Выбираем воздушный фильтр для автомобиля
Согласно данным опросов, владельцы автомобилей делятся на две значимые группы. Первые убеждены, что воздушный фильтр не является критически важным элементом автомобиля и регулярно менять его не обязательно, как, например, масляный или топливный. Ведь для очистки достаточно просто вытряхнуть или продуть изделие, а при покупке можно сэкономить, подобрав более-менее похожий по форме и виду вариант.
Вторые же убеждены, что воздух, поступающий в автомобиль, содержит множество частиц песка и других элементов, которые повреждают его детали. Воздушный фильтр служит барьером, сохраняющим целостность двигателя и продлевающим его службу.
Чтобы разобраться в том, кто прав, а также узнать, на что стоит обратить внимание в первую очередь при выборе воздушного фильтра для вашего автомобиля, мы обратились к эксперту компании TOTACHI INDUSTRIAL Николаю Зацепину.
Для чего нужен воздушный фильтр
В среднем автомобиль поглощает около 13 кубометров атмосферного воздуха за 100 км пробега. Дорожная пыль, взвесь частиц автопокрышек, сажа и прочие примеси, содержащиеся в нем, неизбежно попадают в двигатель, ухудшая состояние масла и нанося повреждения поверхностям цилиндров. Запыленность воздуха и дисперсный состав пыли зависят от климатических условий, типа почвы, состояния дороги, интенсивности движения транспорта и т.п. Абразивные свойства пыли зависят, в основном, от ее минералогического состава и содержания в ней частиц кварца и корунда, которые имеют высокую твердость и вызывают наиболее интенсивный износ деталей двигателя. Наиболее опасными для пар трения являются частицы технологических загрязнений, чей размер превышает показатели в 30-45 микрон. Размер задерживаемых частиц в воздушном фильтре должен составлять не более 12 микрон, а, например, толщина человеческого волоса — 70 микрон.
Для того чтобы обезопасить автомобиль от дорогостоящего ремонта, и существует воздушный фильтр. Его основная задача – задерживать посторонние частицы, пропуская в двигатель только очищенный воздух. Основной характеристикой, определяющей качество воздушного фильтра, является коэффициент пропуска пыли. В соответствии с требованиями отечественных нормативных документов, средний коэффициент пропуска пыли воздушными фильтрами легковых автомобилей не должен превышать 1%. Следует отметить, что многие иностранные производители, опираясь на более лояльные требования нормативных документов, производят фильтрующие элементы с коэффициентом пропуска около 3%.
Материал воздушного фильтра должен иметь такую пористость, чтобы задерживать частицы грязи и пыли размером от 2 микрон.
Помимо отсеивания абразивных частиц из «вдыхаемого» двигателем воздуха, фильтр должен обеспечить еще и минимальное сопротивление, а это два разнонаправленных параметра. Этим и объясняется необходимость разнообразия его материалов, форм и типов.
Какие воздушные фильтры бывают
Фильтры для очистки воздуха появились сравнительно недавно. Первые образцы 30х годов прошлого века имели сложную и громоздкую конструкцию, а проволочные сетки с тканью и масляные ванны занимали большое пространство. Они требовали сложной процедуры очистки, но все равно не могли обеспечить должную защиту и требуемый объем воздушного потока для двигателя. Только в 1957 году появился бумажный фильтр, уже больше похожий на современный, его сложенная гармошкой поверхность, позволила увеличить объем фильтрующего элемента в более чем в 1,5 раза.
Современные автомобили стали более требовательными как к объему потребляемого воздуха, так и к его чистоте. Это связано с появлением инжектора и систем наддува. Для обеспечения возросших требований, автопроизводители разрабатывают новые конструкции и материалы для воздушных фильтров. Самой распространенной конструкцией воздушного фильтра на данный момент является плоский фильтр с полиуретановой рамкой.
Основные материалы, применяемые в изготовлении воздушных фильтров – целлюлоза и нетканый синтетический материал. Также есть и гибридные, где оба материала создают единое целое фильтрующего элемента.
Основные материалы использующиеся для изготовления воздушных фильтров и оптимальные сроки эксплуатации.
Большое значение для эффективной фильтрации имеет равномерность взаимодействия воздушного потока со всей площадью фильтра. Здесь важно обратить внимание на соблюдение стандартных зазоров между складками «гармошки» фильтрующего материала – они все должны быть одинаковые по размеру. При увеличении поверхности фильтрующего элемента необходимы ребра жесткости, выполненные из клея, полиуретана, пластика или металла.
Ребра жесткости, добавляемые в конструкцию воздушного фильтра не позволяют деформироваться фильтрующему материалу.
В целлюлозном фильтре между шторами должны присутствовать структурные выступы, которые не позволяют им слипаться в процессе эксплуатации. Материал для качественных воздушных фильтров должен пройти термическую обработку в печи, чтобы фильтр при эксплуатации вбирал в себя меньше влаги. Возможно и применение масляной пропитки воздушных фильтров – такие образцы вы могли видеть в оригинальных коробках японских автопроизводителей, таких как TOYOTA, SUBARU, NISSAN.
Выбор материалов фильтрующей поверхности является одним из ключевых факторов, позволяющих регулировать соотношение чистоты входящего воздушного потока и соответствия физико-техническим требованиям пропускной способности фильтра, заданных производителями автомобилей. При производстве фильтров компания TOTACHI INDUSTRIAL применяет технологию TF-Technology (target filtration technology — технология направленной фильтрации), которая позволяет превосходить требования OEM-производителей по ряду параметров*.
*Испытания проводились по методике ГОСТ 8002-74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний». Испытания проводились на стенде, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97 (инв.№ 62787), на кварцевой пыли с удельной поверхностью 5600 см2 /г.
Правила выбора воздушного фильтра
Суметь выбрать хороший воздушный фильтр – проблема для всех автолюбителей, все зависимости от марки, модели и года выпуска их машин. Ведь некачественный очистительный элемент одинаково плохо влияет на двигатель, понижая его мощность и повышая топливный расход. Поэтому к покупке воздушного фильтра нужно относиться с большой ответственностью, взяв во внимание несколько простых советов.
Совет 1: чтобы выбрать хороший воздушный фильтр, не экономьте на производителе
На рынке запчастей имеется огромное количество поставщиков, занимающихся сбытом поддельной и, чаще всего, некачественной продукции. Единственное их преимущество перед оригинальными производителями – ценовой сегмент. Он в 2-3 раза ниже, чем у качественных брендов.
А вот по качеству подделки заметно уступают оригинальным аналогам, что заметно по:
- Плотности фильтрующей бумаги (фильтрующая бумага может иметь разную плотность, от 0 до 50 микрометров. Чем больше значение, тем крупнее частицы мусора будут попадать в карбюратор автомобиля. А это приведет не только к потере мощности ДВС, но и к ускоренному износу большинства механизмов мотора);
- Качеству уплотнителя (уплотнительная резинка на воздушном фильтре играет такую же важную роль, как и фильтрующая бумага. Благодаря ей лишний воздух не просачивается в карбюратор автомобиля, вместе с большим количеством мусора и пыли. Ну а если уплотнитель будет состоять из резины низкого качества, то он может начать пропускать воздух раньше, чем загрязниться сам фильтр);
- Размер фильтрующего элемента (заводской производитель изготавливает воздушные фильтры по единому стандарту, ввиду чего отклонений в размере детали быть не может. А вот подделка производится без соблюдения каких-либо норм. Поэтому очень легко приобрести фильтр, который не подойдет по размерам к нужному коробу.
Воздушный фильтр на автомобиле является расходником, а потому цена на него обычно невысокая. Да и менять этот элемент нужно всего один раз на 10 тыс. км пробега. Поэтому экономить на его покупке категорически не рекомендуется.
Совет 2: не пытайтесь установить на автомобиль фильтр другой модели
Некоторые водители считают, что воздушные фильтры отличаются только по размерам и плотности бумаги, а потому на авто можно ставить абсолютно любую деталь, лишь бы она отвечала этим двум критериям.
Но на деле это не так. Ведь каждый двигатель имеет свои характеристики и свое предназначение. А это значит, что для любого двигателя производитель подбирает фильтрующий элемент персонально, для достижения качественного состава горючей смеси.
То есть, если речь идет о внедорожнике, то на нем слишком плотный фильтр может стать причиной перенасыщения смеси бензином. Хотя в теории наивысшая плотность фильтрующего элемента считается преимуществом расходника.
То же самое касается и легковых автомобилей с разным объемом цилиндров. Поэтому для каждой модели нужно выбирать хороший заводской воздушный фильтр, или же его прямой аналог.
Совет 3: не оценивайте состояние фильтра по его внешнему виду
Безусловно, загрязненный воздушный фильтр можно определить на глаз, по темному цвету бумаги или по характерным загрязнениям сот. Но эти критерии не являются ключевым в оценке состояния фильтрующего элемента. Главный показатель, на который нужно ориентироваться при замене воздушного фильтра – его пробег.
Если заводом-изготовителем установлен срок службы фильтра в 10 тыс. км, то сменить его можно только раньше, но никак не позже. Ведь даже при чистом, на первый взгляд, фильтре состав смеси уже будет нарушаться. А отсюда идет понижение мощности ДВС, и появление топливного перерасхода.
