Меню

Инструменты для сборки машин

Инструменты для сборки машин

Разборка и сборка погрузочно-разгрузочных машин при выполнении ремонта связаны со значительным объемом работ по демонтажу и монтажу резьбовых разъемных соединений. Элементы резьбовых соединений (болты, гайки, шпильки и др.) легко под­вергаются повреждениям, поэтому при разборке и сборке машин необходимо применять инструмент и приспособления, соответ­ствующие своему назначению.

Обычно при разборке и сборке машин широкое распространение получили разнообразные ключи и отвертки. В практике ремонта машин используют боковые односторонние и двусторонние, на­кладные, торцовые, многогранные и разводные гаечные ключи. Перечисленные ключи относятся к категории универсальных, т. е. позволяющих производить сборку и разборку многих соединений. Кроме того, применяются специальные ключи для гаек со шлице- выми пазами (рис. 61, а) и круглых гаек с отверстиями на торце (рис. 61, б).

Наиболее целесообразно взамен универсальных гаечных клю­чей использовать механизированный инструмент с пневматиче­ским, электрическим или гидравлическим приводом. Из механизи­рованного инструмента наиболее широкое распространение полу­чили гайковерты.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Устройство пневматического гайковерта показано на рис. 62. Рабочим органом гайковерта является ключ, который размеща­ется в стакане. Ключ надевают на гайку и при подаче воздуха к ротору приводят его во вращение. Передача вращающего мо­мента от ротора к ключу осуществляется через пару конических шестерен. Подвод сжатого воздуха к гайковерту выполняется с помощью ниппеля, откуда он поступает через клапан, срабатываемый под действием включателя, к ротору пневмо- двигателя. Направление вращения ключа изменяется в зависи­мости от подачи воздуха в канал а или б. При поступлении воздуха в канал а ротор вращается по часо­вой стрелке, а при поступлении в канал б — против часовой стрелки. Направление подачи воздуха изме­няется с помощью крана.

Рис. 61. Ключи для специальных гаек:
а — шлидевых; б — с отверстиями

Реверсивный электрический гай­коверт ударного действия показан на рис. 63.

Рис. 62. Гайковерт

Рис. 63. Электрический гайковерт

Рис. 64. Эксцентриковый ключ
а, б — каналы для подвода воздуха; 1 — ключ; 2 — стакан; 3 — кулачковая муфта; 4 — корпус; 5 — тор­цовая муфта; 6,7 — кони­ческие шестерни; 8 — ста­тор; 9 — ротор; 10 — набив­ка; 11 — корпус рукоятки; 12 — клапан; 13 — ниппель; 14 — включатель; 15 — кран

Рис. 65. Универсальный съемник

Полумуфта соединяется со шпинделем при помощи шариков и с помощью пружины удер­живается в правом крайнем положении, обеспечивая нахождение кулачков полумуфт в постоянном зацеплении. При вращении гайки настраивают гайковерт на определенный вращающий момент. Если вращающий момент превышает установленное значение, то полумуфта разъединится и шпиндель остановится. Ведущая полумуфта, совершая вращательное движение, будет ударять своими кулачками по кулачкам ведомой полумуфты, обеспечивая возвратно-поступательное движение вдоль шпинделя и периодически его включая, тем самым создавая рабочему инстру­менту дополнительный вращающий момент. Гаечные ключи закреп­ляют в шестигранном отверстии патрона и фиксируют шарико­вым замком.

Удаляют обломанные шпильки и гайки с поврежденными гра­нями эксцентриковыми ключами (рис. 64). Ключ надевают на гайку или шпильку и поворотом захватывают роликом, эксцент­рично насаженным на оси головки. После надевания и поворота рукоятки ключа выступающая часть крепежа начинает вращаться вместе с головкой ключа. Для облегчения разборки резьбовых соединений их смачивают керосином.

Читайте также:  Чип тюнинг винд ру

Шпоночные, шлицевые, конусные соединения, а также соедине­ния на гладких цилиндрических валах с натягом демонтируют при помощи съемников. Обычно съемники применяются для снятия подшипников качения, шестерен, шкивов и пр. В зависи­мости от назначения съемники подразделяют на универсальные и специальные. Универсальные съемники используют при разборке нескольких аналогичных соединений, а специальные — только одного соединения, для которого они предназначены. Принци­пиального различия эти два вида съемников не имеют, однако габаритные размеры их в одних случаях соответствуют многим демонтируемым узлам, а в остальных случаях — только одному узлу.

Рис. 66. Предельный ключ

Универсальный трехлапчатый съемник для демонтажа круглых деталей диаметром от 100 до 300 мм представлен на рис. 65. Основ­ным элементом съемника, вос­принимающим нагрузку, яв­ляется силовой винт, приво­димый во вращение рукоят­кой. При вращении рукоятки винт входит во втулку с на­ружными правой и левой резьба­ми. Наличие резьб позволяет поворотом рукоятки сбли­жать или разводить упорные гайки , с которыми через тяги соединены лапы. Меняя по высоте положение гаек, можно отрегулировать съемник на требуемый размер снимаемой детали.

