Меню

Геометрия подвески автомобиля это

Зачем подвеске геометрия

Если поведение автомобиля на дороге изменилось – есть вероятность что, дело в нарушении геометрии колес. Определить правильность установки углов подвески можно на специализированном стенде в автосервисе, или же основываясь на своих ощущениях. Если автомобиль при прямолинейном движении уводит в сторону, изменилось реактивное действие на руле или же замечен неравномерный износ шин – проблема в неправильной геометрии, необходимо делать регулировку.

Причины нарушения геометрии

  1. Изменения после замены шаровых опор, сайлентблоков, рычагов, рулевых тях, амортизаторов или пружин
  2. Повреждение. Они могут возникнуть в результате ДТП или от встречи рычагов и тяг с дорожными неровностями или препятствиями.
  3. Износ деталей подвески.

Что регулировать

Развал – угол наклона колеса относительно вертикальной плоскости. Бывает положительным, отрицательным и нулевым.

Положительный развал говорит о том, что колесо наклонено наружу автомобиля (относительно земли). Если визуально можно увидеть такое отклонение, значит нужно делать регулировку. На некоторых автомобилях предусмотрен положительный развал колес, но увидеть его визуально невозможно, за исключением большегрузных грузовиков марки Татра, который им нужен для увеличения грузоподъемности.

Отрицательный развал определяется углом наклона колеса внутрь автомобиля. На большинстве современных автомобилях изначально установлен отрицательный развал, это связано с устройством подвески и стремлению к улучшению управляемости автомобиля.

Во время движения развал меняется, из-за неровностей дорог, поворотов и маневров, поэтому производители в настоящее время применяют подвески, где угол развала меняется.

Способы регулировки развала могут быть разными, в зависимости от производителя автомобиля. Где-то используется регулировка с помощью изменения положения стойки подвески, в каких-то случаях нужно делать регулировку специальными болтами-эксцентриками или шайбами.

Стоит отметить, что на многих новых автомобилях развал не подлежит регулировке, даже после замены шаровых опор он остается в пределах нормы и делать регулировку не нужно.

Схождение – угол наклона колеса относительно горизонтальной плоскости. От этого параметра в большей степени зависит управляемость автомобиля во всех режимах. Производители автомобилей так же закладывают допустимые отклонения схождения, так как с помощью регулировки нивелируется воздействие от отрицательного или положительного развала. Это необходимо для уменьшения износа шин и оптимальной управляемости. Схождение так же регулируется для компенсации стремления колес двигаться по дугам.

Положительное схождение – это когда передние края колес направлены внутрь по ходу движения автомобиля.

Отрицательное схождение – передние края колес направлены наружу.

Регулировка на всех автомобилях производится путем изменения длины рулевых тяг или рычагов подвески (для задней оси).

Кастор (или кастер) – это отклонение между осью колеса и вертикалью, если смотреть на автомобиль сбоку. Бывает положительным, нулевым и отрицательным. Значение угла наклона кастора влияет на многие параметры поведения автомобиля на дороге, главное из которых – это «самовозврат» рулевого колеса в нейтральное положение и обеспечение «обратной связи» на руле. В настоящее время на большинстве автомобилей устанавливается положительный кастор (наклон оси назад) на передней подвеске и делать регулировки не нужно, только если изменение геометрии подвески связано с повреждениями или изменениями конструкции.

Существует и порядок регулировки углов подвески. Развал и схождение взаимосвязаны между собой, поэтому регулируются вместе. В первую очередь нужно делать развал, а после — схождение.

Читайте также:  Схема системы охлаждения двигателя ниссан альмера классик

В автоспорте регулировки подвески используют для улучшения управляемости и часто превышают показатели, характерные для гражданских автомобилей. Делать это на обычных авто не рекомендуется, возрастают нагрузки на шаровых опорах, рулевых тягах и подшипниках ступиц.

И все таки, зачем делать сход-развал? Посмотрите видео:

Как регулировать

Времена, когда развал и схождение регулировались самостоятельно и «на глаз» давно в прошлом. Выставить все параметры, не имея необходимого оборудования, невозможно, а неправильная регулировка может иметь опасные последствия.

В настоящий момент многие автосервисы имеют специальные стенды для установки геометрии колес, а некоторые специализируются только на этой работе. Оборудование для настройки подвески можно разделить на несколько видов:

Лазерное оборудование уже уступает свои позиции, так как не имеет компьютерного управления и погрешность в регулировке высока. Технология определения углов проста – на колеса устанавливаются датчики, лазер от которых попадает на специальную измерительную шкалу. После – матер фиксирует настройки.

