Разборка самолетов и двигателей
Разборка самолетов и двигателей для ремонта преследует следующие цели:
— открытие доступа для дефектации и ремонта всех элементов конструкции;
— ведение ремонта различных узлов и агрегатов параллельными потоками;
— обеспечение удобства транспортировки на производственных площадях.
Последовательность разборки самолетов или двигателей определяется их конструктивными особенностями и изложена в руководствах по ремонту для каждого типа самолета или двигателя.
Для сокращения продолжительности разборки ее следует вести возможно более широким фронтом.
Разборка самолетов производится в специальных доках. Доки состоят из ряда подвижных и неподвижных площадок – платформ, расположенных в несколько ярусов и обеспечивающих удобный подход ко всем рабочим зонам. Доки оборудуются необходимым подъемно-транспортным и вспомогательным оборудованием, обеспечивающим максимальную механизацию процесса разборки. Доки, предназначенные для разборки больших самолетов, оснащаются системами сигнализации и переговорными устройствами.
Разборка авиадвигателей, как правило, организуется на поточных механизированных линиях, состоящих из нескольких постов – стендов. Так, например, на рисунке 2.1. показана схема линии, предназначенной для разборки турбовинтового двигателя и состоящей из пяти постов. На первом из них с двигателя снимается вся арматура и агрегаты, на втором – редуктор, на третьем – турбина. Четвертый и пятый посты – вертикальные. На них последовательно снимаются лобовой картер и компрессор. Установка двигателя в вертикальное положение выполняется с помощью специального кантователя. Перемещение двигателей по стендам осуществляется автоматически.
|
Некоторые крупногабаритные турбореактивные двигатели разбираются на неподвижных стендах, позволяющих устанавливать двигатель в вертикальное и горизонтальное положение.
Демонтированные тяжелые агрегаты и узлы самолетов и двигателей укладываются или устанавливаются на специальные передвижные тележки-подставки. Мелкие и крепежные детали укладываются в ящики или “сортовики”. На все ящики, сортовики и стеллажи с деталями прикрепляются бирки с номером разобранного самолета (двигателя).
Последующая подетальная разборка снятых с самолетов и двигателей агрегатов и узлов осуществляется на специализированных рабочих местах в соответствующих цехах и участках.
После разборки все детали, узлы и агрегаты за исключением крупных агрегатов самолетов (фюзеляж, крыло и т.п.) направляются в отделения промывки и очистки.
Очистка и промывка
Задача промывки и очистки состоит в полном удалении с внешних и внутренних поверхностей всех деталей лакокрасочных покрытий (ЛКП), а также накопившихся за время эксплуатации смолистых отложений, жирового налета, грязи, нагара, продуктов коррозии. От качества очистки зависит надежность выявления дефектов, особенно таких, как трещины, износ, перегрев, коррозия и другие.
Очистка и промывка организуются в отдельных помещениях, примыкающих к участкам разборки и имеющих соответствующее оборудование.
Методы и средства удаления ЛКП и различных отложений должны исключать повреждения очищаемых поверхностей — быть высокопроизводительными, не должны оказывать вредного воздействия на человека, загрязнять окружающую среду. В настоящее время разработано и применяется много различных методов и средств промывки и очистки. Наиболее распространенные из них рассмотрены ниже.
Механические методы
К механическим методам очистки относятся обработка абразивными полотнами, быстровращающимися проволочными щетками (крацевание), пневмо — и гидромеханический методы.
Пневмомеханическая очистка (песком, косточковой крошкой) осуществляется в специальных аппаратах, в которых абразивизбункера под давлением сжатого воздуха через шланг с наконечником — соплом направляется на поверхность деталей (рис. 2.2.). Этот способ характеризуется высокой скоростью и качеством очистки, однако имеет и существенные недостатки: возможно засорение внутренних каналов в деталях; ухудшаются условия труда рабочих (значительный уровень шума, запыленность, воздействие атомарного кислорода).
Более совершенным является гидромеханический метод, при котором поверхность деталей очищается жидкостью (вода с антикоррозионными присадками), содержащей мелкие частицы абразивногоматериала. Гидроабразивнаясмесь нагнетается под давлением сжатоговоздуха.
|
Химический и электрохимический методы
При химическом методе очистка деталей двигателей и наибольшихагрегатов, узлов и деталей самолетов от жировых, грязевых и смолистых отложений чащевсего производится в ваннах с щелочными моечными растворами. Химический состав растворовзависит какотматериала промываемых деталей, так и от вида загрязнения.
Для ускорения процесса моечные растворы применяются подогретыми до 70 — 90°С. Подогрев растворов осуществляется непосредственно в ваннах с помощью паровых змеевиковили электроподогревателей.
Для сохранения эффективности моечных растворов состав ванны корректируется, т.е. поддерживается необходимая концентрация раствора, строго выдерживается время промывки, периодически удаляются накапливающиеся загрязнения.
Применяются также закрытыеванны, в которые горячиймоечныйраствор нагнетается под давлением, что обеспечивает сокращение продолжительности промывки.
После извлечения промытых деталей из ванны во избежание появления коррозии остатки раствора необходимо удалить промывкой в холодной, а затем в горячей воде (t = 60-70°C).
Все детали после промывки сушатся в сушильных шкафах (t = 100 — 120°С).
Для очистки сильно загрязненных деталей авиадвигателей применяется электрохимическая очистка. Она выполняется в ваннах с подогретым водным раствором NaOH. Обработка деталей (например, лопаток, дисков турбин и др.) ведется с переключением полярности на электродах. В результате нагар размягчается и может быть затем удален полированием.
Ультразвуковой метод очистки
Весьма эффективным и универсальным является ультразвуковой метод очистки. Детали погружаются в ванны с моечным раствором. В днище ванны вмонтированы преобразователи ультразвуковых колебаний, действующие от специальных высокочастотных генераторов. Колебания преобразователя передаются жидкости через металлический стержень, либо через диафрагму.
Для возбуждения в жидкости ультразвуковых колебаний (от 16 кГц и выше) используются явления пьезоэлектричества либо магнитострикции.
Явление пьезоэлектричества состоит в том, что керамика титаната бария (получаемого путем обжига двуокиси титана и углекислого бария при t = 1400°C) и некоторые другие материалы, находясь в переменном электрическом поле, изменяют свой объем с частотой этого поля.
Аналогичное изменение объема происходит и у некоторых металлов, обладающих магнитостриктивными свойствами, под воздействием переменного магнитного поля.
В колеблющейся с ультразвуковой частотой жидкости развивается явление кавитации, т.е. быстро чередующиеся сжатия и расширения с образованием и захлопыванием микропузырьков газа (воздуха и паров жидкости). При захлопывании пузырьков возникают давления до нескольких десятков МПа. Этот процесс происходит во всем объеме жидкости, в результате чего под воздействием гидроударов даже самые прочные отложения полностью удаляются.
Применение ультразвуковой очистки целесообразно сочетать с предварительной химической очисткой, т.к. процесс идет с высокой скоростью, раствор быстро загрязняется и требуется непрерывная прокачка его через фильтры.
После ультразвуковой очистки, дающей полное удаление всех осадков, производится обычная промывка от остатков моечного раствора в чистой воде и сушка (рис.2.3.).
Как разобрать авиационный двигатель
авиамоделизм — мир увлеченных