Автомобили ГАЗ-31029
ГАЗ 31029 — серийный легковой автомобиль Горьковского автомобильного завода, выпускавшийся в период с 1993 по 1997 год. Условно является производной модели ГАЗ 24-10, часть конструкций в котором были взяты из ГАЗ 3102 (по большей части те, что касались именно кузовных компонентов). Является одним из самых успешных автомобилей за всю историю существования концерна ГАЗ в плане выпуска транспортных средств для широкого применения населением, а не специализированного типа (как та же ГАЗель, к примеру).
Классический вид Волги Газ-31029
История создания ГАЗ 31029
Интересно, что история создания автомобиля ГАЗ 31029 началась практически за 20 лет до его поступления на конвейер. Уже тогда в мире появились первые транспортные средства с обтекаемыми формами, форсированные двигатели, которые потребляли чуть больше 10 литров, но давали прирост в мощности почти в 3-4 раза.
Волга ГАЗ 31029 должна была заменить модель 24 в средине 70-х годов, вот только проект оказался долгостроем. На тот период финансирование завода было несколько урезано, из-за чего пришлось выпустить просто ГАЗ 3102, который практически в полной мере сохранил внутренности модели 24, получив лишь незначительные изменения в ходовой, несколько обновленный двигатель и кузов. А проект той Волги, которую все увидели в начале 90-х годов, просто заморозили.
Вид сзади ГАЗ 31029
Кстати, прототип неоднократно демонстрировался на той же Парижской выставке в 1981 году. И уже тогда несколько автомобилей выпустили, но исключительно для обслуживания партийных руководителей. Сам же государственный заказ на массовый выпуск не поступал. И, как оказалось впоследствии, его вообще не издали.
Зато прототип ГАЗ-3102 заменил собой выпуск лимузинов ГАЗ-13, последняя модель которых с конвейера сошла в 1981 году. А затем наступил кризис, развал Советского Союза, и сами инженеры верили в то, что проект можно считать утерянным и забытым. Но не тут-то было! Уже в 1992 году старые записи завода подняли, государство поддержало идею выпуска. И это было весьма рискованное решение! На западе, в Японии на тот момент выпускались созданные по российским меркам автомобили, с которыми «соревноваться» было практически безнадежной затеей.
Салон Волги 31029
Но риски были оправданы, так как производство завода ГАЗ ориентировалось исключительно на потребителя стран СНГ. И именно благодаря этому завод, как оказалось, выжил. Выпуская ежегодно порядка 115 тысяч автомобилей (в общей сумме, а не определенной модели). И это невзирая на тот факт, что и другие автомобильные концерны уже давно перешли на новое поколение, среди которых были «Спутник», «Таврия», «Ока». Они более экономичны, безопасны, легки в управлении.
Технические характеристики ГАЗ 31029
Изначально ГАЗ 31029 Волга позиционировалась как автомобиль среднетоннажный. При этом потреблял он относительно не много по своим меркам — порядка 13-15 литров на 100 километров пробега в смешанном режиме езды. Под капотом однако располагался 4-цилиндровый рядный, но 16-клапанный двигатель, который выдавал предельную мощность в 100 лошадиных сил.
Габаритные размеры Газ 31029
Этого хватало на развитие скорости в 147 километров в час при возможном разгоне до 100 километров в час за 22 секунды (а позже — за 20, в модернизированной версии двигателя). Кстати, это один из первых автомобилей, выпущенный в России, который можно было укомплектовать так называемым нейтрализатором выхлопных газов.
Касательно ходовой, то привод задний, передние тормоза — дисковые, задние — барабанного типа, как в большинстве автомобилей советской эпохи.
Коробка передач — 4-х или 5-ступенчатая (с автоматическим регулятором). Автоматической никогда в ГАЗ 31029 не устанавливали. Однако по умолчанию устанавливался гидроусилитель руля, за счет чего управлять транспортным средством было одновременно легко и удобно. Задняя балка была нераздельной и представляла цельную конструкцию с традиционной «грушей».
Вариант тюнинга Волги 31029
Передняя базировалась на двух независимых рычагах. Из-за этого езда была жесткой, но благодаря высокой массе, а также мощи пружин автомобиль с легкостью преодолевал выбоины на дороге. Здесь нужно отдать должное — трансмиссия в плане надежности получилась очень хорошей. Ширина колесной базы составила 180 сантиметров, протяжность — 498 сантиметров. Клиренс — 15,6 сантиметров (хотя сам кузов располагался существенно выше).
Нельзя назвать технические характеристики ГАЗ какими-то передовыми, но среди российского автопрома, предназначенного для автомобилей широкого потребления, он явный фаворит. К тому же здесь добавили регулируемые галогенные лампы, угол наклона которых менялся в зависимости от текущей нагрузки на трансмиссию, амортизаторы. Чем ниже получался клиренс, тем выше приподнималась подсветка (с ручной регулировкой).
Размер клиренса Газ 31029
ГАЗ 31029 Волга во многом уступал в механическом плане западным аналогам. Здесь свою роль сыграла как увядающая экономика Российской Федерации после развала Советского Союза, так и недостаток квалифицированных кадров, которые взялись бы за создание более продвинутого транспортного средства. Старт продаж получился весьма впечатляющим, но достаточно быстро перерос в спадающий график. По этой причине уже в 1997 году было принято решение о прекращении выпуска автомобилей (хотя даже до того периода объем государственного заказа был достаточно высоким). Заменили ее несколько позже моделью 3110.
Модернизация ГАЗ 31029
Автомобиль ГАЗ 31029 и так является модифицированной версией 3102, в котором те или иные изменения перетерпели визуальная составляющая кузова, работа электрики, добавились новые светосигнальные приборы.
В кузове же заменили передние крылья, капот, облицовку, бампер. Все это позволило преобразить автомобиль по «европейским» стандартам, добавив округлые переходы, обтекаемые формы. Дальнейший тюнинг возможен только в плане силового агрегата. Благо места для этого в автомобиле было предостаточно.
По желанию владелец мог поставить более производительный двигатель объемом до 4 литров (в стандартной комплектации до 2,4 литров), добавить нагнетатель. Однако все это было и так чрезмерным и лишним, так как автомобиль не был предназначен для транспортировки груза на длительные расстояния. Допустимая грузоподъемность — порядка 800 килограммов, а также 500 килограммов в прицепе без тормозов (одноосном).
Однако в 1994 году был представлен ГАЗ 310297. Это была версия «Волги» для стран с тропическим климатом.Здесь была несколько модернизирована система охлаждения, более защищена решетка радиатора. Установка бортового компьютера тоже может производиться, но такая модернизация обойдется достаточно дорого, так как автомобиль старого поколения, как и двигатель ЗМЗ 402-й категории.
Производитель же предлагал только возможность установки нейтрализатора в качестве дополнительного расширения функциональности транспортного средства. С 1995 года его ставили по умолчанию (согласно выданному распоряжению Госдумы, которая вступила в сотрудничество с международными организациями по охране окружающей среды).
Салон автомобиля ГАЗ 31029
Салон ГАЗ 31029 был, наверное, одной из самых слабых частей автомобиля. Не то чтобы были какие-то претензии к визуальному виду — страдала именно сборка, низкое качество используемых деталей, пластика. Исправились инженеры только при выпуске автомобиля по специальному государственному заказу. Тогда в салон добавили отделку под дерево (и это не был просто окрашенный пластик или металл, как иногда делали в ВАЗ).
И по этой же причине многие обладатели 31029 в будущем предпринимали попытки полностью переделать салон под 3110, который был уже более проработанным. Еще в 31029 получилась просто отвратительная звукоизоляция. При движении на невысоких скоростях и по ровной дороге внутри были слышны посторонние шумы. Даже если сравнивать с запорожской Таврией, у той изоляция была лучше, хоть она малолитражка.
А здесь речь идет о среднетоннажном автомобиле массой в 1400 килограммов и с более массивным кузовом. В общем, если уж и приниматься за тюнинг, то следует начинать именно с салона. Полностью менять звукоизоляцию, убирать кресла и ставить хотя бы с 3110, панель и все остальное.
В заводской комплектации внутренняя часть салона выполнена в классическом строгом стиле:
- ровные грани, переходы;
- низкая посадка кресел (за счет чего обзор из автомобиля был схож с грузовым ГАЗ-ом);
- современная приборная панель;
- явно выступающий рычаг переключения передач.
Кстати, ходили слухи, что в этом автомобиле изначально планировали сделать ручное переключение передач под рулем, как в старых моделях «Волги». Но почему-то от это идеи позже отказались. Хотя не удивительно: такая концепция хоть и была удобной, но крайне ненадежной из-за использования целой серии тяг, которые передавали усилия с рулевой колонки на КПП.
КПП для автомобиля ГАЗ 31029
К сожалению, даже попытки модернизировать салон «Волги» и исправить допущенные инженерами ошибки не всегда заканчивались успехом. Монтаж пластиковых панелей выполнялся всего по 3 точкам, из-за чего те достаточно быстро разбивались. Исправили все это только в 3110. Владельцам более старой модификации автомобиля пришлось смириться.
Дальнейшая судьба автомобиля
Невзирая на тот факт, что сам производитель считает ГАЗ 31029 не самой удачной моделью в истории концерна, и до нынешних пор она является самой продаваемой, объемы выпуска достигали 80 тысяч единиц ежегодно. Но автомобиль имел явные, очень заметные недостатки, а также предлагал своему владельцу относительно слабую безопасность на дороге. Он уступал в этом плане тем же малолитражкам, хотя и весил почти в 2 раза больше.
Почему так вышло? Потому что первичный проект был рассчитан на средину 70-х и начало 80-х годов. А получилось так, что на конвейер автомобиль поступил уже после распада СССР. В мире тогда произошел очередной скачок в плане развития технологий, а на Горьковском автозаводе использовались устаревшие техники. Однако на дорогах этот автомобиль можно встретить и сейчас.
Существенный его недостаток — это низкая устойчивость кузова к коррозии, но такое присутствовало практически в каждом авто того периода.
Зато он был дешев в ремонте, как и само транспортное средство, благодаря наличию огромного количества оригинальных комплектующих, выпущенных ГАЗ.
Вариант модификации Волги 31029
Уже только после 2000-х годов на потребительском рынке появились менее качественные китайские аналоги.
Но как бы там ни было, только благодаря этой модели концерн ГАЗ продолжил свое существование и выпустил ГАЗель, что позволило достичь прежних масштабов производства.
Более того, конструкция ГАЗ 31029 была взята за основу и в 3110, как и двигатель 402-й категории ЗМЗ. Естественно, что в будущем его кардинально переработали, но изначальная концепция осталась неизменной: 16 клапанов, 4 рядных цилиндра, подача топливной смеси через карбюратор.
Естественно, что прототипом данной модели был старый ГАЗ 24-10, в котором инженеры впервые применили электронное бесконтактное зажигание. Но тот в свое время был более революционным. А ГАЗ 31029 получился словно шаг назад. Единственное, чем он мог привлечь — это значительно меньшей стоимостью в сравнении с тем же FORD аналогичного класса автомобилей-среднетонников. На этапе выпуска 31029 были планы выпустить и версию для медицинских целей, однако ее не утвердили на собрании директорского состава. Поэтому и в середине 90-х годов на дорогах встречались 24-13, которые использовались и правоохранительными органами.
Переходный «ослобык»: как и почему появился ГАЗ-31029
К началу девяностых годов Волга второго поколения давно и безоговорочно устарела. Специалистами Горьковского автозавода к тому времени был разработан ГАЗ-3105, но альтернативой прежней «барже» перспективная модель не являлась, поскольку она должна была занять промежуточное положение между Волгой и Чайкой. А модельный ряд горьковских легковушек состоял из «номенклатурной» Волги 3102 и модели ГАЗ 24-10 – по сути, перелицованной «двадцать четвёрки» двадцатилетней давности.
К роме того, что ГАЗ-24-10 давно устарел морально, существовала еще одна проблема – производственная. За два десятилетия выпуска автомобиля кузовные штампы износились до предела, ведь было изготовлено уже более миллиона автомобилей. По сути, к концу восьмидесятых производство Волги уже давно отработало свой ресурс, что вынуждало заводчан искать выход. Требовалось оперативное обновление мощностей, которое можно (и нужно) было совместить и с модернизацией самого автомобиля.
О разработке принципиально новой модели речь не шла – скорее, назрела необходимость избавиться от архаичных элементов дизайна «круглофарной» Волги, ведущей свою родословную еще с середины шестидесятых годов.
На фото: ГАЗ-3102
Вариантов было немного: в отличие от изношенного кузовного оборудования для выпуска обычной «двадцать четвёрки», штампы для производства «малотиражной» ГАЗ-3102 находились в отличной форме, ведь в силу небольшого количества выпускаемых «ноль вторых» за прошедшее десятилетие они не успели износиться.
Вывод напрашивался сам собой – нужно обновлять «двадцать четвёрку», максимально используя имеющуюся агрегатную базу и кузовные штампы. Производственные мощности «ноль второй» для этой цели подходили как нельзя лучше.
Поиски выхода
На ГАЗе задумали выпустить слегка упрощенную версию ГАЗ-3102, которая отличалась бы от исходной версии только более дешевой отделкой. Однако тут сразу же возникли две проблемы.
Прототип «упрощенной» модели 3102. Таким должен был быть ГАЗ-24-10
Во-первых, партийное руководство еще живого советского государства категорически не хотело массово тиражировать «директорскую» модель, являющуюся служебным автомобилем госаппарата. Ведь ехавшая в потоке «ноль вторая» однозначно давала понять окружающим, что в ней сидит отнюдь не простой человек, а за рулём находится уж точно не частный владелец. А для «простых смертных», пусть и очень обеспеченных, выпускалась «десятка» — модернизированная Волга второго поколения.
Во-вторых, форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10, о котором мы подробно рассказывали в рамках обзора истории разработки ГАЗ-3102, имел ряд конструктивных особенностей, которые в условиях реальной эксплуатации воспринимались как недостатки. Да, «форкамера» была более экономичной и экологичной, но давалось это «дорогою ціною», как назвал своё произведение украинский классик М. Коцюбинский: двигатель с инновационной системой поджига смеси отличался крайне напряженным тепловым режимом.
При неудачном стечении обстоятельств (жара, нарушение регулировок систем питания и зажигания) это нередко приводило к перегреву двигателя со всеми вытекающими последствиями. И если обычные заволжские моторы были «дубовыми» и малочувствительными к отклонениям в настройках, то с «форкамерой» такой подход не проходил. Именно поэтому в «райкомовско-обкомовских» гаражах откровенно не любили двигатель ГАЗ-3102, лишившийся главной прерогативы Волги – простоты и надёжности, в то время как мотор ЗМЗ-402.10 на «плебейской» модели ГАЗ-24-10 не требовал излишнего внимания, радуя потребителей стабильностью и ремонтопригодностью.
Как показал опыт модели ГАЗ-3102, инновационные технологии для классического и местами даже откровенно архаичного седана оказались не слишком уместны.
Вдобавок конструкторы ГАЗа и сами охладели к форкамерно-факельному зажиганию, наблюдая, как мировые тенденции моторостроения пошли совершенно другим путём, развиваясь в ином направлении.
Многоклапанные головки, системы впрыска топлива, каталитическая нейтрализация отработавших газов – все эти новшества оказались куда более эффективными как с точки зрения экологии, так и относительно мощностных характеристик. Стало очевидно, что при обновлении модели от «форкамеры» нужно отказываться в пользу проверенного временем «четыреста второго» двигателя – пусть не такого экономичного, но куда более неприхотливого, нежели капризный ЗМЗ-4022.10.
Смесь округлого с нижегородским
Итак, требовалось довольно быстро создать новую модель на базе ГАЗ-3102, но чтобы при этом внешне машина заметно отличалась от «членовоза», а также соответствовала веяниям времени. К тому времени угловатый дизайн восьмидесятых годов уже начал сменяться плавными линиями и округлыми формами – этакими предвестниками господствующего в девяностых биодизайна. Однако на стыке десятилетий автомобили еще лишь только начали «оплывать и надуваться».
Именно поэтому внешность условно новой модели было решено выполнить в духе последних тенденций – то есть, придать автомобилю большей плавности и округлости, чем это было у прежних «плоскопараллельных» Волг и «кирпично-квадратного» ГАЗ-3102. Разумеется, «играть» можно было только дизайном передней части – ни штампы крыши, ни формы дверей при модернизации трогать не разрешалось по той причине, что это потребовало бы существенных затрат на модернизацию всего производства.
Как сделать новую модель малой кровью? Нужно приделать к «ноль второй» другой передок и максимально упростить остальное. Так и появился «ослобык».
В тот момент на ГАЗе работали над перспективным малотоннажным грузовичком, ставшим впоследствии ГАЗелью. Новой Волге «по наследству» достались унифицированные указатели поворотов и общее «выражение лица» с прямоугольными блок-фарами, которое и вправду стало куда более современным, чем у ГАЗ-24-10 с его трогательно-наивными круглыми фарами ФГ-140 образца шестидесятых годов.
«Двадцать девятая» была сделана на основе ГАЗ-3102, но заменить должна была обычную Волгу (на фото – в центре)
Кроме современной оптики с галогенными лампами и корректором светового пучка по высоте, модель получила пластиковую облицовку радиатора и травмобезопасные бамперы – опять же, изготовленные из пластмассы.
Применение этого материала преследовало сразу три задачи: во-первых, машина смотрелась современно, во-вторых, «проще» ГАЗ-3102 (как того требовали «сверху»), в-третьих, так выходило намного дешевле с точки зрения производственных затрат. Таким образом, новая Волга внешне заметно отличалась как от предшественницы с индексом 24-10, так и от более престижной ГАЗ-3102, которая, невзирая на немалый возраст, по-прежнему стояла на ступеньку выше в негласной табели о рангах.
Первая Волга российского периода на фоне Нижегородского Кремля
Даже в черном цвете из-за обилия пластика в отделке «двадцать девятая» не производит впечатление «директорской» Волги |
Старушку Волгу модели 24-10 сняли с производства в 1992 году – именно тогда началось серийное производство новой модели, получившей заводское обозначение ГАЗ-31029. Модель была встречена уже российской, а не советской публикой неоднозначно. Вполне современная округлая передняя часть визуально никак не стыковалась с «квадратно-тяжеловесной» кормой ГАЗ-3102, а пластиковые бамперы придавали автомобилю «дешевый» вид. Из-за дисгармонии передка и задка острословы сразу же дали машине обидную кличку «ослобык» (еще один вариант – «козлобык»), намекая на то, что у дизайнеров ГАЗа по стечению обстоятельств получился своеобразный кентавр – этакая помесь новых тенденций со старыми формами.
В своё время при модернизации «классики» и разработке «пятого семейства» с подобным эффектом столкнулись и в Тольятти, однако широкие рамки технического задания позволили ВАЗу оставить лишь старую крышу, в то время как на ГАЗе в «новинке» новым был, по сути, лишь передок.