Меню

Как самому отбалансировать колесо для автомобиля

Как провести балансировку колес

Балансировка колес – важное мероприятие по обслуживанию автомобиля, обеспечивающее комфорт управления им и безопасность движения. Многие автовладельцы уверены, что качественно провести эту процедуру могут исключительно мастера СТО. Отчасти это действительно так. Однако не всегда существует возможность обратиться к профессионалам, а затягивать с процедурой нельзя. В подобных ситуациях балансировку колес можно выполнить своими руками и без профессионального оборудования.

Для чего нужна балансировка колес

Дисбаланс колеса – нарушение распределения его массы относительно горизонтальной или вертикальной оси. Существует дисбаланс двух видов.

  1. Динамический – пересечение оси вращения с осью инерции, нарушающее распределение массы колеса по горизонтали. В этом случае во время движения диск выписывает восьмерку.
  2. Статический – смещение оси вращения по отношению к оси инерции. Вызывающее перемещение центра тяжести вверх вниз.

Несбалансированность колес во время движения на скорости ухудшает управление автомобилем, увеличивает длину тормозного пути, ускоряет износ деталей ходовой и резины. Постоянная вибрация в первую очередь приводит в негодность подшипники ступицы, а со временем выход из строя всей ходовой системы ТС.

Внимание! При скорости 90-110 км в час дисбаланс всего в 20 г равносилен ударам колесу молотком весом в 3 килограмма раз в 3 секунды.

Как часто проводить

Универсальных рекомендаций по частоте проведения балансировки не существует, поскольку необходимость данной процедуры зависит от состояния резины, условий эксплуатации ТС, других факторов. Практика показывает, что проводить балансировку необходимо в следующих случаях:

  • при смене шин;
  • после удара колесом о какой-либо предмет или попадания в глубокую яму на скорости;
  • каждые 15000 км пробега при спокойной езде, каждые 8000-9000 км – любителям агрессивного стиля вождения;
  • перед поездкой на расстояния от 1500 км и после них.

Признаки дисбаланса

Описанные в предыдущем пункте статьи условия касаются плановой балансировки. Но зачастую водителям стоит провести процедуру внепланово, если наблюдаются следующие признаки нарушения баланса в колесах:

  • неравномерный износ резины;
  • толчки в руль и его вибрация – при дисбалансе передних колес;
  • вибрация задних сидений – при дисбалансе задних колес.

Важно! Самостоятельно автовладелец может устранить исключительно статический дисбаланс. Исправить динамический дисбаланс можно только на профессиональном оборудовании!

Как проводят балансировку на СТО

Шиномонтажные мастерские оснащены специализированными станками для балансировки колес. Конструктивно станок состоит из конусообразной опоры, на которую надевают колесо, вращающего мотора и датчиков. По типу опор станки делятся на:

  • мягкие, учитывающие колебания опор при вращении колеса;
  • жесткие, измеряющие давление и фазу ротора.

Процедура балансировки на них производится одновременно со сменой резины: компьютер определяет давление и вибрацию и высчитывает вес и место установки грузиков. На устаревших моделях мастер производит измерение вручную и вводит данные для расчетов. Современные станки считывают информацию автоматически и выводят на монитор компьютера графическую и цифровую информацию.

Что понадобится для балансировки своими руками

Для проведения процедуры балансировки необходимо подготовить:

  • набор гаечных ключей;
  • мел или маркер;
  • комплект балансировочных грузиков;
  • молоток.

Главный предмет для проведения балансировки – специальные грузики весом от 10 до 100 граммов. Для штампованных дисков используют набивные модели, для литых – самоклеящиеся. По отзывам автовладельцев, самоклеящиеся грузики не надежны в зимнее время. Перепады температуры и повышенная влажность провоцируют ослабление клея и грузики попросту отваливаются. Однако конструкция некоторых моделей литых дисков не позволяет использовать набивные грузики, поэтому автовладельцам приходится использовать самоклеящиеся.

Способы балансировки

Технология самостоятельной балансировки в целом не отличается от работы профессиональных мастеров. Единственное отличие – определение веса и места установки грузиков без электронных приборов, «на глазок».

Читайте также:  Выбило колесо у машины

Не снимая колеса

Для балансировки колеса без снятия со ступицы кузов с одной стороны машины приподнимают домкратом, фиксируют башмаками или другими подручными средствами. Затем немного ослабляют ступичные гайки освободившихся колес. Процесс балансировки состоит из следующих этапов.

  1. Раскрутите колесо по часовой стрелке. После остановки пометьте верхнюю точку.
  2. Раскрутите колесо против часовой стрелки и снова отметьте верхнюю точку.
  3. Середина между двумя отметками – легкая точка, на которую набивают подготовленные грузики весом от 10 до 40 граммов. После вращения грузики должны оказаться внизу. Если этого не произошло, увеличьте вес грузика.
  4. Следующий этап – статическая балансировка. Постепенно раздвигайте грузики на одинаковое расстояние относительно центральной точки. Задача этого процесса – добиться, чтобы колеса после вращения каждый раз оказывалось в разном положении. Как только это получилось, статический баланс достигнут.

Внимание! Грузики не должны располагаться кучно с каждой стороны диска. Если они находятся на значительном расстоянии друг от друга, значит, балансировка проведена с ошибками.

На стенде

Самодельный стенд для балансировки сооружают из старой ступицы с рабочим подшипником. Деталь устанавливают на каркас из металлического профиля таким образом, чтобы надетое колесо свободно вращалось. Конструктивно стенд представляет собой две вертикальные стойки, между которыми устанавливается колесо. Процесс балансировки проводят так же, как описано в предыдущем пункте.

Балансировка гранулами

Новейший метод балансировки – использование вместо грузиков специальных гранул(бисера). На самом деле метод запатентован еще в 50-х годах прошлого столетия, однако широкого применения на легковых автомобилях не нашел. Причина этого – высокая стоимость самого бисера и значительный его вес для достижения баланса колес.

Балансировочные гранулы – это миниатюрные шарики из керамики или стекла правильной формы, покрытые сверху слоем силикона. Шарики засыпают внутрь колеса, и они распределяются в его пространстве под воздействием центробежной силы. Гранулы обладают электростатическим свойством, поэтому «приклеиваются» к шине и устраняют дисбаланс во время движения.

Методика балансировки гранулами обладает рядом преимуществ:

  1. Возможность проведения балансировки один раз. По словам производителей, бисер практически вечный и будет эффективно работать весь период эксплуатации колеса.
  2. Автоматическая самобалансировка при любых изменениях в системе подвески: грязь, износ шины, небольшие дефекты диска.
  3. Простота использования.

Вместе с тем метод имеет и некоторые недостатки:

  1. Смещение гранул при попадании колеса в яму. Повторная самобалансировка происходит через некоторое время. Однако на неровной дороге колесо будет находиться практически постоянно в разбалансированном состоянии, что негативно влияет на подвеску и управляемость машиной.
  2. Большой вес гранул, необходимый для качественной балансировки. Достижение желаемого эффекта происходит после засыпания в колесо от 100 гр. гранул, в то время как для баланса на легковом авто вполне достаточно от 15 до 60 гр. Поэтому производители рекомендуют использовать данную методику на грузовых ТС и внедорожниках.
  3. Стоимость набора гранул равноценна двум комплектам резины, что значительно превышает цену традиционных методик.

