Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиля
Далеко не во всех автомобилях установлен контроль за напряжением бортовой сети. Раньше в отечественных автомобилях стояла обычная лампочка в щитке, которая сигнализировала о зарядке АКБ. Это, конечно мало информации. Было бы не лишним установить дополнительный цифровой вольтметр или хотя бы индикатор из нескольких разноцветных светодиодов, показывающий основные пороги допустимых напряжений. Ниже приведены три простые схемы светодиодных индикаторов напряжения авто.
Индикатор напряжения на LM393
Рабочим напряжением бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым аккумулятором считают диапазон значений от 11,7В до 14В.
При выходе за пределы этого диапазона могут быть нехорошие последствия, так как при падении напряжения ниже 11,7 В произойдет резкий разряд аккумулятора, а при превышении свыше 14 В начнется его перезаряд.
Для контроля бортовой сети автомобиля предлагаю собрать простой индикатор состоящий из двух компараторов выполненных на одной микросхеме LM393 и трех светодиодов.
Текущее напряжение, снимается с делителя напряжения, построенного на сопротивлениях R2, R3, R4 и сравнивается с опорным, на стабилитроне VD1). Нормальное напряжение — горит зеленый светодиод, больше 14В — красный и желтый светодиод загорается если напряжение опустится ниже 11,7В
Индикатор напряжения на К1003ПП1
Устройство позволяет контролировать напряжение бортовой сети в четырех интервалах.
- При напряжении батареи ниже 11 вольт светится красный светодиод- VD1,
- при нормально заряженном аккумуляторе от 11,1 до 13,2 вольт светится зеленый светодиод VD2,
- в интервале от 13,4 до 14,4 вольт светится желтый светодиод — VD3,
- при перенапряжении более 14,6 вольта загорится красный светодиод VD4.
Регулировка схемы состоит в подстройке переменным резистором 10К диапазона нормально заряженного аккумулятора (12-13,8 В). Фототранзистор управляет яркость свечения светодиодов в зависимости от уровня внешнего освещения. Можно его и совсем исключить, тогда яркость будет максимальна.
Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А
Это схема также используется для контроля за состоянием бортовой сети и позволяет продлить срок эксплуатации аккумулятора, не допуская ее разряд более чем на половину. Данный индикатор с очень высокой точностью контролирует уровень напряжения батареи и информирует водителя о ее состоянии.
Схема устройства выполнена всего на одной отечественной микросборке К1401УД2А и состоит из четырех компараторов на операционных усилителях, которые при помощи светодиодов HL1…HL4 сообщают водителю о текущем уровне напряжения в одном из интервалов. По одномоментному горению сразу двух индикаторов (или их «перемаргиванию») можно точно вычислить момент нахождения напряжения аккумуляторной батареи на границе между интервалами.
Если ни один из светодиодов не горит, то это говорит только о том, что напряжение аккумулятора ниже 11,7В. Свечение HL1 подсказывает водителю о проблемах в работе регулятор напряжения — генератор — так при работающем двигателе генератор должен постоянно заряжать аккумулятор, но напряжение со стабилизатора не должно быть выше 14,8 В. Если же горит светодиод HL4, это говорит о том, что батарея разряжена более чем на 50% и ее нужно подзарядить.
В конструкции используются емкости С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечное малогабаритное сопротивление R5 типа СП3-19а, остальные сопротивления С2-23 (или аналогичные малогабаритные).
Дроссель Т1 построен на кольцевом сердечнике типоразмером К 10 х 6 х 3 из феррита марки 2000 НМ 1. Обмотки имеют по 30 витков провода типа ПЭЛШО-0,12. Дроссель при правильном включении фаз обмоток защищает устройство от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при включенном двигателе.
При установке предлагаемых индикаторов в автомобиле необходимо обратить внимание на то, чтобы его соответствующие элементы были тщательно изолированы от кузова автомобиля. Минусовая клемма должна быть изолирована от кузова, а плюсовая — от замка зажигания. В этом случае указатель напряжения будет регистрировать напряжение аккумулятора только во время движения автомобиля.
Держите напряжение бортовой сети своего автомобиля всегда под контролем!
Поделки своими руками для автолюбителей
Автомобильный, светодиодный индикатор напряжения, схема
Следить за состоянием электро-оснащения автомобиля водителю помогают различные приборы и индикаторы. Если говорить о самостоятельном изготовлении такого индикатора, то существует великое множество подобных схем,
как на паре транзисторов, так и на микроконтроллерах. Но давайте сначала определимся что требуется от такого индикатора, какие показания и в каком виде он должен показывать для удобного визуального восприятия. Ведь ежедневно представлять напряжение борт сети в цифрах или длинной светодиодной шкале просто не к чему.
