Тест драйв Volkswagen Pointer –
«Еще один VW из Бразилии (Pointer 1.8)»
О Volkswagen Pointer
Фольксваген Поинтер
“Pointer” с новым мотором
“VW Pointer” начал продаваться в России с прошлого года. Появление на российском рынке бразильского “Volkswagen” было воспринято покупателями неоднозначно. На разных чашах весов оказались, с одной стороны, привлекательная цена за автомобиль престижного бренда и, с другой — маломощный мотор. Литровый двигатель — альтернатив ему не предлагалось был явно маловат даже для столь компактного автомобиля. А теперь в продаже появился куда более мощный “Pointer” с 1,8-литровым мотором. Это, кстати, самый крупнообъемный двигатель в классе. Во всяком случае, среди городских компактных моделей, предлагаемых на российском рынке. Правда, стоит “Pointer 1.8” ощутимо дороже литровой версии.
КОГДА “Pointer” только-только появился на нашем рынке, соблазн приобрести новенький “Volkswagen” меньше чем за $10.000, оказался велик. Несмотря на кажущуюся парадоксальность идеи продавать в России бразильские автомобили, маркетологи явно “попали в точку”. Не прошло и полугода с начала официальных продаж, как из заморской диковинки “Pointer” превратился в достаточно распространенный и, главное, востребованный на нашем рынке автомобиль. Очередей в дилерских центрах пока не наблюдается, но, по словам продавцов, машины на складе не застаиваются. Рост продаж тормозят только сложности с доставкой — очень уж далеко.
Менеджеры автосалонов любят рассказывать клиентам о том, что за столь “скромные” деньги можно приобрести “настоящий” VW, конструкция которого адаптирована для стран “третьего мира”. Некоторая доля лукавства, особенно насчет чистоты фольксвагеновской породы, здесь присутствует. Внешне “Pointer” больше всего напоминает европейский “Polo” прошлого поколения (если конечно же не вдаваться в детали). Оформление передней части машины во многом перекликается с дизайном только что снятого с производства “Пассата”. А в сумерках хэтчбек можно принять и за “Golf” третьего поколения. Но все это весьма условное внешнее сходство. Ничего общего с немецкими “Фольксами” автомобиль не имеет (шильдики с фирменным логотипом — не в счет). Откройте капот “бразильца” — и все станет ясно. Компактных моделей с продольным расположением двигателя европейский “Volkswagen” отродясь не делал. Соответственно в данном случае мы имеем дело с типичным изделием южноамериканского автопрома, не имеющим явно выраженных европейских корней.
Пятидверный “Pointer 1.0” с минимально приемлемым уровнем оснащения, но без кондиционера обойдется в $10.896. За аналогичную машину с новым 1,8-литровым двигателем придется отдать $13.265. В ней в отличие от базовой версии уже будут гидроусилитель руля, центральный замок, электрические стеклоподъемники и даже две фронтальные подушки безопасности (такая комплектация называется “Sa-fety”). Богатство версии, обозначенной цифрами “1.8”, выглядит “ослепительным” на фоне литровой модификации. Помимо прочего этот автомобиль отличается стабилизатором поперечной устойчивости, обивкой в багажнике и шумоизоляцией в дверях.
А кондиционер? За него придется доплатить еще около 600 долларов. Уже выходит дороговато. За эти деньги можно купить более крупные и технически более продвинутые “Renault Logan 1.6” или “Hyundai Accent” с автоматической коробкой. Ладно, черт с ним, с кондиционером. В конце концов мы не в Бразилии.
Король крутящего момента
ДУХ при интенсивном разгоне отнюдь не захватывает. Динамика — приемлемая и не более того. Как же так? Сверяемся с характеристиками: с достаточно приличного объема двигателя бразильцы снимают не очень приличную по нынешним временам мощность. Всего 99 сил — аналогичный показатель сегодня сплошь и рядом встречается у полуторалитровых моторов, но, правда, с четырьмя клапанами на цилиндр.
Многочисленные клавиши на центральной консоли отвечают за. электроприводы окон. Надо опустить стекло? Нажимаете одну кнопку. Поднять? Другую.