Совет 4: не пытайтесь самостоятельно очистить фильтр
Воздушный фильтр автомобиля производит две степени фильтрации воздуха: наружную и глубинную. Тот мусор, который был отсеян на первом этапе очистки, виден невооруженным глазом на сотах.
А вот частицы пыли, задержанные на втором этапе, уже являются недоступными, ни для глаза, ни для чистящих приспособлений. Отсюда вывод: очистить можно только верхний слой фильтрующего элемента. Но это не сделает его «нулевым» по состоянию.
Рейтинг лучших производителей воздушных фильтров
Исходя из многолетней практики, можно четко установить рейтинг пяти лучших производителей воздушный фильтров:
- 5 место – фирма Fram: изготавливает очистительные элементы для всех марок отечественных и иностранных авто. Детали от бренда Fram максимально приближенные к заводским запчастям, а потому они идеально подходят под короб. Единственный недостаток этого производителя – высокая стоимость продукции.
- 4 место — компания Mann-Filter: специализируется на выпуске фильтрующих элементов для европейских моделей авто. По характеристикам этот бренд заметно превосходит своих конкурентов. Но за счет высокой стоимости деталей он не пользуется большой популярностью.
- 3 место – бренд K&N: славится изготовлением качественных фильтров с нулевым сопротивлением. Относится к среднему ценовому сегменту. Из недостатков: ограниченный список моделей фильтрующих элементов. Но их достаточно, чтобы выбрать хороший воздушный фильтр для авто.
- 2 место – фирма Mahie: является лучшим производителем воздушных фильтров для автомобилей европейского, американского, российского и китайского автопромов. Единственный серьезный недостаток: очень высокая цена.
- 1 место – компания Filtron: один из лучших производителей воздушных фильтров, по качеству является полным аналогом предыдущего бренда. Но в отличие от него, фильтры Filtron относятся к среднему ценовому сегменту.
В рейтинге перечислены только аналоги заводских производителей, с похожим уровнем качества и приближенной ценовой категорией.
11 мифов о воздушных фильтрах: разоблачаем все!
Первые автомобили жили вообще без фильтров. О ресурсе речь тогда не шла — лишь бы ехал. Сейчас без фильтров не обходится ни один автопроизводитель. А так как фильтры надо периодически менять, то неизбежно возникают разговоры о том, надо ли это делать, а если и делать, то зачем так часто. Разбираемся в главных фильтрационных мифах.
1. В двигателе масляный фильтр главнее воздушного
Ничуть не бывало. У каждого из фильтров своя работа — это верно. Разница заключается в том, что масляный фильтр работает в замкнутом пространстве двигателя, куда извне не проникают грязь и абразивные частицы, а воздушный стоит на пути всего того, что может попасть с воздухом в цилиндры и дальше с омывающим стенки цилиндров маслом в систему. В отличие от масляных фильтров, через которые загрязненное масло в процессе очистки может проходить многократно, воздушный фильтр должен безошибочно удалять опасные загрязнения раз и навсегда.
Слово «фильтр» идет из Рима: filtrum — это «войлок» по латыни. Уплотненную овечью шерсть римляне использовали для очистки вина, воды, оливкового масла.
В современных автомобилях ни песчаного, ни войлочного фильтров не найти, главным фильтрующим элементом выступает бумага.
2. Все фильтры делаются из одной и той же фильтровальной бумаги. Зачем тогда покупать дорогой?
Настоящую фильтровальную бумагу делают немногие. Самые известные производители — Ahlstrom и Neenah Gessner. Но каждый изготовитель фильтров вносит в состав фильтрующего элемента свои коррективы в зависимости от особенностей работы того или иного двигателя. Одни добавляют синтетическое волокно, другие — бумагу из особых пород деревьев. Изготовитель волокна не раскрывает технологию другим производителям. Дешевые же фильтры делаются с использованием низкосортных базовых сортов фильтровальной бумаги.
3. Вместо дорогого фильтра можно ставить дешевый, который нужно только почаще менять
Это одно из самых опасных заблуждений: не стоит подменять понятия «срок службы» и «параметры фильтрации». Это — не одно и то же. Дешевые воздушные фильтры как пропускали частицы вдвое или даже втрое более крупные, чем требует автозавод, так и будут их пропускать, сколько фильтры ни меняй! Поэтому установка двух, трех и даже четырех дешевых фильтров на короткие промежутки времени не равноценна установке одного авторизованного фильтра на весь межсервисный период.
