Оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ – возьмите контроль в свои руки
Как показывает печальный опыт некоторых автовладельцев, не всё то золото, что только с конвейера. Помимо неутешительной статистики различных деталей, имеющих заводской брак, современные реалии добавили ещё один пункт – электронику. Электронное оборудование частенько имеет несовершенства, способные сильно усложнить управление транспортным средством. Основной удар, как и положено, несёт блок управления. Именно об ЭБУ и о том, как осуществляется его прошивка и перепрошивка, пойдёт речь.
1 Нюансы подготовки к прошивке
Разумеется, никто не застрахован от неисправного бортового компьютера, даже владельцы топовых авто. Но патриотичный призыв о поддержке отечественного производителя настолько тронул сердца наших сограждан, что автомобиль благородной марки ВАЗ встречается на дорогах чаще, чем какой-то никому не нужный мерседес. Поэтому нас интересует в первую очередь прошивка ЭБУ именно для ВАЗ Лада. Есть лишь одна проблема: задавшись целью довести свою машину до совершенства, вы с удивлением обнаружите, что полной информации с подробным описанием этапов и результатов практически нет. Обрывки чужого опыта, не более.
Для того, чтобы собрать по крупицам сведения, понадобится много времени и специфических знаний. При этом сама прошивка ЭБУ ВАЗ, в том числе и для автомобилей Лада Гранта, занимает не так много времени, поскольку это работа с компьютерной программой и процесс завершается в несколько кликов мышью.
Похожие статьи
Эта статья – попытка систематизировать информацию об эффективном тюнинге, которого требует электронное оборудование.
Любая идея приходит неслучайно и неспроста. Основными причинами, по которым владельцам автомобилей вдруг становится необходима о прошивка ЭБУ, являются:
- слишком явные неисправности заводского программного обеспечения;
- малая мощность двигателя;
- желание сэкономить топливо.
При использовании в качестве топлива сжиженного газа как альтернативы бензину также возникает необходимость обновления управляющей системы. У каждого ЭБУ своя маркировка, поскольку они бывают разных видов. Прежде чем искать информацию о том, какими способами осуществляется прошивка, сначала необходимо точно установить свой тип двигателя и блока управления, их обозначения. Затем подбирается соответствующая программа для обновления.
Те, кто ищет оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ, обязательно столкнутся с необходимостью отключения штатного иммобилайзера и замены его на новый, более эффективный. Этот вопрос требует обязательной консультации у специалиста, даже если вы уже достаточно разобрались в вопросе своими силами. Иначе есть риск однажды снова стать пешеходом. Принцип работы дополнительного иммо на автомобиле ВАЗ (в том числе и модели Лада Гранта) чаще всего заключается в разрыве наиболее важных мест соединения электрических цепей (например, зажигания). Даже если вашу машину взломают, она не сдвинется с места. Также существуют альтернативные системы – блокировка двигателя происходит с помощью передачи сообщения по сети контроллеров ЭБУ на шину автомобиля ВАЗ. Своими руками установить такую противоугонную систему вполне реально, главное правильно продумать размещение датчиков. Снятие авто с сигнализации осуществляется чип-ключом со специальным кодом, который вы также программируете сами.
Для скачивания программ с бортового компьютера необходим кабель. При всех перечисленных манипуляциях важно учесть тот факт, что не все компьютеры имеют стандартные СОМ-порты, а даже если и имеют, то не факт, что они работают. Опыт некоторых экспериментаторов в этом случае подсказывает использовать старый дата-кабель от сотового. С его помощью на базе подходящей вам микросхемы можно собрать адаптер. Например, прошивка ЭБУ Лада Гранта основана на микросхеме М74CAN.
2 Лада Гранта как пример эффектного тюнинга ВАЗ
Вообще, заводя речь об автомобилях ВАЗ Лада Гранта, нельзя не отметить их огромный потенциал для тюнинга. Это связано с тем, что для эффективных продаж на мировом рынке машина имеет средние показатели, в том числе и по мощности двигателя. Таким образом, нет необходимости в дополнительных настройках. Эти настройки каждый владелец ВАЗ Лада Гранта сможет установить под себя.
Перепрошивка ЭБУ ВАЗ меняет исключительно программное обеспечение и не требует серьезных переделок электросети в целом. Можно заменить микросхему или установить дополнительное оборудование на Лада Гранта, однако это не является обязательным пунктом программы по улучшению ЭБУ. Любая модификация прежде всего рассчитана на обеспечение максимального комфорта в управлении автомобилями ВАЗ:
- отсутствие провалов при разгоне, увеличение динамики;
- запуск двигателя при любых температурах;
- устранение ошибок, связанных, например, с неисправными датчиками кислорода и т.д.
