Волга и Москвич: игра в одни ворота?
Говорить о стилистических изысках в формах Москвича или Волги — все равно, что рассуждать о неприспособленности болидов Формулы-1 для перевозки чемоданов. Оба автомобиля, хоть и слегка подретушированные, остаются детищами далеких семидесятых. Несмотря на это, многим нравятся формы Москвича, немало поклонников и у Волги. Вмешиваться в их полемику мы не собираемся — в конце концов, это дело вкуса. Обсудим лучше удобство интерьеров.
Волга — автомобиль классом выше Москвича, не правда ли? Соответственно, салон ГАЗ-3110 должен быть просторнее. Но почувствовать это могут только задние пассажиры. А вот для водителя и его соседа разницы почти никакой.
Высоким водителям (ростом выше 185 см) в обоих автомобилях не понравятся диапазоны продольных регулировок сидений. Да и потолок низко нависает над головой. А сиденья Волги хоть и далеки от идеала, но все же удобнее, чем в Москвиче, и снабжены большим количеством регулировок.
Кроме традиционных продольной и угла наклона спинки, здесь появилась рукоятка, вращением которой изменяется поясничный подпор.
Перед глазами водителя Москвича — морально устаревшая передняя панель. Все плохо — форма, качество пластика, расположение органов управления. Удивительно, но с начала выпуска ’сорок первого’ в 1986 году и до наших дней эта деталь не претерпела никаких изменений! Как и рулевое колесо с тощим, неприятным на ощупь ободом.
Комбинация приборов менялась, но очень незначительно. В результате владельцам Святогоров приходится довольствоваться тем же, чем пользуются все водители ’сорок первых’ — блеклой и нечитаемой комбинацией. Впрочем, ей больше подойдет название ’приборная доска’.
Нижегородские автостроители в этом смысле оказались более расторопными и вовремя разработали новую переднюю панель и комбинацию приборов для ГАЗ-3110. С ними в салоне автомобиля намного уютнее, да и водителю проще — показания приборов считывать легко. Четырехспицевая баранка выглядит несколько тяжеловато, но куда лучше, чем руль Москвича.
Правда, у Святогора есть один неоспоримый плюс: как в современных иномарках, и к замку зажигания, и к дверным замкам здесь подходит всего один ключ. А водителю Волги по-прежнему надо таскать как минимум два ключа.
И несколько слов о багажниках. Чистое сравнение здесь неуместно: Святогор — хэтчбек, а Волга — седан. И все же позволим себе заметить, что в Волге изначально огромный багажный отсек почти наполовину занят запасным колесом, закрепленным на громоздкой раме.
Где вы видели такое на современных автомобилях?
Кто быстрее — Волга с новым отечественным 150-сильным мотором или Москвич с французским двигателем Renault F3R? Поспешим огорчить патриотов — Волга хуже.
Трогаться с места на Волге непросто, но в этом виноват не двигатель ЗМЗ-406 — он как раз неплохо тянет на низких оборотах, — а изрядное усилие на педали сцепления. Темп набора оборотов до 2000 об/мин заслуживает похвалы, но потом мотор ’притухает’. И лишь после 3000 об/мин вновь подхватывает и уверенно раскручивается до тех пор, пока на 6000 об/мин довольно грубо не сработает ограничитель оборотов и автомобиль не задергается.
Такая характеристика двигателя неудобна: ведь 2000—3000 об/мин — наиболее часто используемый диапазон при обычной езде.
Другое дело Москвич. На нем плавный старт с места тоже требует аккуратного обращения с педалями газа и сцепления, но из-за того, что мотору немного не хватает крутящего момента на низких оборотах. Зато потом, после 2000 об/мин, следует интенсивная раскрутка двигателя. На первой передаче, а иногда и на второй, интенсивный разгон сопровождается повизгиванием буксующих на сухом асфальте колес. Правда, причина пробуксовки не только в избытке крутящего момента, но и в крайне низких сцепных свойствах шин М-229 размерности 175/70 R14. Если бы наш Святогор был обут в более ’цепкие’ шины, то мощь мотора использовалась бы более рационально.
