Чип-тюнинг: что это, каковы достоинства и недостатки
По мере того, как многие системы автомобиля начали переходить под управления электронных блоков, становилась все более актуальной идея улучшения характеристик силового агрегата без внесения изменений в его механическую часть. Примером последнего является установка турбины или механического компрессора. Напоминаем, что в автомобилях с ЭБУ основные процессы протекают согласно программам, заложенным в памяти устройства автомобильным концерном. Эти программы можно изменить таким образом, что мощностные показатели мотора будут увеличены относительно стандартных показателей. Avto.pro решил разобраться с тем, что такое чип-тюнинг и как осуществляется «прошивка» электронного блока управления.
Что нужно знать о чип-тюнинге
Под чип-тюнингом подразумевается изменение стандартной программы управления двигателем внутреннего сгорания с целью повышения его мощности. Как читатель наверняка догадался, за улучшение характеристик мотора придется чем-то платить. Об этом мы расскажем чуть позже, когда речь зайдет о недостатках чип-тюнинга. Пока попробуем выделить достоинства «прошивки». К ним обычно относят:
- Относительная дешевизна. Процедура чип-тюнинга обходится намного дешевле одновременной покупки и установки агрегатов наддува двигателя, новых элементов выхлопной системы, фильтров-нулевого сопротивления и т.п.;
- Улучшение мощностных показателей. Стандартная мощность двигателя немного урезана относительно потенциального максимума, которого реально достичь. Этот момент мы также разберем подробнее;
- «Подгонка» авто под владельца. Благодаря чип-тюнингу можно модифицировать автомобиль под конкретные условия эксплуатации и, в случае необходимости, откатить изменения.
Как отмечают владельцы авто с чипированным двигателем, после модификации они стали явственно ощущать разницу между 95-м и 98-м бензином. В некотором смысле двигатели становились экономичнее. Причина кроется в более эффективном использовании топлива – расход практически тот же, а выходная несколько мощность выше. А как же минусы? Они есть:
- Снижение топливной экономичности при агрессивном стиле езды и при использовании «агрессивных» прошивок;
- Ускоренный расход ресурса двигателя, трансмиссии и, соответственно, уменьшение интервалов между ремонтами агрегатов, заменой некоторых расходников и т.п.
Читатель может подумать, будто автомобильные концерны намеренно создают программы и задает невыгодные для владельца авто калибровочные коэффициенты, чтобы занизить мощностные показатели двигателей. На деле это не совсем так. Удельная мощность не является ключевым фактором при проектировании и производстве двигателей. Агрегаты должны соответствовать экологическим стандартам. Малый эксплуатационный ресурс при этом недопустим. Не забывайте и том, что налоги, которыми облагается транспорт , неодинаковы. Они в том числе зависят от типа, объема и мощности силового агрегата. Иногда работа двигателей жестко контролируется программой для того, чтобы водитель заправлял автомобиль бензином конкретной марки. Чип-тюнинг позволяет снять пусть и искусственные, но неспроста введенные ограничения. После его проведения мощные показатели вырастут на следующие величины:
- Атмосферные двигатели: стабильная прибавка в 3-7%, в отдельных случаях до 15% (зависит от модели агрегата);
- Двигатели с системой наддува: стабильная прибавка в 20-25%, в отдельных случаях до 40-50% (касается и дизеля, и бензина).
Обычный атмосферник объемом 1.5 л обычно удается «взбодрить» максимум на 10 л.с. При этом агрегаты с инжектором KE-Jetronic и моноинжектором подобным образом не тюнингуют. Другое дело двигатели с наддувом, которые можно форсировать, заплатив за это эксплуатационным ресурсом. Мощностные показатели можно увеличить как с, так и без дополнительных механических доработок. Выделяют несколько уровней (стейджей, от англ. Stage) в зависимости от числа чисто механических доработок:
- Stage Вариант для авто в заводской комплектации. Дает стабильную, но не самую большую прибавку в мощности;
- Stage Подходит для транспорта с удаленным катализатором и сажевым фильтром, доработанным впуском и более производительным интеркулером. Также желательна установка спортивного выхлопа. Прибавка мощности более существенная;
- Stage Этот уровень можно пройти после Stage 2. Рекомендована установка более мощной турбины/нагнетателя. Прибавка мощности очень заметна и нередко равняется двум третям от стандартных показателей.
Грамотно проведенный чип-тюнинг не сильно скажется на ресурсе мотора. А вот неправильно подобранная программа может сильно навредить той же коробки передач. Вот как это работает: у нас есть условная коробка, рассчитанная на крутящий момент в 250 Н*м , а после тюнинга момент возрастает до 300 Н*м . Какое-то время агрегат проработает без поломок, но рано или поздно они точно произойдут. Кстати говоря, после проведения чип-тюнинга владелец авто в большинстве случаев лишается заводской гарантии. Специальные центры, занимающиеся подобным тюнингом, будут напирать на то, что программные изменения не будут замечены по ходу гарантийного обслуживания, но вероятность такого исхода все равно есть.
Какие параметры меняются
После проведения чип-тюнинга (stage 1 и далее) изменению будет подвергнут ряд калибровочных параметров, заложенных в памяти ECU . Число изменений может достигать 20, а в случае отдельных вариантах прошивок оно может быть больше. В первую очередь корректируются:
- Коэффициент избытка;
- Параметры работы перепускного клапана;
- Коэффициенты калибровки;
- Фазы газораспределения.
Для лучшего понимания масштабов изменения в памяти ECU приведем частичный перечень изменений в управлении дизельным двигателем. После stage 1 оказываются измененными:
- Время переключения КП;
- Турбо ограничители, давление турбины и ее рабочий цикл;
- Время начала впрыска:
- Ограничители крутящего момента, температуры, дымности;
- Параметры открытия дроссельной заслонки и ее чувствительность;
- Мониторинг лямбда-зонда;
- Магистральное давление.
Как было указано в предыдущем разделе, после чип-тюнинга двигатель можно использовать на полную, что сказывается на его эксплуатационном ресурсе. Если был проведен качественным, вдумчивый тюнинг в соответствии с возможностями силового агрегата и трансмиссии, опасаться нечего – водитель использует весь потенциал двигателя в редких случаях. Большую часть эксплуатационного периода нагрузки на агрегат оказываются лишь частичными. Обычно при неправильном чип-тюнинге и попытках выжать максимум из автомобиля первой страдает коробка передач (неадекватен заданный крутящий момент), однако двигателю тоже достается. Интересный факт: несмотря на небольшую прибавку мощности после перепрошивки блока управления безнаддувным двигателем автомобиль все равно становится «бодрее». Это обусловлено существенным увеличением крутящего момента, что становится особенно заметно в зоне до 4000 об/мин. Общая динамика также улучшается, но вот экологические показатели становятся хуже.
Как производится чип-тюнинг
Стоимость качественной перепрошивки может достигать 800-900$. Особняком стоят кастомные прошивки , которые могут стоить до несколько тысяч и даже более десяти (!!) тысяч долларов. При этом специалисты не только вносят изменение в программу часть блока управления, но и проводят качественную диагностику с целью выявления неиспростравностей, которые могут помешать чипированию. Нормальный алгоритм подготовки транспортного средства и перепрошивки выглядит так:
- Диагностика и выявление неисправностей;
- Снятие скоростных показателей со штатными программами ЭБУ;
- Разработка подходящей версии прошивки;
- Снятие электронного блока управления;
- Перепрошивка и испытание авто на стенде.
Обычно специалисты не проводят тест-драйв и ограничиваются проверкой на стенде , а водителю предлагается оценить, был ли достигнут желаемый результат. Заметьте, что этапы 3-5 могут повторяться до 2-3 раз . Прошивка может «обрасти» новыми версиями, в которых учтены недостатки, отмеченные специалистами или водителем. Хороший тюнинг-центр также даст вам гарантию и даже вернет потраченные средства в том случае, если вы остались недовольны качеством выполненной работы.
Тюнинг без перепрошивки
Улучшить мощностные показатели двигателя и сделать его более отзывчивым на манипуляции с педалью газа можно и без внесения изменений в программную часть штатного ЭБУ. Технически, некоторые варианты также относятся к чип-тюнингу, но внешнему , а не к глобальному изменению родного блока управления. Выделить стоит 4 варианта:
- Установки бустера педали газа (pedal booster);
- Установка дополнительного блока с расширенными возможностями (piggy-back);
- Полная замена штатного блока управления (stand-alone);
- Использование тюнинг-бокса (павербокс, чип-бокс, tuning box).
