тахометра. Если максимальные обороты не совпадают с паспортными, то нужно повторить операцию. При этом двигатель по звуку должен работать как четырехтактный.
3) Далее осуществляется регулировка точная оборотов холостого хода при помощи винта Т.. Если понадобится такая регулировка, то винт Т поворачивается по направлению часовой стрелки при работающем двигателе, пока пильная цепь не примется вращаться. А потом поворачивается винт в обратном направлении, пока цепь не прекратит вращение.
Если двигатель разгоняется незамедлительно и по звуку работает на полном газу как четырехтактный, следовательно, регулировка карбюратора бензопилы «Партнер» произведена верно.
Сколько стоит бензопила Дружба
Бензопилу ЗиД Дружба 4 можно купить за 15 тыс.руб. Цена агрегата б/у зависит от его состояния, степени износа основных элементов, общего срока эксплуатации, наличия или отсутствия всех комплектующих, паспорта и колеблется от 1 до 7 тыс.руб. Например, бензопилу Дружба-Алтай, 90-х годов, отличающуюся от базовой усовершенствованным карбюратором и пильной системой, можно приобрести за 5 тыс.руб.
Спросом пользуются запчасти. Наиболее изнашиваемую — звездочку — можно купить за 100-150 руб., стартер — за 600-700 руб., а систему электронного зажигания — за 1 тыс.руб.
Дружба 4 хоть и неприхотливая, надежная техника, но все-таки время идет, бензопилы вырабатывают свой ресурс и рано или поздно начинают требовать ремонта. Чаще всего на Дружбе возникают проблемы с работой карбюратора и системой зажигания. В рамках статьи подробно описаны этапы устранения неисправностей своими руками, а также другие менее популярные. но часто встречающиеся.