Впечатляет эластичность французского двигателя. Отклик на нажатие педали акселератора, скажем, на скорости 100 км/ч — мгновенный, даже на пятой передаче. А интенсивность разгона такова, что многие иномарки отстают!
В самом начале эксплуатации боевой пыл Святогора сдерживала. коробка передач. Огромные усилия, с которыми приходилось включать передачи, вели к потерям времени при разгоне. Обсуждая тогда проблему, мы решили: или дело кончится поломкой КПП, или она разработается. К счастью, события развивались по второму варианту — сейчас, когда на одометре Москвича 12 тысяч километров, к работе КПП никаких претензий не осталось. Передачи включаются легко, быстро и информативно. Подтверждением наших субъективных оценок разгонной динамики могут служить и результаты замеров с помощью профессиональной аппаратуры (см. таблицу).
Кстати, Святогор ’объезжает’ Волгу по всем показателям. А ведь по заводским данным они должны идти ноздря в ноздрю. Так что на примере наших случайно выбранных автомобилей получается, что АО Москвич дает объективную информацию о возможностях своих автомобилей, а ГАЗ — приукрашенную.
И тут Волга проигрывает своему оппоненту. При торможении тяжелый (но все же легковой!) автомобиль останавливается почти как грузовик — медленно, нехотя, поскрипывая всеми элементами подвески. Усилие на педали тормоза великовато и в то же время совершенно неинформативно. Но это полбеды. Как оказалось, при экстремальном торможении на асфальте блокируются не все четыре и даже не два передних, а лишь одно заднее колесо! Без комментариев.
У Москвича с тормозами никаких проблем. А то, что колеса рано блокируются, так это вина шин, а не тормозной системы.
Начнем с худшего, то есть с Волги. Первое, с чем приходится бороться, — это с большим усилием на руле. Не спасает и огромное передаточное отношение рулевого привода (от отбоя до отбоя — 5,2 оборота!) — только крутить приходится больше. К тому же при движении в повороте водитель лишен четкого реактивного действия на руле.
До 110 км/ч автомобиль неплохо держит прямую, но на большей скорости начинает ’плавать’ по дороге. В предельном повороте, однако, ГАЗ-3110 едет без сюрпризов. Кузов прилично кренится, но автомобиль следует по заданной траектории.
После Волги Москвич удобен и очень легок в управлении. Руль можно вращать одной рукой, даже в режиме парковки. К сожалению, реактивного действия здесь тоже не хватает. На высокой скорости Святогор тоже начинает отклоняться от траектории. Но, во-первых, это происходит лишь после 140 км/ч, а во-вторых, отклонения легко корректируются.
Зато в предельном повороте Москвич менее предсказуем — в основном, из-за отсутствия четкого реактивного действия рулевого управления. На какой угол повернуть руль, по какому радиусу автомобиль зайдет на кривую, точно определить сложно. Особенно это опасно на высоких скоростях. Усугубляют ситуацию и низкие сцепные свойства шин. Чуть переборщил с газом — и автомобиль соскальзывает передними колесами наружу поворота.
По плавности хода и Волга, и Москвич на наших дорогах выглядят предпочтительнее многих иномарок. Но каждому из них присущи свои особенности.
Так, волговская подвеска в силу конструктивных особенностей обладает повышенным внутренним трением. В результате большинству дорожных неровностей дается достойный отпор. Иногда даже кажется, что ГАЗ-3110 без проблем на любой скорости преодолеет и глубокую яму, и выступающий колодец. Однако увлекаться не следует — энергоемкость подвески не безгранична даже у Волги. Неровности дороги типа мелкой волны или следующих друг за другом ям вызывают вибрации неподрессоренных масс, что очень неприятно для сидящих в автомобиле. К тому же Волге присуща небольшая раскачка при движении по шоссе.
