Годовая трудоемкость технического обслуживания подвижного состава (ТЕО, TТО-1, TТО-2) определяется по общей формуле (в человеко-часах)
где NiГ— годовое число обслуживаний данного вида (NЕОГ, NТО-1Г, NТО-2Г); ti — расчетная (скорректированная) трудоемкость единицы ТО данного вида (tЕО, tТО-1, tТО-2), чел.-ч.
Годовая трудоемкость ТР по парку
где LГП — годовой пробег парка автомобилей, км; tТР — расчетная (удельная) трудоемкость ТР на 1000 км, чел.-ч. (прил.5, табл.5.6).
Годовая трудоемкость ТР за вычетом трудоемкости работ сопутствующего ремонта, выполняемых в зонах ТО-1 и ТО-2
Определение трудоемкости диагностирования. Диагностирование технического состояния автомобиля по назначению, периодичности, перечню выполняемых работ, трудоемкости и месту его в технологическом процессе ТО и ТР делится на общее (Д-1) и поэлементное (Д-2). Дополнительным видом является диагностирование (Др),проводимое на постах ТО и ТР с целью выявления и устранения неисправностей и отказов в процессе ТО и ТР.
Общее диагностирование Д-1 проводится с периодичностью ТО-1 и предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов, механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобилей. Заключение о техническом состоянии автомобиля при Д-1 выдается в форме «годен» или «не годен» к дальнейшей эксплуатации без регулировочных и ремонтных воздействий или в форме «необходимо устранить выявленные неисправности или отказы». При работе автомобилей в сложных условиях (в больших городах, в горных условиях, при перевозке пассажиров), периодичность Д-1 может уменьшаться вплоть до ежедневного его проведения в межсменное время.
Основным назначением поэлементного диагностирования Д-2 является определение конкретного места неисправностей и отказов, их причин и характера. Поэлементное диагностирование Д-2 проводится за 1 — 2 днядо планового ТО-2, что позволяет заранее запланировать работу технической службы с тем, чтобы подготовиться к выполнению сопутствующих текущих ремонтов.
По месту выполнения диагностирования в технологическом процессе ТО и ТР автомобилей различают целевое и совмещенное диагностирование. В первом случае, как правило, диагностирование проводится на специализированных постах или линиях, комплексы которых составляют участки и станции диагностирования. Проводимое на них диагностирование является самостоятельным технологическим процессом.
Если диагностическое оборудование рассредоточено по постам зон ТО или ТР, то выполняемое с помощью него диагностирование носит название совмещенного. В этом случае контрольно-диагностические операции соответствующим образом распределяются по постам ТО и ТР и производятся, как правило, выборочно — для контроля качества ремонтных или профилактических работ. Трудоемкость этих операций отдельно не определяется, так как они входят в объем работ данного вида ТО или ТР, выполняемого на постах в зоне ремонта.
По рекомендациям Гипроавтотранс работы по диагностированию подвижного состава следует проводить на постах:
Д-1 всех автомобилей перед ТО-1 и после ТО-2, а также выборочно после ТР в количестве 10% автомобилей от суточной программы по ТО-1;
Д-2 всех автомобилей перед ТО-2, а также выборочно после ТР в количестве 20% автомобилей от суточной программы ТО-2.
Определение трудоемкости работ по участку. Годовая трудоемкость работ по проектируемому участку
где СТР.у. доля трудоемкости работ ТР, приходящаяся на данный участок, определяемая по приложению 4.
В трудоемкость работ по конкретному (проектируемому) участку может быть включена трудоемкость вспомогательных и подсобных работ.Кроме того, на небольшихАТП может быть объединено несколько цехов в одиндля наиболее полной загрузки рабочих, которыебудут работать в одном помещении, совмещая несколько профессий. Например, сварочный цех может быть объединен с жестяницким, столярный с арматурным и обойным и т.п. Вэтом случае в долю трудоемкости цеховых работ должны войти соответствующие доли трудоемкости этих работ, выполняемых в данном цехе, которые удобно свести в таблицу.
