5 самых распространенных способов обмана в автосервисе
Директор по развитию онлайн-сервиса записи автомобиля на обслуживание и ремонт CarFix
«Мы сейчас отремонтируем то, что необходимо, но лучше сразу заменить такую-то деталь, иначе потом ремонт обойдется вам дороже…» — эту фразу, которая грозит в несколько раз увеличить стоимость мелкого ремонта, периодически слышит каждый автовладелец.
На удочку недобросовестных автосервисов рискует попасть как собственник подержанного авто, так и обладатель новой иномарки.
Алексей Березняк, директор по развитию онлайн-сервиса записи автомобиля на обслуживание и ремонт по фиксированной цене CarFix, объединяющего более 500 автосервисов в Москве и 50 в Санкт-Петербурге, рассказывает о наиболее распространенных способах мошенничества в автосервисах и советует, как избежать ненужных трат и не попасться на удочку мошенникам.
Как нас обманывают автосервисы
Может ли мелкая неисправность в автомобиле, устранение которой стоит максимум 5 000 рублей, обернуться агрегатным ремонтом, который в 20 раз дороже? Да, может. Более того, с такими ситуациями регулярно сталкиваются автомобилисты, которые самостоятельно обращаются за ремонтными услугами в столичные автосервисы.
В результате интернет-сайты пестрят отзывами обманутых клиентов о мастерских самого разного уровня — от «гаражных» до «официальных».
Следует признать, что большинству российских автосервисов просто невыгодно заниматься несложным и недорогим ремонтом. Чтобы оправдать стоимость аренды в столице, зарплаты мастерам, работу и так далее, автосервисы стараются найти в автомобиле как можно больше различных «неисправностей». Именно поэтому большинство автомастерских не заинтересованы заранее озвучивать клиенту финальную цену ремонта.
Расскажу о пяти наиболее часто встречающихся способах обмана автовладельцев, а также о том, как их можно избежать.
Способ № 1. Вам «нужна» балансировка
Балансировка колес — одна из самых распространенных услуг для клиентов автосервисов. Как правило, она проводится при замене шин либо по необходимости. Например, если при скорости 60-100 км/ч появляется биение в руле – явный признак нарушения балансировки. Если вы ездите по областному бездорожью со множеством ям и выбоин, услуга может потребоваться вам чаще, чем обычно.
Сама процедура проводится для каждого колеса на балансировочном стенде, оснащенном специальным компьютером.
За процессом легко наблюдать, так что подвоха в этом случае можно не опасаться. Насторожиться стоит, если мастер предложил исправить кривизну дисков.
Устранить повреждение здесь и сейчас может показаться заманчивой идеей, особенно если последствия неисправности вам распишут во всей красе — от перспективы ремонта подвески до угрозы серьезной аварии на дороге из-за отказа рулевого управления. Но действительно ли эта операция так уж необходима именно вашему автомобилю? Далеко не факт, и, возможно, мастер просто хочет заработать лишние 1500 рублей за каждое колесо.
Что можно сделать
Советуем попросить мастера показать, как на самом деле вращается колесо вашего автомобиля. Если диск и правда кривой, в чем вас пытаются убедить, это увидит даже неискушенный в ремонте новичок. Если вы не заметили никаких особенностей во вращении колеса, не соглашайтесь на ремонт.
Способ № 2. Установка дешевых запчастей вместо фирменных
Нередко при ремонте автомобиля недобросовестные мастера используют вместо оригинальных запчастей, которые стоят значительно дороже, более бюджетные аналоги менее известных производителей. В итоге вместо масляных фильтров MANN или Bosch в вашем автомобиле окажутся фильтры от Kross или PMC. А вместо амортизаторов Sachs или Kayaba вы получите детали под брендом Fenox. Не говоря уже о том, что место вполне достойных производителей могут занять китайские аналоги, приобретенные через интернет за копейки.
Не исключено, что и они будут служить вам какое-то время верой и правдой, только заплатите вы за них значительно больше их реальной стоимости. Например, воздушный фильтр фирмы MANN стоит 600 рублей, а китайский аналог — в 6 раз дешевле. Кстати, ремонт вообще могут не производить, особенно если старую деталь можно немного подновить подручными средствами, а новую мастер просто оставит себе.
Что можно сделать
Автозапчасти можно приобрести самостоятельно и передать их автомеханику, а затем внимательно следить, что именно он устанавливает на ваш автомобиль. Вы потратите время, но будете уверены, что все запчасти заменены на качественные. Если же вы сомневаетесь, что ремонт вообще состоялся, заранее попросите мастера не выбрасывать пришедшие в негодность диск или шланги и вернуть их вам при оплате. Лишь так вы сможете убедиться, что ремонт действительно произведен.
Способ № 3. Замена ремня ГРМ и сопутствующих деталей
Менять ремень ГРМ советуют после каждых 50 000–80 000 км пробега. Если ремень ГРМ требует замены, то вместе с ним обязательно нужно сменить и натяжной ролик. На практике предприимчивые мастера нередко выставляют счет за замену всего комплекта, а на деле «забывают» поменять ролик.
В результате вы не только заплатите лишние деньги, но и неминуемо окажетесь в автосервисе снова, причем очень скоро — без нового натяжного ролика ремень долго не прослужит и порвётся, что грозит куда более дорогим ремонтом двигателя. Доказать вину сервиса в таком случае будет практически невозможно. Зарабатывают на таком обмане от 1000 до 7000 рублей.
Что можно сделать
Единственный выход — это следить за процессом ремонта и убедиться, что мастер действительно заменил весь комплект. Или же попросить вернуть вам износившийся натяжной ролик. В таком случае соблазн обвести вас вокруг пальца будет сведен к нулю.
Способ № 4. Дорогостоящий автогул
Практически каждый начинающий водитель, недавно севший за руль подержанного авто, периодически слышит навязчивый гул при поездке на автомобиле и, конечно, спешит обратиться в автосервис (часто в первый попавшийся). Наиболее частой причиной такого гула оказывается неисправный подшипник колесной ступицы. Однако неопытностью автовладельцев нередко пользуются автомастера.
Услышав жалобы на гул, они рассказывают новичку о серьезных проблемах с автоматической коробкой передач. В результате вместо 4–5 тысяч рублей (именно столько стоит подшипник и его замена), вы получите счет на сумму в десять раз больше, при этом ремонт коробки передач, как вы понимаете, может вообще не производиться.
Что можно сделать
Попросите механика «поднять» машину и при вас по очереди прокрутить все колеса. Если гул спровоцировал именно отслуживший свой век подшипник ступицы, вы это сразу услышите. Сломанное колесо обнаружит себя люфтом при вращении.
Способ № 5. Намеренное повреждение сайлентблоков
Характерный стук в работающем автомобиле, особенно на низких скоростях, может оказаться следствием испорченных стоек стабилизатора, которые в том числе влияют на управляемость автомобиля. Сами стойки, как и их замена, стоят недорого (стоимость автозапчасти начинается от 500 рублей, работ — от 1500.).
В погоне за большей суммой чека в недобросовестном сервисе вам могут попросту прожечь горелкой резиновые части сайлентблоков (один из соединительных блоков подвески).
В результате потребуется полноценная замена рычага подвески, которая обойдется втрое дороже.
Что можно сделать
Перед началом ремонта нужно постараться осмотреть автомобиль вместе с механиком и еще раз обговорить весь объем работ и стоимость. И, конечно, лучше лично присутствовать при авторемонте.
И это только самые распространенные нарушения.
Можно ли свести риск обмана к нулю? Конечно, если обращаться только в надежные автосервисы. Мы сотрудничаем с автосервисами, которые прошли многоступенчатую проверку на соответствие строгим стандартам качества.
- Во-первых, автосервис должен быть расположен «на первой линии» дороги: его просто найти и легко подъехать.
- Во-вторых, каждый наш партнер соглашается работать по фиксированному прайс-листу на все услуги.
- В-третьих, тщательно проверяются документы автосервиса.
- В-четвертых, каждая мастерская обязуется принимать клиентов в строго назначенное время, без задержек и очередей.
- В-пятых, наши автосервисы оснащены современным оборудованием и имеют зоны отдыха клиентов с комфортными диванами, ТВ, бесплатным Wi-Fi. Кроме того, перед подключением к нашей платформе каждая автомастерская должна пройти проверку по системе «Тайный покупатель» и получить отличную оценку.
Это позволяет сделать рынок услуг по обслуживанию и ремонту автомобиля максимально прозрачным и защитить автовладельца от переплат и необоснованного увеличения чека. Записываясь на ремонт через нас, клиент знает финальную стоимость ремонта на этапе подтверждения заявки.
Если в процессе ремонта возникнут какие-либо вопросы или разногласия с автосервисом, клиент в любой момент может связаться с персональным помощником – представителем онлайн-платформы. Он сопровождает каждую заявку с момента оформления до завершения ремонта и готов помочь разрешить любую ситуацию. Кстати, автосервисы, которые начинают получать негативные отзывы клиентов, отключаются от системы. Такой подход помогает компании контролировать качество услуг, оказываемых партнерами, а клиентам — экономить время, деньги и нервы.
Как обманывают на автосервисах: не дайте себя развести на деньги
Как определить, что вас пытаются развести на деньги в сервисе?
В жестких экономических условиях, в которых живет наша страна уже несколько лет, все больше людей начинают искать способы сэкономить на владении автомобилем. Но, увы, экономить можно не до бесконечности. Особенно если речь идет об обслуживании автомобиля, от которого нельзя отказаться без вреда его техническому состоянию. К сожалению, в России все больше автолюбителей заезжают на сервис все реже и реже, считая, что пропуск планового ТО не приведет ни к чему страшному. Однако это не так. Есть и еще одна проблема для тех автолюбителей, которым вечно не хватает денег на ремонт и обслуживание автомобиля, но тем не менее которые исправно приезжают в технический центр для планового ТО своей машины. Речь идет о различных хитростях автосервисов, которые пытаются выкачать с клиента как можно больше денег, навязывая автовладельцам ненужные работы. Вот об этом мы сегодня и хотим поговорить.
Да, конечно, каждый автовладелец понимает, что сэкономить на обслуживании авто довольно-таки просто. Ведь для этого нужно только отказаться от ненужных навязываемых услуг. Но как узнать, на чем именно нас хотят развести на деньги? Как узнать, что нужно делать в машине обязательно, а что не нужно?
1) Замена масла
Не дайте себя развести на деньги, когда вам навязывают ненужную замену масла в коробке передач или в двигателе. Например, если вы недавно меняли моторное масло и при очередном посещении сервиса автомеханик начинает вам показывать жирную пленку под масляной крышкой, сообщая вам, что это происходит из-за того, что масло стало грязным, не стоит доверять словам этого механика. Скорее всего, вас хотят просто развести на внеочередную замену масла.
Помните, что моторное масло в любом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания меняется строго по техническому регламенту автопроизводителя. Обычно замена масла происходит каждые 10 000 км. Во многих современных автомобилях автопроизводители расширили интервалы замена масла до 12 000-15 000 км. Так что даже если вы эксплуатируете машину в тяжелых условиях каждый день, не думаем, что стоит менять масло раньше 8 000-10 000 км. Если же вы ездите не каждый день и в год проезжаете не больше 20 000 км, то замена масла каждые 10 000 км будет оптимальной.
Поэтому если вас хотят развести на преждевременную замену масла, то можете смело отказываться от навязанной услуги.
