Что такое дорожный просвет авто и 6 способов его увеличения
По поводу терминологии в определении понятия дорожного просвета случаются довольно напряжённые споры. Доходит до того, что начинают искать различия между дорожным просветом и клиренсом. На самом деле это одно и то же, буквальный перевод английского «clearance».
Но нюансы существуют, тем более что во многих случаях эта характеристика транспортного средства становится одной из важнейших, определяющих саму возможность дальнейшего передвижения.
Что называется клиренсом в машине
Существует несколько определений, в зависимости от страны и принятых стандартов со стороны отрасли и потребителей.
Всё дело в нахождении точки замера от самой близкой к дороге детали автомобиля до поверхности, что и определяет понятие клиренса.
- По действующему российскому ГОСТ дорожный просвет измеряется, как расстояние от низшей точки до дороги, но только в центральной части днища и шасси.
А это прямоугольник, спереди и сзади ограниченный габаритами машины, но сбоку только вертикальными плоскостями, образующими область 80-процентного расстояния между внутренними поверхностями шин.
Так сделано чтобы не учитывать низко расположенные элементы подвески, брызговики и прочие детали, фактически защищённые близостью колёс.
Замер производится под нагрузкой, формирующей максимально разрешённый вес автомобиля.
- Немецкие стандарты преследуют примерно ту же цель, но иным способом. Проводится дуга окружности, вписывающая в себя внутренние стороны колёс и низшую точку кузова. Совокупность таких дуг образует цилиндр, вдоль которого автомобиль теоретически смог бы проехать не цепляя его кузовом и шасси.
Минимальная высота этого цилиндра над дорогой и будет клиренсом. Таким образом, не будет учтено, например, выступание редукторов мостов внедорожника, если они сдвинуты вбок от продольной оси автомобиля, что вполне логично для движения в колее.
- В военной технике компромиссы исключаются. Ничто не должно задевать за грунт при измерении клиренса. Поэтому используется вся площадь под днищем.
- Иногда оговариваются два клиренса, один под ведущими мостами неразрезной конструкции, а второй под всеми прочими деталями, имеющими подрессоривание. Это имеет смысл для внедорожников, поскольку там важно отслеживать изменение клиренса при работе подвески. Расстояние от низшей точки моста не меняется, но это и не принципиально, жёсткий кожух приспособлен для прорезания грунта на гребне колеи.
Клиренс обычно сильно зависит от нагрузки машины. Отсюда и разночтения при его оценке. Далеко не все производители чётко оговаривают методику замера.
В результате от заявленных 15-17 сантиметров у многих кроссоверов в реальности остаётся 12-14 даже после частичной загрузки машины. Особенно если дилер установит дополнительную защиту силового агрегата, без которой ездить очень нежелательно.
Что такое углы свеса
Во многих случаях не менее важным показателем геометрической проходимости становятся свесы автомобиля.
Это расстояния спереди и сзади от пятен контакта колёс с дорогой до внешних габаритов машины. Но сами по себе они не так влияют на эксплуатацию, как углы, при этом образующиеся, ведь детали в свесах могут быть расположены достаточно высоко.
Если провести линию между точкой контакта и самой низкорасположенной деталью в свесе, то угол между этой линией и плоскостью дороги станет углом свеса, более точно именуемым в стандарте, как угол въезда или угол съезда.
Поскольку в этих углах по определению нет элементов кузова или рамы, то их увеличение позволяет без повреждений и застреваний подъезжать к препятствиям, например, парковаться над высоким бордюром или преодолевать крутой подъём с резким переломом профиля.
Чаще всего углы ограничиваются бамперами, элементами системы выпуска или навесным оборудованием.
Стремительность облика машины сильно страдает от скошенных и высоко установленных бамперов. Можно, например, посмотреть, как это решено в передней части кроссовера Lexus RX первого и второго поколений, и как проходимостью было сознательно пожертвовано в третьем, а особенно в четвёртом поколениях.