При расчете значений годовой трудоемкости производственных зон и участков с использованием укрупненных нормативов Тi определяем по выражению:
где Тi — годовой объем работ (трудоемкость) соответствующей зоны ТО, ТР, цеха, отдельного специализированного поста или линии диагностирования, чел.-ч; Фр.м — годовой производственный фонд времени рабочего места, ч.Годовой производственный фонд времени рассчитывается по календарю и режиму работы конкретного предприятия (участка) на планируемый период. В общем случае годовой производственный фонд времени рабочего места:
при 5-дневной рабочей неделе
;
при 6-дневной рабочей неделе
где Тсм — продолжительность рабочей смены, ч; Дк.г — число календарных дней в году; ДВ — число выходных дней в году; ДП — число праздничных дней в году; ДПП — число предпраздничных и субботних дней в году с сокращенной на 1 ч продолжительностью смены.
При 5-дневной рабочей неделе Тсм = 8,2 ч, при 6-дневной — 7 ч: При работе зон ТО, ТР, участков по непрерывной рабочей неделе (365 или 357 рабочих дней в году)
ЗначениеФр.м можно подобрать из табл.5.1, прил.5 , записать в таблицу 8 в соответствии с числом смен работы (по заданию)
Таблица 8- Эффективный годовой фонд рабочего времени.
Оборудование
Число смен
Не механизированное, моечно-очистительное, ремонтное
Расчеты по определению годового объема работ производственных зон и участков записываются в таблицу 9.
Таблица 9 — Распределение трудоемкости по элементам ПТБ.
Элементы ПТБ
Годовой фонд рабочего времени
Количество рабочих
Трудоемкость, чел*ч
ЕО
ТО-1 + Д-1
ТО-2 + Д-2
ТР
Кузовной
Окрасочный
агрегатный
Слесарно-механический
Ремонта электрооборудования
Итого
Примечание: В таблице элементы ПТБ приведены как пример, для их заполнения необходимо использовать итоговые элементы из табл. 7
Расчет трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей
Важное значение при технологических расчетах, имеет трудоемкости ТР, определение годового объема работ по ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных рабочих, число постов и рабочих мест.
Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в Положении ТО и ремонта часть 2. Нормативная трудоемкость i-го обслуживания корректируется с помощью коэффициентов и :
(3.1)
Таблица 3.1 – Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам
Типы подвижного состава
Технологически совместимые группы
3 группа
4 группа
Грузовые автомобили
Урал 4320-61
Автобусы
ПАЗ-4238
Учитывая, что периодичности и трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов нормированы по типам и классам автомобилей (совместимым группам), технологический расчет выполняют по каждой совместимой группе автомобилей, имеющихся на предприятии.
Таблица 3.2 – Нормативы трудоемкости ТО подвижного состава
Тип подвижного состава и
Трудоемкость, чел.-ч., на 1000 км
ТР
Грузовые автомобили грузоподъемностью:
От 5.0 до 8.0 т
5,0
Автомобиль Урал 4320-61:
= 5*0,8*0,95*0,8*1,3*0,8 = 3,16 ;
= 3,3*0,8*1*0,8*1,3*0,8 = 2,19
Годовой объем работ по ТО i-го вида для j-й группы автомобилей можно определить произведением числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:
(3.2)
Автомобиль Урал 4320-61:
Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автомобилей за год:
(3.3)
Автомобиль Урал 4320-61+ Автобус ПАЗ-4238:
Таблица 3.3 –Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка
Марка
Сумма трудоемкости работ
Автобус ПАЗ-4238
13731
Итого за год:
136914
Расчет трудоемкости работ по самообслуживанию АТП
Трудоемкость вспомогательных работ по самообслуживанию предприятия устанавливается в размере не более 30 % от объема суммарной трудоемкости ТО и ТР парка автомобилей за год:
трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка авто за год.
Автомобиль Урал 4320-61:
= 0,3*123183 = 36955 чел.-ч.;
= 0,3*13731 = 4120 чел.-ч.
Автомобиль Урал 4320-61 + Автобус ПАЗ-4238:
= 36955+4120 = 41075 чел.-ч.
Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год:
(4.2)
Автомобиль Урал 4320-61:
= 123183 + 36955 = 160138 чел.-ч.;
= 13731 + 4120 = 17851 чел.-ч.;
Автомобиль Урал 4320-61+ Автобус ПАЗ-4238:
= 160138 + 17851 = 177989 чел.-ч.
Таблица 4.1 – Годовая трудоёмкость работ по обслуживанию автомобилей Урал 4320-61 и ПАЗ-4238
Расчет трудоемкости работ по обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
Трудоемкость работ по обслуживанию автопарка на предприятии состоит из объема работ по ТО (ТО-1, ТО-2, СО), диагностированию (Д-1, Д-2), текущему ремонту (ТР) и самообслуживанию предприятия. Капитальные ремонты автомобилей, их агрегатов выполняют на специализированных ремонтных предприятиях. Ежесменное техническое обслуживание подвижного состава осуществляют водители.
Перед расчетом трудоемкости работ в зоне обслуживания необходимо скорректировать нормативы трудоемкости по видам РОВ в зависимости от модификации подвижного состава, организации работы и размера автопарка.
Корректировка трудоемкости ТО-1, ТО-2 автомобилей осуществляется по формулам
; (1.10)
, (1.11)
где tТО-1д, tТО-2д – дифференцированная величина трудоемкости обслуживания, чел.∙ч;
tТО-1н, tТО-2н — нормативное значение трудоемкости обслуживания i-й группы автомобилей соответственно при ТО-1, ТО-2, чел.∙ч (таблица 3 приложения 1);
К5 – коэффициент, учитывающий количество обслуживаемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп и подвижного состава (таблица 8 приложения 1).
Корректировка трудоемкости единицы текущего ремонта осуществляется по i-й группе на 1000 км пробега (для автомобилей, работающих без прицепа):
, (1.12)
где tТРд – дифференцированная величина трудоемкости текущего ремонта, чел.∙ч;
К4 – коэффициент, учитывающий величину пробега с начала эксплуатации (таблица 7 приложения 1).
Пример. Для автомобилей второй группы:
чел.∙ч;
чел.∙ч;
чел.∙ч/1000 км.
Для прицепов и полуприцепов коэффициент К2 при корректировке нормативной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км не применяется. Трудоемкость ТО каждого вида для прицепов и полуприцепов определяется по формулам
; (1.13)
. (1.14)
где , – дифференцированная величина трудоемкости соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч; ;
, – нормативная трудоемкость соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч.
Трудоемкость ТР на 1000 км пробега для прицепа и полуприцепа определяется по формуле:
, (1.15)
где – нормативная трудоемкость ТР на 1000 км пробега прицепа или полуприцепа, чел.∙ч.
Далее необходимо определить трудоемкость диагностирования Д-1 и Д-2 автомобилей. При отсутствии нормативов трудоемкости диагностирования Д-1, трудоемкость принимается равной 10 % от трудоемкости ТО-1, а трудоемкость Д-2 – 15 % от скорректированной трудоемкости ТО-2.
Расчет годовых объемов работ по техническому
Обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту
Автомобилей и распределение трудоемкости
По местам выполнения
Порядок распределения объема планируемых работ определяется составом автопарка, особенностями его использования, а также развитостью производственно-технической базы. В частности, наиболее распространенной считается схема технологического процесса, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей на автопредприятиях
Распределение объема работ по местам выполнения зависит от уровня специализации производства. Для небольших предприятий целесообразно совмещение процессов проведения ТО-1 и ТО-2 (включая диагностирование), при этом уровень специализации работ минимален. Крупные предприятия имеют существенно большие возможности для специализации работ. На рисунке представлена типичная схема технологического процесса, на основе которой проводится предварительный расчет распределения трудоемкости и персонала по постам зоны ТО и ремонта. По уровню занятости слесарей на каждом из постов и принимается решение о специализации.
Распределение годового объема работ, выполняемого на постах диагностирования, ТО-1, ТО-2 и ТР, осуществляется в соответствии с принятой технологической схемой процесса раздельно по каждой группе автомобилей.