Бустер педали газа подключается в разрыв цепи электронной педали газа и повышает сигнал, давая ЭБУ другую информацию. Проще говоря, блок управления воспринимает сигнал о 20-процентном нажатии так, будто водитель выжимает до 40%. Это означает, что педаль становится резкой, но под конец ее хода двигатель почти не отзывается. Бустер не дает прибавки мощности.
Дополнительный блок устанавливается и с целью улучшения мощностных показателей двигателя, и с целью сохранения нормальной работы бортовой электроники и иммобилайзера. Обычно его подключают через основной разъем проводки, но есть вариант подключение через шлейф к штатному блоку управления. Совместимость таких устройств с современными автомобилями находится под вопросом, однако в продаже еще можно найти дополнительные блоки для морально устаревших моделей легкового транспорта.
Полная замена штатного ЭБУ и установка на его место блока с расширенными возможностями обходится недешево, но дает примерно тот же результат, что и качественный тип-тюнинг. Это хороший вариант в случаях, когда городской автомобиль хочется быстро перевести в, например, категорию раллийного транспорта. Вместе с тем, установка подобных блоков всегда требует специальных знаний и консультаций со специалистом – многие модели устройств потенциально вредны для конкретных моделей авто.
К одному из наиболее простых вариантов тюнинга принято относить установку чип-бокса , который перехватывает и изменяет сигналы от датчиков и пересылает их основному блоку управления. Корректно называть такое устройство многофункциональной «обманкой», которая поможет раскрыть потенциал двигателя. Подобные боксы нужно подбирать с умом и советоваться со специалистом. Если вы решите установить случайно попавшийся под руку блок, то есть вероятность выхода параметров наддува за безопасные рамки, почти стопроцентный выход за пределы экологических стандартов, ускоренный износ катализатора и сажевого фильтра, повышение расхода горючего (в среднем на 20%) и еще многое другое.
Что в итоге
Перепрошивка блока управления позволит раскрыть вам весь потенциал двигателя своего авто, но может негативно сказаться на его эксплуатационном ресурсе, расходе топлива, токсичности выхлопа. Негативные последствия будут тем менее заметны, чем грамотнее подошли к вопросу чипирования. Это единственный вариант тюнинга, который не требует переработки основных агрегатов автомобиля. Если вы оценили риски и намерены провести чип-тюнинг, то помните о следующем:
- Отзывы о компаниях, занимающихся чипированием, нужно изучить как можно тщательнее;
- Не руководствуйтесь принципом «дешевле-лучше». Зачастую лучше заплатить больше сейчас, чем тратиться на капитальный ремонт уже потом;
- При чип-тюнинге есть реальная опасность лишиться гарантии. Специалисты могут утверждать, будто изменения не будут замечены, но реальных гарантий подобного исхода нет;
- Отдавайте предпочтение центрам, которые дают гарантию на прошивку (желательно не менее чем на 6 месяцев).
После чип-тюнинга выйдите на дорогу и убедитесь в том, что автомобиль едет без толчков, ощутимых провалов мощности и не расходует аномально большие объемы горючего. Также вы не должны обнаружить, что выхлоп стал слишком густым и едким. По ходу дальнейшей эксплуатации убедитесь в нормальной работе двигателя в различных условиях и режимах . Слегка повышенный расход горючего (особенно при больших нагрузках на агрегат) после чипирования является нормой.
Вывод
Чип-тюнинг – это интересный вариант доработки автомобиля, которая не требует внесения конструктивных изменений в основные агрегаты транспортного средства. После подобной доработки мощностные показатели авто ощутимо вырастут, а его топливная экономичность или останется почти неизменной, или несколько ухудшится. Вопреки распространенному мнению, ресурс двигателя и коробки передач после проведения чип-тюнинга не обязательно будет расходоваться с катастрофически высокой скоростью. По различным оценкам, он уменьшается на 7-8%. Это число будет зависит от 2 факторов: правильности подобранной прошивки и частоты эксплуатации силового и трансмиссионного агрегатов на пределе их возможностей.
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .
Что такое чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг автомобиля – перепрограммирование блока управления двигателем с целью улучшения характеристик его работы. Мотор современного автомобиля имеет внушительный резерв мощности, но производители ограничивают его возможности на этапе программирования.