Если принято решение воспользоваться балансировочными гранулами, их количество определяют по специальной таблице, расположенной на упаковке. Необходимый вес зависит от типоразмера колеса. Балансировочные гранулы засыпают в полость шины во время ее монтажа на диск или камеры через штуцер. Чтобы поместить гранулы непосредственно в камеру колеса в сборе, необходимы следующие действия:

  1. Поднимите машину домкратом и спустите колесо.
  2. Выкрутите с камеры ниппель и наденьте на штуцер пластиковую трубку.
  3. Насыпьте нужное количество гранул в пластиковую бутылочку от соуса.
  4. Наденьте конец пластиковой трубки на отверстие в крышке бутылочки.
  5. Переверните бутылочку и засыпьте гранулы в колесо.
  6. Накачайте колесо до нужного давления и можете отправляться в путь.
Читайте также:  Нормы замены масла автомобилей

Важно! Балансировку любым способом проводят после удаления с колеса грязи, застрявших в протекторах камушков и старых грузиков. Если на колесах установлены колпаки, их необходимо снять.

Когда балансировку выполнить невозможно

Существуют ситуации, когда правильный баланс колеса, даже при соблюдении всех рекомендаций по проведению процедуры, установить невозможно. Происходить это может по следующим причинам:

  1. В колесо попал инородный предмет. К примеру, между диском и шиной оказался винтик или гайка. Проблему в этом случае решает перебортирование колеса.
  2. Некачественная покрышка. Если слои резины на покрышке нанесены неравномерно, добиться баланса не получится. Шину придется заменить или выполнить точечную балансировку колеса в сборе на профессиональном оборудовании.
  3. Деформирован колесный диск. Чаще всего неидеальной геометрией отличаются штампованные диски. Особенно российского производства. Проблема решается прокаткой или заменой диска.

Общий вес грузов, установленных на новое колесо, не должен превышать 60-ти граммов. Если для достижения баланса приходится устанавливать грузики весом более 60-ти граммов, стоит проверить правильность сборки колеса, геометрию диска и качество покрышки.

Дополнительную проверку правильной балансировки колес проводят в движении. Если на скорости 90-100 кмч не ощущаются постукивания, толчки в руль или вибрация, значит, все действия выполнены правильно. Новичку для подтверждения результатов работы целесообразно пройти диагностику на СТО. Если мастера констатируют наличие баланса колес, в дальнейшем можно смело заниматься процедурой самостоятельно.

Балансировка колес своими руками: советы по балансировке в домашних условиях

Баланс — важнейший из автомобильных показателей, влияющих на устойчивость машины. В идеале, когда диагностику и настройку проводят профессионалы, — от качества работы напрямую зависит ваша безопасность на дороге. Если обратиться в автосервис нет возможности или желания, можно справиться и самому. Лучше заниматься такой работой отдохнувшим, чтобы у вас было достаточно сил и времени.

Дисбаланс ухудшает не только управляемость — увеличивает тормозной путь и сокращает срок эксплуатации элементов ходовой. Конечно, профессионалы СТО “выровняют” ситуацию лучше и быстрее, но обратиться в техцентр не всегда удобно.

Перед самостоятельной работой изучите видео с подробной инструкцией для уменьшения риска ошибки.

Узнайте стоимость балансировки колес онлайн за 3 минуты

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Балансировка колес своими руками

Давайте немного разберемся в теоретической части. Выделяют статический и динамический дисбалансы. В первом случае вибрации вертикальные и на практике ощущаются как удары, если ехать на скорости. Для второго типа характерны горизонтальные колебания из-за весового смещения внутрь или наружу. Этот вариант сложно исполнить в “домашних” условиях, потому что для его проведения требуются специальные оборудование, аппаратура и навыки их использования (например, стенд).

Что нужно, чтобы сделать балансировку

Основной набор включает домкрат, мел и балансировочные грузы (для кованых и литых дисков выбирайте элементы на клеевой основе). Все необходимое легко купить в любом специализированном магазине. На этом этапе хорошим подспорьем станет пошаговая видеоинструкция по подготовительному этапу. Внимательно ее изучите , чтобы сделать все без ошибок.