где ТТО-1г – годовая трудоемкость ТО-1 автомобилей и прицепов, чел.∙ч.
Целесообразно совместно с ТО-2 выполнять технологически связанные с ним часто повторяющиеся операции сопутствующего ТР, не превышающие 20 % трудоемкости ТО-2. Годовая трудоемкость работ ТО-2 с операциями ТР, выполняемыми в зоне ТО-2 и с учетом выполнения сезонного технического обслуживания определяется по выражению:
,(1.17)
где ТТО-2г – годовая трудоемкость на посту ТО-2, чел.∙ч;
В соответствии с существующей системой обслуживания автомобилей предусмотрено выполнение сезонного обслуживания, совмещаемого с проведением ТО-2. Выполняется СО два раза в год по каждому автомобилю при переходе с зимней эксплуатации на летнюю (весной) и осенью при переходе с летней эксплуатации на зимнюю.
Доля трудоемкости сезонного ТО (Ф) составляет 20, 30, 50% от норматива трудоемкости ТО-2. Для очень холодного (очень жаркого) климата принимают Ф=0,5, для холодного и жаркого Ф=0,3, для остальных климатических зон Ф=0,2.
Трудоемкость работ по диагностированию автомобилей:
; (1.18)
. (1.19)
Трудоемкость текущего ремонта сокращается за счет выявления неисправностей при плановом ТО и диагностировании. Поэтому удельная трудоемкость цеховых работ по ТР должна быть скорректирована. С учетом того, что 20 % работ по текущему ремонту выполняется на постах ТО-2, годовая трудоемкость ТР для подвижного состава будет равняться
, (1.20)
где Lгi – годовой средний пробег автомобиля i-ой группы, км;
К’ i – количество i-ых автомобилей, работающих с прицепами или полуприцепами, шт.
На постах текущего ремонта выполняются в основном работы, связанные с демонтажем и монтажом агрегатов, их регулировкой и т.д. То есть в основном используется агрегатный метод восстановления работоспособности. Неисправный агрегат или узел поступает на специализированные участки мастерской, где и производится его ремонт. Трудоемкость работ, выполняемых на постах текущего ремонта, определяется по формуле
, (1.21)
где Кп – коэффициент, учитывающий долю постовых работ (Кп=0,45…0,6);
Объем работ на специализированных участках мастерской по ремонту агрегатов и сборочных единиц определяется как остаток трудоемкости текущего ремонта
, (1.22)
Общая трудоемкость постовых работ по автомобилям, выполняемых в зоне ТО и ремонта за год
. (1.23)
Общая годовая трудоемкость работ, выполняемых на постах ТО и специализированных участках:
. (1.24)
Результаты расчета представляют в виде таблицы 1.2.
Таблица 1.2 – Результаты расчета годовой трудоемкости ТО и ТР
Трудоемкость постовых работ, чел.∙ч
Трудоемкость работ на специализированных участках мастерской, чел.∙ч
2
3
4
Сумма
Распределение трудоемкости текущего ремонта
Суммарная трудоемкость постовых работ
Далее рассчитывают трудоемкость работ по самообслуживанию предприятия (работы по обслуживанию и ремонту станочного, энергетического и силового оборудования; изготовление, обслуживание и ремонт технологического оборудования; ремонт зданий, сооружений, систем тепловодоснабжения и др.). Трудоемкость этих работ определяется в процентах от трудоемкости ТО, диагностирования и ТР автомобилей:
, (1.25)
где Ксам – доля работ по самообслуживанию предприятия (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Значение коэффициента, учитывающего объем работ по самообслуживанию (Ксам)
Количество автомобилей в парке, шт.
100 — 200
200 — 400
свыше 400
Значение Ксам
15. 12
10. 12
8. 10
Объем работ по самообслуживанию предприятия распределяется по цехам текущего ремонта и отдела главного механика в соответствии с принятыми нормами на предприятии. Результаты расчетов рекомендуется систематизировать и свести в таблицу (таблица 2, приложение 2).
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1028 ; Мы поможем в написании вашей работы!