Инфракрасное оборудование – использует сложную систему датчиков, электронное управление, специальные видеокамеры. Для настройки на колесах крепятся измерительные блоки, которые определяют все отклонения колеса. Информационная база данных таких стендов содержит большинство автомобилей. Настройки подвески на таких стендах занимают достаточно много времени и требуют больших навыков от мастера.

3 D – в настоящее время самый популярный способ установки углов подвески. Операции на нем проводятся путем крепления на колесах автомобиля специальных мишеней. Инфракрасные лучи отражаются от мишеней и фиксируются видеокамерами, после чего компьютер обрабатывает информацию и дает рекомендации по настройке.

4 D – по своей технологии они близки к стендам 3 D , но имеют больше датчиков и сложную компьютерную систему управления. Стенд работает в паре с подъемником, и все измерения проводятся практически без участия оператора. После чего выдается диагностическая карта.

Перед тем, как отправится в автосервис на регулировку, нужно убедиться, что на автомобиле установлены колеса и диски одинакового размера. В противном случае выставить правильные углы будет невозможно. Соблюдать нужно все параметры: ширина резины, высота, диаметр дисков, вылет и т.д.

Состояние подвески автомобиля не должно вызывать явных нареканий. Если есть стук в шаровых опорах, сайлентблоки или рулевые тяги – скорее всего мастер порекомендует исправить эти недостатки, прежде чем делать схождение развал.

В некоторых случаях сделать геометрию в рамках допусков невозможно. Это бывает у автомобилей, с нарушенной геометрией кузова, где допустимые углы регулировки не позволяют достигнуть нужного результата, например после сильных ДТП.

Когда регулировать

  • После замены пружин, амортизаторов, сайлентблоков, шаровых, рулевых тяг, рычагов
  • Если изменилось поведение автомобиля в движении. Симптомы: сильно «тяжелый» или «легкий» руль, увод автомобиля в сторону при торможении, разгоне или равномерном движении
  • Повышенный или неравномерный износ шин
  • После замены колесных дисков или установки новых шин
  • После ДТП, которое могло повлиять на геометрию

Вывод

Настройки геометрии подвески – важнейшая процедура, которая влияет на управление автомобилем и безопасность. Даже небольшие изменения в развале или схождении – способны сильно повлиять на поведение автомобиля, особенно на скользкой дороге.

Читайте также:  Тест драйв автомобилей журнала за рулем

Процедуру регулировки нужно делать в автосервисе, на специальном оборудовании, по необходимости или по рекомендации автопроизводителя. В обязательном порядке регулировка делается после замены деталей подвески.

Геометрия подвески автомобиля: на что обратить внимание при проверке и регулировке?

Регулярная проверка геометрии подвески — это обязательная для любого транспортного средства процедура. На рынке присутствует достаточное количество специализированных приборов, использующих 3D-технологии, которые позволяют с высокой точностью скорректировать геометрию подвески. Неправильная настройка геометрии увеличивает расход топлива и вызывает чрезмерный износ шин, а также компонентов подвески и рулевого управления. На что обратить внимание при выполнении проверки и последующей регулировки?

Геометрия подвески — это набор параметров, который определяет положение и движение колеса относительно земли, что, в свою очередь, влияет на устойчивость транспортного средства и его управляемость. Это своего рода компромисс между уверенным движением транспортного средства по прямой и его хорошей управляемостью в поворотах. Такой параметр геометрии какугол наклона колеса есть возможность регулировать. Например, в спортивных машинах, предназначенных для дрифта, он нестандартный, поскольку в специфических условиях от автомобиля требуется определенное поведение. Однако в обычных автомобилях его следует отрегулировать в соответствии с нормами, установленными производителем транспортного средства.

«Один из важнейших параметров — схождение колес. Оно определяет взаимное положение колес одной оси. Проще всего это представить, посмотрев на автомобиль сверху. Кажется, что передние колеса параллельны. Однако довольно часто это не так. В действительности угол схождения составляет от +3 до −3 градусов. Сходящиеся колеса (так называемое положительное схождение) слегка направлены друг к другу. Регулировка схождения осуществляется с помощью поперечной рулевой тяги, которую можно удлинить или укоротить», — поясняет Томаш Охман, представитель отдела технической поддержки компании SKF.