Также прошивка ЭБУ позволяет устранить множество мелких неисправностей вроде ошибок клапанов или катализаторов без ущерба для ездовых характеристик ВАЗ Лада Гранта.
В современном обществе принято беспокоится о вреде, который ты наносишь экологии. Во всяком случае, хотя бы знать его масштабы. Для этого разработаны всевозможные евростандарты, в том числе и для регулировки содержания вредных веществ в выхлопных газах. Это так называемые Евро-1, Евро-2 и так далее. С 2013 года в России топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к использованию. Прошивка ЭБУ ВАЗ Лада Гранта позволит без дополнительных затрат перейти на Евро-3, которому соответствует прошивка Startpower. В ней отключён контроль вредных выбросов, а все ошибки работы системы из-за неработающих датчиков изучены и устранены.
3 Подходящее оборудование
Выше уже упоминался адаптер, который можно и нужно собрать и использовать, когда необходима перепрошивка ЭБУ ВАЗ своими руками. Что касается программ для его работы, то понадобятся комбилоадер, чиплоадер и чипэксплорер, по возможности – последних версий. Первая программа необходима для снятия защиты с того ПО, которое вы собираетесь использовать, а затем для установки защиты на него же при установке обратно на ЭБУ. Прошивка, не прошедшая процедуру снятия защиты, просто не будет работать и автоматически удалится. Программы рекомендуется скачивать заводские, в количестве от двух и более, чтобы была возможность сравнивать и комбинировать. Как раз для этих целей и понадобится чипэксплорер – может быть собрана сдвоенная прошивка.
Для проверки работоспособности адаптера понадобится ICD. Для поддержания связи с бортовым компьютером понадобится специальное оборудование – кабель для прошивки ЭБУ ВАЗ. Кабель комплектуется CD-диском с собственными драйверами. Поскольку задачи, которые выполняет кабель, бывают различными, то и названия они имеют соответственные. Например, USB KKL VAG-COM Scanner tools – кабель для диагностики оборудования, подходящий для автомобилей ВАЗ Лада Гранта. Перед тем, как приступать к осуществлению прошивки, сам коннектор необходимо проверить на работоспособность, опять же, с помощью специальной программы.
Если вам не безразлично не только состояние вашего автомобиля, собственный комфорт и эргономика, но и ваш рост как специалиста по своему транспортному средству, тогда прошивка ЭБУ ВАЗ – именно то, что вам необходимо. Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от самостоятельного изучения всех тонкостей процесса, а также довольную улыбку от осознания того, что вы не дали себя надуть на автосервисе. Все описанные в статье процессы вполне под силу любому человеку, даже не слишком подкованному в вопросах электроники.
4 Как прошить эбу Январь 7,2 своими руками
Инструкция по прошивке ВАЗ для новичков, подготовка программ
Этап 1. Подготовка всех необходимых программ для чип-тюннинга
Список программ, которые будут нужны нам для откатки прошивки:
1) Combiloader 2.1.8 — программа прошивальщик, будет прошивать ЭБУ.
2) Chip Tunning Pro версии 3.21 — программа для редактирование файла прошивки.
3) Enigma New — программа понадобится для распаковки сжатой прошивки. Дело в том, что после редактирования прошивки в программе Chip Tunning Pro прошивка начинает весить не 64 кб как положено, а 42 кб. Данная программа распаковывает прошивку в стандартный размер — 64кб. Перед тем как прошивать, лучше прошивку распаковать. Хотя я пробовал шить и 42 кб прошивки, всё проходило успешно, машина даже заводилась после этого.
4) Atomic Tune — программа для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет диагностировать, показывать детонацию, загрузку форсунок. Пишет логи в формате ICD, которые пригодятся нам для отстройки фазы впрыска. Может работать как на январь 5.1, так и на январь 7.2, как на стандартном датчике кислорода, так и на ШДК.
5) FunTune — такая же программка для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Но в отличие от Atomic Tune умеет продолжать сессии обучения, но требует наличие специальных карт для работы с файлом прошивки. Из коробки доступны карты для прошивки j7es.v17.3_dmrv. Также умеет писать логи в формате ICD, EcuEdit. Я сделал несколько карт, для разных прошивок, карты находятся в папке с програмой в папке maps . Программа работает только с УДК, на блоках управления январь 5.1, январь 7.2.
