Меню

Как разобрать кшм двигателя

Последовательность выполнения задания по разборке КШМ и ГРМ.

1. Изучите по плакату и на двигателе компоновку и работу КШМ и ГРМ.

2. Произведите частичную разборку-сборку, изучите конструкцию и работу сборочных единиц КШМ.

Разобрать КШМ двигателя:

• снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;

• снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;

• вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;

• снять головку цилиндров, прокладку головки;

• выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;

• снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель; • вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;

• расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

• отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

• вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

• зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

• зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

• разобрать расширители маслосъемного кольца;

• снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

• провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.

Собрать КШМ двигателя 3M3-53 в следующем порядке:

• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

• завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100. 110 Н * м) и зашплинтовать гайки новой проволокой диаметром 1,8 мм;

• соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

• застопорить кольцом поршневые пальцы;

• установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°; • установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

• смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

• смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

• затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68. 75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.

3. Произведите частичную разборку-сборку, изучите конструкцию и работу сборочных единиц ГРМ.

Разобрать и собрать ГРМ двигателя:

• с демонтированной оси коромысел снять все детали, располагая их в порядке снятия, чтобы в последующем быстро и без ошибок провести сборку;

• при помощи приспособления сжать пружину клапана и снять сухари;

• снять со стержня клапана направляющую втулку сухарей, тарелку пружины, маслоотражательный колпачок, пружину;

• повернуть головку и вытащить клапан из направляющей;

• выполнить дефектацию снятых деталей;

• собрать ГРМ в обратном порядке;

• при установке распределительного вала в блок цилиндров шестерни коленчатого вала и распределительного вала установить по меткам;

• гайки головки блока затягивать в два приема и окончательно динамометрическим ключом (момент силы 73. 78 Н м); • момент силы при затягивании гаек впускного коллектора 15. 20 Н м.

4. Произведите регулировку тепловых зазоров.

5. Произведите проверку и регулировку натяжения ремня ГРМ.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Разборка и сборка КШМ карбюраторного двигателя внутреннего сгорания.

Цель работы: изучить основные неисправности систем ДВС,

— изучить методы диагностирования систем ДВС.

— приобрести практические навыки в диагностировании систем ДВС.

Оборудование:двигатель автомобиляВАЗ в сборе ; детали КШМ; съемники гильз цилиндров, приспособления для разборки головок цилиндров; стенд для подразборки двигателя, пресс, наборы рожковых и торцевых ключей, динамометрическая рукоятка.

Содержание работы:изучить механизмы, входящие в состав двигателя, разборка двигателя. Используя плакат и альбом, изучить группу неподвижных и подвижных деталей, входящих в состав КШМ.

Читайте также:  Комбинезон для ремонта автомобилей многоразовый

Описание работы:

Наиболее характерными неисправностями КШМ является: пригорание, износ и поломка поршневых колец, износ поршней, цилиндров, коренных и шатунных подшипников, нарушение уплотнения прокладки головки блока цилиндров, обрыв шпилек крепления головки блока и повреждение резьбы на них, нагарообразование в камерах сгорания.

Работа всех этих механизмов основана на преобразовании поступательного движения поршня во вращательное движение вала, и наоборот: они преобразуют вращательные движения вала в поступательные движения поршня. Называются такие двигатели кривошипно-шатунными механизмами.

Рис. Сборка кривошипно-шатунного механизма: а – кривошипно-шатунный механизм: 1 – поршень; 2 – шатун; 3 – коленчатый вал; 4 – маховик.

Рис. (продолжение). Сборка кривошипно-шатунного механизма: б – шатунно-поршневая группа перед сборкой: 1 – поршень; 2 – поршневые кольца; 3 – поршневой палец; 4 – шатун; 5 – верхний вкладыш; 6 – нижний вкладыш; 7 – болт; 8 – гайка со шплинтом; 9 – крышка нижней головки; 10 – втулка; в – щипцы для монтажа поршневых колец.

Сборочными единицами кривошипно-шатунного механизма являются:

– коленчатый вал (кривошип или кривошипный диск в зависимости от вида двигателя) – наиболее ответственная часть механизма; именно он преобразует поступательные движения поршневой группы во вращательные (и наоборот);

– маховик, имея большую массу и обладая большой инерцией, он облегчает пуск двигателя, делает переход от одной частоты вращений (скорости) к другой наиболее плавным, уменьшает неравномерность вращения вала и выводит поршни во время работы механизма из «мертвых точек»;

– шатун механизма, который соединяет коленчатый вал (кривошип или кривошипный диск) с поршневой группой;

– поршневая группа – этот элемент механизма передает осевое усилие, создаваемое в цилиндре давлением пара или газа (в двигателях внутреннего сгорания и паровых котлах), или, напротив, воспринимает осевые усилия от вращения вала, осуществляя сжатие и подачу воздуха, газа или жидкости (в компрессорах и поршневых насосах).

