Разборка, сборка и регулировка форсунок двигателя ЯМЗ
Форсунка двигателя ЯМЗ
Форсунка двигателя ЯМЗ
В процессе длительной эксплуатации в связи с рядом особенностей условий работы форсунки характеристики форсунки могут изменяться. Поэтому форсунки должны подвергаться периодической проверке квалифицированным персоналом в специальной мастерской. При проверке форсунок контролируется давление подъема иглы распылителя, качество распыливания топлива и затяжка всех соединений.
После длительной работы форсунки допускается снижение давления подъема иглы до 135 кПсм. При проверке давление должно быть восстановлено до 150-155 кГ/см2. Регулировку рекомендуется проводить на специальном приборе типа КП-1609А. Перед регулировкой необходимо снять колпак форсунки и отвернуть контргайку регулировочного винта пружины. Давление подъема иглы распылителя устанавливается в необходимых пределах регулировочным винтом, при ввертывании которого давление повышается, при вывертывании — понижается. По окончании регулировки контргайка регулировочного винта должна быть затянута; момент затяжки должен быть равен 7-8 кГм.
Качество распыливания топлива при проверке считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманно-образном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими, подтекание топлива не допускается.
При заедании иглы или подтекании топлива по конусу, которое не удается устранить промывкой и переборкой, комплект распылителя должен быть заменен. В случае закоксовывания одного или нескольких сопловых отверстий распылителя форсунку следует разобрать.
При разборке форсунки сначала необходимо снять колпак форсунки, вывернуть гайку пружины и только после этого отвернуть гайку распылителя. Разборка форсунки в другом порядке может вызвать поломку фиксирующих штифтов распылителя.
После разборки все детали форсунки должны быть очищены и промыты в бензине. Распылитель необходимо снаружи очистить с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом. Сопловые отверстия нужно прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм, а внутренние полости корпуса распылителя промыть чистым бензином. Для чистки деталей распылителя запрещается применять острые, твердые предметы или наждачную бумагу.
Перед сборкой корпус распылителя и игла должны быть тщательно промыты в чистом авиационном бензине и смазаны профильтрованным дизельным топливом. После сборки игла, выдвинутая из корпуса на одну треть своей длины, при наклоне распылителя под углом 45° должна плавно опускаться на седло под действием собственного веса.
При установке распылителя необходимо повернуть его против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая в этом направлении, навернуть гайку распылителя рукой до упора и окончательно затянуть ключом (момент затяжки — не менее 7-8 кГм). После затяжки гайки проверить легкость хода иглы резким встряхиванием форсунки; звук перемещающейся до упора иглы должен быть слышен.
При дальнейшей сборке необходимо затянуть штуцер форсунки (момент затяжки должен быть 8-10 кГм), гайку пружины (момент затяжки 10-12 кГм), затем отрегулировать давление подъема иглы, проверить качество распиливания топлива и затянуть колпак форсунки (момент затяжки 8-10 кГм).
Обслуживание форсунок двигателей ЯМЗ автомобиля МАЗ
При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки (кроме форсунок модели 51) придерживайте штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверьте надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя
При обслуживании каждой форсунке провести проверку и регулировку в следующем порядке:
Регулировку рекомендуется производить на специальном стенде типа КИ-3333, удовлетворяющем ГОСТ 10579-88.
Давление начала впрыска нужно определить по таблице
Давление начала впрыскивания форсунок моделей 267-02, 267-10, 261-10(11) регулируется винтом при снятом колпаке форсунки и отвернутой контргайке. При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается.
Давление начала впрыскивания форсунки моделей 204-50, 204-50.01 и 51-01 регулируется с помощью регулировочных шайб. При увеличении их общей толщины давление повышается, при уменьшении — понижается.
2. Проверить герметичность распылителя по запирающему конусу иглы и отсутствие течей в местах уплотнений линии высокого давления.
Для этого создать в форсунке давление топлива на 1. 1,5 МПа (10. 15 кгс/см 2 ) ниже давления начала впрыскивания.
При этом в течение 15 секунд не должно быть подтекания топлива из распыливающих отверстий; допускается увлажнение носика распылителя без отрыва топлива в виде капли.
Герметичность в местах уплотнений линии высокого давления проверить при выдержке под давлением в течение 2 мин; на верхнем торце гайки распылителя (при установке форсунки под углом 15° к горизонтальной поверхности) не должно образовываться отрывающейся капли топлива.
3. Подвижность иглы проверить прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания на опрессовочном стенде, при частоте впрыскивания 30-40 в минуту.
Допускается подвижность иглы проверять одновременно с проверкой качества распыливания по п.4.
4. Качество распыливания проверять на опрессовочном стенде прокачкой топлива через форсунку, отрегулированную на заданное давление начала впрыскивания при частоте 60-80 впрыскиваний в минуту.
Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется как по всем струям, так и по поперечному сечению каждой струи.
Начало и конец впрыскивания при этом должны быть четкими. После окончания впрыскивания допускается увлажнение носика распылителя без образования капли.