4. Все воздушные фильтры одинаковы, нужно только подобрать подходящий по размеру
Да, все фильтры одинаковы по принципу действия, но отличаются один от другого по тому, насколько качественно они выполняют свою работу. Воздушные фильтры создаются под конкретный тип двигателя с учетом его характеристик, периодичности обслуживания и места под капотом. Для каждого двигателя и модели автомобиля делается фильтр в соответствии с техническим заданием производителя, который определяет и взаимозаменяемость фильтров. Так что внешняя схожесть не означает полного равенства.
5. Необходимость замены фильтра можно определить по его внешнему виду
Увы, это не так. Определить порог замены фильтра невозможно ни по внешнему виду, ни по запаху, ни на слух, ни на ощупь. Единственный критерий — установленный заводом-изготовителем автомобиля срок службы в километрах пробега. С поправкой, опять же заводской, на эксплуатацию в тяжелых и пыльных условиях.
6. Воздушный фильтр известной компании стоит дорого, а очищает не лучше дешевого
Утверждение дилетантов. Во-первых, степень очистки самостоятельно, без приборов проверить невозможно. Во-вторых, ни один из автопроизводителей не устанавливает дешевые фильтры безвестных компаний. Никто не хочет рисковать, когда речь идет о такой ответственной и дорогой детали автомобиля как двигатель. В-третьих, только фильтры авторизованных производителей обеспечивают необходимую степень очистки, потому что создавались по заказу автопроизводителей. Наконец, качество не может стоить копейки.
7. Воздушный фильтр можно восстановить путем продувки и продолжить его эксплуатацию на автомобиле
Действительно, при продувке фильтр очищается. Но только как бы. На самом деле удаляются только самые грубые загрязнения на внешней его части. Дело в том, что современные автомобильные фильтры работают по принципу глубинной фильтрации. Там, в глубине фильтрующего материала, и происходит наиболее тонкая очистка. Поэтому никакая продувка не восстановит параметры фильтра, которому подошел срок замены.
8. На топливную экономичность двигателя влияет не воздушный фильтр, а только датчик массового расхода воздуха
Это один из главных мифов о фильтрах. Главный элемент датчика МРВ — проволока из благородных металлов, на которую подается напряжение. Она нагревается и в зависимости от обтекающего её воздуха больше или меньше остывает. Изменение температуры вызывает изменение её сопротивления. В зависимости от этого и формируется управляющий сигнал о количестве поступающего в двигатель воздуха.
Датчику МРВ нужен чистый воздух, который может обеспечить только качественный фильтр. Дешевый фильтр пропускает загрязнения, которые, оседая на проволоке, нарушают теплопередачу, блок управления получает искаженную информацию. По расчетам компании MANN+HUMMEL, ошибка приводит к повышенному на 3–5% расходу топлива.
9. Одни из самых качественных фильтров — это MANN-FILTER. Но они слишком дорогие, потому что изготовляются в Германии, где у рабочих высокая зарплата
Да, фильтры MANN-FILTER дороже, чем дешевые noname, но не потому, что производятся в Германии, а потому, что на сегодня это — одни из лучших и качественных фильтров для автомобиля. Зарплаты немецких рабочих высоки — с этим не поспоришь,- однако фильтры MANN-FILTER изготовляются не вручную. Процесс практически полностью автоматизирован: 80% стоимости фильтра приходится на исходные материалы, и только 20% составляют расходы на рабочую силу. Учитывая объемы производства этих фильтров, получить более дешевый образец можно только применяя низкокачественные материалы и устаревшие технологии сборки. Покупая фильтры MANN-FILTER, вы платите в основном за качественную деталь.
10. Салонные фильтры могут отсеивать только пыль, а более мелкие частицы, типа пыльцы растений, все равно пропускают
Среди всех автомобильных фильтров самой высокой степенью фильтрации обладает салонный фильтр. В среднем он начинает работать от размера частиц в 0,5 мкм (для сравнения толщина человеческого волоса — 70 мкм). Именно такой размер имеет пыльца растений и многие вирусы. Поэтому установка качественного салонного фильтра может поставить заслон аллергическим и другим заболеваниям.
11. В автомобильном фильтре не используется химическая очистка воздуха
На самом деле используются как химические, так и электростатические способы борьбы за чистоту. Качественные салонные фильтры имеют антибактериальную пропитку, предотвращающую размножение на фильтрующем элементе микроорганизмов, грибков, плесени. Срок действия пропитки ограничен, поэтому салонные фильтры требуют ежегодной замены.
Что касается электростатики, то именно таким путем удается задержать частицы фактически на молекулярном уровне. Фильтр притягивает их к себе и не пускает в салон.