Сборка кривошипно-шатунного механизма происходит поэтапно: собирают отдельно поршень, осуществляют предварительную сборку шатуна, сочленяют поршень с шатуном и устанавливают шатунно-поршневую группу на вал.

Сборка поршня начинается с подбора его по гильзам цилиндров, и главное здесь – обеспечить необходимую герметичность (поршень, помимо преобразования одного вида энергии в другую, должен препятствовать проникновению масла из картера в цилиндр, а также отводить в стенки цилиндра и в смазывающий материал теплоту, которая возникает при сгорании топлива; вместе с этим поршень не должно заклинивать и между гильзой цилиндра и поршнем должен находиться смазочный слой). Необходимой герметичности можно достигнуть правильным подбором зазора между стенками цилиндра и поршнем, причем зазор этот должен быть неодинаков по высоте поршня в связи с неравномерным его нагревом (а соответственно, и расширением) во время работы. Наименьший зазор в холодном состоянии должен приходиться на нижнюю часть поршня, именно она центрирующая для поршня. Примерный зазор составляет: для поршней из чугуна – от 0,001 до 0,002 диаметра цилиндра, для поршней из алюминия – от 0,002 до 0,004 диаметра.

В верхней и нижней частях поршня в канавки устанавливают поршневые кольца. Кольца эти должны обладать определенной упругостью (ее принимают за усилие сжатия до касания замка, равное 35–70 Н). К сборке допускаются только качественно обработанные кольца: без трещин, следов обработки, разрушения граней. Для установки колец применяют специальные щипцы (рис. 68, в), разводящие концы колец, но ограничивающие этот развод, так как чрезмерно большой развод является причиной поломки колец или образования на них трещин. При установке колец замки (места стыков концов колец) должны быть сдвинуты относительно замков соседних колец под углом 90, 120 и 180°, величина зазора в замках должна быть в пределах 0,02–0,5 мм.

При предварительной сборке шатуна в его верхнюю головку запрессовывают втулку и производят чистовое развертывание отверстия втулки (поскольку в процессе запрессовки его диаметр уменьшается). Затем подбирают верхний и нижний вкладыши, их внутренняя и наружная поверхности должны быть чистыми, гладкими, без царапин, рисок, вмятин и других дефектов. Вкладыши тщательно протирают салфетками, обдувают, устанавливают на место, закрывают нижней головкой и закрепляют ее болтами с гайкой. Далее проверяют правильность отверстия под подшипники с обеих сторон (на предмет обнаружения эллипсности и конусообразности), для чего используют индикаторный нутромер.

Собранный шатун сочленяют с поршнем поршневым пальцем. Зазор между цилиндрической поверхностью пальца и стенок отверстия втулки шатуна при нагревании во время работы механизма должен находиться в пределах 0,03–0,05 мм, поэтому палец пригоняют к отверстию втулки шатуна с малым зазором или натягом. При запрессовке пальца поршень (без колец) рекомендуется нагреть в масляной ванне до температуры 80–90 °С, а сам палец – смазать маслом. Запрессовку производят деревянным молотком.

Читайте также:  Ваз 2114 как менять масло двигателя

При установке шатунно-поршневой группы на коленчатый вал нижнюю головку шатуна разбирают, шатунную шейку вала смазывают тонким слоем смазочного масла, поршень с шатуном вставляют в цилиндр и нижнюю головку вновь собирают, резьбовое соединение гайка-болт стопорят шплинтом.

При установке шатуна на шейку вала между поверхностями шейки вала и вкладышей шатуна необходимо оставить зазор (при диаметре шейки 80–100 мм – не более 0,08–0,14 мм) для смазочного материала. Величину зазора вычисляют как разницу между внутренним диаметром вкладышей шатуна в сборе и наружным диаметром шейки вала.

Этот зазор также позволяет шатуну самоустанавливаться при несовпадении осей цилиндра и шейки вала.

Контрольные вопросы:

1. Как повлияет на работу двигателя дав­ление компрессии ниже допустимого?

2. Назовите причины, вызывающие пони­жение давления компрессии в цилиндрах.