То же самое касается и замены масла в коробке передач. В отличие от двигателя масло в КПП меняется намного реже. В каждом автомобиле свой срок плановой замены масла в коробке. Чтобы его узнать, ознакомьтесь с руководством к машине, где обычно производитель указывает регулярность замены масла в трансмиссии. Естественно, вам необходимо прислушиваться к рекомендациям автопроизводителя, а не вестись на непонятные уговоры мастера. И не переживайте, что масло в коробке меняется очень редко. Там залито специальное трансмиссионное масло, которое спокойно выдерживает большие пробеги. В АКПП также стоит, как правило, фильтр, который собирает в себе всю грязь, защищая внутренние компоненты коробки передач.
2) Чистка инжектора
Это еще один агрегат автомобиля, с помощью которого часто разводят автовладельцев при очередном ТО в техническом центре. Да, конечно, топливные инжекторы должны время от времени проходить плановую очистку. Но обычно эти работы проводятся очень редко. В большинстве случаев очистка инжектора по регламенту автопроизводителей предусмотрена ближе к 100 000 км пробега (или больше).
Правда, обычно такие рекомендации производителей основываются на том, что владелец автомобиля использовал только качественное топливо. К сожалению, в России с этим все не очень хорошо. Особенно в регионах, где до сих пор на некоторых АЗС встречается откровенный суррогат топлива, который может очень быстро загубить даже самый надежный двигатель в мире.
Поэтому при эксплуатации авто в нашей стране очистка топливного инжектора должна производиться чаще, чем рекомендует автопроизводитель. Но это не говорит о том, что вы должны платить за очистку инжектора каждое ТО. В любом случае интервал между очисткой инжектора должен составлять не менее 50000-60000 км.
Поэтому если вы прибыли на ТО на своем новом автомобиле, который проехал всего 20 или 30 тыс. км, и слышите от автомеханика, что вашей машине необходима обязательная чистка инжектора, не верьте ни единому слову. Вас пытаются обмануть, чтобы выкачать с вас лишние деньги.
Однако если вы недавно залили в бак грязный, некачественный бензин, то в таком случае, независимо от пробега машины, вам все-таки лучше обратиться в сервис за чисткой инжектора, чтобы не получить в будущем проблем с этой частью топливной системы, которая, в случае выхода из строя, подпортит ваш семейный бюджет на круглую сумму.
3) Расход топлива
Вот еще один распространенный случай развода на многих автосервисах. Речь идет о расходе топлива вашего автомобиля. Представьте: вы приезжаете в сервис для планового ТО, и спустя некоторое время вам сообщают, что выявили в вашей машине повышенный расход топлива, который якобы выходит за рамки допустимого автопроизводителем. В итоге вам говорят, что, скорее всего, в машине есть проблема, которую нужно искать. Но для этого требуется комплексная диагностика двигателя, топливной системы и т. д. (в том числе и электронная диагностика). Далее, если вы согласитесь, вашей машине, конечно, проведут самую тщательную диагностику (или сделают вид, если речь идет об автосервисах с плохой репутацией), по результатам которой, скорее всего, либо ничего не найдут, либо выявят какую-нибудь проблему датчика, который вам будет предложено заменить. В итоге вы попадете еще не только на стоимость диагностики, но и на стоимость нового датчика и стоимость работ по его установке.
В большинстве случаев описанные нами действия – чистой воды обман. Да, теоретически любой автомобиль может иметь неисправности, влияющие на расход топлива. Но обычно подобные неисправности проявляются слишком большим расходом топлива, который увеличивается чуть ли в не два раза. Если же ваша машина последнее время начала потреблять больше на 10-20 процентов топлива, это еще не является вероятным признаком того, что в автомобиле есть поломка. В принципе, это норма. Скорее всего, повышенный расход топлива связан с вашим стилем вождения, с погодными условиями, с недокачанными колесами и т. п.
4) Замена охлаждающей жидкости
Мы знаем, что система охлаждения в автомобилях является залогом долгой работы двигателя. В итоге при каждом плановом техническом обслуживании необходимо проверять систему на герметичность, а также проверять уровень антифриза в системе охлаждения. В случае если уровень находится на минимуме или ниже, необходимо доливать охлаждающую жидкость, чтобы избежать проблем, связанных с охлаждением силового агрегата.
К сожалению, антифриз также является излюбленным поводом для обмана автолюбителей на автосервисах. Так, очень часто автовладельцам пытаются навязать преждевременную замену охлаждающей жидкости, убеждая их в том, что антифриз потерял свои свойства и уже не может нормально охлаждать двигатель. Но не спешите соглашаться на этот вид услуг. Дело в том, что антифриз, как и моторное масло, должен меняться строго по регламенту. То есть либо по времени, либо по пробегу. Обычно об интервале плановой замены охлаждающей жидкости указано в сервисной книжке к машине или в руководстве. Поэтому если вы только недавно купили новый автомобиль и при очередном посещении автомастерской вам говорят, что пора менять антифриз, лучше перепроверьте эту информацию, чтобы не выкидывать лишние деньги.
5) Замена салонного воздушного фильтра
И наконец, еще один излюбленный расходник, на которых многие автосервисы делают состояние. На этот раз речь идет об угольном салонном фильтре, который также согласно рекомендациям автопроизводителя рекомендуется менять время от времени.
Вы не поверите, но есть автовладельцы, которые меняют подобные фильтры каждое ТО при замене моторного масла, выкидывая свои деньги зря. Дело в том, что большинство оригинальных угольных салонных фильтров, установленных на машину, предназначены для более длительной эксплуатации машины в отличие от воздушного фильтра, который рекомендуется менять при каждой замене масла.
Но в отличие от воздушного фильтра угольный салонный фильтр стоит, как правило, больше. Плюс ко всему во многих автомобилях замена салонного фильтра не так проста, так как он может располагаться в труднодоступном месте. Вот почему многие автосервисы любят навязывать своим клиентам ненужную замену салонного фильтра. Ведь чем дольше машина стоит на сервисе, тем больше автовладелец оставит в нем денег.
Но как узнать, стоит ли вам менять угольный фильтр в салоне? Для этого снова обратитесь к руководству вашего автомобиля, где обычно автопроизводитель указывает регламент плановой замены фильтра в салоне.
В заключение хотели бы сказать, что всегда все, что вам говорят в автосервисе, необходимо перепроверять.
Как говорится, доверяй, но проверяй. Этот принцип поможет вам сэкономить немало денег во время обслуживания вашей машины. Но не забывайте, что не все предлагаемые внеплановые работы на сервисе стоит игнорировать. Ведь случаи бывают разные, и иногда некоторые рекомендованные работы все-таки лучше произвести. Например, вот список регламентных работ, которые лучше не игнорировать:
— Проверка уровня масла в коробке передач (если проигнорировать, можно и отъездиться, в случае утечки масла)
— Проверка состояния направляющих пальцев тормозных механизмов (суппорта)
— Проверка состояния барабанов и их механизмов в тормозной системе (колодки и герметичность цилиндров)
— Проверка эффективности тормозной системы
— Проверка качества тормозной жидкости и ее плановая замена (обычно меняют каждые 2-3 года)
— Проверка системы предупреждения о низком уровне тормозной жидкости
— Проверка уровня трансмиссионной жидкости в гидроусилителе руля
— Проверка установки углов развала-схождения колес
— Проверка работоспособности генератора
— Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе
— Проверка угла наклона фар и их регулировка при необходимости
— Смазка петель, личинок замков, замков капота и багажника
— Прочистка сливных отверстий из полостей дверей (если игнорировать, то забитые отверстия могут привести к преждевременной коррозии нижней части дверей)
— Прочистка дренажных отверстий и сливных патрубков в люке
— Устранение сколов лакокрасочного покрытия, чтобы избежать образования ржавчины на кузове
— Проверка состояния антикоррозийного покрытия на днище автомобиля
— Проверка давления в кондиционере