Меню

Как машине пятое колесо

Зачем машине пятое колесо

Перед вами на фото Packard Cavalier 1953–го года выпуска.

Как думаете, зачем сзади автомобиля находилось колесо?

Данное колесо служило системой парковки.

Параллельная парковка была мучением для автолюбителей в течение поколений, и это служило вдохновением многим людям долгое время.

Американец Брюс Уокер не был первым, но он был, вероятно, одним из последних, кто пытался решить эту проблему, перед тем, как инженеры отказались от этой идеи. В 1950 году, когда Уокер запатентовал несколько идей систем самопарковки, промышленность мчалась в будущее, и потребитель любил колдовство и технические новинки во время демонстраций новых моделей процветающего послевоенного экономики. Автомобильная индустрия была одним из самых футуристических направлений машиностроения, и внешне, и конструктивно, и тем более озадачивает отсутствие успеха концепции Уокера.

В 1953 году Уокер внес изменения в новый Packard Cavalier седан, и превратил его в один из наиболее запоминающихся и известных послевоенных Паккардов. Используя серию гидравлических насосов и зубчатых передач, левое заднее колесо Паккарда и запасное колесо, Уокер придумал свою собственную уникальную систему облегчения процедуры парковки для владельцев автомобилей. Правда, никто на эту идею не клюнул, оставив личный автомобиль Уокера, 1953 Packard Cavalier, единственным прототипом, на котором эта система была применена.

Как только задние колеса отрываются от земли, гигантский механизм за запасным колесом приводится в движение с помощью системы ремней, которая установлена на заднем колесе с пассажирской стороны. Поставив передачу в «Drive», правая задняя шина вращает деревянное колесо, которое является частью системы самостоятельной парковки. Деревянное колесо передает движение через систему ремней к запасному колесу, которое затем толкает Packard к бордюру.

Когда передача поставлена в «Reverse», Packard тянет в сторону от тротуара. Поскольку передача нагрузки на запасное колесо автомобиля осуществляется через основной задний привод, тормоза могут быть использованы, чтобы остановить запасное колесо от вращения, что делает систему легкой в использовании для новичков

Выглядело это примерно вот так:

До открытия
осталось

Уже в середине ХХ века автомобили становились все больше, а места для парковки — все меньше. Многие изобретатели ломали головы над тем, как помочь этой беде. И вот осенью 1952 года популярный американский журнал «LIFE» рассказал читателям об остроумном изобретении.

Известная поговорка про телегу и пятое колесо, уходящая корнями в глубокую старину, оказалась совершенно не права. Может, для телеги оно и правда ни к чему, а вот пятое колесо для автомобиля оказалось очень полезной штукой.

Еще в 1932 году Брукс Уолкер из Калифорнии получил патент на остроумное изобретение.

Он предложил оснастить автомобиль находящимся в багажнике дополнительным колесом, которое должно было выдвигаться при помощи гидроцилиндров и приводиться в действие цепью от одной из задних полуосей. «Лишнее» пятое колесо позволило бы разворачивать и парковать автомобиль практически в любом месте!

Действующий образец устройства был установлен на автомобиле Cadillac модели 1951 года и, как можно убедиться при просмотре видео, оказался вполне работоспособным.

К сожалению, у остроумного изобретения были и серьезные недостатки. Во-первых, механизм пятого колеса занимал почти весь багажник. Во-вторых, сама концепция опускания дополнительного колеса вынуждала убрать бензобак со своего традиционного места в нижней части багажника.

К тому же по всем расчетам стоимость «пятого колеса» (даже при массовом его выпуске) составляла бы пару сотен долларов, а по тем временам это было довольно крупной суммой. К примеру, весь новый Ford Crestliner в 1950 году стоил $1624.

Однако Брукс Уолкер был буквально одержим своей идеей «пятого колеса» и не собирался сдаваться. Механизм занимает слишком много пространства в багажнике автомобиля? Не беда — его можно оттуда убрать!

После не слишком удачной модернизации Кадиллака изобретатель оснастил «пятым колесом» личный 1953 Packard Cavalier.