Балансировка своими руками нужна в случаях:

  • регулярного попадания в ямы (например, когда автомобиль часто эксплуатируется в условиях бездорожья);
  • ударов колесами о препятствия;
  • сезонной смены покрышек;
  • износа резины (например, стертого рисунка протектора);
  • подготовки машины к длительному автопутешествию (существенным расстоянием считаются 2 тыс. километров);
  • после каждых 20 тыс. км (профилактика);
  • ДТП.
Читайте также:  Масло вольф 5w40 допуски по машинам

Балансировка колес своими руками начинается с покупки грузиков, обеспечивающих “правильный” баланс. Сама работа обязательно включает мойку элементов и удаление камушков из протекторов. Если на шинах останется грязь, качественный результат не получится. Домкрат устанавливают так, чтобы поднять и проверить свободное вращение двух колес. Вертят детали руками, проверяя их вращение на наличие сопротивления (его быть не должно).

В некоторых случаях для этого этапа понадобится ослабить крепежи ступицы, немного отпустив болты. Демонтируйте старые грузики.

Как сделать балансировку колес? Тяжелая точка

Чтобы определить расположение этого параметра, необходимо делать следующее:

  • раскрутите колесо по часовой стрелке;
  • после остановки детали поставьте пометку в самом низу (маркером или мелом);
  • прокрутите деталь в обратную сторону (если после остановки нижняя точка совпадает с меткой, искомый параметр найден);
  • на другой стороне с обеих сторон обода установите грузы;
  • покрутите колесо еще несколько раз, добавляя грузы;
  • когда при нескольких тестированиях метка останавливается в разных положениях, результат считается достигнутым.

Данный алгоритм необходимо применить к каждому колесу. После окончания работы преодолейте на авто несколько километров. При появлении вибрации руля нужно повторить процедуру.

Ручная балансировка — последствия ошибки

Наличие даже минимального дисбаланса влияет на управляемость (в т. ч. длину тормозного пути), увеличивая вероятность попадания в аварию. Биение рулевой — неприятный эффект, который также влияет на безопасность, особенно при движении на скорости. Дополнительным неприятным обстоятельством считается сокращение гарантийного срока (в некоторых случаях разрушение) деталей подвески. Неравномерный износ покрышки с внешней/внутренней стороны — первый признак дисбаланса и гарант плохого сцепления с дорожным покрытием. Перед началом работ взвесьте все плюсы и минусы. Опытные автовладельцы советуют обращаться к экспертам, чтобы не рисковать.

“Домашняя” балансировка” — самодельный стенд

Для облегчения самостоятельной работы можно смонтировать специальное приспособление, с которым не нужно:

  • ослаблять гайку;
  • убирать колодки.

Основа конструкции — ступица, на которую монтируют каркас (например, из вертикальных металлических стоек), оставляя место для свободного хода колеса.

Важно, чтобы устройство надежно держалось на горизонтальной поверхности.

Какие работы по балансировке невозможно осуществить в домашних условиях

Самостоятельная работа по устранению дисбаланса не позволяет получить идеального результата. Специализированные автомастерские используют специальное оборудование с программным управлением, которое позволяет добиться идеального баланса.

Станок представляет собой конусообразную опору, куда монтируется колесо. Также в конструкцию включены датчики и электромотор.

При выполнении шиномонтажа колесо вращается, при этом компьютер высчитывает давление и вибрацию. Датчики позволяют точно определить необходимость размещения грузиков, их расположение и вес.

Какие ошибки возможны при балансировке колес в домашних условиях? Далее приведены часто встречающиеся варианты:

  • грязные колеса (остается погрешность при измерениях);
  • нарушенная геометрия диска или покрышки (необходимо устранить этот дефект перед началом балансировочных работ);
  • чрезмерное затягивание ступичного болта;
  • несоблюдение технологии монтажа резины на диск (появляется дополнительная инерция);
  • нарушение порядка затяжки болтов (приводит к ошибке центровки при установке детали на ось).

Балансировка колес своими руками в домашних условиях, конечно, возможна. При этом хотим подчеркнуть, что обращение к профессионалам экономит ваше время и силы. Сотрудники СТО обладают необходимыми навыками и имеют доступ к специальному оборудованию.

Adblock
detector