Еще один параметр — это угол наклона колеса относительно вертикальной оси, или развал. Обычно он отрицательный. Это означает, что если смотреть на машину спереди, то можно обнаружить, что колеса имеют наклон друг к другу, образуя перевернутую букву V. При таком наклоне при входе в поворот внешние колеса прилегают к поверхности по всей ширине шины. Это улучшает сцепление колес при смене направления. Каждый раз следует придерживаться норм, предусмотренных автопроизводителем, который уже на этапе изготовления определяет оптимальные параметры геометрии для вашего транспортного средства.

К сожалению, в последних моделях автомобилей остается все меньше возможностей установить угол наклона колеса. То же касается еще двух параметров, которые мы можем измерить только на автомобиле: поперечный и продольный углы наклона поворотного кулака — шкворня. В большинстве случаев мы также можем измерить угол поворота колес. Производители часто сообщают о разнице в угле поворота рулевого колеса, когда внутреннее колесо поворачивается на заданный угол (например, 20 или 30 градусов). Эта разница позволяет оценить состояние рулевой трапеции.

«Неправильно настроенная геометрия подвески вызывает множество негативных явлений. Самое главное — это повышенный расход топлива из-за большего сопротивления качению колес, неравномерный износ шин, а также возникновение дополнительных нагрузок на элементы подвески и рулевого управления, что ускоряет их преждевременный выход из строя. Поэтому не следует игнорировать любые симптомы, которые могут свидетельствовать, что с геометрией не все в порядке. Это важно и для современных автомобилей, оборудованных, к примеру, ассистентом удержания в полосе движения. Никто не захочет столкнуться с ситуацией, когда требуется слишком большая коррекция траектории, выполненная транспортным средством, имеющим в памяти отличные от фактических параметры геометрии. Еще одна проблема — увеличение тормозного пути. Машина, которая движется не в соответствии со своей осью симметрии, останавливается гораздо дольше, чем должна», — продолжает Томаш Очман.

До начала процедуры регулировки геометрии следует проследить за тем, чтобы давление в шинах соответствовало требованиям автопроизводителя. Затем нужно поднять машину и проверить состояние подвески. Если имеются отклонения, то регулировка не имеет смысла, потому что как только транспортное средство покинет мастерскую, геометрия под нагрузкой вернется к неправильным параметрам. Прежде чем приступить к работе, необходимо также использовать специальную нагрузку (если это рекомендует производитель транспортного средства) и выполнить компенсацию биения обода.

«Компенсацию используют для устранения ошибок, которые искажают фактическое изображение плоскости вращения колеса относительно того, как его «видит» измерительное устройство. Причиной таких помех может быть обод, изогнутый в точке контакта с ручкой, что приводит к так называемому осевому биению. Подобные ошибки могут возникнуть из-за неточного прилегания к ободу крепежных элементов измерительной головки или повреждения крепления этих элементов. На практике очень сложно полностью исключить осевое биение, поэтому многие производители допускают его на уровне 1 мм», — отмечает Томаш Охман.

Авторизованные сервисы, обслуживающие автомобили премиальных брендов (BMW, Mercedes), справляются с этой проблемой по-другому. Обод не участвует в процедуре измерения, поэтому нет необходимости выполнять его компенсацию. Операция выполняется с помощью специальных кронштейнов, которые крепятся непосредственно к ступице колеса. Однако кронштейны должны быть сконструированы определенным образом для возможности проведения замеров. Поэтому в большинстве случаев без процедуры компенсации все же не обойтись.

Читайте также:  Масло для 405 мотора

Некоторые производители перед настройкой геометрии рекомендуют использование дополнительной нагрузки, которая закладывается в транспортное средство в определенных местах. Это делается для имитации фактического использования транспортного средства во время движения. Каждый человек в машине — это дополнительная масса, которая в какой-то степени влияет на силы, действующие на элементы подвески и рулевого управления. Настройка геометрии начинается с задней оси (если есть такая возможность), поскольку именно она определяет геометрическую ось движения.

«Проверка и, при необходимости, регулировка геометрии подвески должны производиться минимум раз в год. Лучше всего — во время сезонной смены колес. Кроме того, нельзя игнорировать любые симптомы, указывающие на отклонения в работе. Также измерение следует проводить после каждой замены компонентов подвески, если это рекомендует производитель транспортного средства. Важно использовать детали от известных производителей, которые будут обеспечивать неизменность параметров в течение длительного времени. Нам в SKF это известно как никому — компания производит компоненты подвески и рулевого управления как для поставки на конвейеры ведущих автопроизводителей, так и для рынка послепродажного обслуживания автомобилей», — подводит итог Томаш Охман.

Adblock
detector