3. Назовите способы, с помощью кото­рых можно восстановить давление компрессии в цилиндрах.

4. Какие внешние признаки указывают, что зазор в сопряжении коренная шейка коленчатого вала — вкладыш выше предельных размеров? Укажите место прослушивания работы сопряжений ша­тунные шейки коленчатого вала — вкладыши, атакже определите тон стуков.

5. К каким последствиям может привести работа двигателя с зазорами в сопря­жениях, вышедшими из предельных размеров?

Педразвитие

Автор: Пожидаев Анатолий Павлович
Должность: мастер п⁄о
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева»
Населённый пункт: г.Михайловск
Наименование материала: План урока
Тема: «Разборка и сборка кривошипно–шатунного механизма»
Дата публикации: 01.11.2018
Раздел: среднее профессиональное

по учебной дисциплине «Устройство автомобилей»

Преподаватель: Адымачи А. А.

Тема : «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма»

Образовательная – сформировать у обучающихся знания и умения, навыки по приёмам

разборки и сборки кривошипно- шатунного механизма.

сообразительность, техническое мышление.

ответственность за выполняемую работу.

Тип занятия: – комбинированный

Оснащение: детали кривошипно-шатунного механизма, плакаты, рисунки и схемы ,

презентации по теме.

I. Организационный момент 5 минут

ІІ. Формирование основ изучения новой темы 25 минут

ІII.Закрепление материала 10 минут

IV. Подведение итогов 4 минут

V. Домашнее задание 1 минут

I. Организационный момент.

Приветствие. Обратить внимание на готовность студентов к занятию, на внешний вид.

Сделать записи в журнале.

ІІ. Темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучаемыми.

Сообщение темы «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма»;

Сообщение цели урока ;

IІІ. Формирование основ изучения новой темы.

Последовательность выполнения задания.

двигатель картером вверх, снять картер, масляный насос

маслоприемник. Повернуть двигатель на 90 *. Отвернуть гайки шатунных болтов снять

крышки шатунов осторожно вынуть поршни с шатунами. Пометить поршни ,шатуны и

крышки, чтобы при сборке их установить их в прежние цилиндры.

маховик с фиксатором и отверните болты крепления маховика. Снять

коренных подшипников вместе с нижними вкладышами, выньте из гнезд подшипников

коленчатый вал, верхние

вкладыши и упорные полукольца. Зажмите в тисках один из

шатунов и с помощью приспособления снимите поршневые кольца. Удалите из бобышек

поршня стопорные кольца и выпрессуйте палец. Необходимо изучить устройство КШМ,

найти установочные метки и определить способы

изготовления деталей. Осмотреть

состояние трущихся поверхностей и записать выявленные дефекты.

Вывернуть болты крепления фланца

Рас шплинтовать гайки крепления коренных подшипников коленвала 1и 5 ряда,

отвернуть гайки и снять крышки вместе со вкладышами

Отвернуть контргайки и гайки болтов шатунных крышек 1и5, снять крышки с

Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами.

Зажать в тисках шатун извлечь стопорные кольца из канавок бобышек.

Зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него

Разобрать расширители маслосъемного кольца.

Снять стопорное кольцо поршневого пальца и впрессовать палец.

Провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов т.е. выполнить

дефектацию снятых деталей.

II Сборка кривошипно – шатунного механизма в следующем порядке.

Установить на место крышки 1 и5 коренных подшипников коленчатого вала. В сборе

со вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом.

динамометрическим ключом и зашплинтовать гайкой и новой проволокой.

Соединить поршень с шатуном и поршневым пальцем, предварительно нагрев

поршень до 60* в чистом моторном масле. Шатуны 1 ряда соединить с поршнями

так, чтобы в штампованный номер на стержне и надпись «перед» располагался в

противоположных сторонах для шатунов левого ряда- на одной.

Застопорить кольцом поршневые пальцы.

Установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а

замки располагать один относительно другой 180*.

Установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через

Смазать поршень моторным маслом при помощи специального приспособления и

обжать поршневые кольца и вставить в поршень в гильзу цилиндров надписью «

Читайте также:  Разъем компьютерной диагностики для автомобиля ваз

перед» к носку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с

меткой( выступом) на крышке шатуна. Затянуть гайки шатунов торцовым , потом

окончательно завернуть 1, 2. оборота

поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

В состав кривошипно-шатунного механизма входят:

поршни (с поршневыми кольцами и пальцами)

шатуны с подшипниками

коленчатый вал с подшипниками

Все детали механизма размещаются в блоке цилиндров и картере блока.

Шатун передаёт усилие от поршня на коленчатый вал двигателя и совместно с валом

преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение вала. Шатуны

изготавливаются из углеродистых сталей легированных марганцем, хромом, никелем,

молибденом и др. металлами методом ковки в штампах с промежуточной и финишной

термообработкой и обработкой резанием. Шатун является одной из самых нагруженных

деталей в двигателе. Шатун состоит из стержня, имеющего двутавровое сечение,

поршневой (верхней) и кривошипной (нижней) головок. Для установки на коленчатый вал,

нижняя головка выполнена разъёмной и имеет крышку. Так как отверстие в нижней

головке шатуна выполняется и обрабатывается в сборе с крышкой, крышки шатунов не

взаимозаменяемы и устанавливаются на головку в строго определённом положении. Для

правильной установки крышек на них и нижних головках шатунов выбиваются

специальные метки. С этой же целью на привалочных плоскостях крышки и головки

шатуна могут выполняться соединительные ступеньки (выступы). Крышка крепится к

нижней головке шатуна шатунными болтами. Чтобы обеспечить высокую прочность

болтов для их изготовления используют специальные стали, особые технологии

производства и обработки. Шатуны для одного двигателя не должны отличаться по массе

более чем на 2-6 граммов (1 — 1,5% среднего арифметического от суммы масс всех шатунов

Коленчатый вал (КВ) через шатун воспринимает усилие от поршня. Крутящий момент,

развиваемый на коленчатом валу, через механизмы трансмиссии передаётся на ведущие

Коленчатые валы изготавливаются из высокопрочных легированных углеродистых сталей

методом ковки или точным литьём из особого чугуна с шаровидным графитом.

Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, соединяющих их щёк, а

также противовесов, переднего носка и заднего фланца. Коренные и шатунные шейки со

щеками и противовесами образуют колено. Для подачи масла к шатунным подшипникам в

щеках вала от коренных шеек просверливаются специальные каналы. Каналы

снабжаются грязеуловителями. Грязеуловители способствуют дополнительной

центробежной очистке масла, поступающего к шатунной шейке, и представляют собой

просверленный или отлитый в шатунной шейке горизонтальный или наклонный канал,

выходы из которого закрыты заглушками. Смазка шеек вала принудительная под

давлением. Места перехода шеек к щёкам называются галтелями. Для уменьшения

вероятности поломки вала, галтели делают закруглёнными и по галтели выполняют

радиусную канавку глубиной 0,2 – 0,5 мм. Канавка уменьшает напряжения в металле в

зоне соединения щеки и шейки. При ремонте коленчатого вала (шлифовке шеек)

глубина канавок и радиус закругления галтелей должны быть

восстановлены. Коренными шейками вал устанавливают в опорах картера двигателя и

закрепляют крышками. Крышки коленчатого вала не взаимозаменяемы и должны

устанавливаться на опору только в одном положении. Вал с наибольшим числом опор

из возможного их количества называется полно опорным. К шатунным шейкам

коленчатого вала крепится шатун. В двигателях с V – образным блоком цилиндров на одну

шатунную шейку коленчатого вала может крепиться два шатуна. На одну шатунную шейку

может приходиться один или два противовеса. Противовесы служат для разгрузки

коренных подшипников от действия моментов, создаваемых центробежными силами от

вращающихся частей и сил инерции поступательно движущихся частей. Расположение

кривошипов КВ и их число зависит числа и расположения цилиндров двигателя. В схеме

расположения кривошипов коленчатых валов разных двигателей и указан возможный

порядок работы цилиндров двигателей.

Поверхности шеек чугунных коленчатых валов закаливаются токами высокой частоты, а

стальных азотируются на глубину до 1,50 мм для придания им прочности и

износостойкости (число ремонтов коленчатого вала зависит от глубины закалки его

шеек). На передний носок КВ устанавливают шкив привода вентилятора и генератора,

зубчатое колесо привода масляного насоса, звёздочку цепи, масляный отражатель и

гаситель крутильных колебаний. На задний фланец КВ болтами или гайками через

шпильки крепится маховик. Передний носок и задний фланец КВ уплотняется

Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала при работе двигателя

и представляет собой чугунный тщательно сбалансированный диск на обод которого надет

стальной зубчатый венец для пуска двигателя от стартера. Маховик устанавливается на

задний фланец коленчатого вала

в строго определённом положении, для чего болты

центрирования маховика служит бурт самого фланца, либо установочные штифты.

Adblock
detector