Москвич в целом очень неплохо справляется с дорожными неровностями, особенно на высокой скорости. Но когда на пути попадаются серьезные ямы, его подвеска пасует раньше волговской, пропуская удары на кузов и позволяя автомобилю излишне раскачиваться. Последствия этого могут оказаться плачевными — во время нашего теста Москвич при подобной раскачке ударился о дорогу низко висящим масляным поддоном двигателя.
Фамильными чертами Волги были и остаются вибрации на холостых оборотах и дребезг системы выпуска. Но это только прелюдия к концерту, который закатывает работающий на повышенных оборотах мотор. Тут уж кричи не кричи, а беседу с пассажирами придется отложить на потом. Впрочем, мотор здесь только солирует, но система выпуска и трансмиссия аккомпанируют ему не тише.А теперь взгляните на цифры, полученные в результате замеров внутреннего шума Волги, — 86 децибеллов. А норма по ГОСТу — 78 децибеллов. Получается, что ГАЗ-3110 не удовлетворяет российским стандартам! Но, позвольте, как же тогда этот автомобиль получил сертификат? Да очень просто. На сертификацию был представлен специально подготовленный ’тихий’ экземпляр с измененными опорами силового агрегата и доработанной системой выпуска. А с конвейера сходят совсем другие Волги. Где-нибудь на Западе общество по защите прав потребителей раздуло бы из этого скандал, а то и судебный процесс. А у нас ничего, все сойдет с рук.
Москвич тоже оказался на нелегальном положении — превышение норматива на три децибела. Правда, на фоне Волги он выглядит тихоней.
Результаты испытаний на стенде с беговыми барабанами оказались более радужными — оба автомобиля удовлетворяют российским нормам токсичности. Напомним, что и Москвич, и Волга имеют двигатели с распределенным впрыском топлива и системой выпуска без каталитического нейтрализатора отработавших газов. Топливом для обеих машин служит обычный бензин АИ-92.
Итак, по совокупности потребительских свойств Москвич-214145, он же Святогор, лидирует. Да и результаты ресурсных испытаний пока складываются не в пользу Волги. Хотя подождем загадывать — ведь большая часть испытаний все еще впереди.
О. РАСТЕГАЕВ
С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Фото О. Растегаева
P.S. Ну вот, сглазили мы Москвич. Не успели похвалить его коробку передач, как с полигона пришло сообщение: ’На 15000 км вышла из строя КПП Святогора. Хруст шестерен, самовыключение IV и V передач. Необходим ремонт’.
Эта модель автомобиля в различных вариациях сходит с конвейера завода в Нижнем Новгороде уже 35-й год. По большому счету конкурентов у нее в нашей стране нет. Старая знакомая в новой одежке – «Волга» ГАЗ-31105 – на тест- .
Газета.Ru
В будущем году все прогрессивное человечество, по крайней мере на 1/7 части суши, отметит сорок пятую годовщину марки «Волга». За это время в ее конструкции и внешнем облике изменилось буквально все. И тем не менее много .
Журнал «Автомобили»
Волга ГАЗ-3110 — автомобиль не новый. И испытывали мы его не раз, в том числе и с 16-клапанными моторами ЗМЗ-4062. В 1998 году мы даже попытались провести ускоренные ресурсные испытания Волги на Дмитровском автополигоне. .
Газета «Авторевю»
Отзывы про ГАЗ 3110 Волга
у меня это вторая волга, до них ездил на тазах 🙁 , многие пишут что много кушает, версия с карбюратором дв 402 или 4021 это да, город около 14 литров, так что газовое на него просто необходимо ставит читать отзыв
Машина уже год, ни какой радости не приносит. Перед покупкой знакомые предупреждали по поводу кузова, и правда начали вылазить паучки =((((, но это х. ня. Багажник с виду здооровый, но безтолков читать отзыв
Лучшее из архива Авторевю. Примеряем на себя Волгу ГАЗ-3110
В период летнего отпуска мы переверстываем и размещаем на главной странице сайта одни из самых важных и интересных статей Авторевю разных лет. Если у вас есть пожелания по републикации, в Клубе создана отдельная тема.
Волга ГАЗ-3110 — автомобиль не новый. И испытывали мы его не раз, в том числе и с 16-клапанными моторами ЗМЗ-4062. В 1998 году мы даже попытались провести ускоренные ресурсные испытания Волги на Дмитровском автополигоне. Правда, из-за бесконечных поломок тогда еще «сырого» двигателя эти испытания вместо трех месяцев растянулись почти на год. Потом мы эту Волгу отправили на краш-тест (еще по старым правилам: 50 км/ч и 50-процентное перекрытие).
И вот мы снова приобрели Волгу, отдав за нее пять тысяч долларов. Мотор — такой же, мощностью 131 л.с., однако на этой машине уже появились гидроусилитель рулевого управления и противотуманные фары. Главная цель этой покупки та же: скоро Волга будет разбита о бетонный куб с деформируемым препятствием в ходе очередного краш-теста Авторевю по методике EuroNCAP. А пока суд да дело, мы решили Волгу «примерить».
Качество автомобилей, которые сходят сегодня с конвейера ГАЗа, стало лучше, чем три года назад. Все панели салона тщательно подогнаны друг к другу и хорошо закреплены. В местах сопряжения деталей — ровные и не очень большие зазоры. Раньше передняя панель была из жесткого пластика, а теперь отливается из мягкого материала. Облагорожены обивки дверей. В движении ничто не скрипит, ничто не дребезжит.
Но конструктивно автомобиль — гость из прошлого. Да, шестнадцатиклапанный мотор отличается внушительным моментом на средних оборотах. Но раскручивать его выше 4000 об/мин не хочется: толку мало, а шума — как в машинном отделении теплохода. Да и способ крепления двигателя к кузову далек от совершенства — на холостых оборотах Волгу пробивает крупная дрожь. Гидроусилитель руля хорош только в режиме парковки, да и то если не замечать его громкого «сопения». На ходу рулевое управление работает без намека на обратную связь — как на американских авто конца семидесятых. Но самое ужасное, что иногда руль подклинивает. Жуть! После этого говорить об управляемости просто бессмысленно. И посадка здесь отвратительная. Нонсенс: за рулем самого большого российского автомобиля мне теснее, чем в Оке. Головой я подпираю крышу, ногами — руль. И это при отодвинутом до упора сиденье! При каждом выключении сцепления левая коленка встает враспор между рулем и ручкой двери. В тот день шел снег, и мне было страшно. Случись нештатная ситуация — и я не смогу ни руль повернуть, ни пониженную передачу включить. Хорошо еще, что с тормозами проблем не было — никаких заносов при замедлении, да и всесезонные шины М-225 производства МШЗ порадовали неплохим сцеплением со снежной дорогой. Чем хороша подвеска Волги, так это своей «дубовостью» — едешь по трамвайным путям как на джипе, да и на высокий бордюр вскочить не проблема. Так что на объезд ямок особо не отвлекался.
Тест ГАЗ-3110, «Князь Владимир». ПРЕСТИЖ ПО-РУССКИ
КАК ЕГО ПОНИМАЮТ НА «МОСКВИЧЕ» И НА ГАЗЕ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ,
Столичные чиновники, кажется, вдоволь вкусили «роскоши» «Князя Владимира» и дружно пересели на дорогие иномарки: дескать, выходит дешевле. Теперь и мы примерим княжеский кафтан. Интересно же — плох он или хорош. А для сравнения возьмем официальную любимицу казенных людей — «Волгу» GAZ 3110. Ведь по данным заводов, основные параметры этих машин (см. табл.) весьма близки.
У каждого свой вкус, но внешность «волжанки», пожалуй, выразительнее. Московский «Князь» утилитарен, зато внутри уютен и просторен. Лишь накладки под дерево на панели приборов неуместно роскошны.
Газовцы, похоже, следуют традиции Генри Форда: «Цвет может быть любым при условии, что покупатель выберет черный». Практически все в салоне такого колера. А что не траур, то серое. Может и практично, но удручает.
За руль «Волги» попасть не так-то просто — нужна сноровка. Проемы дверей у нее «уже, чем у „Князя“, хотя и выше. Но при этом выше и подушки сидений, и пол. Сзади другая особенность — между средней стойкой кузова и подушкой сиденья ботинок проходит только вдоль — сесть с достоинством тоже не получается. „Князь“ гостеприимнее: двери, особенно сзади, намного шире. Сидишь как в домашнем кресле — просторно и солидно.
На рабочем месте водителя у обеих машин существенных эргономических изъянов мы не отметили. Полная регулировка передних сидений «Волги» без гаечных ключей и отвертки невозможна. А с инструментом очень уж трудоемка: если делать, то один раз и навсегда. Наклон спинок регулируется вращающимися рукоятками, расположенными около ящичка для мелких вещей, — неудобно, особенно пассажиру.
Огромный «волговский» капот, естественно, увеличивает непросматриваемую зону спереди, зато габариты автомобиля чувствуются четко, но только в хорошую погоду — зона очистки стекла «дворниками» смещена к середине и слева остается большой «слепой» треугольник.
Хочется подвинуться вправо, но не пускает руль — он традиционно слегка развернут боком. Но салон «Волги» широк и расстояние между сиденьями на 120 мм больше «княжеского».
И пусть обитателю «волжских просторов» не нужно тянуться к рычагу переключения передач, но почему-то при включении второй и четвертой рукоятка оказывается ниже, чем на первой-пятой. А на новых автомобилях, пока коробка «тугая», набалдашник иногда соскакивает с рычага.
У «Владимира» пространство спереди ничуть не отличается от привычного «москвичовского». Кресла с минимумом регулировок, но посадка весьма удобна: нигде не жмет, не кособочит. Разве что левое колено пассажира близко к углу консоли, да подлокотник между сиденьями мешает переключать передачи. Видимо, не случайно у большинства автомобилей это «удобство» если не отломано, то откинуто между спинками сидений.
Из дополнительного оборудования обе машины оснащены электростеклоподъемниками передних дверей (на «Князе» еще зеркала с электроприводом). На редакционную «Волгу» мы поставили их сами, а у «Князя» это сделано на заводе. Но расположение клавиш на подлокотниках дверей у «Владимира» не понравилось. При выходе иногда случайно облокачиваешься на них, приоткрывая окна. Если сигнализация не умеет их закрывать, автомобиль остается незащищенным. Штатные места «Волги» — на кожухе тоннеля — на наш взгляд, предпочтительнее.
Задним пассажирам «Князя» гораздо привольнее. Не только из-за большего расстояния до спинок передних кресел — обзор сзади неизмеримо лучше. Пусть в «Волге» потолок выше на 45 мм, в ней не покидает ощущение тесноты. Боковое окно маленькое, перед глазами высокая спинка переднего сиденья, тоннель на полу (130 мм) в два раза выше «москвичовского», у головы — широкая задняя стойка. Впрочем, кому-то в таком склепе даже уютно. Тем более, откидывающийся подлокотник удобнее «княжеского».
Зато у «Князя» откидываются не только подлокотник, но и подушка, и спинка заднего сиденья — образуется обширнейшее пространство для груза. «Волга» такой особенности не имеет. Впрочем, когда сиденья в пассажирском положении, оба багажника практически равны по объему. Но организованы они по-разному. В московской машине нет не только ничего лишнего, но даже штатных мест для домкрата, насоса и инструмента. Багажник чист и формой близок к параллелепипеду (или просто ящику). Запасное колесо снаружи под полом в выдвижной корзине (на более поздних моделях колесо с инструментом уложено в нишу пола багажника). Запаска «Волги» лежит на полке у передней стенки отсека. Насос и сумку с инструментом пристроим там же, а домкрат — слева на крыле. Под полкой неровный пол образует «загашники», куда можно засунуть что-нибудь про запас (и забыть об этом навсегда). Задняя часть багажника широка, но выступающие лонжероны мешают разместить коробки или чемоданы. Вот мешки с сыпучим грузом — другое дело, они примут любую форму.
А каковы машины в движении? «Волга» обута в шины «Кама-Никола» 195/65R15. У «Князя» «Таганка-Партнер», 185/70R14 модели М-242. Проверим на ходу.
В городе, если ехать степенно, машины различаются лишь при проезде швов на асфальте и всякого рода колодцев с выступающими крышками. «Князь» проходит их мягче и при сравнимой с «Волгой» разгонной динамике четче реагирует на поворот руля.
Парковаться на обоих автомобилях несложно — и тот, и другой оснащены гидроусилителями, а больший радиус поворота «Князь» компенсирует меньшей длиной.
На шоссе разница в повадках машин огромна. «Волжанка» летит пулей. Но. пуля — дура. Если на дороге попался шов или выбоина, «Волга» очень долго оправляется от возмущения. Ее переставляет по всей полосе, а на движение руля она отвечает сначала креном, потом выдерживает паузу и только затем реагирует по существу. А при полете со скоростью выше 100 км/ч аэродинамические шумы доминируют над прочими.
«Княжеская» поступь в тех же условиях гораздо благороднее. Автомобиль спокойно и уверенно держит курс. Вместе с тем излишней остроты в поведении нет. Чувствительность руля на малых углах поворота (до 10°) удобная, в меру острая и без запаздываний. Только реактивное действие слабовато — крутизна поворота больше ощущается по силе прижатия к сиденью, чем по усилию на баранке. Впрочем, у «Волги» с реакцией на руле гораздо хуже: ее нет совсем.
НУЖНЫ ЛИ БЕРУШИ
Напоследок померили внешние и внутренние шумы автомобилей. Снаружи при разгоне с 50 км/ч на второй передаче «Князь» нашумел на 75,3 дБ(А), а на третьей — на 70,3 дБ(А). «Волга» — соответственно 78,6 и 73,6 дБ(А). Многовато, по ГОСТ 41.51–99 должно быть не более 74 дБ(А). В салоне «Владимира» тихо, а «Волга» на разгоне в норму не уложилась. Впрочем, излишне строго здесь судить нельзя. «Князь» нам попался довольно пожилой (пробег 79 тыс. км), а редакционная «Волга» (пробег 11600 км) изначально была шумновата.
Средний эксплуатационный расход топлива в городе у «Князя» оказался 9 л/100 км, у соперницы — 13 л. На шоссе при равномерном движении на пятой передаче со средней скоростью 97,8 км/ч — соответственно 7 и 9,5 л/100 км.
Автомобили сделаны по-спартански: не обременены кондиционерами, подушками безопасности, подстаканниками и прочими «атрибутами роскоши». Ничего особенно породистого — ни родословной «Мерседеса», ни утонченности БМВ или шарма «Пежо». Но все-таки «Князь» понравился нам больше «Волги». Он явно современнее и почти по всем потребительским параметрам лучше. Одна беда, «Вовочка» — редкость на наших дорогах. Может, пора ему отказаться от надуманной эксклюзивности, вспомнить свое пролетарское происхождение и доброе имя «Москвич»? Право, звучит не менее внушительно и уважаемо. А служить — верной семейной машиной?
И все же, почему «Князь» пришелся не ко двору — ненадежный? Но и «Волга», судя по нашему опыту, не менее «сыпучая». Дорогой? «Владимир», штучная, по сути, машина, стоит 175 тыс. руб., а с отечественным мотором на 35 тыс. дешевле — почти как конвейерная «Волга». Очевидно, немилость вызвана не техническими причинами. А «Князя» жалко.
От «Москвича» «княжеская» панель отличается лишь накладками под дерево.
Панель «Волги» решена современнее.
«Волга». Капкан на пассажира.
В «Волге» разве что не тесно.
. а в «Князе» просторно.
Багажник «Волги» огромен, но — запаска.
У «Князя» здесь гораздо удобнее.
Если сложить заднее сиденье «Князя», еще остается место за спинками передних кресел.