Зато в отличие от большинства одноклассников новый для российского рынка “Pointer” обладает весьма солидным крутящим моментом: 152 Нм — это весьма недурно. Автомобиль понравится тем, кто любит ездить размеренно, с минимумом переключений. Солидная тяга позволяет уверенно двигаться на первой передаче, не трогая педаль газа. Даже на холостых оборотах мотор “втаскивает” автомобиль на небольшие подъемы! Очень удобно для езды в вялотекущих пробках.
Благодаря солидному запасу крутящего момента “Pointer 1.8” легко прощает распространенную ошибку начинающих водителей — трогаясь с места, можно смело бросать сцепление, не касаясь педали газа. Никакого недовольства от подобного обращения “Pointer” не выразит, а уверенно покатится вперед. Чтобы заглохнуть при старте, надо специально постараться.
Правда, за тяговитость приходится платить. И не только при покупке автомобиля. Из-за солидного рабочего объема расход топлива отнюдь не “малолитражный”. Около 7,5 л/100 км — это по паспорту. В реальных условиях движения по Москве в рабочие дни выходит около “десятки”.
Подозреваю, что у себя на родине такие моторы видят настоящий бензин только по большим праздникам. В остальное же время бразильцы заливают в бак что-нибудь типа спирта, полученного из сахарного тростника. Но российский дилер тем не менее настоятельно требует использования только 95-го бензина.
В целом по субъективным ощущениям “Pointer 1.8” здорово напоминает дизельный автомобиль. Усиливает это впечатление и явно различимая на холостом ходу вибрация. Стоит только завести двигатель, как весь кузов автомобиля начинает мелко подрагивать. Постоянный “зуд” чувствуется и на руле, и на педалях, и на рычаге КПП. Для дешевой модели — не смертельно, но как-то неприятно.
Важные мелочи
БОГАТСТВОМ “улучшенной” внутренней отделки “Pointer 1.8” отнюдь не поражает, но по сравнению с опробованной нами в прошлом году литровой версией некоторые положительные сдвиги имеются. В первую очередь они касаются панели приборов. Вместо несуразно большого указателя уровня топлива появился тахометр. С щитка пропала странная надпись “Design”, замеченная нами на литровой версии. Ее место заняли указатели температуры и запаса бензина. Абсолютно нормального, надо сказать, размера. Они удобно и логично вписались в верхнюю часть панели между тахометром и спидометром.
На приборной доске стало больше шкал по сравнению с модификацией, представленной в России год назад.
На нашем автомобиле шкалы приборов были по-спортивному белыми и даже с хромированными окантовками. Подсвечивалась вся эта красота пронзительным синим светом, соперничающим по своей ядовитости с сияющими витринами “Баскин Робинса”.
Качество отделочного пластика, к сожалению, осталось на прежнем невысоком уровне. Но собраны все детали интерьера достаточно аккуратно, без заметных щелей и зазоров, что, впрочем, не мешает передней панели отчетливо поскрипывать на ходу. Расстраивает только оформление дефлекторов внутренней вентиляции. Неужели было сложно сделать вокруг них какой-нибудь кантик или подштамповку? Создается ощущение, что в процессе проектирования интерьера о них просто забыли. А в последний момент, когда все уже было готово, “махнули” электролобзиком четыре прямоугольных отверстия и этим ограничились. Надо бы повнимательнее относиться к деталям, ведь именно они создают общее впечатление от автомобиля.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Lada Kalina NFR
(хэтчбек 5-дв.)
Alfa Romeo MiTo
(хэтчбек 3-дв.)
Opel Corsa
(хэтчбек 5-дв.)
Озадачили кнопки управления стеклоподъемниками. Строго по центру панели красуется гигантский блок из восьми (!) одинаковых клавиш, на каждой из которой присутствует пиктограмма с изображением бокового стекла. Зачем так много? Все уже давным-давно привыкли, что открытие и закрытие окна осуществляется одной-единственной качающейся клавишей. Бразильцы пошли другим путем: одна функция — одна кнопка. Одна открывает окно, другая закрывает. Итого — восемь клавиш на четыре стекла. Если очень внимательно присмотреться, то рядом с каждой пиктограммой присутствует то ли полустертая, то ли просто непропечатанная крошечная стрелочка, указывающая направление движения окна. Мягко говоря, неудобно.
Хотя, в общем и целом, нареканий к эргономике водительского места нет. Диапазоны перемещения сиденья — более чем достаточные. Единственное, чего реально не хватает, так это регулировки рулевой колонки.
А вот на заднем сиденье с комфортом беда. Мне жаль того, кому придется провести там больше 15 минут. Если он, конечно, не ребенок. Основной причиной неудобства, как ни странно, стал низкий потолок. Распрямить шею невозможно — голова упирается. Даже у человека среднего роста. Так и приходится сидеть в позе почтительного полупоклона. Сколько так можно выдержать? Думаю, что недолго.
Автомобиль для дачников
Шасси “Pointer” — не самое цепкое и точное, зато отлично глотает колдобины.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ утверждают, что у себя на родине “Pointer” славится необычайной живучестью, хотя дороги в Бразилии, по словам очевидцев, еще хуже наших. Охотно верю, достаточно мягкая и длинноходная подвеска легко “глотает” шеренги “лежачих полицейских”, передавая на кузов лишь легкое покачивание. Знакомая выбоина на подъезде к редакции, требующая повышенной осторожности даже от водителей внедорожников, за рулем “Pointer” проходится легко и непринужденно — “ходом”.
Увы, “неубиваемость” подвески имеет и обратную негативную сторону. Это колоссальные (для компактного автомобиля) крены в поворотах, “размазанность” реакций на поворот руля и чрезмерная раскачка машины. Если на ходу несколько раз быстро переложить руль из стороны в сторону, то в какой-то момент можно обнаружить, что “баранка” уже повернута влево, а автомобиль тем не менее явно едет вправо. Так что для лихачества “Pointer” не годится. Он больше тяготеет к степенному и неторопливому передвижению.
Можно предположить, что новинка от “Volkswagen” придется по вкусу, например, дачникам. Благодаря достаточно высокому клиренсу “Pointer” не испугает ни колея, ни разбитая грунтовка. А солидный запас крутящего момента поможет выбраться из грязи даже на груженном “под завязку” автомобиле. Не возникнет проблем и при буксировке тяжелого прицепа, вот только фирменного фаркопа в списке дополнительного оборудования, к сожалению, не значится.
Солидный крутящий момент “Pointer 1.8” несомненно пригодится и при передвижении по городу. Но с прагматичной точки зрения наиболее оправданным выглядит некий промежуточный вариант между “литром” и 1,8-литровой версией. И хотелось бы надеяться, что в ближайшее время он появится в продаже. Благо в производственной программе бразильского отделения VW помимо двух уже известных нам двигателей “Pointer” значатся и 90-сильный мотор объемом 1,6 л, и литровый двигатель c турбонаддувом, выдающий 112 сил, и даже дизель.
Породистый друг
За 10 тысяч долларов можно купить вполне свежий “Фольксваген”. А можно и вообще новый.
Обещанного ждут год
“Алло! Отдел продаж? Мне нужен “Пойнтер”. ” “Ну и как твой “Пойнтер”. ” “У него теперь “Пойнтер”. ”
Подобные обрывки фраз говорящих по мобильникам вы сейчас будете слышать частенько. Не подумайте только, что Россия помешалась на утиной охоте и запасается для этого всем необходимым, включая специальных собак, – речь идет об автомобиле. А точнее, о самом доступном за всю историю продаж на нашем рынке “Фольксвагене”.
Еще год назад на Московском автосалоне-2003 многие “повелись” на симпатичную машинку с коротеньким именем “Гол” и обещанной ценой “в пределах 9000 евро”. С тех пор о “самом народном из всех народных” импортер помалкивал. И вдруг в сентябре 2004-го дилеры начинают продавать невесть откуда взявшийся “Фольксваген-Пойнтер” по действительно замечательной цене – $9500 в базовой комплектации. Не ломайте голову – это и есть тот самый “Гол” бразильской сборки. Просто маркетологи сочли, что для русскоязычных покупателей красивей будет “Пойнтер” – под этим именем та же самая модель известна, например, в Мексике.