Для контроля усилия затяжки резьбовых соединений при сборке машин применяются предельные (рис. 66) и тарированные ключи. В корпусе предельного гаечного ключа размещено устрой­ство, позволяющее ограничивать вращающий момент. Торцовый ключ вставляется в отверстие звездочки, связанной с корпусом рукоятки. Звездочка зацепляется с шариками, прижимаемыми пружиной через сухари. Усилие пружины, соответствующее заданному вращающему моменту, регулируется гайкой. Винт служит для крепления сменного ключа. Ключ срабатывает при повышении вращающего момента до значения, при котором усилие пружины становится меньшим нажатия звездочки на шарики.

Для разборки и сборки машин используют разнообразные ключи (боковые одно- и двусторонние, накладные, торцовые, многогранные и разводные гаечные). Перечисленные ключи являются универсальными, т. е. позволяющими выполнять сборку и разборку многих соединений. Кроме того, применяют специальные ключи для гаек со шлицевыми пазами и круглых гаек с отверстиями на торце. Вместо универсальных гаечных ключей целесообразно использовать механизированный инструмент с пневматическим, электрическим или гидравлическим приводом. Наиболее часто применяют гайковерты с пневматическим или электрическим приводом. По характеру крутящего момента гайковерты могут быть статическими или ударного действия. У статических гайковертов крутящий момент двигателя повышают с помощью шестеренчатых редукторов, а у гайковертов ударного действия — посредством специальных ударных механизмов.

Устройство пневматического гайковерта ИП-3203 показано на рис. 34. Рабочим органом гайковерта является ключ, который размещается в стакане. Ключ надевают на гайку и при подаче воздуха к ротору приводят его во вращение. Крутящий момент передается от ротора к ключу через пару конических шестерен. Сжатый воздух подводится к гайковерту с помощью ниппеля, откуда он поступает через клапан, срабатываемого под действием включателя, к ротору пневмодвигателя. Направление вращения ключа изменяется в зависимости от подачи воздуха в канал. При поступлении воздуха в канал а ротор вращается по часовой стрелке, а при поступлении в канал — против часовой стрелки. Направление подачи воздуха изменяется с помощью крана.

Рис. 34. Пневматический гайковерт:
а, б — каналы для подвода воздуха; 1 — ключ; 2 — стакан; 3 — кулачковая муфта; 4 — корпус; 5 — торцовая муфта; 6, 7 — конические шестерни; 8 — статор; 9 — ротор; 10— набивка; 11 — корпус рукоятки; 12— клапан; 13 — ниппель; 14 — включатель; 15 — кран

Читайте также:  Ремонт двигателя лтз 60

Реверсивный электрический гайковерт ударного действия показан на рис. 35. От двигателя, размещенного вблизи скобообразной ручки, вращение передается через зубчатый венец к шестерням. От шестерни крутящий момент с помощью шестерни передается к ведущей полумуфте, которая свободно посажена на шпинделе. Ведомая полумуфта соединена со шпинделем при помощи шариков и с помощью пружины удерживается в правом крайнем положении, обеспечивая нахождение кулачков полумуфт в постоянном зацеплении. При вращении гайки настраивают гайковерт на определенный крутящий момент. Если крутящий момент превышает установленное значение, то полумуфта рассоединится и шпиндель остановится. Ведущая полумуфта, совершая вращательное движение, будет ударять своими кулачками по кулачкам ведомой полумуфты, обеспечивая возвратно-поступательное движение вдоль шпинделя и периодически его включая, тем самым создавая рабочему инструменту дополнительный крутящий момент. Гаечные ключи закрепляют в шестигранном отверстии патрона и фиксируют шариковым замком.

Шпоночные, шлицевые, конусные соединения, а также соединения на гладких цилиндрических валах с натягом демонтируют при помощи съемников. Обычно съемники используют для снятия подшипников качения, шестерен, шкивов и др. В зависимости от назначения съемники подразделяют на универсальные и специальные.

Универсальный трехлапчатый съемник для демонтажа круглых деталей диаметром от 100 до 300 мм показан на рис. 37. Основной элемент съемника, воспринимающий нагрузку, — это силовой винт, приводимый во вращение рукояткой. При вращении рукоятки винт входит во втулку с наружными правой и левой резьбами.

Рис. 35. Реверсивный электрический гайковерт

Рис. 36. Эксцентриковый ключ

Рис. 37. Универсальный трехлапча-тый съемник

Рис. 38. Предельный ключ:
1 — корпус: 2 — звездочка; 3 — шарики; 4 — сухари; 5 — пружина; 6 — гайка; 7 — винг; 8 — торцовый ключ

Наличие резьб позволяет поворотом рукоятки сближать или разводить упорные гайки, с которыми через тяги соединены лапы. Меняя по высоте положение гаек, можно отрегулировать съемник на требуемый размер снимаемой детали.

Кроме винтовых съемников, при демонтаже крупных узлов используют гидравлические. В таких съемниках нагрузка на снимаемую деталь передается через шток силового гидравлического цилиндра.

Для контроля усилия затяжки резьбовых соединений при сборке машин применяют предельные (рис. 38) и тарированные ключи. В корпусе предельного гаечного ключа размещено устройство, позволяющее ограничивать крутящий момент. Торцовый ключ вставляют в отверстие звездочки, связанной с корпусом рукоятки. Звездочка зацепляется с шариками, прижимаемыми пружиной через сухари. Усилие пружины, соответствующее заданному крутящему моменту, регулируется гайкой. Винт служит для крепления сменного ключа. Ключ срабатывает при повышении крутящего момента до значения, при котором усилие пружины становится меньшим нажатия звездочки на шарики.

Инструмент для разборочно-сборочных работ

Завертывают и отвертывают болты и гайки разных видов с головками различной формы обычными и специальными гаечными ключами. Наиболее часто применяемые гаечные ключи показаны на рисунке.

а — открытые двухсторонний и односторонний, накладной, секторные и вильчатые;
б — угловые торцовые, торцовый со сменной поворотной головкой, крестообразные;
в — универсальные разводные.

Читайте также:  Укажите рабочую температуру охлаждающей жидкости дизельного двигателя

При разборочно-сборочных и регулировочных работах, техническом обслуживании и ремонте автомобиля требуется специальный инструмент. Поэтому для автослесарей выпускают специальные комплекты (наборы) таких инструментов.

Комплект инструмента автослесаря

В комплект, показанный на рисунке, входят: гаечные открытые и торцовые двусторонние ключи, накладные ключи, баллонный ключ, молоток, зубило, бородок, шарнирная головка с удлинителем, отвертки простые и крестообразные ключ для шпилек, специальные ключи (для опорных пальцев тормозных колодок, стремянок рессор, головки цилиндров, свечей, регулировочного винта вала рулевой сошки и др.), динамометрическая рукоятка с набором головок разных размеров, коловорот, монтажная лопатка, пассатижи.

Весь инструмент укладывают в металлический раскладной ящик.

При разборке механизмов или узлов для снятия подшипников, шестерен и других деталей применяют съемники. Их использование облегчает и ускоряет процесс разборки и обеспечивает сохранность спрессовываемых деталей. Съемники бывают универсальные и специальные. Универсальные съемники позволяют снимать детали, различные по размерам и форме, а специальные — только определенные детали.

Стенды для разборки и сборки агрегатов

При выполнении разборочно-сборочных работ применяют различные стенды и приспособления, на которых крепят агрегаты и узлы автомобиля.

Стенд для разборки и сборки двигателя

Стенд для разборки и сборки двигателя:

1 — плита для крепления двигателя;
2 — основание стенда;
3 — противень;
4 — рукоятка механизма поворота;
5 — червячный механизм поворота.

Передвижной стенд для разборки и сборки двигателя показан на рисунке. Укрепленный на плите 1 двигатель можно поворачивать с ней в требуемое положение, действуя на червячную передачу 5 рукояткой 4.

Стенд для разборки и сборки передних и задних мостов

Стенд для разборки и сборки передних и задних мостов:

1 — основание;
2 — зажимы;
3 — противень;
4 — рама.

Универсальный стенд для передних и задних мостов автомобиля состоит из основания 1, рамы 4 и зажимов 2 для закрепления разбираемых и собираемых мостов. Аналогичный стенд используют для рулевых механизмов.

Многоместный стенд для разборки и сборки коробок передач:

1 — основание;
2 — подхваты;
3 — полка;
4 — стол.

Разбирают и собирают коробки передач на одиночных или многоместных стендах. Многоместный универсальный стенд позволяет разбирать и собирать одновременно четыре коробки передач. Он состоит из основания 1, подхватов 2, полки 3 для инструмента и стола 4 для размещения деталей.

Приспособление для разборки и сборки сцепления

Приспособление для разборки и сборки сцепления:

1 — опорная плита;
2 — нажимная крышка;
3 — зажимная рукоятка;
4 — винт;
5 — контрольное кольцо;
6 — установочные шпильки;
7 — стопорный винт;
8 — основание.

Приспособление для разборки и сборки сцепления показано на рисунке.

Контрольные вопросы

В чем заключаются основные правила разборки и сборки автомобиля?

Каково назначение и содержание технологической карты?

Как оборудуют рабочее место автослесаря?

В чем состоит подготовка рабочего места автослесаря к работе?

Какие основные инструменты и приспособления используют при разборочно-сборочных работах?

Каково назначение и устройство универсального съемника?

Объясните устройство стенда для разборки и сборки двигателя. Какие стенды применяют для разборки и сборки передних и задних мостов?

Как устроен стенд для разборки и сборки коробок передач?

Какое приспособление применяют для разборки и сборки сцепления?


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Adblock
detector