Библиографическая ссылка на статью: // Современная техника и технологии. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2012/02/229 (дата обращения: 11.09.2020).
канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,
канд. техн. наук Картуков А.Г.,
доцент Лебедев Т.Н.
МАРКИРОВКА И МОНТАЖ ПРИБОРОВ
ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ НА АВТОМОБИЛЕ УРАЛ-4320-31
Урал-4320-31 – одна из основных марок военной автомобильной техники, используемая в Вооружённых силах РФ.
Готовность к использованию автомобилей в значительной мере определяется техническим состоянием электрооборудования, и в первую очередь системой электроснабжения. Система электроснабжения включает в себя источники электрической энергии: основной – генераторная установка; дополнительный – аккумуляторные батареи. Все остальные системы выступают в роли приёмников электрической энергии. Основным источником электрической энергии в системе электроснабжения автомобиля Урал-4320-31 является генератор переменного тока, ротор которого приводится во вращение посредством ременной передачи. Генератор должен при работающем двигателе обеспечить электроснабжения приемников электроэнергии автомобиля и заряд аккумуляторных батарей. Реле-регулятор состоит из одного регулирующего элемента – регулятора напряжения.
Генератор с регулятором напряжения образует генераторную установку, которая входит в состав системы электроснабжения автомобиля. Выходные параметры генераторной установки выбираются так, чтобы на любых режимах движения автомобиля не происходил разряд аккумуляторных батарей. Бесконтактный транзисторный регулятор напряжения служит для поддержания постоянного напряжения в бортовой сети автомобиля.
На автомобиле Урал-4320-31 устанавливаются генератор 1702.3771 или Г 288Е [1]. Они представляют собой синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, с приточной вентиляцией. Водостойкое исполнение генератора обеспечивается применением соответствующих покрытий поверхности его деталей и пропиткой обмоток водостойкими лаками. Поэтому автомобиль может преодолевать брод без повреждений генератора и сохранением его работоспособности после преодоления брода.
Внешний вид генератора 1702.3771 представлен на рисунке 1.. Основные характеристики генератора 1702.3771 приведены в таблице 1. Привод генератора расположен в передней части двигателя на крышке шестерён распределения (рисунок 2) и осуществляется от шкива вентилятора системы охлаждения двигателя.
Для конкретного генератора модели 1702.3771 она имеет следующий вид: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение модели генератора – 1702.3771 (в соответствии с таблицей 2); номинальные напряжение 28 В и ток 50 А ; дата изготовления (месяц, год), указанные арабскими цифрами – 05.07; обозначение ГОСТа или стандарта или конструкторской документации на данное изделие – ГОСТР 52230; надпись «Сделано в России» (для изделий, изготовляемых в России). Условное обозначение модели генератора включает восемь цифр – 0000.0000, где первые два знака соответствуют порядковому номеру модели (первая модель – 11, вторая модель – 12 и т.д.), третий знак – модификации изделия, четвертый – исполнению. Четыре знака после точки указывают на номер типовой подгруппы (3771 или 3701 означает генератор) [3, 4].
Таблица 2 – 0бозначение исполнения изделия электрооборудования
0001.0000
Для холодного климата
0002.0000
Общеклиматическое исполнение
0003.0000
Для умеренной климатической зоны
0006.0000
Экспортное исполнение
0007.0000
Тропическое исполнение
0008.0000
Для изделий, предназначенных на экспорт в страны с холодным климатом
0009.0000
Для изделий общеклиматического исполнения, предназначенных на экспорт
Генератор следует устанавливать на двигатель в следующем порядке (рисунок 4) [5]:
– вставить палец 6 в отверстие лапы задней крышки генератора и закрепить гайкой 3 с шайбами 5 и 8;
– установить генератор на кронштейн 4 так, чтобы палец вошел в разрезное отверстие кронштейна;
– вставить болт 2 в отверстие передней лапы генератора и ввернуть его в отверстие кронштейна, не затягивая; валы шкивов передачи должны быть расположены параллельно, а канавки шкивов друг против друга;
– отрегулировать натяжение ремней привода генератора, после чего надёжно закрепить генератор на двигателе ;
– надёжно присоединить провода к выводам генератора.
Регулировка привода генератора производится в соответствии с требованиями Руководства [6]. Нормально натянутый ремень привода генератора при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен прогибаться на величину от 10 до 15 мм. Если ремень прогибается больше или меньше указанного, отрегулировать натяжение.
Проверку натяжения ремней производить нажатием руки или с помощью прибора для проверки натяжения ремней. Рекомендуется проверку производить с помощью прибора ППНР-100 для проверки натяжения ремней (рисунок 5).
При эксплуатации автомобиля необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее натяжение приводит к преждевременному выходу из строя генератора, а и недостаточное натяжение – к выходу из строя батарей из-за недозаряда.