С углом заднего свеса обычно проще, там он увеличивается благодаря дизайнерской идее аэродинамического псевдо-диффузора.
Как измерить дорожный просвет автомобиля
Для измерения дорожного просвета достаточно установить автомобиль на ровной поверхности, загрузить его до требуемого уровня, полностью или частично, и найти под днищем самую низко расположенную точку в зоне, удалённой примерно по 10 сантиметров от внутренней поверхности колёс.
Обычно это лист защиты под картерами двигателя и трансмиссии, или в случае внедорожников – «яблоко» чулка редуктора ведущего моста.
Случаются и конструкторские ошибки, когда ниже всего оказываются элементы выпускной системы, топливные баки, а то и днище кузова с электропроводкой, тормозными и топливными магистралями. Неровная дорога таким автомобилям категорически противопоказана без принятия мер защиты.
Измерить расстояние от найденной точки до дороги можно обычной рулеткой. Зная величину дорожного просвета, можно более точно прогнозировать безопасный проезд машины над возможными препятствиями.
Гибкие детали, вроде брызговиков, можно в расчёт не брать, они не повредятся в любом случае.
Как увеличить клиренс
При желании способность машины преодолевать препятствия можно улучшить и самостоятельно. Есть несколько способов, различающихся корректностью получения требуемого результата.
Проставки
Это один из самых эффективных методов. Называют его обычно лифтом подвески. Применяются при этом специально изготовленные проставки, размещаемые между упругими и демпфирующими элементами подвесок (пружинами и амортизаторами) и точками их крепления на кузове. Вид проставок зависит от типа подвески.
В самом распространённом случае, когда подвеска выполнена по принципу МакФерсона, где пружины и амортизаторы объединены в стойки, проставки ставятся между верхними опорами и стаканами кузова. Высота проставок составляет обычно около 3 см, с возможными отклонениями.
При такой величине лифта характеристики автомобиля изменятся незначительно. С превышением могут возникнуть проблемы с управляемостью, регулировкой углов установки колёс и сокращением срока службы приводов.
Длинные или жесткие пружины
Применение упругих элементов с другими свойствами, например, пружин с увеличенной толщиной прутка или дополнительными витками, строго говоря, лифтом подвески не является.
Точки крепления амортизаторов не переносятся, изменяются ходы подвесок, а клиренс сильно зависит от нагрузки. Некорректность такого способа очевидна, но он всё равно используется, поскольку достаточно прост в применении.
Достаточно только купить и поставить пружины от другого автомобиля, модификации, или специально изготавливаемые тюнинговыми компаниями.
Обычно в спецификации комплекта указана величина лифта, но непонятно под какой нагрузкой, поскольку сочетание изменений длины и жёсткости требует проведения расчётов.
Пневмогидравлическая подвеска (пневмобаллоны)
Применение подушек со сжатым воздухом, в сочетании с гидравликой или без, возможно разными способами, как в качестве проставок, так и дополнительных упругих элементов.
Соответственно, всё сводится к одному из описанных выше случаев. Но есть два преимущества:
- клиренс можно изменять оперативно с места водителя;
- параллельно возникает возможность регулировки жёсткости подвески.
Часто способ сочетается с установкой регулируемых амортизаторов, что даёт управление динамической жёсткостью и превращает простую подвеску в адаптивную. Такие переделки обеспечивают максимальный эффект, но и обходятся рекордно дорого.
Шины с высоким профилем
Изменение геометрии шин весьма корректно увеличивает клиренс с охранением подобранных заводом свойств подвески, но возможно лишь в ограниченных пределах:
- большие колёса начинают задевать за арки и детали шасси при езде по неровностям и в поворотах;
- ухудшается динамика автомобиля, что требует переделок в трансмиссии;
- большие углы увода понижают управляемость на асфальте.
Тем не менее, увеличенные шины почти всегда ставятся при тюнинге внедорожников, часто при этом подрезаются арки колёс, делается лифт подвесок и кузова, изменяются передаточные числа редукторов и раздаточных коробок.
Диски большего диаметра
Увеличение дисков применяется крайне редко для роста дорожного просвета. Чаще это требуется для улучшения внешнего вида или размещения более мощных тормозов.
Хотя вполне возможно в случаях, когда требуется увеличить радиус качения колеса, а профиль резины менять не хочется по причинам сохранения управляемости.
Использование межвитковых подушек (бафферов)
Способ настолько же простой, насколько и некорректный. Между витками пружин располагаются дополнительные упругие элементы из резины или полиуретана, которые меняют жёсткость подвески.
Клиренс действительно увеличивается, машина приобретает некоторую жёсткость в реакциях, которую принимают за спортивность.
Но при этом полностью разбалансируется подвеска, растёт риск поломки пружин из-за неравномерной нагрузки на витки, уменьшается ход амортизаторов на отбой.
Фактически это дешёвая разновидность использования более жёстких пружин, но с дополнительным снижением надёжности. Пригодно лишь для использования машины в качестве грузовика, особенно с прицепом. При условии постоянного контроля за состоянием подвески.
Повышение клиренса – затея небезопасная, поэтому проводить её должен квалифицированный специалист, а водитель предупреждается о последствиях. Правильным решением будет смена автомобиля на более подходящий, где просвет заложен в заводских условиях.
Клиренс в автомобиле — как правильно измерить и увеличить данный показатель?
Глядя на состояние наших дорог, особенно в регионах, каждый водитель задается вопросом — как по ним ездить на современном автомобиле, если клиренс не позволяет?
При этом денег на приобретение джипов хватает не у всех, а приобретать ниву или УАЗик, которые не обладают требованиями, предъявляемыми к современному автомобилю, не хочеться.
Выходит так, что приобретая современный автомобиль, нужно ориентироваться на его дорожный просвет. В случае, когда дорожный просвет не так велик как хочется — стоит получить информацию о возможности его увеличения.
Что такое клиренс (дорожный просвет) в авто?
Клиренс — это одна из характеристик транспортного средства, суть которой состоит в определении расстояния от крайней нижней точки автомобиля, до точки поверхности дорожного покрытия. Узнать размер клиренса можно и самостоятельно, при этом нужно иметь только рулетку (линейку) и желание это сделать.
Единицей измерения дорожного просвета является сантиметр. По важности, эта характеристика сопоставима с габаритными параметрами автомобиля. Она оказывает влияние на проходимость транспортного средства, его маневренность, устойчивость.
Размеры клиренса у разных видов машин
Размеры клиренса могут значительно отличаться в зависимости от техники, категории в которой ее применяют, и назначения автомобиля. Ни для кого не будет секретом, что техника, работающая в карьере, вынуждена обладать большим клиренсом и связанно это с необходимостью её передвижения по карьеру.
При этом, для спортивных автомобилей характерен, наоборот, низкий клиренс. В данном случае, важную роль играет необходимость создания наименьшего сопротивления и максимального значения прижимной силы, что позволяет спортивному и гоночному автомобилю более остро чувствовать себя на дороге.
Итак, все автомобили можно сгруппировать в такие группы:
- Легковые автомобили (в среднем имеют уровень клиренса от 127 до 180 мм.),
- Внедорожники (от 160 мм, для SUV и более),
- Микроавтобусы (от 170 мм. и более),
- Автобусы (от 150 мм для шоссейных, и более для иных видов автобусов),
- Малотоннажные грузовики (в среднем 160-200 мм.),
- Магистральные тягачи (от 140 мм.),
- Трактора и иная спец техника (в зависимости от целей предназначения).
Также стоит отметить, что практически на любом типе автомобилей клиренс может увеличиваться или уменьшаться. Так, например, магистральные тягачи с прицепами и полуприцепами (автопоезда), имеющие пневматическую подвеску колес, могут изменять клиренс в случае необходимости.