Итак, “Фольксваген” серьезно замахнулся на самый нижний сектор русского рынка – туда, где правят бал корейские фирмы. Что в общем-то понятно – в более высоких ценовых группах все уже схвачено японцами. Отбить атаку с Востока можно, построив завод в России, как “Форд” и “Джи-Эм”, но немецкий концерн пока не дает заработать нашим пролетариям — поддерживает бразильских. Ну что ж, проверим, как они умеют делать автомобили!
На тест мы взяли самый дорогой “Пойнтер” в комплектации “Сейфети Плюс” с кондиционером, двумя подушками безопасности, усилителем руля и велюровым салоном. Покрашенная металликом, такая машина стоит $11 339 – сравните с одноклассником “Поло” испанской сборки за $13 359 в минимальной комплектации. Причем за такие деньги именно “Поло” как раз и будет гол. В том смысле, что как сокол. Какой уж там “кондей” и велюр, даже противотуманных фар (у “Пойнтера” они уже в “Базисе”) и то нет. Не говоря уже про 55-сильный мотор, против 67 л. с. у “бразильца”.
С точностью до литра
Внешне “Пойнтер” вполне современен, а что не тянет на авто XXI века, так для “фольксвагенов” вообще характерен консервативный дизайн. Сразу бросается в глаза (а точнее, радует взгляд) передний бампер с не по-европейски коротенькой юбчонкой. Да, в аэродинамике есть небольшой проигрыш, зато нечего будет обламывать на бордюрах или перекатах грунтовых дорог.
Колеса здесь, по нынешним меркам, маленькие, а “жигулевский” размер шин – 175/70 R13 диктует немедленную установку “секретных” болтов. Поставьте себя на место молодого подмосковного владельца наглухо затонированной “девятки”, которому предложили по дешевке весьма симпатичные, а главное, редчайшие на нашем рынке покрышки “Пирелли-Чинтирато”.
Салон встретил почти домашним уютом. Если пластиковые детали интерьера смотрятся действительно “бюджетно”, соответствуя цене машины, то про обивку этого не скажешь. Светлый бархатистый велюр выглядит роскошно и сразу с головой выдает тропическое происхождение машины. Эти сиденья и трогать опасаешься, не помыв руки. В далеком Рио-де-Жанейро на них садятся только в белых штанах, в которых, как мы помним, там ходят все поголовно. Кстати, форма сидений безукоризненно эргономична – чувствуется порода. Руль не регулируется, но для водителя среднего роста его положение оптимально. Расположение рычажков, клавиш и кнопок соответствует фамильным стандартам, но даже тот, кто не ездил на “Фольксвагене”, освоится здесь за полчаса – все продумано и логично.
А вот еще напоминание о бразильской специфике. Вместо тахометра стоит огромный, размером со спидометр, указатель уровня топлива. Шкала заканчивается отметкой “51” – вот так, с точностью до литра, на родине “Пойнтера” хотят знать запас жидкости в баке. Особенно если это этиловый спирт, на котором там ездит большинство автомобилей, в том числе и “голы”. Запас, который греет душу.
Простора на заднем сиденье – не ахти, да и сам диван можно сложить только целиком, но потенциальный покупатель “Пойнтера” эти особенности своей первой в жизни заграничной машины просто не заметит. Зато под капотом вольготно: по обе стороны от продольно стоящего двигателя – отличный доступ к узлам и агрегатам. Жалко, нет клапанов на окнах под рулевые тяги – вот она, засохшая грязь, попавшая сюда из арок колес. Хотя дырочки под пистоны клапанов предусмотрены. Неужели придется и здесь вырезать клапаны из старой камеры от грузовика, как когда-то на “Москвиче”? А вот не по классу емкий аккумулятор на 63 А·ч – это здорово! На родной рынок бензиновый “Гол” идет с маленькой батареей в 36 А·ч, но что такое русская зима, в Бразилии понимают.
Любитель оборотов
Моторчик объемом 1000 кубиков нечасто встретишь в России, а потому опробовать его в деле было, пожалуй, даже интересней, чем какого-нибудь 5-литрового зверя. Как я и предполагал, ездить с ним скучновато, но можно. С непривычки вы будете постоянно ощущать словно некую перегруженность машины. Мотор вроде тянет, не захлебывается и мало-помалу раскручивается, но. медленно.