6) OpenOLT — программа диагностики и ОНЛАЙН НАСТРОЙКИ (по отдельности некоторые важные калибровки) спортивной прошивки j7es/j7esa для НЕИНЖЕНЕРНОГО блока Январь 7.2 (т. е. самого обыкновенного ЭБУ, который нельзя настраивать в онлайн). Другие прошивки в онлайн настроить можно только с помощью инженерного блока. Можно в онлайне с ШДК отстроить БЦН (базовое цикловое наполнение), ПЦН (поправку циклового наполнения). Работает с давлением, можно настраивать турбо.
7) Программа R-Tuner. C помощью данной программы можно настраивать в онлайн некоторые калибровки прошивки j7esa на НЕИНЖЕНЕРНОМ блоке Январь 7.2. С помощью ШДК есть возможность, также в онлайне с иcпользованием RAM режима откатать БЦН, ПЦН. Также есть отличительная черта программы — она может показать таблицу обучения коэффциента регулирования топливной смеси. Далее эту таблицу можно записать в прошивку и в дальнейшем применить в своей прошивке. Также она работает с давлением, есть возможность настраивать турбо.
8) Программа HSP-Test. Работает исключительно с прошивкой j7esa версии 0.4.2 и выше. Позволяет настроить зажигание методом ускорений. Программа простая, но ей нет аналогов! Работает по скоростному протоколу спортивной прошивки j7esa. С помощью неё можно очень точно, по факту настроить зажигание. Найти нужный угол, на котором мотор развивает максимальную мощность.
9) Программа Шайтан. Многим она нравится. Может в онлайне на обычном январь 7.2, с использованием RAM режима отстроить БЦН, ПЦН, как на ШДК, так и на УДК, углы зажигания. Работает как по дросселю, так и по давлению.
10) Программа Injector by Andy Frost ver 1.2.3. Анализирует логи в формате ICD, корректирует файл прошивки. С помощью данной программы возможно по логам отстроить некоторые важные калибровки, холостой ход. Большое спасибо говорим ему, простое огромное человеческое спасибо за замечательную программу.
11) Прошивка j7es/j7esa и карты для прошивки. Карты это файлы, которые подсказывают программе Chip Tunning Pro каким образом открыть прошивку, где смотреть тот или иной параметр, калибровку. Каждую прошивку необходимо открывать своей картой. Данную спортивную прошивку скачиваем с сайта www.ecusystems.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=63 .
12) OpenDiag Free 1.3.8 для наглядной диагностики, очень удобная программа, рисует красивые графики, показывает часовой, путевой расход топлива.
Прошивка ВАЗ 2114 8 клапанов: что дает и как сделать
В последнее время все большее число автолюбителей интересуется таким предметом, как апгрейд своего автомобиля — и это не удивительно, ведь каждому хочется подогнать авто «под себя», сделать его уникальным. Одним из вариантов подобных изменений является и чип тюнинг ваз 2114. Он позволяет не только придать индивидуальные особенности машине, но и сделать ее ходовые характеристики намного лучше заводских. О том, что же он из себя представляет — мы и поговорим в сегодняшней статье.
Что дает чип-тюнинг
Чип-тюнинг — это изменение базовых настроек электронного блока управления на более современные (а значит — и совершенные). Выполняется подобная прошивка ваз 2114 без какого-либо физического вмешательства в ЭБУ, только методами программирования.
Благодаря ее выполнению можно получить:
- прибавку мощности двигателя до 25%;
- прибавку крутящего момента до 15%;
- снижение расхода топлива до 12%;
- снижение токсичности выхлопов;
- облегчение старта двигателя «на холодную».
Как можно из этого видеть, прошивка мозгов ваз 2114 — крайней желательная и даже — экономически выгодная для владельца автомашины процедура.