Чип-тюнинг автомобилей
Современные технологии позволяют перепрошить эти программы, чтобы улучшить технические характеристики транспортного средства. О чип-тюнинге, его возможностях, преимуществах и недостатках ведутся жаркие споры среди автолюбителей, механиков. Стоит разобраться в этих вопросах, чтобы понять, нужна ли конкретно вам эта услуга, к каким последствиям она приводит.
Почему производители накладывают ограничения на работу мотора?
Первый вопрос, который задают владельцы автотранспорта, когда впервые сталкиваются с понятием чип-тюнинга, почему вообще производители программируют работу мотора с существенными ограничениями. Причин тому несколько:
- налогообложение – во многих странах размер налога на транспорт напрямую зависит от уровня мощности его двигателя, поэтому производители сознательно программируют моторы таким способом, чтобы снизить фискальную нагрузку;
- экологические стандартны – уменьшение мощности приводит к снижению выбросов углекислого газа, автоконцерны программируют мотор в соответствии с экологическими стандартами;
- финансовая экономия – дефорсированный двигатель позволяет без негативных последствий для него использовать более дешевое и менее качественное топливо.
Преимущества слабых моторов
У любого нового двигателя есть внушительный запас прочности, износостойкости. Чуть откорректировав показатели работы программного обеспечения, можно существенно увеличить крутящий момент и улучшить иные характеристики мотора.
Может ли двигатель выйти из строя после чип-тюнинга?
Есть мнение, что вмешательство в работу «мозгов» современного автотранспорта приводит к быстрому физическому износу мотора. В реальности же, все зависит от грамотности, квалификации мастера, который выполняет перенастройку.
Его можно сравнить с ювелиром, потому что предельная точность в его работе крайне важна. Если вы обращаетесь к профессионалам, которые разбираются в этих вопросах, то проблем не возникнет.
У каждого двигателя есть внушительный запас прочности, поэтому вмешательство в работу программного обеспечения практически не снижает ресурс мотора. Этот вопрос актуален лишь для старых автомобилей.
Профессиональный чип-тюнинг
Если вы – далеко не первый владелец транспортного средства, решение о необходимости чип-тюнинга нужно принимать лишь после полной комплексной диагностики.
На износ двигателя гораздо большее влияние оказывает качество горюче-смазочных материалов, а не корректировки программного обеспечения. Но стоит помнить, что любой автомобиль – это единая слаженная система. Существенное наращивание крутящего момента приводит к росту нагрузки на коробку передач. Мастер по чип-тюнингу должен учитывать такие особенности.
А что с заводской гарантией?
Вмешиваясь в работу программного обеспечения транспортного средства, которое пребывает на заводской гарантии, вы рискуете ее лишиться. Хотя специализированные компании убеждают клиентов, что вовремя ТО никто не сможет выявить внесенные изменения, в реальности дело обстоит по-другому.
Автодилер, с которым вы сотрудничаете, определит изменения в прошивке, если задастся такой целью. Можно, конечно, рискнуть, но ответственность за такое решение остается только на вас.
Эффективен ли чип-тюнинг? Насколько можно увеличить мощность?
Однозначно можно сказать, что наращивание мощности и увеличение крутящего момента заметно лишь на турбированных моторах. Чип-тюнинг атмосферных двигателей не дает такого результата, здесь мощность увеличиться лишь на 7-10%, что большинство автомобилистов даже не заметит.
Увеличение мощности двигателя
Наращивание же мощности турбированных моторов составляет 35-50%. Подобные изменения особо заметны во время езды по трассе, на обгонах. В пределах города вам просто негде будет использовать возросший потенциал.
Какие параметры поддаются корректировке во время чип-тюнинга?
Мастера по чип-тюнингу корректируют следующие параметры и показатели:
- калибровочные коэффициенты, влияющие на выбор оптимального момента зажигания;
- фазы газораспределения;
- работа перепускного клапана;
- коэффициент избытка воздуха.
Процесс этот сложный и индивидуальный, потому что нельзя два разных двигателя перенастроить по одинаковым параметрам. Эксперты по чип-тюнингу комплексно подходят к задаче, корректируют те показатели, которые поддаются перенастройке без вреда мотору.