На мой взгляд это просто не удобно, отвлекаться на цифры или светодиодную линейку, всматриваясь в показания. Для того чтобы оценить состояние электросистемы автомобиля достаточно иметь всего несколько порогов, которые будут сигнализировать водителю о её состоянии. Именно такое устройство и представлено ниже.
Вся индикация устройства реализована всего на двух светодиодах красного и зелёного свечения. Всего устройство различает четыре состояния электросети автомобиля:
- Напряжение ниже 12 В — мигает красный светодиод;
- Напряжение находится в диапазоне 12-13 В — горит красный светодиод;
- Напряжение находится в пределах 13-14 В — горит зелёный светодиод;
- Напряжение выше 14 В — мигает зелёный светодиод.
Как видно, нормальный режим это третий. Два крайних — аварийные, а второй говорит водителю о необходимости подзарядки аккумулятора. Думаю, что этого вполне достаточно для того чтобы оценить состояние электросистемы автомобиля и предпринять (или нет) какие-либо действия.
Входное напряжение с аккумуляторной батареи через регулируемые делители напряжения R4-R1R2R3 поступает на буферные логические элементы микросхемы DD1 CD4049. Всего реализовано три канала: DD1.1,6; DD1.2,5 и DD1.3. Буферные элементы, которые являются пороговыми устройствами, управляют запуском двух низкочастотных генераторов на элементах DD2.4, DD2.3 и DD2.1, DD2.2. Частота этих генераторов равно примерно 2 Гц. Выхода генераторов открывают два транзистора VT1 и VT2, к которым и подключаются светодиоды VD1, VD2 красного и зелёного цвета свечения. Питается схема через стабилизатор на элементах VD3, R9, C4.
При напряжении бортовой сети менее 12 В, на выходе DD1.6 будет логический нуль, соответственно и генератор DD2.4DD2.3 будет работать. Это приведёт к периодическому (2 Гц) открытию транзистора VT1 и вспышкам светодиода VD1 красного цвета. А на выходе DD1.3, наоборот будет присутствовать логическая единица и генератор DD2.1, DD2.2 не будет запущен и светодиод VD2 погашен.
При напряжении в диапазоне от 12 до 13 В выходной уровень DD1.6 поменяется на единицу, что приведёт к остановке генератора DD2.4, DD2.3. Но высокий уровень его выхода (10) будет держать транзистор VT1 отпертым и это даст непрерывное свечение светодиода VD1.
Когда напряжение бортовой сети будет в норме (13…14 В), то на выходе элемента DD1.5 установится единица, которая обнулит выход 10 DD2.3, транзистор VT1 закроется и светодиод VD1 потухнет. При этом логический ноль с выхода DD1.2 установит высокий уровень на выходе 4 DD2.2, а значит транзистор VT2 будет постоянно открыт и светодиод VD2 будет непрерывно светить зелёным цветом.
При превышении напряжения 14 В запустится генератор DD2.1, DD2.2 и по аналогии с первым генератором будет мигать зелёный светодиод.
Печатная плата для схемы показана на рисунке выше (ссылка на скачивание). Плата двухсторонняя, по-другому развести не удалось. Наладку генератора следует производить с помощью лабораторного источника питания, устанавливая соответствующие уровни напряжения и регулируя подстроечные резисторы R1-R3. При этом надо ориентироваться на логические уровни элементов.
Индикатор напряжения автомобильного аккумулятора
2 – паяльник; припой; монтажные провода; кусачки; пинцет; отвертка, канцелярский нож, дрель, мультиметр, блок питания для настройки.
Собираем следующим образом.
Шаг 1. Берем сгоревшую автомобильную USB зарядку, разбираем ее, Выпаиваем из ее платы все радиодетали.
В одной половинке корпуса зарядки в ее верхней части делаем 3 отверстия под светодиоды, и устанавливаем в них светодиоды, зеленый – в середину. На печатной плате делаем соответствующие отверстия под стабилитроны и резисторы. Лишние печатные дорожки можно удалить канцелярским ножом.
В разрыв провода между катодом светодиода HL1 и резистора R1 ставим переменный резистор 6,8 ком, подключаем питание на вход схемы 10,8 в, и поворачивая движок переменного резистора добиваемся свечения светодиода HL1. затем отключив питание, измеряем общее сопротивление резисторов (R1 и переменного резистора). Ставим постоянный резистор измеренного номинала в схему, удалив из нее переменный резистор.
