1.4 Инструменты и оборудование рабочего места
Инструменты и оборудование рабочего места
Умение подобрать хороший инструмент является одним из основополагающих требований для каждого автолюбителя, планирующего попробовать свои силы в выполнении процедур технического обслуживания или ремонта автомобиля. На первый взгляд, затраты, связанные с приобретением требуемого комплекта инструментов, могут показаться несоизмеримо большими, однако при сравнивании их с расходами, сопряженными с выполнением процедур текущего обслуживания и простейшего ремонта автомобиля на станции техобслуживания, окажутся вполне разумными.
Для того, чтобы помочь среднестатистическому механику-любителю в выборе инструмента, необходимого при проведении различных процедур по уходу за автомобилем, описанных в данном Руководстве, ниже приводятся списки трех наборов инструментов, условно озаглавленные как: «Набор инструментов для текущего обслуживания и минимального ремонта»; «Набор инструментов для общего и капитального ремонта» и «Специальный инструмент». Владельцы автомобилей, не имеющие практического опыта проведения механических работ, должны начинать с выполнения процедур, ограниченных применением инструментов из первого списка, повышая при этом свою квалификацию и постепенно расширяя диапазон применяемого инструмента. С приобретением опыта можно перейти к выполнению более сложных задач, по мере надобности дополняя имеющийся на руках набор инструментов. Спустя некоторое время полученные навыки позволят приступить к выполнению более сложных работ, требующих применения инструмента из второго списка (для общего и капитального ремонта автомобиля). Когда достигнутая квалификация позволит экономить значительные средства на самостоятельном выполнении сложных ремонтных процедур, можно подумать о приобретении специального инструмента.
Набор инструментов по текущему обслуживанию и минимальному ремонту автомобиля
Приведенный ниже список включает в себя минимум необходимых для выполнения процедур текущего обслуживания и незначительного ремонта автомобиля инструментов. Составители настоящего Руководства настаивают на приобретении комплекта комбинированных гаечных ключей (с обычной рожковой головкой на одном конце и с накидной на другом). Несмотря на большую стоимость такого комплекта по сравнению со стоимостью набора обычных рожковых ключей, затраты будут оправданы, т.к. данные ключи обладают преимуществами обоих типов.
• Комплект комбинированных ключей 8 х 19 мм
• Разводной ключ на 35 мм
• Свечной ключ с резиновой вставкой (бензиновые модели)
• Инструмент для регулировки свечного зазора (бензиновые модели)
• Набор измерительных щупов
• Ниппельный ключ для прокачки тормозов
• Отвертки:
— С плоским жалом (100 мм длиной на 6 мм в диаметре)
— С крестовым жалом (100 мм длиной на 6 мм в диаметре)
• Комбинированные щипцы
• Ножовка по металлу с набором полотен
• Насос для накачки шин
• Манометр для измерения давления в шинах
• Смазочный пистолет (шприц)
• Канистра под масло
• Мелкозернистая наждачная бумага
• Проволочная щетка
• Инструмент для зачистки клемм и контактов проводов батареи
• Ключ для снятия масляного фильтра
• Воронка (среднего размера)
• Подпорки для фиксации автомобиля в поднятом состоянии (2 шт.)
• Сливная емкость
Набор инструментов для общего и капитального ремонта автомобиля
Данный инструмент необходим при проведении любых операций по ремонту двигателя автомобиля и предлагается в дополнение к первому списку. В данный список входит полный комплект сменных торцевых головок. При значительной стоимости, оказавшись в нужный момент под рукой, набор сменных головок может принести неоценимую пользу, благодаря своей универсальности и удобству в обращении, — в особенности в сочетании с входящими в комплект различного типа приводами. Составители настоящего Руководства рекомендуют пользоваться приводами сечением 1/2 дюйма (а не 3/8 дюйма), т.к. они, хоть и являются более дорогостоящими, могут быть использованы практически с любым типом динамометрических ключей (в идеале, хороший механик должен иметь в своем распоряжении оба типа приводов). Более дешевой альтернативой комплекту сменных торцевых головок является набор трубчатых ключей.
В процессе выполнения некоторых механических работ может возникнуть необходимость в дополнительном использовании специальных инструментов из третьего списка.