А дело в том, что “Пойнтер” – современный автомобиль с прочным, безопасным, а значит, и достаточно тяжелым кузовом. В нем металла почти на центнер больше, чем в более крупной и мощной вазовской “девятке”, и все это должен разгонять моторчик всего лишь с литровым объемом.
Но если ездить спокойно, в потоке, “Пойнтер” не даст повода назвать себя “чахоткой”. На трассе он не напрягаясь, тихо и комфортно держит крейсерские 120 км/ч, не сбавляя на подъемах – просто дожмите педаль до пола, и он пойдет, как и шел. Кстати, тут вообще надо привыкнуть, что “газ в пол” – нормальный рабочий режим, в том числе и в городе. В отличие от суперкаров, где неосторожное, не к месту, нажатие на педаль чревато трагедией, “Пойнтер” абсолютно безопасен для некоординированного водителя. Дать полный газ здесь можно в любой момент и на любой передаче – ничего неожиданного не произойдет. Чтобы снять с двигателя все 67 “лошадок”, полигона не потребовалось – хватило Новорижского автобана. На четвертой передаче машина “упирается” в 145 км/ч по спидометру, на пятой выкручивает 150, а чуток под горку и все 160 км/ч. С включенным кондиционером максималка падает примерно на 5 км/ч.
На проселке “Пойнтер”, с его большим дорожным просветом и длинноходной подвеской, ведет себя не хуже отечественных авто. Сразу видно – модель из “третьего мира”. В общем, для нас в самый раз. Но и активно покрутить рулем на асфальте на нем тоже можно. Кренится, конечно, но до внезапной потери управляемости дело не доходит. Продольный мотор, увы, не способствовал ожидаемой сверхверткости – радиус разворота почти такой же, как и у “Поло” с поперечным двигателем.
Вот такая необычная машина теперь есть в России. По сравнению с корейскими конкурентами маленький “Фольксваген”, конечно, родовит и авторитетен. Правда, за это приходится платить по $40–50 за нормочас на фирменных СТО против 25 у “корейцев”. Зато когда гарантия кончится, с “Пойнтером” можно смело уйти в гараж к “дяде Васе”, который за десять лет наловчился чинить аналогичные “Ауди-80” чуть ли не с закрытыми глазами. Итак, слабоватый, но отлично приспособленный для российских дорог и сервиса “Фольксваген-Пойнтер” против более динамичных, но менее практичных “корейцев” и будущих “французов” российской сборки. Посмотрим, кто кого.
Совсем дешево и подороже
В отличие от европейских “фольксвагенов” с любым сочетанием опций “Пойнтер” поставляют к нам в трех фиксированных комплектациях. В “Базисе” ($9499) машина будет только 3-дверной, без усилителя руля и подушек безопасности. Комплектация “Сейфети” ($10 517) означает уже 5-дверный кузов, две подушки, гидроусилитель, регулировку водительского сиденья по высоте, а салон вместо простой ткани обтянут велюром. И, наконец, в “Сейфети Плюс” ($11 223) предусмотрен еще и кондиционер. Доплата за черный цвет кузова — $78, за серый или серебристый металлик — $103. Силовой агрегат только один — литровая “четверка” в 67 л. с. с 5-ступенчатой МКП.
Вдоль или поперек
Предприятие “Фольксваген ду Бразил” в Сан-Паулу производит автомобили с 1959 года. Большинство моделей идентичны европейским, но есть и чисто бразильское семейство с продольно расположенными моторами, к которому кроме хэтчбека “Гол” относятся также универсал “Парати”, седан “Сантана” и пикап “Савейру”. Еще в 1981 году оно отпочковалось в самостоятельную конструктивную ветвь. На компактном однокласснике тогдашнего “Гольфа” применили продольную коробку передач от более тяжелого “Пассата” — естественно, у такого агрегата бoльший запас прочности.
Сегодня сочетание переднего привода с продольным двигателем — редкость даже на крупных автомобилях. А если учесть, что на длиннющие представительские “кадиллаки” уже давно ставят V8 поперек, то маленький “Гол”, относящийся к современному В-классу, — настоящий уникум.
Привлекательная цена, высокое качество сборки, комфортабельная подвеска