На этот раз колесо было вынесено из багажника наружу, а также был серьезно усовершенствован привод.

Читайте также:  Ремонт газового оборудования для машины

К сожалению, стоимость модернизации все равно оказалась слишком высокой.

. и в результате остроумное и необычное изобретение, опровергающее поговорку о бесполезности пятого колеса, так и осталось практически неизвестным, а «пятиколесник» (в виде единственного переделанного 1953 Packard Cavalier) превратился в экзотический экспонат на выставках ретро-автомобилей.

Поздравляем победителей конкурса!

В ближайшее время на почту Вам придет уведомление о получении призов от магазина Авторетроторг.

Кто сказал, что у машины должно быть 4 колеса? Примеры трех-, пяти- и шестиколесных автомобилей

Не такая уж длинная история автомобилестроения знает массу примеров, когда колес в машине было не четыре.

3 колеса

Были трехколёсные автомобили. Их, кстати, делают до сих пор. Но чаще всего это какие-то шоу кары. А вот самый известный серийный трехколесник — Reliant Robin .

Несмотря на то, что три точки опоры — это минимальное достаточное число опор для того, чтобы предмет был устойчивым, устойчивость у него не самая лучшая. Пример — все тот же Reliant Robin, над которым не уставали глумиться старые ведущие Top Gear [Кларксон, Хаммонд и Мэй]. Машина переворачивается в поворотах, норовит перевернуться на лежачих полицейских и кочках, не говоря уже про экстренные ситуации.

Кстати, первые самобеглые коляски [Карла Бенца и не только] были как раз трехколесными. И у них устойчивостью было все в порядке, потому что скорости были низкие, а сами колёса очень большие.

5 колёс

Пятиколесные автомобили , как это ни странно, тоже были в истории. Несмотря на то, что машине пятое колесо нужно, как собаке пятая нога, его использовали для облегчения парковки. Изобретателем «пятого колеса» является Брукс Уолкер. Он запатентовал свое изобретение ещё в 1932 году, но впервые применено оно было лишь спустя 21 год на Packard Cavalier 1953 года.

Колесо пряталось в багажнике или крепилось перед задним бампером. Оно было выдвижное и опускалось только при парковке (отрывая от земли задние колеса), чтобы проще было вместить зад машины в тесное парковочное место. Или наоборот выехать с парковки. Ещё оно позволяло развернуться ня пяточке или очень элегантно вписаться в гараж. Ниже видеодемонстрация изобретения [взято с канала Vintage Everyday ].

6 колёс и больше

Шестиколесные машины — это излишнее усложнение конструкции. Машина не становится устойчивее и у неё не улучшается управляемость, зато дополнительные колёсные арки отнимают место в салоне. Для массовых автомобилей никакой пользы.

Однако шестиколесные машины имеют лучшую проходимость [особенно если все колеса ведущие]. Во-первых, масса автомобиля распределяется не на 4, а на шесть колёс, давление на грунт меньше, а значит машина меньше проваливается на рыхлых покрытиях. Во-вторых, улучшается геометрическая проходимость (уменьшается угол рампы или свесы).

А ещё у шестиколесных [восьми-, десятиколесных и так далее] машин больше грузоподъемность. И то и другое важно например, в военной технике.

ПЯТОЕ КОЛЕСО В АВТОМОБИЛЕ ИЛИ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРО ЗАПАСКУ

Сегодня мы узнаем, что называется пятым колесом или запаской в автомобиле, какими особенностями она обладает, какие разновидности существуют и, в чем заключается отличие классического запасного колеса от докатки.

Когда мы говорим о колесах автомобиля, то имеем в виду те четыре, на которых он стоит и едет. И обычно совершенно забываем о пятом колесе – запасном. Которое не участвует в движении, но без которого само движение опасно.

На сегодняшний день среди нас имеется такая категория лиц, как лихачи, которые совершенно не обращают внимание на безопасность вождения и, как правило, ездят без запаски. И очень зря, так как на наших дорогах иногда даже одной запаски бывает мало.

1. ОСОБЕННОСТИ ПЯТОГО (ЗАПАСНОГО) КОЛЕСА В АВТОМОБИЛЕ

Самое безобидное – напороться на саморез. Если выйти из машины, то слышно шипение выходящего воздуха. И если колесо заднее – от спуска, которого машину ведет не очень сильно, то вам останется дожидаться лишь сигнала и крика проезжающего доброго водителя: “Мужик, у тебя колесо дырявое!”.

Читайте также:  Масло для двигателя тойота ленд крузер 200 дизель

И здесь необходимы осмотр колеса и поиск ближайшего шиномонтажа. Саморез редко спускает колесо в ноль за несколько секунд, а в зависимости от диаметра и глубины проникновения стравливает давление. Если колесо имело нормальное давление, и сейчас еще не спустило до конца, а шиномонтаж, где-нибудь в 500 метрах, то можно доехать до него, не возясь с запаской.

Если же колесо спустило в ноль – обычно это бывает, когда кто-то из добрых соседей ночью отвинчивает колпачок и вынимает золотник – то эта покрышка обречена. Здесь необходимо немедленно менять колесо.

Достаточно проехать на ободе метров 300, как ненормально нагруженная резина деформируется, у нее разрывается корд и так далее. И если вы поставите запаску на место полностью спущенного колеса и поедете на шиномонтаж – то, возможно, мастера – если это дело рук соседа вообще ничего не найдут, как бы ни старались.

Как правило, в шиномонтаже покрышку загерметизируют, накачают и отбалансируют спущенное колесо. Но через полгода – или какой там останется срок – при перекидке колес мастера сразу увидят результат езды на ободе.

Перекошенную покрышку, которую в общем опасно эксплуатировать дальше. И ваше счастье, если машина новая и в салоне есть покрышки такой же марки. Иначе вам придется покупать сразу две новых покрышки, поскольку на одну ось можно ставить только резину с одинаковым протектором – иначе машина поведет себя непредсказуемо.

2. ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕГДА ПРОВЕРЯТЬ КОЛЕСА ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

Одно из железных правил водителя гласит: прежде, чем выезжать, необходимо в обязательном порядке проверить все четыре колеса. И если одно спустило в ноль, ставь запаску.

Стоит всегда помнить, что самое страшное у любого водителя – это боковой порез, который обычно возникает, когда водитель на большой скорости влетает в незамеченную яму или съезжает со слишком высокого поребрика. Здесь без запаски не обойтись. А боковой порез не всегда бывает ремонтопригодным. Сами запаски бывают трех типов.

Наиболее счастливыми являются владельцы некоторых корейских автомобилей, укомплектованных не полноразмерным запасным колесом, а небольшой докаткой без шины, с резиновым ободом.

Ездить на такой докатке можно недалеко и не быстро, но зато она не требует внимания. Приезжаете на шиномонтаж, вам ее вымоют, вы положите ее обратно в ячейку багажника и забудете до следующего прокола. Читайте далее и вы узнаете, что нужно знать про пятое колесо в автомобиле.

Существуют камерные докатки (они были распространены в старых джипах) с давлением до 5 атмосфер. Это тоже вещь неплохая, но все-таки давление имеет свойство падать. И, наконец, большинство автомобилей укомплектовано полноразмерным запасным колесом. Летним – и если не зима, то можно оставить запаску и ездить, долго не заезжая в шиномонтаж.

Полноразмерное запасное колесо удобно тем, что его можно поставить и ехать дальше. Но существует труднообъяснимое явление: рабочие колеса – если они находятся в идеальном состоянии – могут проездить весь сезон даже без подкачки (воздухом или азотом).

А вот колесо, лежащее без движения, обычно постепенно спускает. И вынутая запаска может преподнести вам сюрприз отсутствием давления. Поэтому стоит хотя бы раз в полгода – при перекидке шин – проверять давление в запасном колесе и выставлять его немного больше штатного. Возня с запасным колесом – конечно, не самое приятное из занятий.

3. ГДЕ НАХОДИТСЯ ЗАПАСНОЕ КОЛЕСО У РАЗНЫХ МАРОК АВТОМОБИЛЕЙ

У французских автомобилей прежних поколений оно вообще крепилось снаружи под днищем багажника – можете себе представить свой внешний вид после того, как вы открутите, достанете и установите это колесо, напоминающее комок грязи!

Читайте также:  Компьютер для диагностики машин

Чуть больше повезло владельцам некоторых джипов, у которых запаска крепится хоть и снаружи, но все-таки на задней двери. Она тоже в меру грязная, но не до такой степени.

У советской классики запасные колеса лежали в багажнике. У некоторых моделей «Жигулей» с одной стороны кузова виден карман, куда опускается колесо, как показано на фотографии ниже.

Так, например, у популярной до сих пор «Нивы» инженерами при разработке автомобиля был избран уникальный вариант: запаска прикручена в моторном отсеке.

В заключении отметим, что большинство современных автомобилей имеют выштамповку в багажнике, где лежит запасное колесо. Все это прикрыто фальшполом багажника, а колесо никому не мешает. Такой вариант видится идеальным.

Пятиколесный автомобиль изобрели ещё в 1932 году. Догадались, зачем нужно было пятое колесо?

Если вы не знали, то в мире существуют те только трех- и шестиколесные автомобили, но и пятиколесные. Пятое колесо располагалось в багажнике или за ним и нужно было для. удобной парковки.

Эту штуку изобрел инженер Уолкер Брукс ещё в 1932 году. Патент на него он получил в конце того же года, но проблема была в том, что никто из автопроизводителей не хотел делать в своём автомобиле что-то подобное. Но давайте отмотаем и пленку и посмотрим, что же все-таки из этого вышло.

В СССР в пятидесятых годах прошлого века были только грузовики и несколько легковушек для чиновников, а Америка уже в те годы начала потихоньку задыхаться от количества автомобилей. Особенно на дорогах Калифорнии.

Парктроников, камер заднего вида, систем кругового обзора и уж тем более автопарковщиков, как сейчас, не было, а машины в то время были крупными (японские малолитражки в США тогда ещё не доехали). Короче говоря парковка на заставленной машинами улице могла выставить водителя полным идиотом.

И вот тут как раз пригодилась разработка двадцатилетней давности. В 1953 году появился первый в мире автомобиль с пятым колесом для парковки — Packard Cavalier, его даже метко назвали парк-каром.

Суть устройства заключалась в том, что при помощи гидравлики и шестеренок пятое колесо позади автомобиля опускалось на землю и, как домкрат, отрывало задние колеса от земли. Потом колесо вращалось при помощи цепной передачи от задней полуоси и машина легко могла задвинуть (или выдвинуть) зад в тротуару при параллельной парковке. К тому же колесо позволяло развернуться практически на пяточке и, подъехав к гаражу передом, заехать в него задом.

Рекламная демонстрация возможностей пятиколесного автомобиля очень наглядно показана на этом видео с канала Vintage Everyday .

Управлять всей это механикой можно было при помощи рычага в салоне под рукой водителя. Удобно, не так ли?

Правда, инновационный автомобиль так и стал массовым серийным, потому как конструкция получилась слишком громоздкой, затрудняла доступ к багажнику, да и покупатели не оценили систему и не хотели отдавать за неё деньги. Короче говоря, Packard Cavalier так и остался диковинным экспонатом для ретро-выставок.

А ведь неплохая задумка была. Её бы немножко доработать. Впрочем, в нашем время компьютеров, это уже неактуально. Патент так и останется невостребованным.

Кстати, сегодня машины тоже могут выполнять «танковый» разворот на месте. Но это делается уже не с помощью пятого колеса, а при помощи колёс с индивидуальными электродвигателями, которые вращают левые и правые колеса в разные стороны. Такой номер легко выполняет новинка, которая скоро должна выйти на рынок — Rivian R1T. Но это уже совсем другая — современная — история, подробно об этой машине и видео с демонстрацией «танкового» разворота в моей статье: «Tesla Cyber Track нервно курит в сторонке, а F-150 забился в угол и плачет» — пикап Rivian R1T

Adblock
detector