• Комплект сменных торцевых головок (включая головки типа “TORХ”), или трубчатых ключей, размеров, соответствующих размерам гаечных ключей из предыдущего списка
• Реверсивный храповой привод (для использования со сменными торцевыми головками)
• Ворот длиной 250 мм (для использования в комплекте с приводом к торцевым головкам)
• Карданный привод (для использования со сменными торцевыми головками)
• Динамометрический ключ (с приводом того же размера, что и для сменных торцевых головок)
• Самоконтрящиеся щипцы
• Молоток со сферическим бойком (около 230 г)
• Молоток с мягким бойком (пластиковым или резиновым)
• Отвертки:
— С плоским жалом (длиной 150 мм и около 6.5 мм в диаметре)
— С плоским жалом (прочная № 2, 8 мм)
— С крестовым жалом (№ 3 х 8 дюймов (203 мм))
— С крестовым жалом (прочная № 2)
• Комбинированные щипцы
• Плоскогубцы:
— С изолированными ручками
— Узконосые (острогубцы)
— Для стопорных колец (внутренних и внешних)
• Зубило на 25 мм
• Скребок (изготовленный из расплющенной и заостренной с одного конца медной трубки)
• Скрайбер (чертилка)
• Кернер
• Бородки с тонким жалом (1.6, 3.2, 4.8 мм)
• Комплект шланговых зажимов
• Набор для прокачки тормозов
• Комплект сверл
• Стальная линейка/измеритель плоскостности
• Комплект прутковых ключей-шестигранников (Allen) (для головок с внутренним шестигранником)
• Набор напильников
• Проволочная щетка (большая)
• Второй комплект подпорок
• Домкрат (гидравлического или ножничного типа)
• Переноска с закрытым абажуром
• Комплект для прокачки тормозов
В данный список попадают инструменты, являющиеся в достаточной мере дорогостоящими, не требующиеся регулярно, или требующие при использовании выполнения инструкций изготовителей. Если в сферу деятельности читателя не входит частое выполнение сложных механических операций, приобретение такого инструмента будет плохим вложением средств — разумно приобретать его в складчину с друзьями или брать на прокат в мастерских автосервиса.
В список внесены только те инструменты, которые можно найти в розничной торговле или которые выпускаются для распределения по сервис-центрам. Иногда в тексте Руководства читатель встретит ссылки с указанием на необходимость использования таких специальных инструментов. Обычно авторы стараются параллельно предложить альтернативный метод, позволяющий избежать обязательного применения труднодоступного инструмента. В случае, если избежать применения специального инструмента невозможно, а приобретение его в пользование проблематично, выполнение соответствующих работ лучше доверить специалистам автосервиса.
• Инструмент для сжатия клапанных пружин
• Инструмент для притирки клапанов
• Приспособление для прочистки канавок поршневых колец
• Инструмент для обжимания поршневых колец
• Инструмент для снятия/установки поршневых колец
• Измеритель степени сжатия газов в цилиндрах (компрессометр)
• Зенкер для обработки краев цилиндров
• Хон для обработки зеркал цилиндров
• Измеритель диаметра цилиндров
• Микрометр (микрометры) и/или циферблатный штангенциркуль
— Микрометр c комплектом насадок
• Инструмент для центровки диска сцепления
• Экстрактор шаровых шарниров
• Съемник универсального типа
• Инструмент для сжатия винтовых пружин
• Ударная отвертка
• Циферблатный измеритель с комплектом насадок
— Циферблатный измеритель плунжерного типа (DTI)
• Стробоскоп (с индуктивным датчиком)
• Ручной комбинированный насос (вакуумный/нагнетательный)
• Набор метчиков и лерок
• Тахометр/инструмент для измерения длительности замкнутого состояния контактов прерывателя
• Универсальный тестер для электрических измерений
• Подъемный такелаж
• Инструмент для снятия/установки чашек направляющих пружин тормозных башмаков
• Напольный домкрат тележечного типа
— Комплект шлицевых головок
— Комплект шпилечных экстракторов
Механику-любителю, новичку в плане приобретения необходимого инструмента для выполнения процедур текущего обслуживания и ремонта автомобиля могут быть предложены несколько практических советов. При подготовке к проведению процедур текущего обслуживания или минимального ремонта автомобиля разумно приобретать инструмент по отдельности. С другой стороны, в случае планирования широких работ, проще и надежнее купить комплект современного инструмента в магазине розничной сети. Приобретение комплекта обычно обходится несколько дешевле индивидуальных покупок и часто дополняется приложенным инструментальным ящиком. В дальнейшем, для расширения выбора, могут быть докуплены отдельные инструменты, дополнительные комплекты и инструментальный ящик большего размера. Постепенное расширение комплекта инструментов позволит растянуть затраты и определиться в выборе действительно необходимых инструментов.