Натяжение ремней привода генератора необходимо регулировать его перемещением относительно оси крепления. Перед регулировкой ослабить болты крепления передней и задней опор генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. Изменив положение генератора с помощью ломика монтажного, отрегулировать натяжение ремней. После регулировки надежно закрепить ослабленные болты и гайки. При увеличенной вытяжке хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них. Ремни заменять только в паре из одной группы по длине с разницей на более 3 мм.
При натяжении ремней категорически запрещается упирать ломик монтажный в какие-либо агрегаты или устройства двигателя.
Бесконтактный регулятор напряжения 2712.3702 служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети автомобиля. На автомобиле УРАЛ-4320-31 регулятор напряжения 2712.3702 работает с генераторами 1702.3771 и Г 288Е. Он представляет собой электронный прибор на 3-х кремниевых транзисторах, неэкранированный, пылебрызгозащищенный. Регулятор напряжения установлен под капотом автомобиля УРАЛ-4320-31 на передней панели кабины и подключен к бортовой сети автомобиля.
Маркировка регулятора напряжения 2712.3702 нанесена в соответсвии с ГОСТ [2] . Она имеет следующий вид (рисунок 6б): наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение модели регулятора напряжения (таблица 2) – 2712.3702 (нанесено на переключателе уровня напряжения); номинальное напряжение 28 В (нанесено на переключателе уровня напряжения) ; обозначение ГОСТ или обозначение стандарта или конструкторской документации на изделие данного вида – ГОСТР 52230; надпись «Сделано в России» (для изделий, изготовляемых в Российской Федерации). Условное обозначение модели регулятора напряжения включает восемь цифр – 0000.0000 и аналогично по своей структуре и применяемой кодификации условному обозначению генератора (таблица 2). Четыре знака после точки также указывают на номер типовой подгруппы (3702 означает реле-регулятор или регулятор напряжения) [3, 4].
а – устройство регулятора; б – переключение уровней регулирования напряжения и маркировка регулятора напряжения
Условное обозначение модели и номинальное напряжение регулятора напряжения нанесены на переключателе уровня напряжения потому, что его внешний вид (корпус, выводы, их количество и размеры) такие же, как и у регулятора напряжения 2702.3702. Данный регулятор напряжения имеет номинальное напряжение 14 В и применяется на автомобилях с бензиновыми двигателями семейств УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ.
Особенность конструкции регулятора напряжения – переключатель величины регулируемого напряжения представляет собой герконы и управляющий ими магнит, который находится в рукоятке, переключающей уровни напряжения. Рукоятка в свою очередь располагается снаружи корпуса, что позволяет не нарушать герметичность корпуса. Напряжение настраивают переключателем, расположенным на передней крышке регулятора, в соответствии с рисунком 1.41.
Обозначение регулируемых уровней напряжения расположено на передней крышке регулятора. Регулятор выпускается с завода со средним уровнем настройки. Положение рычажка переключателя соответствует уровням напряжения: горизонтальное правое – средний; горизонтальное левое – максимальный; вертикальное – минимальный. Напряжение, поддерживаемое регулятором при плюс (15-35) 0 С, должно быть от 26,5 до 27,9 В на минимальном уровне, от 28,1 до 28,7 В на среднем уровне, от 28,7 до 30 В на максимальном уровне настройки.
Схема подключения генераторной установки в целом к бортовой сети автомобиля УРАЛ-4320-31 представлена на рисунке 7.
1 – генератор; 2 – регулятор напряжения; 3 – фильтр конденсаторный; 4 – реле отключения регулятора напряжения; 5 – провод красного цвета от вывода «+» генератора к клемме «+» указателя тока; 6 – провод красного цвета от кнопки электрофакельного устройства (ЭФУ); 7 – провод красного цвета к резистору добавочному с электротермическим реле; 8 – провод синего цвета от вывода «ВК» выключателя стартера и приборов; 9 – провод черного цвета от вывода фазы генератора «W» к реле блокировки стартера и тахометру
Рисунок 7 – Подключение генераторной установки к бортовой сети
1 Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006. – 284 с.
3 Акимов, С.В. Электрооборудование автомобилей [Текст] / С. В. Акимов, Ю. П. Чижков – М.: ЗАО «КЖИ» «За рулем», 2004. – 384 с.
4 Д. Соснин, А. Фещенко Современные автомобильные электрогенераторы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.remserv.ru/cgi/download/5_1999_44-50.pdf , свободный. – Загл. с экрана.
5 Руководство по эксплуатации 238ДЕ-3902150 РЭ. Двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238ДЕ2 [Текст]: – Ярославль. ОАО «Автодизель». 2007. – 332 с.
6 Руководство по эксплуатации 236-3902150-Б РЭ. Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2 [Текст]: – Ярославль. ОАО «Автодизель». 2010. – 172 с
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: