Профессиональный Чип-тюнинг
Профессиональный чип-тюнинг, настройка нестандартных конфигураций
Что такое чип-тюнинг?
В современном автомобиле все механические процессы в двигателе регулируются и контролируются электронным блоком управления двигателя. Управление происходит согласно алгоритмам, заложенным в программу управления двигателем. Соответственно изменяя те либо иные параметры программы блока управления – можно воздействовать на мощностные характеристики двигателя.
Изменение программного кода (так называемой «прошивки») ЭБУ – это и есть чип-тюнинг.
Однако не все так просто. Информация об алгоритмах работы программы управления двигателем – не может быть найдена в открытых источниках. Также при профессиональном изменении программ блоков управления необходимо руководствоваться специализированными знаниями и вычислениями, которые могут быть получены только в результате кропотливого труда и продолжительного опыта работы в данной сфере. Именно поэтому большинство так называемых чип-тюнеров являются шарлатанами, которые даже не понимают процессов, происходящих в двигателе. Мы постараемся предоставить некоторые факты и рекомендации, чтобы вы сами понимали важность выбора профессионала своего дела, а не шарлатана – у которого нет знаний, и чья единственная забота – получить ваши деньги и побыстрее скрыться – пока не сгорел мотор.
К сожалению, в отрасли чип-тюнинга доминируют непрофессионалы с хорошими маркетинговыми навыками. Даже среди крупных брендов в мире тюнинга – не редко можно увидеть обман и непрофессионализм. Поэтому не верьте никому. Верьте только вашим чувствам, верьте измерениям, верьте физике, химии и логике.
Запомните одну важнейшую вещь – если машина поехала быстрее в результате модификации прошивки – это еще не значит, что ваш двигатель работает правильно, а алгоритмы управления не исковерканы до неузнаваемости. Не относитесь к модификации программного обеспечения блока управления как к простой операции. Это высокоинтеллектуальный труд, от качества которого зависит жизнь вашего автомобиля и ваше финансовое благосостояние. Ведь это вам платить за ошибки горе-специалиста.
Если сравнить стиль работы процентного тюнера и профессионала, то видна огромная разница. Процентный тюнер – завершает свою работу в течении 5-10 минут, все изменения в прошивке сделаны на проценты. Также процентный тюнер как правило не может дать разумных объяснений того – что он сделал в прошивке.
Совсем иной подход у профессионала. Профессионал обсуждает с клиентом свою работу. Работа над прошивкой может идти от нескольких часов до нескольких дней – так как поиск в прошивке необходимых карт и параметров, а также расчет новых – занимает определенны промежуток времени. Превосходство профессиональной работы выражается не только в мощности и эластичности, но и в надежности, выбросах, расходах на обслуживание и даже в шумности работы двигателя.
Быстрый тюнинг не предполагает поиска, создания и настройки так называемого маппака – списка всех необходимых для настройки машины карт и значений. Вам просто копируют карты с другой машины – при том часто даже с неодинаковыми начальными значениями. Нужно ли вашему мотору такое?
Давайте еще раз подчеркнем то, что в 95% случаев вы получите плохую настройку вашего автомобиля. Да, да. Вы не ослышались. Только тщательный и осознанный выбор сможет уберечь вас от некачественной работы. Не стесняйтесь расспрашивать об изменениях, которые будут сделаны в прошивке вашего блока. Если тюнеры не хотят или не могут ответить вам конкретно – то они фактически скрываются от вас. Чтобы вы не заметили, что работа, за которую вы заплатили – является некачественной. Бывает даже, что при удалении ошибок в прошивке – они удаляют полностью все ошибки – в результате чего машина становится не диагностируемой. И сразу такую пакость вы даже не заметите. Также часто бывает, что люди, которые прошивают вам автомобиль – являются просто посредниками и их работа была выполнена фактически кем-то другим. В результате случись что — вы просто не найдете концов и виноватых.
Ключевые факторы, которые следует учитывать при выборе чип-тюнера.
- Убедитесь в технической грамотности чип-тюнера задав ему несколько технических вопросов. Убедитесь знаком ли он хотя бы с основными характеристиками вашего автомобиля. Включая крутящий момент, мощность, модель блока управления.
- Цена не имеет никакого реального значения. В 95% случаев вам будет предложено очень низкое качество и высокая цена.
- Профессионал формирует цену исходя из того, чего вы хотите достичь, от сложности работы с вашим автомобилем и блоком управления.
- Профессионал использует оригинальное оборудование и программные комплексы.
Результаты профессиональной работы многократно превосходят продукты 5-ти минутного недоразумения не только по мощности. Профессионал сможет учесть и индивидуальные особенности эксплуатации автомобиля. Кто-то ездит в основном на низких оборотах, кому-то нужна максимальная отдача, а кому-то экономия топлива в определенном диапазоне.
Сочетание всех достоинств профессионального подхода рождает уникальный продукт высокого качества, в котором сочетается и профессионализм настройки, и индивидуальный подход. Подводя итоги можно сформулировать следующие выводы:
Что даёт чип-тюнинг автовладельцу?
Прежде всего, это увеличение мощности двигателя, крутящего момента, максимальной скорости автомобиля и, возможно, даже снижение расхода топлива в определенных режимах.
Чем «просто» чип-тюнинг отличается от профессионального?
Только во втором случае работа производится с использованием качественного дорогостоящего программного обеспечения, а также имеется официальная документация от компаний-производителей автомобилей и электронных блоков управления (Bosch, Siemens и т.д.). Профессиональный чип-тюнинг – это не «ползунки подвигал, поднял подачу топлива и готово», это продуманное и, главное, грамотно рассчитанное изменение программного кода ЭБУ с учетом характеристик и производительности всех механических узлов конкретного автомобиля. Пересчитывая топливоподачу, нужно учитывать и состав смеси, и углы опережения впрыска, и производительность форсунок, и характеристики турбины, и производительность трансмиссии – и многое другое в огромном и сложном механизме, которым является двигатель автомобиля.
Еще один показатель профессионализма – это возможность настройки нестандартных конфигураций автомобиля, когда произведен механический тюнинг автомобиля. Иногда установка более мощной турбины не даёт желаемого результата из-за неграмотного чип-тюнинга, ведь мало заменить механические части двигателя автомобиля — нужно сделать так, чтобы электронный блок управления эти изменения принял и понял, отдавая корректные команды новому оборудованию и другим узлам, работающим с ним.
Именно так — имея необходимое оборудование, знания и навыки — мы в PowerLab и создаем профессиональные прошивки, которые по качеству, надежности и безопасности не уступают заводским, при этом превосходят их по выдаваемой мощности и динамике.
Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.