Впрыскивание топлива у новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Отсутствие резкого звука у бывших в эксплуатации форсунок не означает снижения качества их работы.
5. Герметичность уплотнения, соединения и наружных поверхностей полости низкого давления проверять опрессовкой воздухом давлением 0,45±0,05 МПа (4,5±0,5 кгс/см 2 ).
Пропуск воздуха в течение 10 секунд не допускается при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
6. Герметичность соединений «распылитель-гайка распылителя» проверять опрессовкой воздухом давлением 0,5±0,1 МПа (51 кгс/см 2 ) в течение 10 секунд при подводе воздуха со стороны носика распылителя.
Пропуск пузырьков воздуха по резьбе гайки распылителя при погружении ее в дизельное топливо не допускается.
При закоксовке или засорении одного или нескольких распыливающих отверстий распылителя форсунку разобрать, детали форсунки прочистить и тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.
При не герметичности по запирающему конусу распылитель в сборе подлежит замене. Замена деталей в распылителе не допускается.
Каждую форсунку отрегулируйте на давление начала впрыскивания:
Разборку форсунки выполнять в следующей последовательности:
Форсунки моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01, 261-10(11):
1. отвернуть колпак форсунки;
2. отвернуть контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;
3. отвернуть гайку пружины на полтора—два оборота;
4. отвернуть гайку распылителя;
5. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.
Модель двигателя
Модель форсунки
Давление начала впрыска
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров
26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 ).
26,5 +1.2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с общими головками цилиндров и V– образным ТНВД
26,5 +0,8 МПа (270 +8 МПа/см 2 ).
26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 )
ЯМ3-236НЕ2,БЕ2 с индивидуальными головками цилиндров
26,5 +1,2 МПа (270 +12 кгс/см 2 ).
20,6 +0,8 МПа (210 +8 кгс/см 2 ).
Форсунка модели 51-01:
1. отвернуть гайку распылителя;
2. снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадения.
Нагар с корпуса распылителя счищать металлической щеткой или шлифовальной шкуркой с зернистостью не грубее М40.
Распыливающие отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм (для распылителя форсунок моделей 267-02, 267-10, 204-50, 204-50.01 и 261-10(11)) и диаметром 0,28 мм (для распылителя форсунки модели 51-01).
Применять для чистки внутренних полостей корпуса распылителя и поверхностей иглы твердые материалы и шлифовальную шкурку не допускается.
Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промыть в профильтрованном дизельном топливе.
Игла должна легко перемещаться: выдвинутая из корпуса распылителя на одну треть длины направляющей, при наклоне распылителя на угол 45° от вертикали, игла должна плавно, без задержек полностью опускаться под действием собственного веса.
Сборку форсунки производить в последовательности обратной разборке. При затяжке гайки разверните распылитель против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, наверните гайку рукой, после чего гайку окончательно затяните.
Момент затяжки гайки распылителя 70-80 Нм (7-8 кгсм), штуцера форсунки — 80. 100 Нм (8. 10 кгсм).
После сборки отрегулировать форсунку на давление начала впрыскивания и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя.
Установка форсунок или распылителей, несоответствующих данному двигателю, категорически запрещается.
Замена форсунок ЯМЗ-236
Выявление и снятие неисправной форсунки Урал ) Подробнее
Снимаем форсунки ЯМЗ-236 Подробнее
МАЗ Замена форсунок (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ) Подробнее
Замена форсунок ЯМЗ-236 #2 Подробнее
Урал лесовоз Ямз-238 Форсункам конец. А может и ещё чего. Подробнее
Два уровня масла в двс ямз. Замена стаканчиков форсунок.Ремонт форсунок.Приятные обновки МАЗ. Подробнее
Проверка форсунки ЯМЗ Подробнее
ЯМЗ 236 ТУРБО ремонт форсунки. Подробнее
Замена форсунок ЯМЗ-236 #1 Подробнее
Замена форсунок ЯМЗ 6581.10 Подробнее
Замена стакана форсунки на головке двигателя ЯМЗ 236/238/240. Подробнее
ремонт и регулировка форсунок двигателя ямз(236-238) Подробнее
Ремонт ГБЦ замена стаканов форсунки ЯМЗ 236, 238, 240 МАЗ КрАЗ УрАЛ Т150 В Подробнее
Замена форсунок ямз 650. Двигатель Рено Подробнее
ЯМЗ 236 Почему же дымил мотор? Подробнее
Замена распылителей, Проект супер Зил Подробнее
ЯМЗ замена стакана форсунки.1 часть. Подробнее
Замена стаканчиков форсунок,регулировка клапанов за два оборота каленчатого вала,и запуск мотора ямз Подробнее
замена сальников клапанов и стаканов под форсунки ЯМЗ-7511 Подробнее
Как поменять форсунки двигателя ямз
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Форсунка топливной системы дизельного двигателя ЯМЗ-236
Форсунка предназначена для впрыска в камеру сгорания двигателя топлива в мелкораспыленном состоянии.
На двигателе ЯМЭ-236 устанавливаются форсунки закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой. Форсунки расположены в головке цилиндров (в латунных стаканах) против каждого цилиндра между клапанами и крепятся скобой.
Конец распылителя форсунки входит в камеру сгорания.
Устройство форсунки показано на рис. 41. Основные детали форсунки — распылитель 1 с иглой 3, пружина 8 и регулировочный винт 10 — смонтированы в корпусе 5 форсунки. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 4 присоединен корпус распылителя 1, внутри которого находится запорная игла. Уплотнение между торцами корпусов распылителя и форсунки
достигается путем тщательного изготовления этих поверхностей с последующей притиркой их без дополнительных уплотняющих деталей.
Рис. 41. Форсунка:
а —кольцевая канавка: б —камера: в — наклонный канал;
I — распылитель: 2 — сопловое отверстие распылителя; 3 — игла распылителя; 4 — гайка корпуса распылителя; 5 — корпус форсунки; 6 — штанга; 7 —тарелка пружины; 8—пружина; 9— уплотнительная шайба; 10 — регулировочный винт;
II — гайка пружины; 12 — колпак: 13 — контргайка; 14 —
втулка; 15 — обойма: 16 — сетчатый фильтр; 17 — штуцер;
18 — уплотнение штуцера; 19 — штифт
Распылитель с иглой являются парой, которая при работе в условиях высоких температур должна обеспечивать требуемое
качество распиливания топлива и одновременно хорошую плотность соединений, необходимую для нормальной работы фор* сунки.
Распылитель и игла изготовляются из легированных сталей с последующей термической обработкой, обусловливающей высокую поверхностную твердость. Кроме того, при механической обработке этих деталей производят специальные доводочные операции для получения высокой точности, геометрической правильности и хорошего качества отделки рабочих поверхностей деталей. Так же как плунжерная пара и нагнетательный клапан топливного насоса, распылитель с иглой подбирают парами, и раскомплектовка их в процессе эксплуатации не допускается.
В нижней части корпуса распылителя имеются четыре сопловых отверстия 2 диаметром 0,32 мм, через которые происходит впрыск топлива в камеру сгорания. Внутреннее отверстие корпуса распылителя внизу переходит в конус, который служит седлом под уплотняющий конус иглы. Фигурная камера б распылителя сообщается тремя наклонными отверстиями в с кольцевой канавкой а на верхнем торце корпуса распылителя.
Распылитель фиксируется относительно корпуса форсунки двумя штифтами 19.
В верхнюю часть корпуса форсунки ввернута гайка 11, на которую навернут колпак 12 с уплотнительной шайбой 9. В гайку снизу ввернут регулировочный винт 10, упирающийся заплечиками в пружину 8. Другой конец пружины через тарелку 7 давит на штангу 6, которая нижним концом с шариком прижимает иглу к гнезду распылителя, закрывая выходное отверстие. Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом 10, фиксируемый контргайкой 13.
В корпус сбоку на резьбе ввернут штуцер 17, по которому топливо подводится к форсунке. В конце штуцера установлен сетчатый фильтр 16 для последней очистки топлива перед поступлением к игле.
Резиновое уплотнение 18 на штуцере служит для герметизации пространства головки цилиндров в месте, где штуцер прикрывается крышкой головки.
Под торец гайки распылителя подкладывается медная гофрированная шайба, предотвращающая прорыв газов.
Форсунка работает следующим образом. Топливо из насоса высокого давления по трубопроводу подается к штуцеру форсунки и, пройдя сетчатый фильтр, по вертикальному каналу в корпусе форсунки поступает в кольцевую канавку а. Из кольцевой канавки топливо по трем наклонным каналам в поступает в камеру б. По мере, движения плунжера насоса вверх (ход нагнетания) давление топлива в камере б увеличивается и передается на коническую поверхность иглы. Игла под действием давления топлива стремится подняться вверх. Этому препятствует пружина 8, которая через штангу 6 прижимает иглу к гнезду, препятствуя тем самым поступлению топлива к сопловым отверстиям.
В тот момент, когда давление в полости б превысит усилие, создаваемое пружиной 8, игла 3 поднимется вверх и откроет сопловые отверстия распылителя, через которые произойдет впрыск топлива в камеру сгорания. Когда в насосе высокого давления происходит отсечка подачи топлива и давление в трубопроводе становится меньше давления, создаваемого пружиной, игла под действием пружины опускается в гнездо, и поступление топлива в цилиндр двигателя прекращается.
Для предотвращения подтекания топлива в цилиндр двигателя в конце впрыска необходимо обеспечить резкую посадку иглы в гнездо. Это достигается быстрым снижением давления в трубопроводе и в полости б благодаря наличию у нагнетательного клапана насоса высокого давления разгрузочного пояска, действие которого описано в разделе «Топливный насос высокого давления».
Форсунки двигателя отрегулированы на давление начала подъема иглы, равное 150+5 кГ/см2 Это давление в процессе эксплуатации проверяется на специальном стенде и в случае необходимости восстанавливается изменением затяжки пружины 8 с помощью регулировочного винта 10.
Топливо, просачивающееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в регулировочном винте 10 и колпаке 12.