Настройка светодиода HL1 закончена, так же настраиваем и остальные светодиоды. Для настройки HL2 подаем питание 11.8-12 в. Для настройки HL3 – 15 в. После установки нужных нам резисторов в схему, подаем питание на вход схемы 15в –должны светиться все три светодиода. Убавляем питание до 14 в светодиод HL3 должен погаснуть. При напряжении на входе ниже 11,8 в – должен погаснуть светодиод HL2. А при напряжении ниже 10,8 в должен погаснуть и светодиод HL1. Если это все так, как здесь описано, значит индикатор работает правильно. А если нет, то надо еще точнее подобрать все резисторы.
Схема индикатора напряжения бортовой сети автомобиля
Сегоднячка с утреца попала мне в тетрадке одна старенькая, но очень полезная схема. Это индикатор напряжения бортовой сети автомобиля или мотоцикла. Я когда то собирал такую для Жигули своего. Очень полезная и удобная вещь…
Основная задача устройства индикация какое напряжение борт сети. Тоесть показывает когда АКБ автомобиля разряжен 11,5В, напряжение в норме 12.4В и идет зарядка аккумулятора 14,4В
Короче паять я ничего не стал, а вот схему индикатора напряжения АКБ я выложу
Схема индикатора напряжения АКБ
Перечень используемых деталей
HL1 = Красный. Акб разряжен
HL2 = Зелены/Желтый. Норм напряжение
HL3 = Желтый/зеленый. Зарядка
R1,2 = 10к
R3,7,9 = 2,7к
R4 = 270
R5 = 360
R6 = 100к
R8 = 470
VD1 = Д814В (КС510А)
VD2 = Д814Д (КС512А)
VT1,2 = КТ361Б (КТ3107)
VT3,4 = КТ315Б (КТ3102)
Как видит все обошлось в пару ходов и все будет работать если косяков не сделаете..
А пока повторяйте на данную схему индикатора напряжения…
Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные устройства
Вот такой замечательный вольтметр можно приобрести на АлиЭкспресс всего за 181 рубль. Приборчик водонепроницаемый, поэтому его легко можно установить и на мотоцикл и на лодку.
Выпускается в трех цветовых вариантах: красный, синий и зеленый
Доставка бесплатная, товар придет в течении 3-5 недель
4 простых схемы для изготовления индикатора фазы на светодиодах своими руками
В любой технике в качестве отображения режимов работы используют светодиоды. Причины очевидны – низкая стоимость, сверхмалое энергопотребление, высокая надёжность. Поскольку схемы индикаторов очень просты, нет необходимости в покупке фабричных изделий.
Из обилия схем, для изготовления указателя напряжения на светодиодах своими руками, можно подобрать наиболее оптимальный вариант. Индикатор можно собрать за пару минут из самых распространённых радиоэлементов.
Все подобные схемы по назначению делят на индикаторы напряжения и индикаторы тока.
Работа с сетью 220В
Рассмотрим простейший вариант – проверка фазы.
Эта схема представляет собой световой индикатор тока, которым оснащают некоторые отвёртки. Такое устройство даже не требует внешнего питания, поскольку разность потенциала между фазовым проводом и воздухом или рукой достаточна для свечения диода.
Для отображения сетевого напряжения, например, проверки наличия тока в разъёме розетки, схема ещё проще.
Простейший индикатор тока на светодиодах 220В собирается на ёмкостном сопротивлении для ограничения тока светодиода и диода для защиты от обратной полуволны.
Проверка постоянного напряжения
Нередко возникает необходимость прозвонить низковольтную цепь бытовых приборов, либо проверить целостность соединения, например, провод от наушников.
В качестве ограничителя тока можно использовать маломощную лампу накаливания либо резистор на 50-100 Ом. В зависимости от полярности подключения загорается соответствующий диод. Этот вариант подходит для цепей до 12В. Для более высокого напряжения потребуется увеличить сопротивления ограничивающего резистора.
Индикатор для микросхем (логический пробник)
Если возникает необходимость проверить работоспособность микросхемы, поможет в этом простейший пробник с тремя устойчивыми состояниями. При отсутствии сигнала (обрыв цепи) диоды не горят. При наличии логического ноля на контакте возникает напряжение около 0,5 В, которое открывает транзистор Т1, при логической единице (около 2,4В) открывается транзистор Т2.
Такая селективность достигается, благодаря различным параметрам используемых транзисторов. У КТ315Б напряжение открытия 0,4-0,5В, у КТ203Б – 1В. При необходимости можно заменить транзисторы другими с аналогичными параметрами.
Вариант для автомобиля
Простая схема для индикации напряжения бортовой сети автомобиля и заряда аккумулятора. Стабилитрон ограничивает ток аккумулятора до 5В для питания микросхемой логики.
Переменные резисторы позволяют выставить уровень напряжения для срабатывания светодиодов. Настройку лучше проводить от сетевого стабилизированного источника питания.