Специализированные инструментальные магазины являются единственным источником приобретения некоторых специальных инструментов. Независимо от источника, старайтесь избегать дешевых покупок, в особенности при выборе отверток и сменных торцевых головок, так как срок их службы наверняка окажется непродолжительным. Затраты, связанные с заменой и восстановлением дешевого инструмента, в результате окажутся несравнимо более значительными, чем затраты на однократное приобретение качественного товара.
Уход за инструментом и его хранение
Хороший инструмент является ценным вложением средств, поэтому разумно позаботиться о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После пользования инструментом, перед тем как сложить его в место хранения, всегда тщательно протирайте его поверхность чистой сухой ветошью, удаляя с нее следы грязи, смазки и остатки металлических частиц. Никогда не оставляйте инструмент разбросанным на рабочем месте. После завершения работ внимательно проверяйте пространство под капотом и под автомобилем на наличие забытого инструмента.
Для хранения такого инструмента, как отвертки, плоскогубцы, молотки и т.п., идеально подходит инструментальная гребенка, закрепленная в удобном месте на стене гаража. Наборы гаечных ключей и сменных торцевых головок следует хранить в металлических ящиках. Измерительный инструмент должен храниться в недоступных воздействию коррозии, сухих и чистых местах.
Всегда следует уделять внимание состоянию рабочих поверхностей инструмента. Ударная часть бойка молотка в процессе работы подвержена расклепыванию, отвертки со временем теряют заточку своих жал. Не скупитесь уделить немного времени и внимания на то, чтобы с помощью наждачной бумаги или напильника удалить расклепы и привести в порядок режущие кромки инструментов. Необратимо изношенный или поврежденный инструмент заменяйте.
При тщательном уходе инструмент прослужит Вам верой и правдой в течение очень длительного срока.
Оборудование рабочего места
Говоря об инструменте, нельзя не вспомнить об оборудовании рабочего места. Если предстоит проведение более серьезной работы, чем простое техническое обслуживание, следует позаботиться о подготовке подходящей рабочей площадки.
Приходится признать, что многие автолюбители вынуждены производить снятие двигателя и другие подобные работы далеко не в условиях гаража или мастерской. В любом случае важным требованием является наличие крыши или тента.
По возможности, любые процедуры по разборке узлов автомобиля должны производиться на чистом плоском верстаке, или прочном столе удобной высоты. Верстак обязательно должен быть оборудован тисками. Достаточным является наличие тисков с раскрытием до 100 мм и с мягкими накладками на губки.
Как уже упоминалось выше, на рабочей площадке должно быть оборудовано чистое сухое место для хранения инструмента, смазочных и очистительных жидкостей, шпаклевок, лакокрасочных материалов и т.п.
Следует заметить, что совершенно необходимым инструментом является электродрель, следовательно, рабочая площадка должна быть оборудована источником питания для ее подключения. Наличие дрели с патроном до 9.5 мм и набором качественных сверл в значительной мере облегчит проведение многих процедур.
Наконец, на рабочем месте всегда должен иметься достаточный запас старых газет и чистой, не ворсящейся ветоши, предназначенный для чистки рабочей площадки, инструмента и деталей автомобиля.
Отработку следует сдавать в центры по утилизации в герметично закрытой таре.
Никогда не производите никакие работы на неприкрытой окрашенной поверхности кузовных панелей автомобиля, пользуйтесь защитными накладками на крылья, или, на худой конец, покрывайте полированные поверхности старыми одеялами.
Инструмент необходимый для ремонта автомобиля ваз
Набор инструмента должен соответствовать навыкам ремонта и собственно, ожидаемому ремонту.
Да я понимаю про то, что должен соответствовать. Вот только так как не имею опыта, то не знаю, какой набор инструмента соответствует какому уровню навыка . Поэтому и спрашиваю, объясняя про свои навыки — нулевые. Так что набор инструментов только для работ не требующих навыка.
Если в дороге сам, к примеру, не собираешься снимать коробку, то и длинный ключ с карданом и головками тебе ни к чему. Если сам не будешь менять камеру в колесе, а доедешь на запаске до шиномонтажа, то и камера с монтировками тебе не нужна.
Не собираюсь. И вообще ничего не собираюсь делать из того, без чего можно доехать до ближайшей мастерской. Делать только то, без чего движение авто не возможно. Ну. не вызывать же эвакуатор находясь в нескольких сотнях километров от ближайшего города. Вот и хочу услышать набор инструмента для таких неотложных работ. Типа, ключи рожковые на . . . мм. Головки торцовые на . . мм.
Подумай, что сможешь сделать сам, и что для этого тебе будет надо.
Владимирыч, ну на основе какой инфы я могу подумать, если авто для меня «чёрный ящик» и даже предполагаемые поломки (виды работ) я не представляю? Вот я и спрашиваю у людей бывалых, которые уже подумали и даже на практике свои думы проверили.
На счёт комплектации авто помимо инструмента. Естественно, всё что требует ПДД — аптечка, огнетушитетель, знак аварийной остановки, упоры под колёса 2 шт. — всё это в машине есть ещё с момента честно пройденого тех.осмотра. Всё чем машина комплектовалась при продаже — домкрат, запаска (готовая к употреблению), балоный ключ — тоже всегда на месте. Насос купил, с манометром. Воду вожу. В багажнике 5-литровая баклажка с обычной водой из-под крана, в салоне 1,5-литровая питьевой минералки. Ещё всегда есть рулон туалетной бумаги и упаковка влажных дизенфицирующих салфеток — типа, руки перед едой тщательно протереть . Про всё это не спрашиваю, спрашиваю именно про комплект инструментов. Ну и, похоже, про минимальный набор зап.частей уже тоже спрашиваю. сообщение Ледника навеяло. Вот только он как-то в общем — рем.комплект. набор инструментов. а мне бы по предметам. ну и с учётом того, применение чего действительно необходимо и возможно при моём отсутствии опыта.
Просто пришёл в автомагазин за «штатным набором инструмента для ВАЗ-21074» — нет такого. А есть разные чемоданчики с импортными ключами. красивые. но, очень дорогие, заразы, по несколько тысяч рублёв. А к тому же если проверить по списку, то не один из них не укомплектован всеми номиналами ключей и головок, указанными в конце альбома по ремонту моего авто. Если же брать россыпью, то тоже дороговато получается, если брать всё, что перечисленно в качестве инструмента в приложении к альбому по ремонту авто. Да и по объёму выходит большой чемодан, половину багажника займёт. а может быть ни разу и не пригодится в жизни. в смысле в дороге, потому как в гараже я копаться не собираюсь с авто, ориентируюсь на сервисы. А совсем ничего не брать. тоже как-то неправильно. Опять же, ключи есть и накидные и рожковые. согласно книжке по ремонту вроде бы нужны и те и другие, да ещё прямые и изогнутые хорошо бы иметь. инструментарий целого автосервиса получается. не весь же его с собой возить?
Из инструмента, кстати, уже положил в авто 4 отвёртки — крестовую и плоскую по две штуки, большую и маленькую. Ещё положил большие пасатижи и большие кусачки. Положил разборный «набор туриста» — лопатку — пилу ножёвку — топорик, в одном комплекте. Хлипкий комплект, честно говоря, зато компактный. Ещё в прошлые годы, без авто, пригождался в вылазках на природу, теперь живёт в багажнике машины.
Ещё, наверное. нет, даже точно , положу в машину лампочки всех применяемых номиналов — в книге по ремонту есть такая таблица. Учитывая, что за неработающие световые приборы стали сильнее дрючить и что даже днём теперь свет обязателен.
Так что исходный вопрос, собственно, вырождается в список номиналов ключей, которые надо с собой обязательно возить. Ну и торцовых головок. если какие-то из них очень необходимы. ну и какие ключи нужнее — рожковые или накидные.