В чем смысл чип-тюнинга атмосферных двигателей?
Обыватели нередко интересуются, в чем смысл чип-тюнинга безнаддувных двигателей, если прирост их мощности совсем незначительный. После внесенных корректировок увеличивается крутящий момент, авто становится «живее», особенно, на обгонах. Ради этого многие автомобилисты и обращаются к профессионалам.
Влияет ли чип-тюнинг на уровень расхода топлива?
Мастера чип-тюнинга утверждают, что подобные изменения способны не только нарастить мощность мотора, но и снизить уровень потребления топлива. В принципе, это реально, но за счет снижения экологических стандартов.
При увеличении угла опережения зажигания наращивается и объем выбросов оксида азота, углекислого газа. Автомобиль наносит больше вреда окружающей среде, но потребляет меньше топлива. Для автомобилистов экономия бензина важнее экологических параметров, поэтому они используют чип-тюнинг.
Сколько стоит чип-тюнинг
Стоимость перепрошивки двигателя рассчитывается индивидуально. Если вы обращаетесь в полулегальные «гаражные» компании или к частным лицам, цена стартует от 1000 руб., но никто не дает гарантии успешного завершения процесса. Серьезные официальные компании создают программное обеспечение специально под ваш автомобиль, стоимость такого обслуживания может достигать 30 тыс.руб.
Есть ли гарантии результата?
Если вы обращаетесь в крупные компании, то они обязательно проводят тестирования до начала работ и после их окончания. При помощи специальных измерительных приборов фиксируются основные показатели мощности, скорости, крутящего момента. Потом они сравниваются с аналогичными параметрами, но после чип-тюнинга.
Надежные компании всегда проводят предварительную диагностику мотора, выявляют мельчайшие неисправности в работе транспортного средства, которые могут негативно повлиять на результат.
Специалисты пишут обновленную программу, но сохраняют прежнюю версию электронного блока управления. Клиенту предлагается тестовый период, в течение которого он может оценить преимущества тюнинга. Если он остается недоволен, ему возвращают прежнюю версию ПО.
Позволяет ли чип-тюнинг сделать более «отзывчивой» педаль газа?
Некоторые автолюбители обращаются к чип-тюнерам, чтобы те сделали педаль газа более «острой» и «отзывчивой». Для этого необязательно вносить кардинальные изменения в прошивку. С этой целью можно использовать электронный корректор, который устанавливается между педалью и ЭБУ. Он увеличивает сигнал от педали вдвое, не вмешиваясь в работу мотора.
Какие есть варианты чип-тюнинга?
Некоторые производители предлагают съемные блоки чип-тюнинга, которые корректируют показатели работы двигателя, не вмешиваясь в прошивку. Обычно такие блоки съемные. Они устанавливаются между контроллером мотора и форсунками. Управление ведется при помощи мобильного приложения.
Есть множество режимов работы, вы выбираете подходящий, в зависимости от привычного стиля езды и условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Такой бокс всегда можно снять, перенастроить под другую модель транспорта.
Недостатки чип-тюнинга
Явные недостатки чип-тюнинга проявляются, только если вы заказываете такие услуги у полулегальных специалистов, которые не дают никаких гарантий успеха. К минусам перепрошивки относят:
- риск нарушений работы ЭБУ;
- снижение ресурса двигателя;
- существенное увеличение расхода топлива при неправильных настройках;
- высокая стоимость работ.
Результат чип-тюнинга
Достоинства чип-тюнинга
У чип-тюнинга, если выполнять его в специализированной компании с хорошей репутацией, есть и преимущества:
- минимальные сроки выполнения работ;
- увеличение мощности, «отзывчивости» двигателя;
- возможность быстрого возврата к исходным заводским настройкам;
- чип-тюнинг позволяет исправить заводские ошибки двигателя, убрать брак, улучшить его работу;
- возможность снятия ограничений по максимально допустимой скорости;
- индивидуальный подход к разработке обновленной прошивки с учетом пожеланий клиента и рекомендаций мастера.
Стоит ли заказывать чип-тюнинг?
Решение о необходимости использования чип-тюнинга и заказе таких услуг принимает только автовладелец, предварительно изучив все преимущества, недостатки, особенности и последствия вмешательства в работу электронного блока управления.