Тягачу, для осуществления сцепки с полуприцепом, часто приходится «спускать воздух» в задней подвеске для более удобного и комфортного сцепления. После сцепки, воздух нагнетается в пневматические баллоны и тем самым поднимая прицеп вверх, а заднюю ось прижимая к земле.
Также такой тип подвески может применяться и на самом полуприцепе. Это делается для того, чтобы распределять нагрузку на оси полуприцепа и изменять погрузочно-разгрузочную высоту прицепа.
Как правило, в течении длительной эксплуатации транспортного средства клиренс может изменятся. И изменения происходят в сторону его уменьшения. Это связано как с фактом износа элементов подвески авто, так и с возможными перегрузками автотранспортного средства. Ввиду этого, замер и регулировка клиренса требует периодичности в обслуживании.
Как правильно измерить клиренс?
Для правильного измерения клиренса автомобиля необходимо не так уж много времени, сил и финансовых затрат. Каждый автовладелец способен сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц.
Для этого нужно:
- Найти и подготовить горизонтальный участок.
- Подготовить все необходимое для осуществления замеров (линейка, метр, рулетка).
- Расположиться возле или под автомобилем так, чтобы было удобно осуществить замер.
- Определить наинизшую точку автомобиля.
- Осуществить замер с помощью измерительного инструмента.
Важно помнить, что на точность замера может повлиять любая неровность. Проведение таких работ требует обеспечение собственной безопасности.
Поэтому, перед тем, как располагаться и замерять, стоит убедиться что расположение авто и вас, при проведении замеров, не будет никому мешать, что не возникает угрозы скатывания, наезда или иного способа причинения вреда и здоровью.
Какой дорожный просвет выбрать для авто?
При выборе размера дорожного просвета, необходимо ориентироваться на личные предпочтения в движении по дорогам.
При этом стоит принимать в учет такие факторы:
- состояние дорог местности, по которой будет осуществляться движение,
- заводские настройки автомобиля (сведения о которых содержаться в руководстве по эксплуатации транспортного средства, идущего с автомобилем),
- целевого назначения автомобиля,
- максимальной грузоподъемности автотранспортного средства,
- уровень износа шин и элементов подвески.
Это значит, что единого совета или стандарта уровня дорожного просвета не существует. Так как для каждого из видов автомобилей существует свое назначение.
Поэтому, главным фактором настройки подвески должен служить максимальный комфорт при поездке, а также состояние дорожного покрытия, где предполагается осуществляться движение автотранспорта.
Как увеличить клиренс и для чего это нужно?
Необходимость изменения клиренса путем увеличения, возникает через долгое время или осуществление транспортировки грузов в нарушение предписанных производителем требований о максимальной грузоподъемности транспортного средства. Также, разбив и сменив несколько бамперов, водители задаются вопросом об возможности увеличения дорожного просвета.
На сегодня можно выделить такие способы:
- замена шин на колесах автомобиля,
- смена колесных дисков,
- замена пружин подвески,
- установка проставок из различных материалов.
Замена шин на колесах автомобилям
Данный способ заключается в установке иных автомобильных шин с большим радиусом, а также с меньшим радиусом, но большей высотой профиля шин. Важно помнить и не переборщить с этими параметрами, так как при повороте шины могут тереться об внутреннюю сторону крыла машины.
Смена колесных дисков
Данный способ тоже хорош, так как не требует абсолютно никаких конструктивных изменений. Осуществляется быстро и многие из водителей способны проделать его, буквально говоря, «в полевых условиях».
При этом важно помнить:
- о предельном размере радиуса диска,
- диаметр ступицы,
- расстояния между отверстиями для болтов.
Таким образом, клиренс — это очень важная характеристика автомобиля, Знать и проверять которую необходимо с определенной периодичностью. Ведь безопасность и комфорт поездки зависят, в том числе, от настроек, применяемых к подвеске транспорта.
При этом, осуществление корректировки нужно делать с оглядкой на различные условия — от частоты ям на асфальтированной дороге, до возможной поездки по труднопроходимой местности.