Подготовка к чип-тюнингу
Перед тем, как начинать «электронный апгрейд» своего автомобиля, следует выполнить несколько важных операций, являющихся залогом того, что тюнинг пойдет лишь на пользу и не принесет машине какого-либо вреда, а именно:
- проверить состояние всех, а в особенности — сильно нагруженных узлов и агрегатов. Ведь проведение перенастройки ЭБУ главной своей целью ставит именно увеличение мощности и момента вращения, в результате чего сильно изношенные детали могут повредиться и даже выйти из строя;
- уточнить — возможно ли проведение перепрограммирования именно в вашем случае. Дело в том, что не все программы позволяют установить подобную «обратную связь» и внести изменения, а значит и пытаться их изменить — бесполезно;
- узнать величину заложенного потенциала. Так, программируя ЭБУ на заводе, производители в подавляющем большинстве случаев оставляют «запас» мощности, в результате чего двигатель работает не на всю силу и имеет скрытые возможности, извлечь которые и призвано перепрограммирование. В том же случае, если двигатель уже с завода работает по максимуму, никакой чип-тюнинг не поможет.
Кроме перечисленных выше моментов следует также учесть тот факт, что перед началом апгрейда крайне желательно заменить все фильтры в автомашине (а в особенности — воздушный). Ведь только выполнение программирования на полностью «обновленной» машине даст максимальный результат.
Стоит помнить и о том, что после проведения чип-тюнинга автомобилю понадобится более высокооктановое топливо. Так, если до апгрейда мотор работал на 92-м, то после его выполнения потребуется уже 95-й.
Что нужно для электронного тюнинга
Основными «инструментами и приспособлениями», которые понадобятся при выполнении прошивки для ваз 2114 8 клапанов, являются:
- Программатор.
- Диск с требуемой версией прошивки.
- ПК либо ноутбук.
Если с двумя последними пунктами проблем не возникнет, то программатор нужно будет приобрести. Сделать это можно либо в автомагазине (если нет в наличии — то под заказ) либо через интернет. При этом стоит учитывать, что этот прибор является далеко не дешевым, и покупать его для однократного применения — совсем не выгодно.
Лучшим вариантом будет приобрести его совместно с другими автолюбителями или же обратиться в профильную мастерскую, где все перепрограммирование смогут выполнить профессионалы.
Как выполнить чип-тюнинг своими руками
Как уже было сказано, самым лучшим вариантом для проведения тюнинга является обращение в автосервис. Там специалисты смогут точно изменить важные настройки вашего ЭБУ, не повредив при этом работе других систем автомашины.
При большом желании можно попытаться выполнить перепрошивку и самостоятельно — для этого потребуется подключить ПК к ЭБУ через программатор и в рабочем окне экрана выставить требуемые настройки (на разных машинах электронные блоки могут быть запрограммированы при помощи различных программ, каждая из которых имеет свои особенности работы; по этой причине дать здесь какие-то конкретные советы о том, как прошить ваз 2114 пошагово — не получится).
Единственное, о чем следует помнить, выполняя самостоятельный чип-тюнинг — это о взаимосвязи всех рабочих параметров двигателя. Так, увеличив до максимально возможной величины его мощность, мы получим и значительное увеличение расхода топлива, а в месте с ним — и увеличенную токсичность.
Следует еще раз сказать о том, что если вы совершенно не разбираетесь в программировании и владеете ПК лишь на начальном уровне, то выполнять чип-тюнинг самостоятельно — категорически не стоит. Ведь полученный результат может быть не только нулевым, но и отрицательным.
Недостатки перепрошивки ЭБУ
Как уже говорилось выше, электронный апгрейд блока управления имеет не только большой ряд преимуществ, но и определенные недостатки, о которых следует обязательно помнить.
К ним могут относиться:
- увеличенная нагрузка на двигатель и смежные агрегаты;
- увеличенный расход топлива;
- увеличенная токсичность выхлопов;
- быстрый износ деталей;
- заправка автомашины более дорогим топливом.
Правда, сразу следует отметить, что большинство этих недостатков (например, перерасход горючего) могут появиться лишь в результате самостоятельного и, при этом, не очень удачного, тюнинга. При выполнении перепрошивки в автосервисе мастера смогут выставить рабочие параметры двигателя на максимум так, чтобы они не «перекрывали» друг друга и не мешали сами себе.
Добиться же подобных результатов в домашних условиях и при отсутствии необходимых умений — крайне сложно. В итоге побочными результатами как раз и станут возросшая токсичность и перерасход.
Говоря о последнем, следует все же заметить, что при выставлении мощности движка на максимум расход увеличится в любом случае. Разной может быть лишь та цифра, на которую он изменится. Если же вы, наоборот, желаете уменьшить топливозатраты, то при проведении чип-тюнинга упор стоит сделать именно на это. Правда, мощностные характеристики двигателя, наоборот, могут уменьшиться.
Полезное видео
Дополнительную интересную информацию по данному вопросу вы можете получить из видео ниже: